Перспективы развития возобновляемых источников энергии на пространстве Евразийского экономического союза
Сопилко Наталья Юрьевна
к.э.н., доцент, директор департамента инженерного бизнеса и менеджмента Инженерной академии, РУДН, sheremett73@gmail.com
Назарова Юлия Александровна
к.э.н., доцент департамента инженерного бизнеса и менеджмента Инженерной академии, РУДН, j.a.nazarova@mail.ru
В статье проведен обзор общего состояния возобновляемых источников энергии в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализирована существующая нормативно-правовая база в области развития возобновляемых источников энергии в рамках создания общих энергетических рынков ЕАЭС. Представлены основные макропоказатели, отражающие состояние и возможный потенциал стран относительно параметров возобновляемой энергетики, действующие меры поддержки, а также рассмотрены различные источники возобновляемой энергетики в государствах Евразийского экономического союза. Выявлены проблемы, препятствующие эффективному формированию «зеленой» энергетики в регионе. Сформулирована основная цель сотрудничества в сфере возобновляемых источников - локализация производства оборудования в рамках единого пространства ЕАЭС, определены задачи для достижения поставленной цели. Предложены перспективные направления развития ВИЭ в странах, входящих в состав ЕАЭС. Ключевые слова: страны ЕАЭС, энергетический рынок, ВИЭ, энергоэффективность, возобновляемая энергетика.
В современных условиях общего ухудшения экологической ситуации в мире, изменения климата, а также значительного сокращения запасов топливно-энергетических ресурсов особую актуальность приобретают вопросы развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Объединение энергетических рынков, согласованность в энергетической политике стран, взаимодействие и эффективное сотрудничество должно способствовать обеспечению экологической и экономической безопасности государств.
Одной из наиболее быстро развивающихся в настоящее время региональных группировок стран выступает Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. В отличие от многих других объединений, важнейшие ее преимущества - это общая история развития, совместный опыт ведения производственно-хозяйственной деятельности, наличие общей инфраструктуры, как транспортной, так и промышленной, отсутствие языкового барьера, национальная близость и т.д. Это непосредственно стимулирует интеграционные процессы во многих ее экономических сферах. Одним из перспективных направлений развития ЕАЭС, наряду с расширением взаимных отношений стран в области машиностроения, химической отрасли, сельского хозяйства и многих других отраслей, является формирование общего «энергетического союза». По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в рамках сотрудничества стран-участниц ЕАЭС планируется постоянное расширение перечня областей их взаимодействия в области энергетики, которое охватывает сферы энергосбережения, энергоэффективности, использования ВИЭ, выработку общих решений по вопросу перехода к «зеленой экономике», трансферу знаний, инноваций и технологий с целью возможности создании условий повышения экологических, экономических и социальных показателей в регионе в целом.
Практически во всех государствах ЕАЭС накоплен опыт по реализации этих направлений в энергетической сфере, разработаны и внедряются новейшие технологии «зеленой энергетики», осваивается производство соответствующего оборудования, действуют национальные программы и др. Тем не менее страны Евразийского Союза значительно отстают в вопросах энергоэффективности от большинства развитых государств (например, стран Европейского союза). Так, по данным Всемирного банка по состоянию на 2014 г., если в среднем по странам Европейского союза показатель энергоемкости ВВП был равен 3,7 МДж /долл., то в Киргизии, Казахстане и Беларуси он составляет 8,56; 7,6 и 7,06 МДж /долл. соответственно, а в России достигает 8,19 МДж /долл. (рис. 1). Из представленных данных можно сделать вывод о необходимости мер по снижению энергоемкости, одними из которых является сотрудничество в области ВИЭ.
Проблемами развития ВИЭ на пространстве стран ЕАЭС занимается ряд ученых. Исследование этапов формирования и развития единого электроэнергетического рынка в рамках ЕАЭС проводится в работах Айрапетян А.С., Сеферова А.К., Висюлькиной Е.А., Магомедалиева А.С. и др. [1-4]. Выделяются проблемы, связанные с необходимостью оптимизации цен на электроэнергию, стабильности энергоснабжения, особенно для Киргизии. Отмечается потребность в модернизации энергосистем стран. Авторами подчеркиваются эффекты от создания общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, основы которого были заложены еще в 2015-2016 гг. Было определено, что общий электроэнергетический рынок начнет функционировать в 2019 г., что позволит обеспечивать рыночное ценообразование на энергоресурсы, устранит барьеры при торговле энергоресурсами, будет способствовать развитию конкуренции на энергетическом рынке и т.д. [4].
