Школьное образование
УДК 37.026.1
Опыт разработки и реализации содержания дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Башкортостан
Experience in the development and implementation of the content of the disciplines of the subject area «Foundations of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia» in the Republic of Bashkortostan
Бенин В.Л., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, benin@lenta. ru
Рябова С.В., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, svetabspu@mail. ru
Benin V., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, [email protected] Ryabova S., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.017
Ключевые слова: образование, культура, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», методологические подходы к формированию содержания школьного образования, регионально-краеведческий подход.
Keywords: еducation, culture, subject area «Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia», methodological approaches to the formation of the content of school education, regional and local history approach.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена проблемой разработки содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования с учетом этнокультурных особенностей региона. Цель статьи заключается в изучении существующих авторских концепций и учебных программ по дисциплинам указанной предметной области в Республике Башкортостан. На основе анализа реализации разработанных программ в практике преподавания учебных заведений региона, авторами классифицированы три модели формирования содержания предметной области - на основе федеральных учебно-методических комплексов, сочетание федерального УМК и авторской учебной программы, преподавание дисциплины с этнокультурным содержанием по авторской программе с учетом особенностей Республики Башкортостан. Предлагаются способы решения существующих проблем в реализации предметной области ОДНКНР. Статья предназначена для теоретиков и практиков преподавания дисциплин предметной области ОДНКНР в общеобразовательной школе любого поликультурного и поликонфессионального региона России.
Abstract. The relevance of the research is caused due to the problem of developing the content of the subject area «Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia» at the level of basic general education, taking into account the ethnocultural characteristics of the region. The purpose of the article is to study the existing authors' concepts and curricula in the disciplines of the specified subject area in the Republic of Bashkortostan. Based on the analysis of the implementation of the developed programs in the practice of teaching educational institutions in the region, the authors classified three models of the formation of the content of the subject area - on the basis of federal educational and methodological complexes, a combination of the federal curriculum and the author's curriculum, teaching a discipline with ethno-cultural content according to the author's program, taking into account the peculiarities of the Republic of Bashkortostan. The ways of solving the existing problems in the implementation of the subject area of the ODNKNR are proposed. The article is intended for theorists and practitioners of teaching
disciplines of the subject area of the ODNKNR in a general educational school of any multicultural and multi-confessional region of Russia.
Введение. Внедрение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) в отечественной системе образования началось в 2012 году, что сразу вызвало широкую дискуссию, касающуюся разработки содержания заявленной предметной области. Республика Башкортостан не стала исключением. Более того, учитывая поликультурную специфику республики, во многом типичную для национальных субъектов Российской Федерации, накопленный здесь опыт представляется интересным и полезным далеко за пределами Башкортостана.
В 2017-2018 гг. по инициативе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы прошло несколько теоретико-методических семинаров с приглашением преподавателей дисциплин предметной области ОДНКНР, коллег из других регионов и Российской академии образования [1;2]. Анализ проблем содержания данной предметной области был представлен и в ряде наших публикаций [3;4]. Среди вызывавших критику особенностей новой предметной области выделялся религиозный компонент, которому, по мнению многих, придаюсь слишком большое значение. В начальной школе на выбор родителей вводилось шесть модулей дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики», четыре из которых («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры») соответствовали конкретным религиозным картинам мира.
Сомнения специалистов вызвало разделение детей на конфессиональной основе («это политическая, нравственная и педагогическая ошибка. Школа - единственное место, где дети разных народов и конфессий собираются вместе. Строить между ними стенки абсурдно, преступно и опасно» [5]) и изучение только одной религиозной культуры, что явно не способствует выполнению одной из воспитательных задач дисциплины - толерантного отношения к представителям других вероисповеданий. Родители в большинстве регионов останавливали свой выбор на более «толерантных» модулях: основах светской этики и основах мировых религиозных культур. Так, по данным Министерства образования РБ, в 2017 году в Башкортостане модуль «Основы светской этики» выбрали 98% родителей, 2022 году доля таких
родителей составила 77% (Заседание рабочей группы при Министерстве образования и науки Республики Башкортостан по вопросам изучения в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 27 мая 2022 г.). Несмотря на то, что за его границами Башкортостан считается «исламским» регионом, большинство родителей выбирает светскую основу для трансляции знаний об основных религиях и культурах.
