Социально-экономические факторы развития отрасли возобновляемой энергетики в России Social and economic aspects of renewable energy sector development in
Russia
Назарова Юлия Александровна Nazarova Yulia Aleksandrovna
к.э.н., доцент, Российский университет дружбы народов, г. Москва
PhD, assistant professor, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow
e-mail: [email protected] Жильцов Сергей Алексеевич Zhiltsov Sergey Alekseevich
ассистент, Российский университет дружбы народов, г. Москва
assistant,
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow
e-mail: zhiltsovsa@mail. ru Голоулин Евгений Юрьевич Goloulin Evgeniy Urievich ассистент, Российский университет дружбы народов, г. Москва
assistant,
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow
e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрено текущее состояние отрасли возобновляемой энергетики в России и проанализированы основные механизмы поддержки возобновляемых источников энергии. Выделены экологические, социальные и экономические факторы развития возобновляемой энергетики на территории России. На основе параметров развития отрасли возобновляемой энергетики в России и статистической
информации проведена количественная оценка факторов развития отрасли возобновляемой энергетики.
Abstract:
The article deals with the current status of the renewable energy industry sector in Russia, with the main supportive mechanisms of the RES being under analysis.
Environmental, social and economic factors of the renewable energy development in Russia are stressed upon.
Based on the renewable energy industry development parameters, along with statistics figures, quantitative estimation of the renewable energy perspective factors in Russia has been effected.
Ключевые слова: возобновляемая энергетика, факторы развития ВИЭ, энергетика России, перспективы развития
Keywords: renewable energy, RES factors, Russian energy sector, development prospects.
Сохранение благоприятной экологической ситуации и экономия углеводородов подразумевают не противопоставление возобновляемых источников энергии (ВИЭ) традиционной генерации, а совместное их использование и диверсификацию топливно-энергетического баланса. Во многих странах мира переход к возобновляемой энергетике стал государственным приоритетом.
За последнее десятилетие возобновляемая энергетика стала самостоятельной энергетической отраслью. Среднемировая доля электростанций на базе ВИЭ в 2015 году составила около 24%. В мире насчитывается более 170 стран, которые используют ВИЭ для повседневных нужд. Инвестиции в мировую возобновляемую энергетику в 2015 году составили 285,9 млрд. долларов, а установленная мощность станций на основе ВИЭ (без учета гидроэнергетики) - 785 ГВт [1].
Для России тема использования ВИЭ не менее актуальна. Проект Энергетической стратегии до 2035 года предполагает переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и интеграцию элементов устойчивого развития (социальной и экологической ответственности, использования и развития человеческого капитала для инновационного развития и энергоэффективности) в управление энергетическими компаниями и развитии энергетики [2].
Со стороны Правительства РФ декларируется поддержка возобновляемой энергетики на территории страны, как перспективного направления развития. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 850-р была продлена программа государственной поддержки ВИЭ.
Экономическая модель работы объектов ВИЭ принципиально отличается для оптового и розничного рынка электроэнергии, для изолированных энергосистем. Для изолированных энергосистем предусмотрены такие меры поддержки как установление долгосрочных тарифов на покупку электроэнергии на период окупаемости, включение проектов ВИЭ в федеральные и региональные целевые программы, обеспечение приоритетной загрузки генерирующих объектов ВИЭ в системе оперативно-диспетчерского управления. На розничных рынках основным элементом поддержки является обязанность сетевых компаний покупать электроэнергию квалифицированных объектов ВИЭ по регулируемым тарифам с целью компенсации потерь. При этом для объектов мощностью менее 25 МВт из федерального бюджета компенсируются расходы на технологическое присоединение к электрическим сетям.
На оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ предусматривается механизм продажи электроэнергии по договору купли-продажи, а также продажи мощности по договору о предоставлении мощности (ДПМ), представляющем собой обязательство генератора перед представителями
рынка построить, ввести в эксплуатацию и вывести на ОРЭМ новую генерацию в будущем.