Во многих работах развитие возобновляемой энергетики авторами связывается с концепцией «зеленой экономики» (green economy) [5, 6]. Однако, эта концепция не
О
в
3
№ 2
1Л
I
ей
2 ©
получила широкого внедрения в странах ЕАЭС, в частности в России. Существующие документы стратегического планирования в стране не содержат системного представления устойчивого развития, хотя некоторые направления, в том числе в области экологии, во многих документах представлены. Наряду с этим, в России развивается сектор возобновляемой энергетики, инвестиции в который, по оценкам экспертов, могут составить более 700 млрд руб. до 2024 г.
Напротив, в Беларуси, в документах стратегического планирования есть ориентиры на цели устойчивого развития, в частности в Национальной стратегии устойчивого развития [7]. В стратегических документах Казахстана вызовы устойчивого развития также получили достаточно широкое отражение в Стратегии «Казахстан-2050» [8], являющейся одним из основных документов государства, в котором перечислены проблемы дефицита воды, исчерпаемости природных ресурсов и глобальной энергетической безопасности, причем последняя понимается в контексте завершения «эпохи углеводородной экономики» и развития ВИЭ. В 2013 г. указом президента Республики Казахстан была утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» [9].
Перспективы сближения законодательств стран ЕАЭС в сфере энергетики, осуществляемые в различных формах сотрудничества представлены в работах Меркушовой О.В. и Вилисова М.В. [10, 11]. Отмечено, что в настоящее время накоплен достаточно большой законодательный опыт в области регулирования различных соглашений, требуется гармонизация и унификация законодательства в энергетической области ЕАЭС.
Рассматривая нормативно-правовую базу в области ВИЭ, можно выделить основные документы, в рамках которых развивается «зеленая энергетика» в ЕАЭС (табл. 1).
Основываясь на существующей законодательной базе, можно отметить, что проблема общих унифицированных документов в ЕАЭС существует и требует развития.
Наряду с проблемами в законодательной базе стран ЕАЭС существуют также и проблемы инвестирования в эту отрасль. Это связано с тем, что инструменты инвестирования постоянно усложняются, при этом формируются новые правила оценки эффективности инвестиционных проектов, переводящие общие за-
шшш
■Киргизии
I V.
■Армении
-Европейский союз (23}
Рисунок 1 - Уровень энергоемкости первичной энергии (МДж / $ 2011 по ППС ВВП) Источник: Всемирный банк
Таблица 1
Нормативно-правовая база в области развития ВИЭ в странах ЕАЭС
Россия
Беларусь
Страна
-ФЗ №35 «Об электроэнергетике» от 5 апреля 2013 г. -Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 юда
-Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года -Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2009 г. №1 -р «Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» -Постановление Правительства Российской Федерации № 449 от 28 мая 2013 года «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности» и т.д.
Казахстан
Армения
Киргизия
Документ
-Закон РБ от 27.12.2010 №204 -3 «О возобноаляемых источниках энергии»
-Указ Президента РБ от 18.05.2015 №209 «Об использовании возобновляемых источников энергии»
-Концепции энергетической? безопасности Республики Беларусь -Постановление Совета Министров РБ от 6.08.2015 №662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии» и др._
-Закон РК «Об электроэнергетике» от 9.07.2004 г. №588 -II -Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4.07.2009 г. №165 -IV -Стратегия «Казахстан-2050«: новый политический курс состоявшегося I о суда реп ¡а и Т.Д._
-Закон РА «Об энергосбережении и возобновляемой энергетике» от 9.11.2004 г.
-Национальная программа по энергосбережению и возобновляемой энергетике
-Стратегия развития энергетического сектора в контексте экономического развития Республики Армении и т.д._
-Закон КР «Об электроэнергетике» от 28.01.1997 г. -Закон КР «О возобновляемых источниках энергии» от 31.12.2008
-Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики па период 2013-2017 гг. и др._
пасы углеводородов в разряд «проблемных активов» [12]. По мнению специалистов, использование таких инструментов уже привело к тому, что углеводороды перестают быть привлекательными для
инвесторов уже в ближайшем десятилетии (наибольшие инвестиционные риски характерны для инвестиций топливно-энергетических компаний, совокупным объемом 2,2 трлн долл. [13].
