Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ РИП'

ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ РИП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева А.С., Дорогина А.В.

В начале статьи обозначается тема и основная идея инновационного проекта, выстроенного с учётом Концепции развития региональной системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на 2021-2025 гг. Далее авторы выдвигают гипотезу: позволит ли реализация научно-прикладного проекта создать специально-организованное образовательное пространство повышения уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; определяют предмет и цель исследования. Согласно сформулированным целям и планируемым результатам, рассматриваются педагогические принципы, лежащие в основе интеграции содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») с содержанием учебных предметов основной образовательной программы основного общего образования и содержанием дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности. В заключение авторы освещают результаты освоения курсов «ОРКСЭ», предметной области «ОДНКНР», курсов внеурочной деятельности в рамках рабочей программы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева А.С., Дорогина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A SCHOOL EDUCATIONAL SPACE AIMED AT MEETING THE INTERESTS AND NEEDS OF STUDENTS, THE NEEDS OF SOCIETY AND THE REGION IN THE FORMATION OF A SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY WITHIN THE FRAMEWORK OF RIP

At the beginning of the article, the topic and the main idea of the innovative project are outlined, built taking into account the Concept of the development of the regional system of education and socialization of students of the Chelyabinsk region for 2021-2025. Further, the authors hypothesize whether the implementation of the scientific and applied project will allow creating a specially organized educational space to increase the level of spiritual and moral development and education of students; determine the subject and purpose of the study. According to the formulated goals and planned results, the pedagogical principles underlying the integration of the content of the subject area "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" (module "Fundamentals of Orthodox culture") are considered with the content of academic subjects of the basic educational program of basic general education and the content of an additional general development program of socio-pedagogical orientation. In conclusion, the authors highlight the results of mastering the courses "ORCSE", the subject area "ODNKNR", extracurricular activities courses within the framework of the work program of education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ РИП»

ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ РИП

А.С. Зайцева, учитель А.В. Дорогина, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» (Россия, г. Верхний Уфалей)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-1-184-190

Аннотация. В начале статьи обозначается тема и основная идея инновационного проекта, выстроенного с учётом Концепции развития региональной системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на 2021-2025 гг.

Далее авторы выдвигают гипотезу: позволит ли реализация научно-прикладного проекта создать специально-организованное образовательное пространство повышения уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; определяют предмет и цель исследования.

Согласно сформулированным целям и планируемым результатам, рассматриваются педагогические принципы, лежащие в основе интеграции содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») с содержанием учебных предметов основной образовательной программы основного общего образования и содержанием дополнительной общеразвиваю-щей программы социально-педагогической направленности.

В заключение авторы освещают результаты освоения курсов «ОРКСЭ», предметной области «ОДНКНР», курсов внеурочной деятельности в рамках рабочей программы воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, интеграция в образовании, Основы религиозных культур и светской этики, Основы духовно-нравственной культуры народов России, педагогическая система, педагогические условия, основы православной культуры.

Тема научно-прикладного проекта, который наша образовательная организация осуществляет совместно с ГБУ ДПО ЧИППКРО: «Интеграция содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» модуля «Основы православной культуры» с содержанием учебных предметов основной образовательной программы основного общего образования и содержанием дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности».

Идея нашего проекта заключается в том, чтобы выполнить одну из приоритетных задач, которая стоит перед современной системой образования: повышение уровня духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся через интеграцию содержания учебного модуля «Основы православной культуры» (предметной области ОДНКНР) с содержанием учебных предметов «Литература», «История», «Обществознание» на уровне ООО и содержанием дополнительной общеразвива-ющей программы социально-педагогической направленности, а также обеспечить целевую, содержательную и методическую преемственность учебного модуля «Основы православной культуры» на уровне ООО с учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО.

Почему акцент сделан именно на модуль «Основы православной культуры»?

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.

«Основы православной культуры» -предмет не религиозный (речь идет не о преподавании «Закона Божьего», не о принуждении к церковным службам и обрядам), а культурологический.

Культура - многозначное слово. В данном случае подразумеваются те фундаментальные духовно-нравственные ценности, которые составляют основу самоидентификации народа России.

Основная задача модуля «Основы православной культуры» - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему Отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал народ.