Другая проблема, на которую обратили внимание педагоги и психологи в начале реализации предметной области ОДНКНР, касается соответствия составляющих ее содержание компонентов религиозной культуры и религиозного мировоззрения когнитивным возможностям обучающихся. Дело в том, что одно из основных понятий практически всех модулей - «вера» - формируется только в 14 - 15 лет на уровне 7-8 класса, а воспринять абстрактную концепцию Бога ученики могут только ближе к старшему школьному возрасту, когда формируется самосознание. К указанным психологическим проблемам можно добавить и методические вопросы по поводу как отсутствия единой логики во всех модулях, так и адекватности предлагаемых методик и технологий обучения.
Названные проблемы отразились на теоретическом уровне формирования содержания и практическом уровне его реализации в концепциях и учебных программах дисциплин предметной области ОДНКНР, которые были разработаны в Республике Башкортостан.
Методология исследования. В настоящее время разработано уже более 25 учебников по ОРКСЭ и ОДНКНР, которые включены в Федеральный перечень. Их авторы как правило базируются на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым и В.А. Тишковым [6]. Нормативными и методическими документами федерального министерства в дополнение к ФГОС основного общего образования определены три варианта реализации предметной области ОДНКНР:
- дисциплины, учитывающие
региональные, национальные и
конфессиональные особенности субъекта РФ и включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений;
- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин других предметных областей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
- включение занятий во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся [7].
Такое положение дел вызвало неопределенность в образовательных
учреждениях, почему они и не спешили вводить новые предметы. В Республике Башкортостан введение нового предмета началось в 2017 году. В 2022 году при помощи мониторинга сайтов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан было выявлено, что в регионе обучение дисциплинам предметной области ОДНКНР в 5 - 8 классах ведется на основе пяти концепций и авторских программ:
Методологические подходы к формированию предметной области ОДНКНР определяют не только логическую структуру, но и технологии изучения учебного материала. Основное ядро методологических подходов было заложено Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и конкретизировано в соответствующих республиканских концепциях и программах. Они предполагали
культурологическую направленность предмета и в разной степени использовали аксиологический, коммуникативный, деятельностный и междисциплинарный подходы. Объединяющим подходом для всех концепций стал регионально-краеведческий, когда изучение духовно-нравственных ценностей начинается в родной и близкой для обучающегося среде, а затем расширяется на большое Отечество - Россию. Однако каждая программа имеет свою специфику, с которой связаны название дисциплины и ориентация на квалификацию учителя-предметника, который ее ведет.
1. Программа, разработанная под руководством Н.Ф. Виноградовой и включенная в Федеральный перечень учебников и программ.
2. Программа, разработанная М.А. Бикмеевым.
3. Программа, созданная коллективом под руководством Г.Т. Обыденновой.
4. Программа, разработанная коллективом под руководством В.Л. Бенина.
5. Программа дисциплины «История и культура Башкортостана» авторского коллектива С.А. Галина и др. (реализовывалась по ФГОС до 2017 года в рамках регионального компонента и элективных дисциплин с этнокультурным содержанием).
В соответствии с этими концепциями в школах и гимназиях разрабатываются рабочие программы дисциплин. Диапазон применения данных учебных программ в процентном соотношении представлен в таблице 1.
Результаты исследования. Мониторинг показал, что основной для школ Башкортостана является учебная программа для 5 - 6 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, по которой работают около 39 % школ. Встречается также интегрированный вариант, когда эта программа является основной, но дополняется программами других авторов. Главным подходом является культуроведческий (аксиологический).
Специфическими подходами, заявленными авторами в реализации предметной области ОДНКНР являются:
- Принцип диалогичности: опора на коммуникативную ориентацию подростков и диалог различных культур народов России.
- Принцип краеведения: воспитание подростка и формирование ценностных установок в естественной среде своей семьи, народа и т.д. Формирование представлений о Малой родине как части большого Отечества.
- Принцип поступательности: постепенность, последовательность и перспективность обучения [7].
