ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 49. С. 11-21
Склярова Татьяна Владимировна, д-р пед. наук, доцент, декан педагогического факультета ПСТГУ Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б [email protected]
ORCID: 0000-0002-1169-5624
Трунина Ольга Константиновна,
учитель ОРКСЭ, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 17
Российская Федерация, 143930,
Московская область, г.о. Балашиха,
Балашихинский район, мкр Салтыковка, Разинское ш., 21а [email protected]
ORCID: 0000-0002-6343-2076
Проектирование программы предмета «Православная культура» в рамках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ культуры народов России» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(5-9 классы)*
В статье исследованы подходы к проектированию программы предмета «Православная культура» в составе обязательной для изучения в 5-9 классах образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Названы концептуальные основы разработки содержания предмета: логическое продолжение изучаемого в начальной школе модуля «Основы православной культуры», нацеленность предмета на решение задач общего образования, соответствие требованиям образовательных стандартов в части формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Проектирование личностных результатов освоения программы предмета основано на социокультурных линиях развития подростков (М. Р. Битянова): становлении мировоззрения и самосознания, развитии рефлексии, проектности, ценностного самоопределения и способности к сотрудничеству и диалогу. Характери-
* Работа выполнена в рамках проекта «Общероссийская олимпиада школьников "Основы православной культуры"», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в соответствии с договором № 17-1-006284 о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Т. В. Склярова, О. К. Трунина
стики личностных образовательных результатов, достигаемых при изучении православной культуры, приведены в статье. Предложена модель конструирования содержания образования по данному предмету, включающая основные и дополнительные содержательные линии, приведены их характеристики. Сформулированы главные темы изучения предмета по каждому году обучения, предложены цели и задачи. Названы ведущие принципы конструирования предмета, показаны основные и вариативные темы для каждого года обучения. Проект программы предмета «Православная культура» для основного общего образования представлен в форме таблицы.
Актуальность и проблема исследования. Актуальность исследования определяется введением с 1 сентября 2015 г. в содержание российского школьного образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР). Названная область включена в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО), является обязательной для изучения и нацелена на знакомство с основными нормами морали посредством усвоения знаний о религиозных и культурных традициях народов России. Заказчиком и участником данного образования выступает семья обучающегося, определяя направление развития представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и/или светских традиций России. Проблемное поле исследования связано с тем, что новая образовательная область, будучи обязательной для изучения, не оформлена содержательно: отсутствуют конкретные учебные предметы, входящие в образовательную область, и, следовательно, отсутствует предметное содержание образования. Указанные в качестве предметных результатов освоения области ОДНКНР (ФГОС ООО, п. 11.4) требования являются обобщенной характеристикой результатов образования, нет ясности, посредством изучения каких учебных материалов достигать названных результатов. Например, «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию» может осуществляться в различных мировоззренческих парадигмах: на основе традиций буддистской, православной или исламской культуры, а может быть реализовано в контексте нерелигиозной этики. В зависимости от философского фундамента нравственное совершенствование и процесс духовного развития будут иметь соответствующее содержание. Однако в настоящее время содержание образования в рамках предметной области ОДНКНР не определено, но необходимость ее обязательного изучения довлеет над руководством образовательных учреждений. Данное обстоятельство приводит к постоянно разрабатываемым и направляемым руководителям органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, методических рекомендаций о том, как преподавать предметы, названия которых не утверждены официально, структура которых не выявлена и содержание не раскрыто (см. Письмо Минобрнауки России «Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» № 08-761 от 25.05.20151, Методические рекомендации для органов исполнитель-
1 Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
ной власти субъектов Российский Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» от 19.01.2018 г. № 08-962).
В настоящей работе представлены результаты проведенного исследования подходов и методов к проектированию содержания образования в рамках образовательной области ОДНКНР на примере проектирования предмета «Православная культура». Исследование основывалось на следующих концептуальных положениях:
1) образовательная область ОДНКНР на уровне основного образования является логическим продолжением изучения образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) на уровне начального общего образования;
2) структура образовательной области ОДНКНР воспроизводит структуру образовательной области ОРКСЭ и призвана включать в себя предметы, нацеленные на изучение православной культуры, исламской культуры, иудейской культуры, буддисткой культуры и общегражданской культуры (нерелигиозная этика и нравственность);
3) содержание образовательной области ОДНКНР предстоит выявлять в формате предметов, нацеленных на изучение религиозных культур (православной, исламской, буддистской, иудейской) и проектировать в формате предмета, изучающего нерелигиозную этику и нравственность;
4) выявление содержания предметов, входящих в образовательную область ОДНКНР, призвано удовлетворять следующим условиям:
• цели изучения предметов должны совпадать с целями общего образования;
• содержание предмета должно соответствовать ценностям и смыслам соответствующей религиозной культуры (в отношении нерелигиозной этики предстоит выявить аксиологический базис), возрастным особенностям развития обучающихся и коррелировать с содержанием основного общего образования;
• программа предмета должна соответствовать требованиям ФГОС ООО в части формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Основные этапы исследования. Исследование опиралось на имеющийся у авторов опыт работы с примерным содержанием образования по предмету «Православная культура», рекомендованным в 2002 г. в письме министра образования В. М. Филиппова для «оказания методической помощи работникам органов
культуры народов России» URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-relig.html
2 Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях». URL: http:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html
управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения»3. Концепция разработки заданий Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры (олимпиада проводится Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом с 2008 г. по настоящее время) ориентирована руководителем проекта Т. В. Скляровой на указанное примерное содержание предмета. Опыт работы О. К. Труниной в системе общего образования по преподаванию предметов духовно-нравственной направленности, таких как «Духовная культура Подмосковья», «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», также был соотнесен с примерным содержанием образования по предмету «Православная культура».