Со стороны Правительства РФ определен порядок проведения конкурсных отборов проектов строительства генерирующих объектов на основе ВИЭ, правила определения цены на мощность генерирующих объектов ВИЭ, обеспечивающих возврат инвестированного капитала, а также целевые показатели вводов генерирующих объектов ВИЭ до 2024 года, целевые показатели степени локализации и предельные величины капитальных и эксплуатационных затрат. При этом предусматривались стимулирование производства компонентов и оборудования в секторе ВИЭ на отечественной промышленной базе благодаря высоким требованиям локализации и перспективы расширения количества объектов, введенных в эксплуатацию.
В России по состоянию на 18 мая 2017 года квалифицирован 41 объект установленной мощностью 376,202 МВт, из которых наибольшая доля приходится на солнечные электростанции (СЭС) - 284,643 МВт (75,7%). Установленная мощность квалифицированных геотермальных электростанций (ГеоТЭС) составляет 62 МВт (16,5%); объектов, работающих на биомассе, биогазе и свалочном газе - 12 МВт (3,2%); малых гидроэлектростанций (МГЭС) - 10,834 МВт (2,9%); ветроэлектростанций (ВЭС) - 5,025 МВт (1,3%), приливных электростанций (ПЭС) - 1,7 МВт (0,5%) (НП «Совет рынка»).
Инвестиции в развитие возобновляемых объектов генерации приводят к необходимости оценивать различные факторы ее эффективности. Наряду с экономической и бюджетной эффективностью, при оценке объектов ВИЭ следует обращать внимание на появление социальных и экологических эффектов. Среди социальных эффектов принципиальное значение имеет содействие решению проблемы безработицы, что особенно актуально для многих российских регионов в виду дефицита рабочих мест (Республика Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия) и др.).
Количественная оценка эффектов развития ВИЭ необходима при разработке механизмов государственной поддержки возобновляемой энергетики, при проведении технико-экономических расчетов по проектам и региональным программам в области ВИЭ.
Таким образом, можно отметить, что появление механизмов поддержки ВИЭ на ОРЭМ положило начало формированию отрасли возобновляемой энергетики в России, что делает актуальным и целесообразным оценку эффектов их развития с учетом параметров, принятых в существующей нормативно-правовой базе.
В настоящее время анализу эффективности развития возобновляемой энергетики уделяется большое внимание со стороны многих зарубежных компаний (IEA, EWEA, IRENA, World Bank). Среди ученых-специалистов, внесших свой вклад в изучение социально-экономических и экологических факторов развития ВИЭ можно выделить работы, посвященные исследованию влияния возобновляемой энергетики на рынок труда и занятость населения в Германии (Ф. Ульрих, У. Лехр и др.) [3]. В работах китайских специалистов изучены экономическое и экологическое воздействие развития ВИЭ на экономический рост страны в долгосрочной перспективе [4]. Анализ подходов к оценке экологических и экономических аспектов ветроэнергетических проектов представлен в трудах М. Савино, Р. Манзини, В.Делли Селва и Р.Аккорси [5]. Анализ возможностей социально-экономического развития сельских регионов Великобритании под влиянием проектов ветрогенерации, гидро- и биоэнергетики проводится в работе [6].
Среди российских исследований в области возникновения социальных эффектов от развития возобновляемой энергетики можно отметить исследования Копылова А.Е. [7], Безруких П.П [8], Гречухиной И.А. [9].
Однако необходимо отметить, что в анализируемых работах отсутствует системный подход и комплексное решение вопросов, связанных с продвижением возобновляемой энергетики в стране под воздействием множества различных факторов. Также в недостаточной мере обоснованы
подходы к оценке принимаемых решений в области возобновляемой энергетики с учетом российской специфики.
В этой связи, целью проведенного исследования являлось выявление факторов развития отрасли возобновляемой энергетики в России с их количественной оценкой с учетом параметров, принятых в существующей нормативно-правовой базе для ОРЭМ на основе системного подхода.