Россия в настоящее время существенно отстает по производству электроэнергии с использованием ВИЭ, имея население около 2 % от мирового, страна производит с использованием ВИЭ лишь 1,3% от мирового объема производства электроэнергии, а если из этого показателя исключить крупные гидроэлектростанции, построенные еще в советское время, то только 0,25%. Что в два раза ниже общемирового уровня, и в три раза ниже показателей стран ОЭСР [14]. По состоянию на апрель 2018 года (по данным НП «Совет рынка») общая установленная мощность квалифицированных источников, работающих на базе ВИЭ составила (без учета крупной гидрогенерации) 563,4 МВт, в том числе солнечных электростанций (СЭС) 437,17 МВт; ветроэлектростанций (ВЭС) 39,475 МВт; малых ГЭС - 10,57 МВт; приливных электростанций (ПЭС) - 1,7 МВт; геотермальные электростанции - 62 МВт; электростанции, работающие на биомассе и биогазе -12,526 МВт. Общий объем рынка до 2024 года составляет около 6 ГВт.
Специалисты связывают подобную ситуация с концепцией развития страны как «энергетической супердержавы», оказавшейся эффективной в 2000-х годах, но не оправдывает себя сегодня. Напротив, Беларусь и Казахстан, являются хорошей иллюстрацией противоположного развития.
В Беларуси по данным Министерства энергетики на конец 2017 г. общая установленная электрическая мощность ВИЭ (без учета крупной гидрогенерации) составила 262 МВт по сравнению с 48,7 МВт в 2012 г. Ежегодно специальной комиссией утверждаются квоты на создание установок по использованию ВИЭ, для которых действуют повышающие коэффициенты. На 2016 - 2020 годы утверждены квоты на создание объектов ВИЭ суммарной электрической мощностью 215 МВт, из них распределены - 155,2 МВт, в том числе: с использованием энергии биогаза - 48 МВт, с использованием энергии ветра - 58,8 МВт, с использованием энергии солнца - 15 МВт, с использованием энергии естественного движения водных потоков - 27 МВт, с использованием энергии древесного топлива, иных видов биомассы - 6,4 МВт. К 2020 году установленная мощность объектов ВИЭ приблизится к 950 МВт, отпуск электроэнергии в энергосистему с объектов ВИЭ может вырасти с 440 млн. кВт-ч в 2016 г. до 2,5 млрд. кВт-ч в 2020 г.
По данным REN21 на начало 2017 года в Казахстане объем ВИЭ генерации
составил 1%. Установленная мощность объектов возобновляемой энергетики -300 МВт (ГЭС - 142 МВт; ВЭС - 100 МВт; СЭС - 58 МВт). Основной элемент поддержки - фиксированные тарифы. Согласно Целевым показателям развития сектора возобновляемых источников энергии (Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 7 ноября 2016 года № 478) к 2020 году планируется увеличить объем производства «зеленой» электроэнергии до 3% при установленной мощности 1700 МВт, из которых больше половины занимают ВЭС (55% или 933 МВт); 467 МВт приходится на СЭС; 290 МВт - ГЭС и 10 МВт - биогазовые установки.
В Армении удельный вес электроэнергии за счет ВИЭ на 2016 г. составил 11 % (с учетом крупной гидрогенерации). Наиболее амбициозные цели страна ставит в области развития малых ГЭС - 377 МВт к 2020 г. и 397 МВт - к 2025 г. Установленная мощность по ВЭС может составить 50-100 МВт в 2020-2025 гг. соответственно. Аналогичные объемы мощностей могут быть введены в геотермальной энергетике. Объем СЭС может составить до 80-110 МВт к 2025-2030 гг. В 2017 г. начали работу три СЭС общей мощностью 2,5 МВт, еще восемь СЭС мощностью 8 МВт планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.
В Кыргызстане практическое использование возобновляемой энергетики составляет лишь 0,17 % по данным 1ЕА на 2015 г. Основное направление развития ВИЭ - гидроэнергетика. В стране работают 12 малых ГЭС (возможно строительство 100 малых ГЭС мощностью до 180 МВт). Потенциал по развитию ветроэнергетики оценивается в 1500 МВт, но в ближайшее время развитие ветрогенерации и солнечных электростанций не представляется экономическим целесообразным из-за значительного потенциала гидроэнергетики, себестоимость электроэнергии которой наиболее конкурентоспособна для Кыргызстана.