Таблица 1. - Применение авторских программ дисциплин предметной области ОДНКНР в Республике Башкортостан
Учебная программа %% школ, реализующих программу
Программа Н.Ф. Виноградовой, 2016 г. 39%
Программа А.М. Бикмеева, 2017 г. 14%
Программа под ред. Г.Т. Обыденновой, 2017 г. 13%
Программа под ред. В.Л. Бенина, 2017 г. 14%
Программа «История и культура Башкортостана» (С.А. Галин и др.), посл. ред. 2007 г. 20%
Большим плюсом программы Н.Ф. Виноградовой является наличие учебно-методического комплекса, включающего учебники для 5-6 классов, методическое пособие для преподавателя и рабочие тетради для школьников. Думается, это чаще всего и определяет выбор названной программы. В содержании программы представлены компоненты из разных дисциплин и отсутствует предпочтение конкретной квалификации учителя-предметника.
Большинство программ, разработанных в Республике Башкортостан, опираются на региональный подход - духовно-нравственные ценности рассматриваются на примере населяющих край народов и особенностях их традиционной и современной культуры. Первой среди них была разработанная в Институте развития образования Республики Башкортостан программа М.А. Бикмеева. Мониторинг показал, что по этой программе в республике работает 14% школ. Содержание дисциплины базируется на локально-исторической и культурологической теории, с ориентацией на изучении процессов, происходивших в конкретных пространственных и временных рамках, что позволяет учителю сформировать у обучающихся представления о роли и месте России в мире, о вкладе нашей страны в мировую культуру [8]. Такой подход можно с уверенностью назвать историческим. По словам автора, теоретико-методологической основой изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» является разнообразная и обширная область обществоведческих, исторических и культурологических знаний. Это область, изучающая развитие общества и человека, путь приобретения знаний в духовной
сфере, стремление понять и объяснить духовность как таковую, во всем многообразии ее развития в пространстве и во времени.
Содержание дисциплины демонстрирует применение исторического подхода, но, на наш взгляд, во многом дублирует курс истории. Сказанное иллюстрирует сравнение учебного материала, представленного в программе по истории России за 6 класс под редакцией А.А. Данилова [9, c.40-41] и в программе по ОДНКНР за 7 класс М.А. Бикмеева [8, с.23-24], см. таблицу 2. Не сложно заметить, что в программе М.А. Бикмеева рассматриваются события, уже известные школьникам по истории России за 6 класс. Исключение составляют блоки по культуре народов Южного Урала IX-XII веках, относящихся к региональному компоненту.
В силу особенностей содержания, указанная программа явно ориентирована на учителя-историка. Интерес к этой программе связан с ее продвижением на курсах повышения квалификации преподавателей
общеобразовательных школ в Институте развития образования РБ. Достоинством данной программы является изданная ИРО РБ серия учебных пособий для 5 - 9 классов, что тоже способствует ее широкому распространению среди преподавателей нашего региона. Однако, при всем уважении к автору, думается, что дублирование содержания дисциплины истории не способствует качеству образования по предметной области ОДНКНР. На наш взгляд, подобный подход можно рекомендовать как вариант включения в рабочую программу дисциплины «История» модуля ОДНКНР, содержащего вопросы духовно-нравственного воспитания.
Примерная программа по истории России за 6 класс. Авторы А.А. Данилов и др. Программа ОДНКНР автор М.А. Бикмеев
От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.) (40 ч.) Раздел 2. Люди нашей страны в 1Х-Х11 веках, в эпоху раннего феодального государства (12 ч.)
Народы и государства на территории нашей страны в древности Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие человека
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям. Значение крещения Руси для духовного развития населения
Князь Владимир Святославич и его роль в развитии духовности Киевской Руси
Таблица 2. - Сравнительный анализ учебного материала
Продолжение таблицы 2
Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития человека
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры Литература и искусство Древней Руси и их влияние на духовность человека
Жители Южного Урала в 1Х-Х11 веках, их быт, деятельность, культура и религия
Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках
Сказки, предания и мифы древних башкир, их значение для понимания роли и места человека, жившего в IXXII вв. Распространение ислама среди башкир
Следующая программа, которая реализуется в школах республики, создана авторским коллективом под руководством Г.Т. Обыденновой. С точки зрения концептуальных основ, она полностью построена на теоретических позициях, предложенных Н.Ф. Виноградовой - культуроведческий подход, принцип краеведения, принцип диалогичности, принцип поступательности [10, с.7-8]. В силу этого программа хорошо стыкуется в качестве дополнения к федеральному УМК Н.Ф.Виноградовой. По данной программе работает 13% школ Башкортостана.