Первым этапом исследования был отбор основополагающих документов, которые регламентируют реализацию образовательной области ОДНКНР. Такими документами являются: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010); Примерная основная образовательная программа основного общего образования (2015); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (2015). В отношении проектируемого предмета «Православная культура» были выбраны документы, регламентирующие разработку его содержания для изучения в системе основного общего образования: Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (2002), Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000), также были учтены предложения Синодального отдела религиозного образования и катехизации о наполнении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—9 классах общеобразовательной школы (№ 1706/042 от 19.06.2017).
Следующим этапом стала работа с содержанием предметных областей «Русский язык и литература» (по проекту ФГОС ООО, 2017), «Общественно-научные предметы», «Искусство». Были составлены сравнительные таблицы, включающие предметное содержание каждой из названных областей по каждому классу. Проектирование содержания предмета «Православная культура» осуществлялось в соответствии с наличным содержанием гуманитарного образования в каждом классе по принципу дополнительности и в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Определение ключевых характеристик возраста основывалось на доминантных группах интересов подросткового возраста (Л. С. Выготский): интересе к собственной личности (эгоцентрическая доминанта), субъективной значимости отдаленных во времени и пространстве событий (доминанта дали), тяготении
3 Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». М., 2002.
к преодолению, требующему сопротивления (доминанта усилия), стремлении к неизведанному, рискованному, возвышенному и героическому (доминанта романтики). Проектирование содержания предмета «Православная культура» основывалось также на идеях М. Р. Битяновой об актуальных социокультурных линиях развития в подростковом возрасте: становлении мировоззрения, самосознания, развитии рефлексии, проектности, ценностного самоопределения и способности к сотрудничеству и диалогу. Кратко охарактеризуем их4:
мировоззрение — система представлений о мире и человеке в мире, объединяющая в себе знания и отношение к ним, выраженная в сформированных ценностях и одновременно открытая к их преобразованию;
самосознание — осознание, понимание и оценка самого себя как субъекта деятельности и отношений с другими людьми: своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов;
рефлексия — способность человека анализировать и оценивать самого себя, свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения; а также возможность их практического преобразования;
проектность — способность преобразовывать любую жизненную проблему в цель деятельности на основе осознанных ценностей, определять и реализовы-вать последовательность действий по ее достижению, гибко реагируя на изменение условий и преодолевая возникающие препятствия;
ценностное самоопределение — способность осознавать и утверждать собственную ценностную позицию в проблемной ситуации, совершать поступки на основе ценностного выбора;
сотрудничество и диалог — способность строить отношения на основе уважения и принятия интересов и позиции других людей в качестве равноправных собственным, а также объединять усилия для достижения общей цели.
Основываясь на перечисленных выше социокультурных линиях развития, мы сформулировали личностные образовательные результаты, которые можно достичь при изучении предмета «Православная культура»:
• развитие мировоззрения на основании христианских представлений о мире и человеке в мире, знаний о нравственном идеале личности и нравственных установках, регулирующих отношение человека к другим людям;
• развитие самосознания на основании способности осознавать, оценивать и соотносить с христианскими идеалами свой нравственный облик, понимать и оценивать себя как субъект взаимоотношений с другими людьми, уважать свои и чужие ценности, идеалы, мотивы поведения и чувства;
• развитие рефлексии — способности оценивать свои эмоциональные состояния, отношение к себе и окружающим, поступки и преобразовывать их в соответствии со своим мировоззрением, ценностями, идеалами и потребностями своего личностного развития, нравственного самосовершенствования;
4 Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017. С. 37.