Проведенный анализ показывает, что, несмотря на значительный потенциал развития ВИЭ в странах ЕАЭС экономически оправданный объем секторов возобновляемой энергетики отдельных стран ЕАЭС относительно развитых стран достаточно низкий. Эта проблема особенно актуальна в случае локализации производства оборудования на территории страны. Общий объем рынка стран ЕАЭС может составить до 2025 г около 9,5 ГВт, в т. ч. 6 ГВт - в России. Для
организации экономически эффективного производства оборудования для электростанций, работающих на базе ВИЭ, рынок каждой конкретной страны может оказаться рискованным.
В этой связи можно отметить, что задачами всех стран ЕАЭС являются именно перспективы сотрудничества для формирования единого пространства реализации проектов ВИЭ с целью локализации оборудования и создания собственных технологий, адаптированных в том числе для использования в суровых арктических условиях.
Для формирования единого пространства реализации проектов в сфере ВИЭ и локализации оборудования необходимы:
1) унификация нормативно-правовой базы ЕАЭС;
2) поиск источников финансирования и повышение инвестиционной привлекательности возобновляемой энергетики;
3) разработка программы развития ВИЭ на территории ЕАЭС с выделением приоритетных регионов, направлений, технологий;
4) совместное развитие стандартов для возобновляемой энергетики.
Активное использование ВИЭ в пространстве ЕАЭС приведет к получению различных эффектов [15], как социальных (создание рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение качества жизни населения), технологических (развитие новых инновационных технологий, энергообеспечение удаленных потребителей), экономических (развитие новых секторов экономики, определение экономически целесообразных видов ВИЭ, повышение инвестиционной привлекательности), так и экологических (сокращение количества вредных выбросов в атмосферу).
Сотрудничество в сфере ВИЭ на пространстве ЕАЭС способно привести к появлению мультипликативного эффекта, выражающегося во влиянии отрасли возобновляемой энергетики на ВВП стран ЕАЭС через развитие сопутствующих отраслей экономики: металлургии, машиностроения, электротехники и силовой электроники, а также транспорта и транспортной инфраструктуры.
Литература
1. Айрапетян А.С. Социально-политические риски в рамках энергетического взаимодействия в ЕАЭС / А.С. Айрапетян, А.А. Балаян // Современные евразийские исследования. 2015. Т.3. С. 99-104.
О
в
3
№ 2
1Л
I
ей
2. Сеферов А.К. Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики / А.К. Сеферов, Н.И. Ил-лерницкий, Д.О. Тыртышова // Инновации и инвестиции. 2016. №3. С.51-56.
3. Висюлькина Е.А. Сотрудничество стран ЕАЭС в энергетической сфере / Е.А. Висюлькина, Г.Н. Рожков, И.Р. Азюков // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. №11. С.39-41.
4. Магомедалиев А.С. Ход формирования общих энергетических рынков Евразийского экономического союза: результаты, задачи и перспективы / А.С. Магомедалиев, Н.Ю. Сопилко // Инновации и инвестиции. 2018. №3. С.93-96.
5. Бобылев С. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т.61. № 3. С. 107-113.
6. Сопилко Н.Ю. Теоретические основы экономики устойчивого развития / Н.Ю. Сопилко, А.Ф. Орлова, С.М. Лисиц-кая. М.: РУДН, 2017. 165 с.
7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2013 года. URL: http:// www.economy.gov.by/uploads/files/ NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
8. Стратегия «Казахстан-2050» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1200002050.
9. Указ президента Республики Казахстан от 30.05.2013 № 577 О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». URL: http:// www.nationalbank.kz/cont/ publish488539_24140.pdf.
10. Меркушова О.В. Перспективы сближения законодательств государств-членов ЕАЭС о промышленной деятельности, включая энергетику и недропользование: государственно-частные партнерства, концессии, соглашения о разделе продукции // Международное сотрудничество евразийских государств:
политика, экономика, право. 2017. Т.3. №12. С.50-61.
11. Вилисов М.В., Назарова Ю.А. Зеленая экономика в контексте государственной политики постсоветских стран / М.В. Вилисов, Ю.А. Назарова // Российский экономический журнал. 2017. № 6. С.17-23.
12. Порфирьев Б.Н. «Зеленые» тенденции в мировой финансовой системе / / Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т.60, № 9. С.5-16.
13. Бобылев С., Соловьева С. ООН: смена целей // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т.60, № 5. С. 30-39.
14. Suslov N.I. Renewable Sources of Energy in a Country Where Conventional Energy Resources Abound // Problems of Economic Transition. 2016. pp.96-114. doi.org/10.1080/ 10611991.2016.1166900.