В основу программы так же положен проблемный принцип, представленный в хронологической последовательности,
позволяющей привязать материал предмета ОДНКР к темам, изучаемым на уроках истории (6 класс - древность и средневековье, 7 класс -XVI-XVП вв., 8 класс - ХУШ в., 9 класс - XIX -начало XX в.). Еще одним подходом является концентрический подход, когда содержание
дисциплины включает одни и те же разделы в каждом классе, но с более сложным фактическим и теоретическим содержанием. Авторы считают, что это позволяет избежать дублирования материала и связанной с ним утраты «эффекта новизны», и, как следствие, интереса к изучаемым проблемам [11, с.9]. Основные блоки-концентры: Россия - наша Родина; Символы нашей Родины; Башкортостан - семья народов; В мире российской культуры; Нравственные ценности российского народа; Духовные ценности российского народа; Этикет и культура поведения; Религия как часть мировой культуры; Основы религиозной культуры народов Башкортостана; Твой духовный мир. В таблице 3 приведен пример концентра «Религия как часть мировой культуры» по классам. Специфика данной программы построена на междисциплинарных связях с обществознанием и подходит для учителей-предметников, преподающих ОДНКНР как содержательный модуль по дисциплине «Обществознание».
Таблица 3. - Концентр «Религия как часть мировой культуры»
Класс Содержание
5 класс Вера и религия. Возникновение религий, их многообразие. Религии мира - христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религия как важная составляющая мировой культуры
6 класс Возникновение ислама, его современное состояние. Сунниты и шииты - два основных направления ислама. Суфизм. Основы ислама. Нравственные ценности ислама. Ислам в России. Духовное управление мусульман России - центр мусульман России. Уфа как исламская столица России. Значение ислама для укрепления российского государственности и развития российской культуры. Ислам в мировой культуре. Святыни ислама
7 класс Православие: история и современность. Основы православия. Нравственные ценности православия. Роль православия в становлении и укреплении российской государственности. Православные святые и подвижники. Значение православия для российской культуры. Православие в мировой культуре. Православные святыни. Храмы и монастыри. Православные праздники
Продолжение таблицы 3
Класс Содержание
8 класс Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России. Роль буддизма в укреплении российской государственности. Народы России, исповедующие буддизма. Буддизм в мировой культуре. Буддизм и этикет. Праздники буддистов России. Буддизм в Башкоротане. Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы иудаизма. Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в России. Иудейские религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет. Иудаизм в Башкортостане
9 класс Роль религии в современном мире. Роль религии в формировании культуры российского общества. Традиционные конфессии и свобода совести в России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Сохранение мира, взаимопонимание и уважение - важная задача для многонациональной и многоконфессиональной России. Неорелигии (секты), психокульты - их синкретичность, противоречивость, опасность воздействия на людей. Религиозная нетерпимость - опасное явление в жизни общества
Концепция и программа дисциплин предметной области ОДНКНР, предложенная авторским коллективом под руководством В.Л. Бенина, отличается тремя специфическими методологическими подходами. Во-первых, для нее характерен интегрированный подход, как разновидность междисциплинарного подхода, который предусматривает соединение в содержании дисциплины знаний из нескольких предметных областей, видов культурной деятельности и гуманитарных наук в единой логике развития духовно-нравственных ценностей общества, а не просто установление междисциплинарных связей с другими дисциплинами. Поэтому содержание построено на последовательном изучении понятия «духовно-нравственные ценности» и включает четыре компонента знаний:
1. Знания о сущности и разнообразии духовных ценностей;
2. Знания об истоках (исторических, этнографических и религиозных) их формирования;
3. Знания о механизмах сохранения духовных ценностей;
4. Знания современных духовных ценностей России и Республики Башкортостан [12, с.9].
Среди специфических концептуальных подходов в программе этого авторского коллектива присутствует принцип рамочной структуры. Он предполагает деление содержания на инвариантную и вариативную часть. В инвариантной части излагаются самые общие содержательные ориентиры, это основная логика, мировоззренческие идеи и ценности, понятийный аппарат. Вариативная часть программы содержит фактические знания - художественные образы, образцы поведения, исторические события и т.п. и позволяет преподавателю самому выбрать примеры культурного материала для изучения инвариантной части. Такой концептуальный
принцип построения программы дисциплин предметной области ОДНКНР позволяет адаптировать данную программу практически к любому региону Российской Федерации.