• развитие проектности на основании базовых установок христианской культуры, становление позитивной установки по отношению к жизненным вызовам и трудностям как новым возможностям для развития;
• формирование ценностного самоопределения в отношении христианских ценностей, способности следовать своим убеждениям в проблемной ситуации, критически воспринимая и преодолевая мнения и формы поведения, основанные на деструктивной мотивации и ценностных установках;
• формирование способности к сотрудничеству и диалогу, межкультурному, межрелигиозному и межпоколенному взаимодействию на основе уважения и принятия интересов и позиции других людей в качестве приоритетных или равноправных собственным, творческому и деятельному участию в семейной жизни и жизни общества, стремлению к служению на благо отечества.
Исходя из интересов детей переходного возраста, обращенных в основном на себя и уже во вторую очередь на окружающих людей и окружающий мир, мы определили общую логику разработки содержания проектируемого предмета: от развития кругозора и начальных представлений о мировоззрении к познанию себя, от строительства себя — к преобразованию мира вокруг себя и знакомству с культурой преобразования мира христианами.
Практический опыт преподавания в общеобразовательной школе позволил опереться на результаты многолетнего наблюдения за активизацией интересов школьников к вновь вводимым в школьную программу предметам. Это наблюдение повлияло на конструирование содержания образования по православной культуре для пятого и шестого классов: в пятом классе вводится история, в шестом — обществознание, поэтому в пятом классе содержание предмета «Православная культура» может соотноситься с содержанием предмета «История», а в шестом классе — с содержанием предмета «Обществознание». В седьмом классе содержание предмета «Православная культура» максимально нацелено на удовлетворение потребности подростков к самопознанию, в восьмом классе нацелено на познание окружения: людей и мира; в девятом классе продолжается знакомство с другими культурами и религиями.
Еще один проектировочный принцип, которым мы руководствовались, это группировка материала крупными тематическими блоками, способствующая последовательному погружению в содержание предмета, преодолению фрагментарности и «клиповости» восприятия информации, созданию спокойного и размеренного пространства гуманитарного образования.
Для каждого года изучения предмета была сформулирована основная тема, под нее сформулированы цель и задачи изучения предмета. Тема года, цели и задачи ее изучения определяли стратегию выбора содержания предмета в каждом конкретном классе. Конструирование содержания опиралось на идею о взаимном сочетании основных и дополнительных содержательных линий. Основные линии представлены темами, содержание которых является общим и обязательным в составе данного предмета. Дополнительные же линии — темами, изучение которых вариативно, а содержание может быть разработано образовательным учреждением и/или педагогом.
Основные содержательные линии:
1. Картина мира.
2. Содержание Библии.
3. Человек как космос.
4. Личность в мире.
5. Историческая и культурная миссия христианства. Дополнительные содержательные линии:
6. Люди ищут Бога.
7. Малая родина.
8. Искусство христианского мира.
Результаты исследования. В итоге разработанный нами проект программы предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования интегрирует тематическое содержание трех направлений — тема года, основные и дополнительные содержательные линии, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Проект программы предмета «Православная культура» для основного общего образования (5-9-й классы)
5 класс Человек во вселенной
Цели и задачи
Тематические блоки
Цель: сопоставить религиозное и нерелигиозное мировоззрения. Задачи:
• раскрыть способы познания в религиозном и нерелигиозном мировоззрении;
• показать их влияние на судьбы человечества;
• актуализировать цельность, непротиворечивость и неизменность Истины
Тема 1. Картина мира Тема 2. Содержание Библии. Ветхий Завет
Тема 3. Содержание Библии. Новый Завет
Содержание образования
Содержательные линии «Картина мира» и «Содержание Библии» представлены в темах: «Картина мира», «Содержание Библии. Ветхий Завет», «Содержание Библии. Новый Завет»
6 класс Человек как космос
Цель: раскрыть основы христианской антропологии.
