Научная статья на тему 'Пространство духовно-нравственного образования в Российской Федерации'

Пространство духовно-нравственного образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ДЕКЛАРАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СВОБОДА СОВЕСТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / STANDARD AND DECLARATIVE DOCUMENTS / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / FREEDOM OF CONSCIENCE / RELIGIOUS EDUCATION / SUBJECT DOMAIN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Гульназ Ахсановна, Маркелова Людмила Николаевна

В статье анализируются нормативно-декларативные документы, регулирующие пространство духовно-нравственного образования. В качестве примера рассматриваются уровни начального, основного и среднего общего образования. Проводится сравнение содержания таких предметных областей, как «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и дисциплины предметной области «Общественные науки» «Россия в мире».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко Гульназ Ахсановна, Маркелова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the standard and declarative documents regulating space of spiritual and moral education are analyzed. The levels of the initial, main and secondary general education are considered in the article. The authors compare the contents of such disciplines as «Basics of religious cultures and secular ethics», «Basics of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» and the disciplines of the course «Social sciences» and «Russia in the world». The main objectives of implementation of the contents of this disciplines is tolerant education, knowledge of cultural traditions of the peoples, living in Russia, formation of ideas of secular ethics. Thus, spiritual and moral development of the Russia’s citizens is one of priority problems of the modern education system.

Текст научной работы на тему «Пространство духовно-нравственного образования в Российской Федерации»

НИИ и смыслы

КОВАЛЕНКО Гульназ Ахсановна — к.и.н., доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр-кт Ленина, 49; kovga@mail.ru)

МАРКЕЛОВА Людмила Николаевна — к.и.н., доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (mlnik77@mail.ru)

ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются нормативно-декларативные документы, регулирующие пространство духовно-нравственного образования. В качестве примера рассматриваются уровни начального, основного и среднего общего образования. Проводится сравнение содержания таких предметных областей, как «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и дисциплины предметной области «Общественные науки» - «Россия в мире». Ключевые слова: нормативно-декларативные документы, духовно-нравственная культура, свобода совести, религиозное образование, предметная область

Современная Россия достаточно длительное время находится в реформацион-ном периоде. Изменения, происходившие на протяжении почти трех десятилетий в различных сферах деятельности российского общества, привели к смене духовно-нравственных ориентиров. Между тем духовно-нравственная культура, как известно, это система внутренних координат личности, отражающая степень освоения моральных доминант, необходимых для самосовершенствования личности, раскрытия ее задатков и талантов. Это также важнейшая часть организации общественного взаимодействия, внутренние связи, которые возникают в духовной структуре социума и позволяют индивидам образовывать культурную целостность, находить общее с предками, современниками и будущими поколениями. В этой связи актуальным является осмысление проблемы регулирования пространства духовно-нравственной культуры с учетом понимания того, что, с одной стороны, в жизнедеятельность любого общества неизбежно приходят новые идеи и возникают новые духовные ориентиры, а с другой — сохраняют свою значимость традиционные ценности, обеспечивающие устойчивость и целостность культуры.

В последние годы проводятся исследования динамики изменений духовно-нравственной сферы (прежде всего, ценностных ориентаций) в постсоветском пространстве. В исследованиях отмечаются различия в понимании духовно-нравственных ориентиров различными группами населения России, «размытость» духовно-нравственных ценностей современных россиян, особо подчеркивается важность общих усилий государства и общественных институтов в регулировании и гармонизации духовно-нравственного пространства отечественной культуры. Важнейшим институтом решения обозначенной проблемы выступает система образования, регулирующаяся нормативными документами Российской Федерации. Согласимся с мнением ученых, представляющих республику Адыгею, что «эффективным инструментом политической и социокультурной интеграции молодежи в российское общество, а также важнейшим институтом формирования их гражданской идентичности выступает образовательное пространство» [Хунагов, Жаде 2014: 6].

