Научная статья на тему 'Культурно-просветительское и воспитательное влияние русской православной церкви на процесс формирования системы начального народного образовании российской империи во второй половине xix века'

Культурно-просветительское и воспитательное влияние русской православной церкви на процесс формирования системы начального народного образовании российской империи во второй половине xix века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ / BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS / PRIMARY EDUCATION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PAROCHIAL SCHOOL / К. P. POBEDONOSTSEV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Н.Д.

Данная статья основана на кратком сравнительном анализе роли РПЦ в начальном образовании России второй половины XIX столетия и XXI в., содержит сведения о состоянии вопроса о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в курс 4-го класса начальной школы, а также характеризует исторические основания, ставшие ключевыми по отношению к модулю «Основы православной культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural, pedagogic and educational influence of the Russian orthodox church on the process of forming the system of primary public education of the Russian empire in the second half of the xix century

This article is based on a brief analysis regarding the role of the Russian Orthodox Church in the primary education of Russia of the second half of the 19th century and the 21st century. The text contains information on the status of the issue of introducing the subject of the “Basics of religious cultures and secular ethics” in the course of 4th grade of primary school, as well as the historical foundations, which in many respects became key to the “Basics of Orthodox Culture” module.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительское и воспитательное влияние русской православной церкви на процесс формирования системы начального народного образовании российской империи во второй половине xix века»

► ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 37 ББК 74.03(2)

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

CULTURAL, PEDAGOGIC AND EDUCATIONAL INFLUENCE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE PROCESS OF FORMING THE SYSTEM OF PRIMARY PUBLIC EDUCATION OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Константинова Наталья Дмитриевна

Магистр, аспирант Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Государственного автономного образовательного учреждения «Московский городской педагогический университет», учитель ГБОУ Школа № 1285 E-mail: ndbzv@yandex.ru

Аннотация. Данная статья основана на кратком сравнительном анализе роли РПЦ в начальном образовании России второй половины XIX столетия и XXI в., содержит сведения о состоянии вопроса о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в курс 4-го класса начальной школы, а также характеризует исторические основания, ставшие ключевыми по отношению к модулю «Основы православной культуры».

Konstantinova Natalia D.

MA, postgraduate student of the Department of Pedagogy of the Institute for Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, teacher at School No. 1285 E-mail: ndbzv@yandex.ru

Abstract. This article is based on a brief analysis regarding the role of the Russian Orthodox Church in the primary education of Russia of the second half of the 19th century and the 21st century. The text contains information on the status of the issue of introducing the subject of the "Basics of religious cultures and secular ethics" in the course of 4th grade of primary school, as well as the historical foundations, which in many respects became key to the "Basics of Orthodox Culture" module.

Ключевые слова: Основы религиозных культур Keywords: Basics of religious cultures and И светской этики, начальное образование, Русская secular ethics, primary education, Russian

православная церковь, церковно-приходская Orthodox Church, parochial school, K. P.

школа, К. П. Победоносцев. Pobedonostsev.

Вторая половина XIX в. - время духовной, церковной жизни русского народа, в которой священники и сама Церковь во главе со Святейшим Синодом были проводниками не только религиозного знания, но и культурными скрепами общества. В церкви молились, учились, общались, как в одном из основных институтов социализации. Исходя из этого вырабатывалась и собственная образовательная политика, активно поддерживаемая государством [1, с. 19-20].

Несмотря на то, что государство, общество и церковь активно действовали на протяжении всей второй половины XIX в., их влияние нельзя назвать равномерным. В конце 50-60-х гг. лидирующую позицию в образовании занимало общественное воздействие; в 70-е - государственное, а во второй половине 80-90-х - церковное [2].

Подобная смена действующих сил (будь то государство, общество или церковь) имело объективный характер в своем влиянии на сферу образования. С 60-х гг. XIX в. культура, а соответственно, и образование приобретали все более автономный от государства характер. А значит, не могло быть и речи о жесткой монополии в образовании и предполагалось определенное столкновение позиций и интересов между основными воздействующими силами [3, с. 9].

В это время (а именно в 1864 г.) Ученым комитетом Министерства народного просвещения был разработан важный документ для развития начального образования в России - «Проект общего устройства народных училищ», которые ставили перед собой цель «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания».

В качестве основных проект определял следующие предметы преподавания:

• Закон Божий;

• чтение (книги гражданские и церковные);

• письмо;

• четыре действия арифметики;

• церковное пение.