Среди факторов развития возобновляемой энергетики были выделены:
1. Социальные факторы:
- создание рабочих мест в отрасли возобновляемой энергетики;
- создание рабочих мест в смежных отраслях.
2. Экономические факторы:
- экономия природного газа;
- дополнительная экспортная выручка за счет продажи сэкономленного природного газа;
- дополнительные поступления в федеральный и региональные бюджеты, пенсионный фонд (ПФ РФ), фонд социального страхования (ФСС РФ), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), в том числе:
- экспортная пошлина при продаже природного газа;
- налог на доход физических лиц (НДФЛ);
- страховые взносы;
- сокращения расходов бюджета на пособия;
- налог на прибыль от объектов, работающих на базе ВИЭ;
- арендная плата за землю;
- плата за пользование водными ресурсами;
- налог на имущество.
3. Экологические факторы:
- экономия воды;
- сокращение выбросов
- сокращение выбросов окислов азота;
- стоимость выбросов С02;
- снижение затрат на экологию.
Для количественной оценки вышеназванных факторов использовалась информация Российской службы государственной статистики, Центрального банка РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства энергетики РФ, Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, АФ-Меркадос ЭМИ, Enel Green Power, Европейской ветроэнергетической ассоциации (EWEA), Европейской энергетической биржи (EEX), НП «Совет рынка», НП «Совет участников рынка ВИЭ» и др.
Социальные факторы в первую очередь выражаются в создании рабочих мест в отрасли возобновляемой энергетики и в смежных отраслях. Количество создаваемых рабочих мест было оценено исходя из удельных показателей на 1 МВт для различных секторов согласно исследованию данным IRENA (для европейских стран и США):
- рабочие места в ветроэнергетике - 9,8 чел/МВт;
- рабочие места в солнечной энергетике - 16,0 чел/МВт;
- рабочие места в малой гидроэнергетике - 20,5 чел/МВт.
Установленная мощность объектов, работающих на базе ВИЭ, в 20152016 гг. определена на основе данных НП «Совет рынка» и НП «Совет участников рынка ВИЭ» о квалифицированных объектах возобновляемой энергетики. Установленная мощность объектов на период 2017-2024 гг., соответствует целевым показателям государственных программ развития, и представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Установленная мощность ВИЭ на период до 2024 г., МВт
Вид ВИЭ 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Всего
ВЭС 3,225 3,225 200 400 500 500 500 500 500 150,2 3256,65
СЭС 55,448 70,298 250 270 270 270 162,6 162,6 1510,95
МГЭС 8,314 10,834 124 0 49,8 109,2 35,6 35,6 35,6 35,6 444,55
Всего 66,987 84,357 574 670 819,8 879,2 698,2 698,2 535,6 185,8 5212,14
Источник: Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2017 года №35z
Исходя из представленных данных по количеству создаваемых рабочих мест и установленной мощности объектов ВИЭ на период до 2024 г. было
рассчитано, что в России к этому периоду может быть создано 65 274 рабочих мест, в том числе по секторам:
- в ветроэнергетике - 32 024;
- в солнечной энергетике - 24 137;
- в малой гидроэнергетике - 9 113.
При этом необходимо отметить, что количество рабочих мест оценено на период строительства новых объектов ВИЭ и не включает период эксплуатации построенных генерирующих мощностей, что в дальнейшем может создавать дополнительные возможности работы.
Оценка роли ВИЭ с точки зрения получения социальных выгод, является одной из приоритетных в решении проблем безработицы в России. С одной стороны, строительство объектов возобновляемой энергетики экономически целесообразно в отдаленных и труднодоступных районах, где населению сложно найти работу. С другой стороны, вновь вводимые объекты возобновляемой энергетики особенно в сопровождении с организацией производства оборудования способны разрядить напряженную обстановку нехватки работы в таких регионах, например, как Северо-Кавказский федеральный округ.