Еще один специфический принцип данной программы - опора на изучение культурных текстов. Освоение духовно-нравственной культуры идет непосредственно через ее артефакты — мифологию и фольклор, письменные тексты (художественная литература,
исторические источники, религиозные тексты и т.п.), традиции, обычаи и обряды (этнические и религиозные), памятники искусства
(декоративно-прикладные, архитектуру,
скульптуру, живопись, кино и т.п.), элементы современной информационной культуры (СМИ, Интернет, реклама и др.). Указанный подход присутствует во многих гуманитарных дисциплинах, где текст рассматривается либо как специфический объект культуры со всеми его свойствами, либо как источник информации об имевшем место событии или явлении. При этом требуется подробное изучение всех особенностей произведения литературы, искусства,
исторического события и т.д. Для дисциплины ОДНКНР тот же культурный текст (художественное произведение, исторический источник т.п.) является выражением мировоззренческой идеи или представления о ценности, которые являются содержанием курса, поэтому здесь достаточно формирования самых общих представлений о самом культурном тексте.
Программа коллектива под руководством В.Л. Бенина ориентирована в большей степени на филологов и преподавателей дисциплин предметной области «Искусство», поскольку содержание насыщено разнообразными культурными (прежде всего художественными) текстами. Ее недостатком является отсутствие учебного пособия. Возможно, что с этим связан небольшой процент распространения данной
программы среди учителей РБ - 14%. При этом разработано подробное тематическое планирование по урокам с рекомендациями по методам и технологиям обучения [12, с.87-148]. В 2020 году вышел сборник Методических материалов для проведения уроков и организаций внеклассных мероприятий по дисциплинам предметной области ОДНКНР [13].
Завершает обзор действующих концепций и программ ОДНКНР в нашем регионе программа для общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1 - 9 классы, составленная коллективом авторов в составе С.А. Галина, Г.С. Галиной, М.Х. Идельбаева, Ф.Т. Кузбекова, Р.А. Кузбековой, Л.Н. Поповой, А.М. Сулейманова [14]. Она была разработана в последней редакции в 2007 году и построена на регионально-краеведческом подходе.
Одноименная дисциплина реализовывалась как региональный компонент учебного плана до появления во ФГОС ООО предметной области ОДНКНР. Программа хорошо оснащена учебными пособиями с 5 по 9 классы, рабочими программами, рабочими тетрадями. Этот момент способствует ее широкому распространению среди школ РБ (20%). В ней краеугольным камнем стал исторический подход, предусматривающий получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан, но приоритет отдается изучению культуры коренного народа.
Содержание предмета составляет изучение произведений литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведений о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучших произведений современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалов о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр, сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства представителей других национальностей, проживающих на территории республики. При обширном объеме культурного материала, данная программа отличается мозаичностью. Обычно эту дисциплину преподают учителя родного (башкирского) языка, поскольку программа содержит значительный литературный и фольклорный материал. Реже встречаются варианты интеграции преподавания по Федеральному УМК Н.Ф. Виноградовой и указанной программы.
Заключение. Завершая обзор вариантов реализации содержания предметной области ОДНКНР в Республике Башкортостан следует отметить, что методические центры региона -ведущий педагогический вуз БГПУ им. М. Акмуллы и региональный центр развития образования ИРО РБ, предложили два варианта преподавания ОДНКНР - как самостоятельной дисциплины, учитывающей региональные, национальные и конфессиональные особенности субъекта Федерации (программа под редакцией
B.Л. Бенина) и как модулей в составе других дисциплин гуманитарного цикла истории и обществознания (программы М.А. Бикмеева и под редакцией Г.Т. Обыденновой). Это не помешало включению в рамки новой предметной накопленного опыта реализации дисциплин регионального компонента (программа по истории и культуре Республики Башкортостан
C.А. Галина и др.).