Несмотря на очевидный религиозный характер обучения, все же можно было наблюдать сдвиги в сторону светского образования, которому Земство выказывало больше симпатий (например, чтение книг не только церковных, но и гражданских) [1, с. 23-24]. Доподлинно известно, что русское православное духовенство выдвигало идею о создании собственной церковной школы, которая могла бы составить конкуренцию земской школе. Тем более что на церковно-приходские школы (далее - ЦПШ) не нужно было выделять дополнительно землю, так как они находились на прихрамовой территории, а также дополнительно обучать педагогов для начальных народных училищ, так как их работу могли выполнять священнослужители. Однако учреждение хорошо организованной школы,

позволяющей не только дать подрастающим поколениям крестьянства грамотность, но и обозначить направление для их духовно-нравственного развития было более реальной и посильной задачей в сложившихся исторических реалиях.

Наряду с вопросом учреждения начальных народных училищ достаточно остро обозначалась проблема подготовки педагогических кадров, которые бы отвечали требованиям государства и церкви. Поэтому со второй половины 60-х гг. XIX в. наряду с «Проектом общего устройства народных училищ» постепенно возникает и разнообразие видов учреждений для подготовки педагогов начальной школы. Подготовка учителей начальной школы осуществлялась при помощи:

• педагогических курсов;

• специальных педагогических учебных заведений;

• духовных педагогических учебных учреждений (духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ);

• учительских семинарий;

• женских высших курсов;

• учительских институтов;

• педагогических институтов и университетов.

Более подробно рассмотрим подготовку будущих учителей на духовных педагогических учебных учреждениях.

В духовные семинарии могли быть зачислены те студенты, которые, успешно завершили подготовку в двухклассных училищах. Курс обучения в них составлял 3 года. Содержанием образования являлись такие предметы, как: Закон Божий, русский язык, литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика начального обучения. По предложению министра народного просвещения Д. А. Толстого в 1866 г. в духовных семинариях был учрежден курс педагогики, вследствие этого семинаристы должны были в обязательном порядке проводить уроки в воскресных школах. Также при семинариях открывались опытные школы, в которых у семинаристов была возможность для прохождения практики.

Второклассные церковно-учительские школы относились к духовному ведомству, они активно развивались и окончательно сформировались только к концу XIX в. Курс обучения во второклассных церковно-учительских школах составлял 3 года. В течение всего курса обучения учителя изучали: Закон Божий, церковную историю (общую и русскую), церковное пение, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, которая преподавалась во взаимосвязи со сведениями о явлениях природы, арифметику, геометрическое черчение и рисование, дидактику, начальные практические сведения по гигиене, чистописание, рукоделие (в женских школах).

Также при второклассных школах находились и одноклассные церковно-при-ходские школы, которые готовили выпускников для практической подготовки к преподаванию. Эта база предназначалась для прохождения практики будущих педагогов начального образования. Всем, кто успешно оканчивал курс второклассных школ, выдались «советами оных» «...свидетельства на звание учителя или учительницы школ грамоты» [4, с. 84].

Несмотря на специализированную направленность духовных педагогических учебных учреждений, в содержании преподаваемых дисциплин также прослеживаются идеи западного мира и естественнонаучного познания.

События 70-80-х гг. XIX в. продолжали менять настроения внутри русского общества. И вот, некогда отодвинутый на второй план замысел православного духовенства о развитии сети церковных школ нашел отклик у К. П. Победоносцева, назначенного обер-прокурором Святейшего Синода. Он видел большую угрозу в разрыве замкнутости и вековой стабильности крестьянского мира в связи с отменой крепостного права, отмечал все более частые контакты крестьян с атеистически настроенными представителями русского общества, которые начинали подрывать зыбкий фундамент простонародной веры. А так как вера была тесно связана с самодержавием, то логично предположить, что подобные события напрямую угрожали государственному строю.

Вследствие таких событий возникает вопрос о серьезных мерах по спасению народной религиозности и вообще всей Российской империи, и выход из сложившейся ситуации К. П. Победоносцев видел только в религиозном просвещении народа. Так как такие социальные группы, как крестьянство и мещанство, составляли приблизительно 90% всего российского населения, то устройство ЦПШ стало одной из приоритетнейших общегосударственных задач. К. П. Победоносцев рассматривал церковную школу одним из важнейших орудий религиозного просвещения народа, поскольку она соответствовала лично-душевным, государственно-бытовым потребностям русского народа. «Школа — первая помощница Церкви в усвоении подрастающими поколениями вечных и непреложных истин Христовой веры. Школа утверждает в детских сердцах добрые начала христианской нравственности , приучает детей и думать, и жить соответственно евангельскому закону» [5, с. 95].