Нами была выдвинута гипотеза: позволит ли реализация научно-прикладного проекта создать специально-организованное образовательное пространство повышения уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Предметом исследования в этом случае выступают механизмы интеграции содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» модуля «Основы православной культуры» с содержанием учебных предметов основной образовательной программы основного общего образования и содержанием дополнительной общеразви-вающей программы социально-педагогической направленности.

Таким образом, цель проекта - повышение уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся через интеграцию содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) модуля «Основы православной культуры» с содержанием учебных предметов основ-

ной образовательной программы (далее ООП) основного общего образования (далее ООО) и содержанием дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности, а также через обеспечение целевой (согласованность целей и задач воспитания и обучения на уровнях НОО и ООО), содержательной (обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении тем) и методической (взаимодействие применяемых на уровнях НОО и ООО общих средств, форм и методов обучения) преемственности с учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) на уровне начального общего образования (далее НОО).

Этой же цели придерживается Концепция развития региональной системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на 2021-2025 гг. (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2020 г. №01/2795), целью которой является развитие современной системы воспитания и социализации детей и молодёжи Челябинской области на основе базовых российских ценностей, региональных культурных и духовных традиций. А значит, наш проект значим для развития системы образования Челябинской области.

Реализация инновационного проекта направлена на получение результатов, соотносящихся с указанной выше концепцией:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в

становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В последнее время общество все более стало задумываться о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения на основе национальных традиций. Проблема воспитания толерантности и национальной идентичности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что только на основе прочного духовно-нравственного и культурного фундамента складывается устойчивый менталитет нации. Нация, утратившая свою нравственную, национальную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами времени. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются бережным сохранением и развитием его духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций всех народов России.

Согласно идее нашего проекта интеграция учебных предметов с учебной областью «ОДНКНР» обеспечивает достижение планируемых результатов, заявленных выше.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметная область «ОДНКНР» может быть реализована через:

1) включение в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (т. е. урок), с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона России;

2) включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания в рабочие программы учебных предметов,

курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей;

3) включение занятий по данной предметной области во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

В процессе интеграции мы руководствовались следующими принципами и подходами:

1. Методологической основой ООП ООО является системно-деятельностный подход: ориентация на результаты образования как системообразующий компонент деятельности.

2. Ведущее место у обучающихся на уровне основного общего образования занимает принцип мотивации, связанный с дальнейшим образованием - ценностно-ориентированный подход.

3. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я» - личностно-ориентированный подход.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах, как работает механизм интеграции содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуля «Основы православной культуры») с содержанием учебных предметов основной образовательной программы основного общего образования. Так основным принципом интеграции стал подбор тематического материала учебных предметов с учётом тем программы ОДНКНР. Это ни в коем случае не предполагает дублирования уроков. Такой подбор даёт возможность на уже знакомом материале (или на материале, с которым предстоит познакомиться на указанных уроках) говорить об основах православной культуры. Целью здесь уже выступает не столько расширение интеллектуального кругозора учащихся и повышение их общекультурного уровня, сколько формирование духовно-нравственного стержня в мировоззрении детей на основе христианских ценностей, отражённых в русской национальной культуре и духовной культуре мира. Достижение этой цели невоз-

можно без восполнения пробелов в школьных программах.

Учебный предмет «История» в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну, понимания ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной эт-нонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Общие цели учебного предмета «Обще-ствознание», интегрированного с «ОДН-КНР», направлены на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; на формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России и на осознание ценности человеческой жизни.

Предмет «Литература» обладает глубоким потенциалом примеров духовно-нравственных ценностей, которые в русской литературе преломляются сквозь призму православия. Мы предлагаем ввести в курс литературы занятия, раскрывающие духовный смысл изучаемых произведений и расширяющие кругозор ученика об основах православной культуры. В содержании литературного образования школьников должны быть заложены многие нравственные религиозные заповеди: учение о совести, христианское учение о смысле и цели жизни человека, идея духовной самобытности, идея соборности. Такой подход позволит рассматривать литературу как учебный предмет в контексте всей русской православной культуры, подчеркнёт несомненность воспитательного характера русской словесности.

С целью реализации образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы предлагаем ввести в курс литературы занятия, раскрывающие духовный смысл изучаемых произведений и расширяющие кругозор уче-

ника об основах православной культуры. Темы выстроены в хронологической последовательности разделов программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина, В.И. Коровин, И.С. Збарский) и учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина.