Следует отметить, что наиболее распространенной является практика, при которой учителя пытаются сочетать предлагаемые федеральные программы, хорошо обеспеченные учебниками и методическими пособиями, и региональные авторские программы, по которым пока нет желаемого методического обеспечения. Из-за различия методологических подходов, при попытках объединить «коня и трепетную лань» зачастую нарушается единая логика, возникает мозаичная картина, которая не способствует эффективности обучения. В апреле 2022 года решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию была утверждена Примерная рабочая программа основного общего образования по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 - 6 классов общеобразовательных организаций [15]. Её содержание можно рассматривать как инвариантную часть предметной области ОДНКНР, которая включает самые общие ориентиры, основную логику развития духовно-нравственных основ российского общества, мировоззренческие идеи и ценности, понятийный аппарат. На региональном уровне ее целесообразно дополнить вариативной частью с региональным культурным материалом. Опыт Башкортостана показывает, что включение регионального культурного компонента позволяет решить проблему дублирования знаний из других дисциплин в содержании предметной области ОДНКНР.
Литература:
1. Мурзина И.Я. Концептуальные задачи преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: сборник / И.Я. Мурзина // Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в школе поликонфессионального и полиэтничного региона / Материалы семинара для учителей городского округа город Уфа 15 ноября 2018 г. - С. 7-15.
2. Шапошникова Т.Д Основные практические проблемы в преподавании дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (опыт преподавания в многонационально классе): сборник / Т.Д. Шапошникова // Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в школе поликонфессионального и полиэтничного региона / Материалы семинара для учителей городского округа город Уфа 15 ноября 2018 г. - С. 15-25.
3. Бенин В.Л., Рябова С.В. Проблемы учета уровня развития современной науки при формировании содержания школьных дисциплин (на примере предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / В.Л. Бенин, С.В. Рябова // Педагогическое образование в России. -2018. - № 11. - С. 72-79.
4. Бенин В.Л., Рябова С.В. Проблемы формирования содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основной общеобразовательной школы / В.Л. Бенин, С.В. Рябова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 1(68). - С. 23-31.
5. «Рабство нельзя модернизировать». Учитель Евгений Ямбург о кризисе школы, культуры, общества // Новое время. 17 сентября 2012. - № 29 (256).
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. -Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.
7. Письмо Минобрнауки России № 08-761 от 25.05.2015 г. «Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015^-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej -osnovy-religioznykh-kultur-i-sv.html
8. Бикмеев М.А. Примерная программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для образовательных учреждений Республики Башкортостан. 5-9 классы / М.А. Бикмеев. - Уфа: ИРО РБ, 2017. - 60 с.
9. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2017. - 135 с.
10. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 - 6 классы. Программа. Поурочно-тематическое планирование [Электронный ресурс] / Н.Ф. Виноградова // Российский учебник, 2019. - Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/86c/86c393351976379 43c01ee423d3352c7.pdf
11. Концепция и примерная рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Республики Башкортостан)» для 5-9 классов общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Г.Т. Обыденнова (рук.), В.М. Антонов, Р.Н. Рахимов, Р.В. Ханова, Н.А. Хуббитдинова, Г.Р. Шагапова. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. - Режим доступа: https://ufa-edu.ru/education/Primernaya%20obrazovateltnaya%20prog ramma%20po%20prepodavaniyu%20predmetnoj%20oblas ti%20%C2%AB0snovy%20duhovno-nravstvennoj%20kuljtury%20narodov%20Rossii%C2%B B%20(dlya%205-9%20klassov)%20(%20ruk. %200bydennova%20G.T.).pdf
12. Примерная программа дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5-9 классы / Авт. коллектив: В.Л. Бенин и др. - Уфа: Китап, 2018. - 176 с.
13. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Башкортостан. Методические материалы для проведения уроков и организации внеклассной деятельности по дисциплинам образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 класса // В.Л. Бенин, Д.С, Василина, Е.Д. Жукова, В.Н. Нефедова, С.В. Рябова, Т.З. Уразметов, И.Г. Хисматуллина, М.А. Чукреева; общ. ред. В.Л. Бенина. -Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. - 308 с.
14. Галин С.А., Галина Г.С. Программа для общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана». 1-9 классы [Электронный ресурс] / С.А. Галин, Г.С. Галина, М.Х. Идельбаев, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова, А.М. Сулеманов. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/07/16/ programma-po-istorii-i-kulture-bashkortostana?ysclid=l581zi6s4b346807973
15. Примерная рабочая программа основного общего образования. Основы духовно-нравственной культуры народов России (для 5-6 классов общеобразовательных организаций). - М., 2022.
References:
1. Murzina I.Ya. Conceptual tasks of teaching the subject area "Foundations of spiritual and moral culture of the peoples of Russia": collection / I.Ya. Murzina // Teaching the basics of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia in the school of a poly-confessional and
multi-ethnic region / Materials of a seminar for teachers of the urban district of the city of Ufa November 15, 2018 - P. 7-15.