Понимание насущных образовательных задач К. П. Победоносцев видел в создании при храмах широкой сети начальных народных училищ, которые находились в подчинении у духовного ведомства, и руководство ими осуществляли священники, они имели возможность в осуществлении целостного педагогического процесса в соответствии с церковными канонами. Это являлось отличительной чертой начальных народных училищ от светских школ, которые стремились построить образовательный процесс на определенный объем знаний, в то же время церковные народные школы должны были не бросать «в небрежении души учеников». Образовательный процесс должен включать в себя не только образование, но и программы по воспитанию учащихся школ [5, с. 93].

Государство в вопросах финансирования начальных народных училищ сделало свой выбор в пользу ЦПШ, что пропорционально отобразилось в снижении финансирования на учебные заведения самого Министерства народного просвещения. Отчасти данный факт свидетельствует о том, что ЦПШ была скорее государственно-церковной, обеспечивающей самодержавию контроль как в сфере образования, так и в духовной жизни своих граждан. В связи с этим деятельность духовенства в осуществлении образования постоянно подвергалось контролю со стороны государства, но в то же время вмешательство в земские школы не было таким очевидным.

Свидетельство таких действий отражено в «Правилах» от 13 июня 1884 г., где обозначена основная задача народного просвещения: «...утверждать в народе православное

учение веры и христианской нравственности и первоначальные полезные знания» [6, с. 1053]. Поэтому школы должны находиться в тесной связи с приходами, что выражалось в регулярном посещении храма учениками и активном участии в литургической жизни.

Подводя итоги краткого исторического обзора деятельности русского православного духовенства в сфере начального народного образования, мы приходим к следующим выводам:

• благодаря совместной деятельности государства и РПЦ была создана система ЦПШ, основу которой составляли православно-общинные традиции жизни русского народа;

• религиозно-нравственное обучение в ЦПШ являлось частью просветительской деятельности Церкви;

• развитие сети ЦПШ наряду с решением образовательных, воспитательных и культурно-просветительских задач позволяло государству регламентировать жизнь своих подданных, защищать и укреплять позиции самодержавия;

• в противоречивом процессе реформирования системы образования просветительская деятельность православного духовенства являлась важной составляющей процессов образования, нравственного оздоровления и культурного развития русского народа.

Россия - страна контрастов. В ней вызовы современности все чаще входят в диссонанс с историческим опытом и духовным потенциалом страны, который зачастую не может найти свой уникальный вектор развития. Мы являемся свидетелями так называемой «эпохи перемен», однако эти перемены скорее наполнены содержанием так называемых «ретроинноваций». В последнее время все чаще проявляются признаки советской педагогики (например, нормы ГТО), которые в общей картине системы отечественного образования выглядят дополнительными элементами на фоне демократического строя, а также догматы Русской православной церкви (далее - РПЦ), весьма неоднозначно заявляющие о себе в светском образовании. Подобные конфликты в адаптации старого опыта в новых экономических и культурных условиях требуют исторического обоснования и поиска причинно-следственных связей. Ибо без подобного анализа мы склонны оценивать тот или иной перенимаемый (либо адаптируемый исторический) опыт субъективно положительным или отрицательным по характеру воздействия на систему образования [7].

Одним из подобных опытов можно назвать введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в 4-х классах, начиная с 17 декабря 2010 г. [8]. Издательство «Просвещение» в аннотации к курсу указывает на культурологическое содержание предмета, включающее в себя:

• развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях у младших школьников в возрасте 10-11 лет,

• изучение детьми основ религиозных и светских традиций многонациональной России,

• формирование представления о значении идеалов, ценностей и традиций в жизни современного общества и сопричастности к ним [9].

Согласно Приказу Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 [10], а также Приказу Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 [11] и Письму Минобрнауки России от 22.08.2012 г.

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

42,70%

31," '0%

21 ,2С %

4%

0,40% 0,10%

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Рис. 1. Показатели выбора модуля ОРКСЭ родителями четвероклассников

в 2012-2013 учебном году

Рис. 2. Показатели выбора модуля ОРКСЭ родителями четвероклассников

в 2017—2018 учебном году

№ 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», родители четвероклассников впервые выбирали модули, по которым будут обучаться дети. Данные этого выбора представлены на диаграмме (рис. 1).

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что почти треть четвероклассников на территории России на старте проекта ОРКСЭ осваивали модуль «Основы православной культуры».

На данный момент в открытом доступе находятся данные о выборе модулей ОРКСЭ в России в 2017-2018 учебном году [12], которые представлены на диаграмме (рис. 2):

В результате сравнения данных двух диаграмм мы приходим к выводу о том, что процентное соотношение выбора модулей «Основы светской этики», «Основы православной культуры» (далее - ОПК) и «Основы мировых религиозных культур» остается на прежних позициях по прошествии 5 лет. Также стоит отметить, что процент родителей, выбравших модуль ОПК для своих детей-четвероклассников, вырос почти на 7%.