Для определения пространства духовно-нравственного образования в нашей стране необходимо обратиться к основному закону государства — Конституции РФ. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» непосредственное отношение к вопросам духовно-нравственного образования имеют две статьи. Так, ст. 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиоз-

ные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»1. Статья 44 регулирует правовое поле в области культуры и творчества. В Конституции закрепляются, прежде всего, такие гражданские духовно-нравственные ориентиры, как жизнь, свобода, независимость, правозаконность, и практически не упоминаются такие ценности, как забота о ближнем, доверие, дружелюбность, патриотизм. В некоторой степени они отражены в законе о культуре.

Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 г. и состоит из 10 разделов. Статья 3 раздела 1 «Общие положения» определяет основные термины и понятия, используемые в законе. К ним в т.ч. относятся: достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним; культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию2. Статья 6 указанного раздела гарантирует равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры. Раздел 3 называется «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры». Пункт 1 ст. 20 гласит: «Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания»3.

26 сентября 1997 г. был принят федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В законе 4 главы. Исключительное значение для характеристики пространства духовно-нравственного образования в нашей стране, на наш взгляд, имеет преамбула к закону, которая гласит: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон»4. В гл. 1 «Общие положения» включена статья «Религиозное образование», которая определяет правовое поле в области религиозного образования. Первые два пункта этой статьи гарантируют наше право в области религиозного образования.

В вышеназванную главу «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ включена ст. 43, декларирующая право каждого гражданина на образование. Закон РФ «Об образовании» был принят еще в июле 1992 г. Ныне действует закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Настоящий закон состоит из 15 глав, которые определяют различные стороны системы образования в России. Нам представляется важным выделить такой раздел, как «Международное сотрудничество в сфере образования» (гл. 14). Выявляя содержание гл. 14, необходимо остановиться на характеристике так называемого Болонского процесса.

Болонским процессом принято называть создание странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гар-

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. — Система ГАРАНТ. Доступ: http://constitution.garant.ru/ (проверено 20.01.2015).

2 Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. и доп.) от 09.10.1992 N 3612-1. - Система ГАРАНТ. Доступ: http://base.garant.rU/104540/#block_200 (проверено 23.02.2015).

3 Там же.

4 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп.) от 26.09.1997 N 125-ФЗ. - Система ГАРАНТ. Доступ: http://base.garant.rU/171640/#ixzz3SZ1q9Xzu (проверено 23.02.2015).

монизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно — и по праву — считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988 г.) и Сорбонскую декларацию (Париж, 1998 г.). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г.1 Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми. Согласимся с мнением журналистки Ю. Маштак, которая помимо плюсов отмечает и минусы присоединения России к Болонскому соглашению. Основным минусом можно обозначить следующий момент. Болонская декларация предполагает построение образования в европейских традициях. С внедрением данной системы в России разрушается национальная система образования, которая создавалась благодаря поколениям российских педагогов и ученых в течение многих лет [Маштак 2012: 4]. В связи с включением России в пространство Болонского соглашения актуальным является анализ образовательных стандартов — основы системы образования в нашей стране.

Статья 43 Конституции РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. В закон «Об образовании в Российской Федерации» включено определение федерального государственного образовательного стандарта: «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»2.

Существенным отличием стандартов общего образования последнего поколения является то, что в них определяются предметные области, каждая из которых, в свою очередь, может состоять из нескольких предметов.

Обязательные предметные области в системе начального общего образования включают в себя филологию, математику и информатику, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНкНР), искусство, технологию, физическую культуру. В 2010—2013 гг., когда стандарты общего образования стали внедряться в образовательный процесс, развернулась общественная дискуссия о реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на практике. Значительная часть проблем связана с вопросами, какой подход необходимо использовать при реализации данной предметной области? На каких духовно-нравственных ценностях отечественной культуры, учитывая этнонациональный аспект и многообразие регионов, следует акцентировать внимание? В результате ситуация была скорректирована приказом Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». В ФГОС НОО были внесены следующие изменения: «В абзаце первом пункта 12.4 слова "Основы духовно-нравственной культуры народов России" заменить словами "Основы религиозных культур и светской этики"»3.