Оценка экономических факторов развития ВИЭ также важна при строительстве и эксплуатации объектов. Она складывается из нескольких составляющих.
1. Экономия природного газа. Объем сэкономленного природного газа рассчитан исходя из гипотезы, что выработка электроэнергии на объектах ВИЭ (таблица 2) заместит такой же объем электроэнергии, вырабатываемой на газовых электростанциях.
Таблица 2 - Предполагаемые объемы электроэнергии, вырабатываемые объектами ВИЭ, млрд кВт*ч
Вид ВИЭ 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Всего
Ветер 0,01 0,01 0,65 1,30 1,62 1,62 1,62 1,62 1,62 0,49 10,56
Солнце 0,07 0,09 0,31 0,33 0,33 0,33 0,20 0,20 0,00 0,00 1,85
мини-ГЭС 0,04 0,05 0,54 0,00 0,22 0,48 0,16 0,16 0,16 0,16 1,95
Всего 0,11 0,14 1,50 1,63 2,17 2,43 1,98 1,98 1,78 0,64 14,36
Всего, ГВт*ч 115 144 1498 1628 2170 2430 1976 1976 1777 643 14356
Источник: расчет авторов
Объемы вырабатываемой объектами ВИЭ электроэнергии определялись как произведение значения установленной мощности (таблица 1) на коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). Для оценки возможных объемов вырабатываемой электроэнергии за указанный период были приняты следующие значения КИУМ: ВЭС - 37%; СЭС - 14%; МГЭС - 50%.
По данным Enel Green Power каждые 100 ГВт*ч электроэнергии ВИЭ сэкономят 30 млн куб. м. газа. Таким образом, на период до 2024 г. может быть сэкономлено 4,3 млрд куб м природного газа.
2. Дополнительная экспортная выручка за счет продажи сэкономленного природного газа. Если предположить, что сэкономленный объем природного газа будет направлен на экспорт по средней экспортной цене - 180 долл США/тыс куб. м (на 01.01.2017) при курсе 60 руб/долл. за весь период расчета дополнительная экспортная выручка составит 47 млрд руб.
3. Дополнительные поступления в федеральный и региональные бюджеты, Пенсионный фонд (ПФ РФ), Фонд социального страхования (ФСС РФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Согласно официальным данным, экспортная пошлина при продаже природного газа составляет 30 % или 14 млрд руб. от дополнительной экспортной выручки.
НДФЛ, страховые взносы, сокращение расходов бюджета на пособия. Развитие отрасли возобновляемой энергетики предполагает создание новых рабочих мест, с фонда заработной платы которых в бюджет будет поступать НДФЛ в размере 13%. Создание новых рабочих мест в свою очередь позволит снизить расходы бюджета на выплату пособий по безработице и повлечет за собой перечисление страховых взносов в ПФ РФ, ФСС и ФОМС в размере 34 %.
Для оценки НДФЛ и страховых взносов была принята средняя заработная плата в России в размере 35 716 руб./мес. на 01.01.2017 по данным государственной статистики. Минимальное пособие по безработице составляет 850 руб./мес. согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2014 N 1382.
При заданных параметрах поступления в бюджет НДФЛ составит на период до 2024 г. 3,6 млрд руб., а выплаты по безработице сократятся на 0,7 млрд руб., поступления во внебюджетные фонды за рассматриваемый период увеличатся на 9,5 млрд руб.
Налог на прибыль от отрасли возобновляемой энергетики рассчитывался исходя из предположения, что чистая прибыль составит 10% от капитальных вложений, исходя из данных аналогичных проектов.
Оценка капитальных вложений (КВ) в возобновляемую энергетику осуществлялась согласно предельным значениям КВ (таблица 3), а также целевых показателей по установленной мощности, представленным ранее (таблица 1).