Еще на стадии включения предмета ОРКСЭ в образовательную программу начальной школы появлялось многих противников данного нововведения, для которых ОРКСЭ выглядели не культурологической миссией, а стремлением РПЦ внедрить православный элемент в ядро образовательного процесса современной начальной школы. Однако здесь мы можем встретить очевидное противоречие: зачастую предмет ОРКСЭ преподает не представитель той или иной конфессии (или ученый, занимающийся проблемами этики, если говорить про модуль «Основы светской этики»), а учитель начальной школы - классный руководитель 4-го класса. К тому же полный возврат к дореволюционным идеалам вряд ли можно назвать возможным из-за политических, национальных, социокультурных изменений. Россия стала ближе к Западу и его свободам в вопросах образования и воспитания. Это лишь часть причин, по которым нельзя назвать российскую школу «воцер-ковленной», которой она являлась во время наиболее активного роста сети учреждений начального образования - второй половине XIX в. [13].

Список литературы

1. Бизяева Н. Д. Особенности содержания педагогического образования учителей начальных классов в России второй половины XIX - начала XX века (до 1917 года): дис. магистра. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. - 134 с.

2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Н. Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2007. - 413 с. - (Сер.: История и философия науки).

3. Вахтеров В. П. Новая школа // Народный учитель. 1906. - № 13, С. 3-6.

4. Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде. -Г 15. - [Синодальная тип.], 1902. - № 15/16 (14 апреля). - С. 79-104, 517-568, 8788: табл.

5. Церковно-школьное дело на Руси // Смоленские епархиальные ведомости. -1905. - № 2. - С. 92-98.

6. Архипастырское воззвание об учреждении начальных школ грамоты // Смоленские епархиальные ведомости. - 1897. - № 19. - С. 1053-1061.

7. Богуславский М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) // Изв. Российской Академии образования. - 2014. - № 1 (29). - С. 39-45.

8. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. - URL: https:// минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 25.12.2018).

9. Об учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». - URL: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (дата обращения: 25.12.2018).

10. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69. - URL: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/ norma-tivno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-31-01-2012-g-69.html (дата обращения: 25.12.2018).

11. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74. - URL: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/norma-tivno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01-02-2012-g-74.html (дата обращения: 25.12.2018).

12. Выбор модулей ОРКСЭ в 2017/2018 учебном году по Российской Федерации. -URL: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%200RKSE%20v%202017-2018% 20gg.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

13. Александрова В. Г. Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.

References

1. Bizyaeva N. D. Osobennosti soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya uchite-ley nachalnykh klassov v Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka (do 1917 goda). Master's thesis. Moscow: GAOU VO MGPU, 2016. 134 p.

2. Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya aspirantov i soiskateley uchenoy stepeni kandi-data nauk. Moscow: Gardariki, 2007. 413 p. (Ser.: Istoriya i filosofiya nauki).

3. Vakhterov V. P. Novaya shkola. Narodnyy uchitel. 1906, No. 13, pp. 3-6.

4. Tserkovnye vedomosti, izdavaemye pri svyateyshem pravitelstvuyushchem sinode. G 15. [Sinodalnaya tip.], 1902, No. 15/16 (14 Apr.). Pp. 79-104, 517-568, 87-88: tabl.

5. Tserkovno-shkolnoe delo na Rusi. Smolenskie eparkhialnye vedomosti. 1905, No. 2, pp. 92-98.

6. Arkhipastyrskoe vozzvanie ob uchrezhdenii nachalnykh shkol gramoty. Smolenskie eparkhialnye vedomosti. 1897, No. 19, pp. 1053—1061.

7. Boguslavskiy M. V. Konservativnaya strategiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya (istoriya i perspektivy). Izv. Rossiyskoy Akademii obrazovaniya. 2014, No. 1 (29), pp. 39-45.

8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 No. 1897. Available at: httpsT/минобрнауки. рф/документы/543 (accessed: 25.12.2018).

9. Ob uchebnom kurse "Osnovy religioznykh kultur i svetskoy etiki". Available at: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (accessed: 25.12.2018).

10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.01.2012 No. 69. Available at: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/

normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-31-01-2012-g-69.html (accessed: 25.12.2018).

11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.02.2012 No. 74. Available at: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/ nor-mativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01-02-2012-g-74. html (accessed: 25.12.2018).

12. Vybor moduley ORKSE v 2017/2018 uchebnom godu po Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%200RKSE%20v%202017-2018%20gg.pdf (accessed: 25.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Aleksandrova V. G. Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2

Статья поступила в редакцию 27.12.2018 The article was received on 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.