Основные задачи реализации содержания «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в системе начального общего образования — это, прежде

1 Болонский процесс и Россия. — Санкт-Петербургский государственный университет. Доступ: http:// www.bologna.spbu.ru/documents (проверено 02.09.2014).

2 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — Российская газета. Доступ: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (проверено 26.05.2014).

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». — Система ГАРАНТ. Доступ: http://base.garant.ru/70318402/#ixzz3TutxwkvG (проверено 22.01.2015).

всего, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России1. Данная предметная область включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Модульное построение реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.

В системе основного общего образования в качестве самостоятельной выступает предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Изучение предметной области ОДНКНР должно обеспечить воспитание веротерпимости; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности2.

В системе среднего общего образования большинство предметов будут изучаться на базовом и углубленном уровнях, например история, география, экономика, право, обществознание предметной области «Общественные науки». В эту же предметную область входит дисциплина «Россия в мире» — новый предмет, представленный только на базовом уровне, который завершит преемственную линию ОРКСЭ и ОДНКНР, идущую от начального и основного общего образования. Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Россия в мире» должны отражать сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии; сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и муль-тикультурализма в мире3. Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

Возвращаясь к закону «Об образовании в РФ», остановимся на ст. 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» (гл. 11 «Особенности получения теологического и религиозного образования»). В этой статье подчеркивается, что новая предметная область отличается от остальных тем, что выбор одного из модулей, включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Кроме того, согласно ст. 87 примерные основные образовательные программы по основам духовно-нравственной культуры народов РФ проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению4.

В сложившейся ситуации, определяемой включением в ФГОС вышеназванных предметных областей и дисциплин (ОРКСЭ, ОДНКНР, «Россия в мире»), право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от

06.10.2009. — Министерство образования и науки РФ. Доступ: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/922 (проверено 12.09.2014).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от

17.12.2010. — Министерство образования и науки РФ. Доступ: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/543 (проверено 12.09.2014).

3 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17.05.2012. — Министерство образования и науки РФ. Доступ: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/2365 (проверено 12.09.2014).

4 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. — Российская газета. Доступ: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (проверено 26.05.2014).

или совместно с другими восходит на новый уровень. Можно поспорить относительно утверждения В.М. Большаковой, которая подчеркивает, что «религиозное образование можно получить только в учебных учреждениях, созданных религиозными организациями, и его невозможно получить в системе государственных и муниципальных образовательных учреждений страны, поскольку светское государство призвано обеспечить в них и светский характер образования» [Большакова 2015: 131].

Россияне - общность многонациональная, более широкая, чем нация, обладающая собственными чертами. На сегодняшний день согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ 19 декабря 2012 г., РФ является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. Она сформировалась в процессе межэтнической интеграции. В то же время россияне не представляют собой нечто искусственное, оторванное от национальной почвы. В общности «россияне» диалектически сочетаются этническое и социальное, национальное и интернациональное. «Высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности, его гражданского и патриотического воспитания является ступень российской гражданской идентичности. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России» [Хунагов, Жаде 2014: 7]. Согласно Стратегии «задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в уважении духовных и нравственных ценностей народов России на всех этапах образовательного процесса». Одним из основных путей решения столь важной задачи является повышение «роли гуманитарного направления в процессе образования»1.

Подводя итог, следует отметить парадоксальный факт, что предметы «Культурология», «История религий», «История культуры России» в системе высшего профессионального образования отсутствуют как инвариантные дисциплины, отдаются на усмотрение самих учебных заведений и, к сожалению, исчезают из учебных планов. Таким образом, теряется преемственность между образовательными программами общего и высшего профессионального образования. Поэтому необходимо закрепление духовно-нравственных ориентиров на всех уровнях образования, в т.числе и профессионального.

Список литературы

Большакова В.М. 2015. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России. — Власть. № 2. С. 128-132.

Маштак Ю. 2012. Присоединение России к Болонскому соглашению. — Академика. 25.04. С. 4. Доступ: http://academica.ru/stati/stati-o-pervom-vysshem-obrazovanii-i-magistrature/713531-Prisoedinenie-Rossii-k-Bolonskomu-soglasheniju/ (проверено 22.02.2015).