Таблица 3 - Предельные значения КВ по видам генерации, тыс руб./кВт
КВ по видам ВИЭ 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Удельные КВ ВЭС 110000 109890 109780 109670 109561 109451 109342 109232 109123 109014
Удельные КВ СЭС 114122 111839 109602 107410 105262 103157 101094 99072 97090 95194
Удельные КВ МГЭС 146000 146000 146000 146000 146000 146000 146000 146000 146000 146000
Источник:
'аспоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2017 года №354-р
Таблица 4 - Прогноз КВ в отрасль возобновляемой энергетики до 2024 г., млрд руб.
Вид ВИЭ 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Всего
ВЭС, млрд руб. 0,4 0,4 22,0 43,9 54,8 54,7 54,7 54,6 54,6 16,4 356,3
СЭС, млрд руб. 6,3 7,9 27,4 29,0 28,4 27,9 16,4 16,1 0,0 0,0 159,4
МГЭС, млрд руб. 1,2 1,6 18,1 0,0 7,3 15,9 5,2 5,2 5,2 5,2 64,9
Всего КВ, млрд руб. 7,9 9,8 67,5 72,9 90,5 98,5 76,3 75,9 59,8 21,6 580,6
Источник:
расчет авторов
Согласно проведенным расчетам, объем КВ в объекты ВИЭ до 2024 г. может составить более 580 млрд руб. (таблица 4). Из них в объекты ветроэнергетики будет вложено - более 356 млрд руб., в объекты солнечной энергетики - около 160 млрд руб., в малую гидрогенерацию - около 65 млрд руб.
Таким образом, чистая прибыль в отрасли возобновляемой энергетики на период до 2024 г. по расчетным данным составит 59 млрд руб., а налог на прибыль 11 млрд руб.
Показатель арендной платы за землю рассчитан исходя из предполагаемых объемов вводов объектов ВИЭ (таблица 1), необходимых площадей земли 2 Га/МВт, стоимости земли около 20000 руб/Га (данные ООО «Активити») и значений арендной платы 2% от кадастровой стоимости. По проведенным расчетам арендная плата за землю на период до 2024 г. составит 0,004 млрд руб.
Плата за пользование водными ресурсами на период до 2024 г. составит 0,3 млрд руб. и рассчитана исходя из предполагаемой выработки электроэнергии МГЭС (таблица 2) и платы за воду 143 руб/МВт*ч, определенной по проектам-аналогам.
Налог на имущество на тот же период составит 12,8 млрд руб. или 2,2 % от стоимости объектов ВИЭ, вычисленной исходя из значений прогноза КВ в отрасль (таблица 4).
Оценка экологических эффектов развития ВИЭ производится также поэтапно.
Расчет экономии воды, сокращений выбросов CO2, сокращений выбросов окислов азота проводился на основе данных Enel Green Power. Исходя из того, что каждые 100 ГВт*ч «зеленой» электроэнергии экономят 13,5 млн куб. м воды, снижают выбросы CO2 на 53 тыс. т и уменьшают выбросы окислов азота на 110 т.
Согласно приведенным ранее данным по установленной мощности (таблица 1) нами были получены следующие значения экологических эффектов на период до 2024 г.:
- экономия воды - 1938 млн куб.м;
- сокращение выбросов CO2 - 7608 тыс т;
- сокращение выбросов окислов азота - 16 тыс т.
Стоимость выбросов составит 3,37 млрд руб. и получена исходя из гипотезы, что в результате сокращения выбросов, получаемый объем углекислого газа может быть продан на Европейской энергетической бирже по цене 6,82 евро за тонну при курсе 65 руб./евро.
Снижение затрат на экологию предполагается за счет того, что вырабатываемый объектами ВИЭ объем электроэнергии (таблица 2) заместит такой же объем электроэнергии газовых станций и тем самым сократит затраты на восстановление экологии. Для целей данной оценки затраты на мероприятия по экологии были приняты в размере 0,019 долл США/кВт*ч, как базовый для газовых электростанций согласно исследованию «ExternE: Externalities of Energy» [11]. Соответственно, при курсе 60 руб/долл. снижение затрат на экологию составит на тот же период - 16 млрд руб.