Например, в разделе Устное народное творчество можно рассмотреть христианские мотивы в народных сказках; в разделе Древнерусская литература- красивый мир церковнославянской азбуки и т.д.

Основной путь интегрирования «ИЗО» - использование межпредметных связей, рекомендованных программой. При этом максимально насытить содержание программы русским этнографическим, историческим и родиноведческим материалом. Этот приём особенно удачен при работе над такими темами как «Разработка зарисовок элементов резного узора», сделанных во время осмотра памятников деревянного зодчества родного посёлка. Последующее выполнение рисунков «Фасад избы» и составление коллективного панно «Улицы родного посёлка». Коллективные работы учащихся на тему «Улицы родного посёлка». Рисование с натуры натюрморта «Вербное воскресенье» и т.д.

В процессе изучения предметов «История», «Литература», «ИЗО», интегрированных с «ОДНКНР» (учебный модуль «Основы православной культуры»), было отмечено, что уровень качества знаний учащихся по изучаемой тематике можно охарактеризовать как требующий коррекции. Это обусловило необходимость разработки и реализации серии уроков, основанных на системно-деятельностном подходе с использованием активных методов обучения, что и было сделано на формирующем этапе. При организации процесса духовно-нравственного воспитания педагоги использовали комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста. Поддержка педагогами инициативы и самостоятельности детей, доброжелательного взаимодействия, построение

образовательной программы на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка- все эти условия способствовали эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников. Более широко стали использоваться игровые и интерактивные технологии в духовно-нравственном образовании, что повысило интерес обучающихся к традиционным ценностям, культуре и истории своего Отечества.

Грамотно выбранные и планомерно реализованные педагогические условия позволили педагогам достичь высоких результатов в практической деятельности, осуществляемой с обучающимися на различных ступенях образования. Педагоги, реализующие духовно-нравственный компонент, приняли участие в ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагогики и воспитания «За нравственный подвиг учителя», участие в конкурсе «Новой школе- новые стандарты». Данные мероприятия помогли педагогам систематизировать знания о духовной культуре русского народа, включённые в содержание разных предметов (истории, литературы, искусства и др.), создать благоприятные условия для изучения религиозных культур в рамках культурологического подхода, реализовать интегрированный подход к преподаванию разных учебных предметов.

Важно отметить, что при проектировании рабочих программ учебного предмета «ОРКСЭ» (учебного модуля «Основы православной культуры») и предметной области «ОДНКНР» необходимо учитывать возможность их интеграции с содержанием программы воспитания и с содержанием дополнительных общеразвивающих программ, с целью формирования единого образовательного пространства, в условиях которого появляется возможность для повышения уровня духовно-нравственного воспитания школьников.

Работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование не только УВП, но и сферы дополнительного образования. Главным показателем данного типа образования являются

выработанные и накопленные педагогические технологии саморазвития и самореализации человека. Этот опыт принципиально необходим для развития полноты системы общего образования, становления адаптивной образовательной среды развития личности, и этому требованию соответствует дополнительная образовательная программа «Маленький звонарь». В настоящее время резко возрос интерес к колоколам и искусству колокольного звона. Регулярные занятия колокольным звоном предусматривают участие детей в культурно-массовых мероприятиях и фестивалях колокольного звона разных уровней, знакомство и общение с интересными людьми. Подготовка к ним требует от ученика внутренней самоорганизации, развивает чувство ответственности и самодисциплины.

Привлечение учащихся к внеурочной деятельности способствует возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

Учебные курсы базового гуманитарного образования, а также преподавание естественнонаучных дисциплин должны опираться на духовное, культурно-историческое и нравственное наследие народов России. Они должны включать изучение памятников древнерусской литературы, церковно-славянского языка, сочинений и материалов религиозной мировоззренческой направленности.

В ходе работы над проектом (помимо разработки программы «ОДНКНР» и инте-граций ее с учебными предметами) наше образовательное учреждение подписало соглашение о сотрудничестве с 6 образовательными учреждениями Челябинской области для объединения усилий в целях сотрудничества по реализации научно-прикладного проекта. Взаимодействие представлено в виде участия образовательных организаций в региональном ве-бинаре и оказание им методической поддержки со стороны нашего образовательного учреждения.