15. Nazarova Yu.A., Sopilko N.Yu., Orlova A.F., Bolotova R.Sh., Gavlovskaya G.V. Evaluation of Development Prospects of Renewable Energy Source for Russia // International Journal of Energy Economics and Policy, 2017, 7(3). Turkey IJEEP http:/ /econjournals.com/index.php/ijeep P. 1-6.
Prospects of development of renewable energy sources on the space of the Eurasian economic union Sopilko N.Yu., Nazarova Yu.A.
RUDN
The article reviews the state of renewable energy sources (RES) in the member countries of the Eurasian economic Union (EAEU). The existing regulatory framework in the field of renewable energy development in the framework of the common energy markets of the EAEU is analyzed. The paper presents the main macro-indicators of the parameters of renewable energy, the existing support measures, as well as the potential of renewable energy sources of the Union. The problems hindering the effective formation of «green» energy are revealed. The main goal of cooperation in the field of renewable sources - localization of production equipment within the common space of the EAEU, tasks are defined to achieve this goal. The perspective directions of development of RES in the EAEU countries are offered.
Key words: EAEU countries, energy market, RES, energy efficiency, Renewable energy.
References
1. Ayarapetyan A.S. Socio-political risks within the framework of energy cooperation in the Unified Energy System / A.S. Ayarapetyan, A.A. Balayan // Modern Eurasian Studies. 2015. Vol.3. pp. 99-104.
2. Seferov A.K. Peculiarities and prospects for
cooperation between the states of the Eurasian Economic Union with the countries of the Caspian region in the field of energy / A.K. Seferov, H.I. Illernitskiy, fl.O. Tyrtyshova // Innovation and investment. 2016. no.3. pp.5156.
3. Visylkina E.A. Cooperation of the EEA countries
in the energy sector / E.A. Visylkina, G.N. Rogkov, I.R. Azukov // Actual problems of the humanities and social and economic sciences. 2017. no. 11. pp.39-41.
4. Magomedaliev A.S. The course of formation of
the common energy markets of the Eurasian Economic Union: results, tasks and prospects / A.S. Magomedaliev, N.Yu. Sopilko // Innovation and investment. 2018. no. 3. pp.93-96.
5. Bobylev S. Sustainable Development: A Paradigm
for the Future // World Economy and International Relations. 2017. Vol.61. no. 3. pp. 107-113.
6. Sopilko N.Yu. Theoretical Foundations of
Sustainable Development Economics / N.Yu. Sopilko, A.F. Orlova, S.M. Lisickaya. M.: PFUR, 2017. 165 p.
7. National Strategy for Sustainable Social and
Economic Development of the Republic of Belarus for the period until 2013. URL: http:/ /www.economy.gov.by/uploads/files/ NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
8. Strategy «Kazakhstan-2050». URL: http://
adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050.
9. Decree of the President of the Republic of
Kazakhstan No. 577 of May 30, 2013 Concerning the Concept on the Transition of the Republic of Kazakhstan to the «Green Economy». URL: http://www.nationalbank.kz/ cont/publish488539_24140.pdf.
10. Merkushova O.V. Prospects for convergence of the laws of the EEA member states on industrial activities, including energy and subsoil use: public-private partnerships, concessions, production sharing agreements // International cooperation of Eurasian states: politics, economy, law. 2017. Vol.3. no. 12. pp.50-61.
11. Vilisov M.V. Green economy in the context of the state policy of the post-Soviet countries / M.V. Vilisov, Yu.A. Nazarova // Russian economic journal. 2017. no. № 6. pp.17-23.
12. Porfir'ev B.N. «Green» trends in the global financial system // World Economy and International Relations. 2016. Vol.60, no. 9. pp.5-16.
13. Bobylev S. UN: Change of objectives / S. Bobylev, S. Solov'eva // World Economy and International Relations. 2016. Vol.60, no 5. pp. 30-39.
14. Suslov N.I. Renewable Sources of Energy in a Country Where Conventional Energy Resources Abound // Problems of Economic Transition. 2016. pp.96-114. doi.org/10.1080/ 10611991.2016.1166900.
15. Nazarova Yu.A., Sopilko N.Yu., Orlova A.F., Bolotova R.Sh., Gavlovskaya G.V. Evaluation of Development Prospects of Renewable Energy Source for Russia // International Journal of Energy Economics and Policy, 2017, 7(3). Turkey IJEEP http://econjournals.com/ index.php/ijeep P. 1-6.
2 о