Хунагов Р.Д., Жаде З.А. 2014. Система образования как институт формирования гражданской идентичности молодежи. — Власть. № 12. С. 5-9.

KOVALENKO Gulnaz Akhsanovna, Сand.Sci.(Hist.), Associate Professor of the Sterlitamak branch of Bashkir State University (Lenin av., 49, Sterlitamak, Russia, 453103; kovga@mail.ru)

MARKELOVA Lyudmila Nikolaevna, Сand.Sci.(Hist.), Associate Professor of the Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Lenin av., 49, Sterlitamak, Russia, 453103; mlnik77@mail.ru)

1 Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666). — Система ГАРАНТ. Доступ: http://base.garant. ru/70284810/#ixzz3PwAamJUR (проверено 19.02.2015).

SPACE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. In the article the standard and declarative documents regulating space of spiritual and moral education are analyzed. The levels of the initial, main and secondary general education are considered in the article. The authors compare the contents of such sets of disciplines as «Basics of religious cultures and secular ethics», «Basics of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» and the discipline «Russia in the world» of the course «Social sciences». The main objectives of implementation of the contents of these disciplines is tolerant education, knowledge of cultural traditions of the peoples, living in Russia, formation of ideas of secular ethics. Thus, spiritual and moral development of the Russia's citizens is one of priority problems of the modern education system.

Keywords: standard and declarative documents, spiritual and moral culture, freedom of conscience, religious education, subject domain

УДК 316.477

КАРПОВА Анна Юрьевна — к.соц.н, доцент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий национального исследовательского Томского политехнического университета (634050, г. Томск, пр-кт Ленина, 30; belts@tpu.ru)

МЕЩЕРЯКОВА Наталия Николаевна — к.и.н., доцент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий национального исследовательского Томского политехнического университета (natalia.tib@mail.ru)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ (современное прочтение А. Грамши)

Аннотация: На фоне развернувшегося мирового кризиса, затронувшего все сферы общественной жизни, активизировался дискурс о роли интеллигенции в обществе и взаимоотношениях ее с властью. Авторы считают, что изменение самого характера общества, усложнение и ускорение социальной динамики предполагает изменение и социальной общности «интеллигенция» и с точки зрения структурных признаков, и функционально. Авторы выделяют две важнейшие функции интеллигенции в обществе - стабилизацию общественной системы и функцию ее критического анализа. Эти функции, очевидно, имеют разнонаправленные векторы, поэтому авторы, опираясь на идеи А. Грамши, выделяют два типа интеллигенции - традиционную и органическую.

Ключевые слова: интеллектуал, традиционная интеллигенция, органическая интеллигенция, власть, управление, политическая роль, идеология

Власть по-прежнему нуждается в опоре на широкие общественные силы, даже если не хочет этого признавать, — такой вывод прозвучал на последнем XXIII Всемирном конгрессе политической науки, который проходил в июле 2014 г. в Монреале1. На форуме отмечалось, что, сталкиваясь с вызовами, возникающими в условиях глобализирующегося общества, многогранный феномен управления требует своего переосмысления. Как выразился ведущий эксперт по этому вопросу Род Родес, необходимо переоткрыть искусство управления2. В современном мире структуры, осуществляющие управление, представляют интересы разнообразных корпораций, бизнес-элит, политических лидеров и партий. В результате расширения и разветвления данных структур система управления становится сложнее и все труднее поддается интерпретации и пониманию на уровне непосвященного гражданина. Поскольку проводником между властью, осуществляющей управление, и обществом выступает интеллигенция (intellectuals, как принято называть ее на

1 Challenges of Contemporary Governance. — IPSA. 2014. URL: http://www.ipsa.org/events/congress/mon-treal2014/theme

2 Summary — Montréal 2014. — IPSA. 2014. URL: http://www.ipsa.org/events/congress/montreal2014/ summary-montr%C3%A9al-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.