2. Shaposhnikova T.D. The main practical problems in teaching the disciplines of the subject area "Foundations of
the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" (teaching experience in a multinational class): collection / T.D. Shaposhnikova // Teaching the fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia in the school of a poly-confessional and multi-ethnic region / Materials of a seminar for teachers of the urban district of Ufa November 15, 2018 - P. 15-25.
3. Benin V.L., Ryabova S.V. Problems of taking into account the level of development of modern science in the formation of the content of school disciplines (based on the example of the subject area "Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" / V.L. Benin, S.V. Ryabova // Pedagogical education in Russia. - 2018. -№ 11. - Pp. 72-79.
4. Benin V.L., Ryabova S.V. Problems of formation of the content of the subject area "Foundations of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" at the level of the main general education school / V.L. Benin, S.V. Ryabova // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2017. - № 1(68). - S. 23-31.
5. "Slavery cannot be modernized." Teacher Evgeny Yamburg about the crisis of school, culture, society // New time. September 17, 2012. - № 29(256).
6. The conception of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - 4-th ed. -Moscow: Education, 2014. - 23 p.
7. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia No. 08-761 dated May 25, 2015 "On the study of the subject areas "Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics" and "Foundations of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia"" [Electronic resource]. -Access mode: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob- izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-religioznykh-kultur-i-sv.html
8. Bikmeev M.A. An exemplary program for the training course "Foundations of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" for educational institutions of the Republic of Bashkortostan. Grades 5-9 / M.A. Bikmeev. - Ufa: IRO RB, 2017. - 60 p.
9. Danilov A.A. Work program and thematic planning of the course "History of Russia". Grades 6-10: textbook. allowance for general education. organizations / A.A. Danilov, O.N. Zhuravleva, I.E. Barykin - M.: Enlightenment, 2017. - 135 p.
10. Vinogradova N.F. Foundations of spiritual and moral culture of the peoples of Russia. 5 - 6 classes. Program. Lesson-thematic planning [Electronic resource] / N.F. Vinogradova // Russian textbook, 2019. - Access mode: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/86c/ 86c39335197637943c01ee423d3352c7.pdf
11. The concept and approximate work program for the training course "Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia (based on the example of the Republic of Bashkortostan)" for grades 5-9 of a comprehensive school [Electronic resource] / G.T. Obydennova (heads), V.M. Antonov, R.N. Rakhimov, R.V. Khanova, N.A. Khubbitdinova, G.R. Shagapova. - Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 2018. - Access mode: https://ufa-edu.ru/education/Primernaya% 20obrazovateltnaya%20programma%20po%20prepodavan iyu%20predmetnoj%20oblasti%20%C2%ABOsnovy%20d uhovno-nravstvennoj%20kuljtury%20narodov %20Rossii%C2%BB%20(dlya%205-9%20klassov)%20 (%20ruk.%20Obydennova%20G.T.).pdf
12. An exemplary program of disciplines in the subject area "Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia": grades 5-9 / Ed. team: V.L. Benin and others - Ufa: Kitap, 2018. - 176 p.
13. Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia. Bashkortostan. Methodological materials for conducting lessons and organizing extracurricular activities in the disciplines of the educational field "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" for grades 5-9 // V.L. Benin, D.S., Vasilina, E.D. Zhukov, V.N. Nefedova, S.V. Ryabova, T.Z. Urazmetov, I.G. Khismatullina, M.A. Chukreev; total ed. V.L. Benin. - Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 2020. -308 p.
14. Galin S.A., Galina G.S. Program for educational institutions "History and culture of Bashkortostan". Grades 1-9 [Electronic resource] / S.A. Galin, G.S. Galina, M.Kh. Idelbaev, F.T. Kuzbekov, R.A. Kuzbekova, L.N. Popova, A.M. Sulemanov. - Access mode: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/07/16/ programma-po-istorii-i-kulture-bashkortostana?ysclid=l581z6s4b346807973
15. Exemplary work program of basic general education. Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia (for grades 5-6 of educational institutions). - M., 2022.
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)
Сведения об авторах:
Бенин Владислав Львович (г. Уфа, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]
Рябова Светлана Владимировна, (г. Уфа, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]