Подписаны соглашения о сотрудничестве с Централизованной православной религиозной организацией Челябинской

Епархией РПЦ, с настоятелем храма Рождества Богородицы г. Верхний Уфалей, с настоятелем Церкви Казанской иконы Бо-жией Матери, «Историко-краеведческим музеем», Домом культуры п. Нижний Уфалей, библиотекой.

Сотрудничество включает в себя:

- участие в совместных конкурсах, фестивалях;

- посещение в течение года экскурсий, проводимых организацией;

- проведение занятий, классных часов, родительских собраний;

- участие представителей предприятий в школьных мероприятиях.

Так, в рамках соглашений, учащиеся школы посетили мастер-класс по колокольному звону в Храме города Верхний Уфалей. Мастер-класс провели два специалиста, которые в игровой форме познакомили ребят с историей колокольного звона, рассказали об устройстве колокола. Дипломированный звонарь провёл практическое занятие, на котором ребята смогли примерить на себя роль настоящего звонаря и попрактиковаться в исполнении трезвона. Ребята узнали, что колокольный звон исполняется по настоящим музыкальным нотам. Учащихся заинтересовало обучение колокольному звону и возникла потребность в дополнительной общераз-вивающей программе.

Впереди еще много намеченных целей, но уже сейчас видны положительные результаты в ходе реализации проекта. Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках РИП. У многих из них повышается самооценка, приходит

Результаты освоения курсов «ОРКСЭ», предметной области «ОДНКНР», курсов внеурочной деятельности в рамках рабочей программы воспитания были продемонстрированы обучающимися в ходе участия в конкурсах и олимпиадах духовно-нравственной направленности:

- Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»;

- Всероссийская олимпиада «Основы православной культуры»;

- Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»;

- Конкурсе «Пасха-красная», организованном Свято-Казанским храмом;

- VIII городской конкурс детского рисунка на асфальте «Пусть мир станет ярче», где одержали победу в номинации «Моя семья летом»;

- Организация и работа фестивальной площадки «Выставка достижений садоводческих товариществ» в рамках VIII Открытого областного фестиваля колокольных звонов «Уфалейский благовест».

Таким образом, социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности, позволит достичь цели научно-прикладного проекта, а методы, средства, формы и содержание позволят создать специально-организованное образовательное пространство повышения уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

осознание собственной значимости

Библиографический список

1. Арефьев, И.П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы // Педагогика. - 2022. - №7. - С. 49-54. - Библиогр.: с. 54 (15 назв.)

2. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2018. - №9. - С. 10-13.

3. Клепиков, В.Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогика. - 2022. - №3. - С. 59-64.

4. Кудрина, Е.Л. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания // Школьная библиотека. - 2022. - №6-7. - С. 85-89: 5 фот. - Библиогр.: с. 89 (7 назв.)

5. Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Министром образования и науки Российской Федерации от 19.12.2017 г. - URL: Ы^:/минобрнауки.рф/документы/11981

6. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей - СПб.: Изд-во «Сатисъ», 2020. - 190 с.

THE FORMATION OF A SCHOOL EDUCATIONAL SPACE AIMED AT MEETING THE INTERESTS AND NEEDS OF STUDENTS, THE NEEDS OF SOCIETY AND THE

REGION IN THE FORMATION OF A SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY

WITHIN THE FRAMEWORK OF RIP

A.S. Zaitseva, teacher A.V. Dorogina, teacher

Municipal budgetary educational institution "Secondary school №3" (Russia, Verkhny Ufaley)

Abstract. At the beginning of the article, the topic and the main idea of the innovative project are outlined, built taking into account the Concept of the development of the regional system of education and socialization of students of the Chelyabinsk region for 2021-2025.

Further, the authors hypothesize whether the implementation of the scientific and applied project will allow creating a specially organized educational space to increase the level of spiritual and moral development and education of students; determine the subject and purpose of the study.

According to the formulated goals and planned results, the pedagogical principles underlying the integration of the content of the subject area "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" (module "Fundamentals of Orthodox culture") are considered with the content of academic subjects of the basic educational program of basic general education and the content of an additional general development program of socio-pedagogical orientation.

In conclusion, the authors highlight the results of mastering the courses "ORCSE", the subject area "ODNKNR", extracurricular activities courses within the framework of the work program of education.

Keywords: spiritual and moral education, integration in education, Fundamentals of religious cultures and secular Ethics, Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia, pedagogical system, pedagogical conditions, the fundamentals of Orthodox culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.