Задачи:
• показать иерархичность структуры личности в христианстве;
• охарактеризовать нравственное сознание как критерий развития личности;
• выявить специфику отношения христианина к себе, к людям, к Богу и миру
Тема 1. Человек как космос Тема 2. Христианская нравственность, мораль общества и право
Тема 3. Уклад жизни и традиции
Тема 4. Христианство и просвещение
6 класс
Человек как космос
Содержание образования
Содержательные линии «Человек как космос», «Личность в мире», «Картина мира» и
«Историческая и культурная миссия христианства» представлены в темах: «Человек как
космос», «Христианская нравственность, мораль общества и право», «Уклад жизни и
традиции», «Христианство и просвещение»
7 класс
Каким я волен стать
Цель: показать, как христианство изменило человека и Тема 1. Каким я волен стать
мир. Тема 2. Христианство в исто-
Задачи: рии народов
• охарактеризовать развитие христианской мысли и Тема 3. Христианское искус-
культуры в условиях гонений и в условиях признания ство
государственной властью;
• показать влияние христианства на все сферы жизни
людей: социальные отношения, мораль, право и по-
литику;
• научить отличать христианское учение от политиче-
ских спекуляций и морализаторства
Содержание образования
Содержательные линии «Человек как космос», «Личность в мире» и «Историческая и
культурная миссия христианства» представлены в темах: «Каким я волен стать», «Хри-
стианство и насилие. Христианство и власть», «Христианское искусство»
8 класс
Люди ищут Бога
Цель: Рассмотреть опыт совершенствования души в ре- Тема 1. Личность в религиоз-
лигиозной жизни. ном учении и опыте
Задачи: Тема 2. Православная куль-
• выявить систему ценностей в христианском учении; тура и религии мира
• определить смысл существования и деятельности чело-
века в христианстве;
• сопоставить цели и ценности человеческой жизни в
античной философии, ветхозаветном и новозаветном
учении
Содержание образования
Содержательные линии «Картина мира», «Содержание Библии», «Человек как космос»,
«Личность в мире», «Историческая и культурная миссия христианства» представлены в
темах: «Личность в религиозном учении и опыте», «Православная культура и религии
мира»
9 класс
Христианство: единство в многообразии
Цель: обобщение представлений о мировоззрении и об- Тема: Мировоззрение хри-
разе жизни современных христиан. стианина
Задачи:
• выявить сущность единства христиан в многообразии
проявлений служения Богу и людям;
9 класс Христианство: единство в многооб разии
• показать обоснование нравственного выбора христианина в условиях современной жизни; • раскрыть специфику социальной активности современных христиан
Содержание образования
Содержательные линии, «Картина мира», «Содержание Библии», «Человек как космос», «Личность в мире» и «Историческая и культурная миссия христианства» представлены в теме года: «Мировоззрение христианина»
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, основное общее образование, духовно-нравственная культура, духовное развитие, православная культура, основы религиозных культур и светской этики, образовательная область, актуальные социокультурные линии развития подростков.
Список литературы
Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях». URL: http://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr. html
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-relig.html
Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52876 ин/16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», М., 2002.
Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017.
St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.
Sklyarova Tatiana, Doctor of Sciences in Education, Professor, Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 23B Novokuznetskaia Str., Moskow 115054, Russian Federation
2018. Vol. 49. P. 11-21
ORCID: 0000-0002-1169-5624
Trunina Olga, Secondary School Teacher, 27A Razinskoie shosse, Balashikha 143930, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-6343-2076
Designing the Study Programme for the Subject "Orthodox Culture" as Part of the Educational Module "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia" (Forms 5—9)
This article studies the approaches and methods to designing the programme ofthe subject "Orthodox Culture" as part of the compulsory educational module "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture ofPeoples ofRussia" which is taught in forms 5-9. The article points to the main conceptual elements of the design ofthe content ofthe subject, namely the logical continuation of the module "Fundamentals of Orthodox Culture" studied at primary school; the focus of the subject on solving the problems of general education; compliance with requirements of educational standards in terms of the formation of subject-, metasubject-related and person-oriented results of education. The design of person-oriented outcomes in studying the subject programme is based on sociocultural lines of development of adolescents (M. R. Bityanova): the formation of world outlook and self-conscience, development of identity and self-reflection, the personal choice of values and the ability to cooperate and lead a dialogue. The characteristics of personal results in education achieved during the study of Orthodox culture are also given in the article. Besides, the article sets forward a model of construction of the content of education in this subject including the main and supplementary lines of content and describing their characteristics. The article formulates main topics of study for each academic year, proposes goals and objectives. It highlights the leading principles of structuring the subject, shows the basic and variable themes for each year of training. The draft programme of the subject "Orthodox Culture" within the framework of the basic general education is presented in table form.
Keywods: general education, educational standards, Orthodox Culture, spiritual and moral culture, sociocultural lines of development of adolescents, formation of ideology, identity development.
T. Sklyarova, О. Trunina
References
Pis'mo Minobrnauki Rossii «О metodicheskih rekomendacij ah», available at: http://mos-metod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ odnknr/normativno-pravovaya-dokumen-tatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-reko-mendatsiyakh-o dnkr.html Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 25.05.2015 g. № 08-761 «Ob izuchenii predmetnyh oblas-tej: «Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki» i «Osnovy duhovno-nravstvennoj kul'tury narodov Rossii», available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-pros-transtvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-doku-
mentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-pred-metnykh-oblastej-osnovy-relig.html
Prilozhenie k pis'mu Ministerstva obrazovanja Rossijskoj Federacii organam upravlenja obrazovaniem sub#ektov Rossijskoj Federacii ot 22.10.2002 № 14-52-876 in/16. Prim-ernoe soderzhanie obrazovanija po ucheb-nomu predmetu «Pravoslavnaja kul'tura», Moscow, 2002.
Skljarova T. V., Bitjanova M. R., Beglova T. V., Cennosti v sovremennom shkolnom obrazo-vanii: opyt pedagogicheskogo proektirovan ja, Penza, 2017.