Таким образом, интегральный эффект для экономики России от развития возобновляемой энергетики составит 118 млрд руб., из которых 52 млрд руб. пойдут напрямую в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в виде пошлин, налогов и страховых взносов. Экспортная выручка составит более 47 млрд руб., а затраты на экологию сократятся на 16 млрд руб. В отрасли возобновляемой энергетики будет создано более 65 000 рабочих мест.
При существующих низких ценах на природный газ и нефть, развитой инфраструктуре газовой отрасли и традиционной генерации, экономическая целесообразность строительства объектов ВИЭ ставится многими специалистами зачастую под сомнение.
Тем не менее, начало развития отрасли возобновляемой энергетики в России уже положено по ряду объективных причин:
- создание российского производства оборудования для ВЭС, СЭС и МГЭС;
- решение проблем социальной напряженности посредством создания дополнительных рабочих мест;
- обеспечение электроэнергией потребителей в удаленных от централизованной энергосистемы районах, где использование ВИЭ продиктовано экономической целесообразностью.
В настоящей работе были выделены факторы, определяющие эффективность развития возобновляемой энергетики и проведена количественная их оценка при параметрах, определенных существующей нормативно-правовой базой.
Дальнейшей проработки требует определение методических подходов к определению интегрального эффекта развития отрасли возобновляемой энергетики, изучение социальных эффектов, в том числе определение регионов, где потенциал возобновляемой энергетики сочетается с проблемами безработицы и социальной напряженностью. Полученные результаты не показывают мультипликативный эффект, проявляющийся через развитие таких отраслей, как: металлургия, энергомашиностроение, электротехника, силовая электроника, транспорт, телекоммуникации, информационные технологии, новые строительные и конструкционные материалы и др. Оценка мультипликативного эффекта требует дальнейших исследований.
Библиографический список
1. REN21. Renewables 2016: Global Status Report. Paris: REN21; 2016. ISBN 978-3-9818107-0-7.
2. Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года: [Электронный ресурс] Министерство энергетики РФ URL: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (Дата обращения: 25.06.2017)
3. Ulrich, P., Distelkamp, M., Lehr, U., 2012. Employment Effects of Renewable Energy Expansion on a Regional Level - First Results of a ModelBased Approach for Germany. Sustainability, Vol. 4, рр. 227-243.
4. Daia, H., Xieb, X., Xied, Y., Liub, J., Masuia, T., 2016. Green growth: The economic impacts of large-scale renewable energy development in China. Applied energy, Vol. 162, pp.435-449.
5. Savino, М., Manzinib, R., Della Selvaa, V., Accorsi R., 2017. A new model for environmental and economic evaluation of renewable energy systems: The case of wind turbines. Applied energy. Vol. 189, рр. 739-752.
6. ADAS Consulting. Renewable Energy and Its Impact on Rural Development and Sustainability in the UK; Report No. URN 03/886; ADAS Consulting for University of Newcastle: Newcastle, UK, 2003; p. 68. Available online: http://seg.fsu.edu/Library/case%20of%20the%20UK.pdf (Дата обращения 25.06.2017).
7. Копылов А. Е. Экономика ВИЭ. М.: Грифон, 2015. - 364 с.
8. Безруких П.П., Безруких П.П. (мл.) Об индикаторах состояния энергетики и эффективности возобновляемой энергетики в условиях экономического кризиса // Вопросы экономики, 2014. - №8.
9. Гречухина И.А. Экономические механизмы развития возобновляемой энергетики: дис. канд. экон. наук. М. - 2016. - 193 с.
10. IRENA (2013), Renewable Energy and Jobs, International Renewable Energy Agency, Abu Dhabi
11. European Commission, 1995. ExternE: Externalities of Energy. Luxembourg: Office for Official Publication of the European Communities. Vol. 4.