Научная статья на тему 'Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой трансформации Евразийского экономического союза'

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой трансформации Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / GOVERNMENT REGULATION / ECONOMIC RISKS / STRATEGIC GOALS / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янковская Е.С.

В статье рассматриваются возможные позитивные и негативные последствия цифровой трансформации внешнеэкономической деятельности и предложения по их разграничению. Автором подчеркивается доминирование позитивных результатов цифровизации. Обозначаются позиции государства и предпринимательского сообщества относительно внедрения информационных технологий в сферу внешнеэкономической деятельности в странах участницах Евразийского экономического союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article considers possible positive and negative consequences of digital transformation of foreign economic activity and some proposals on the delineation of them. The dominance of positive results of digitalization is underlined by the author. The positions of the State and the business community regarding the introduction of information technologies into the sphere of foreign economic activity in the member countries participating of the Eurasian Economic Union are disclosed

Текст научной работы на тему «Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой трансформации Евразийского экономического союза»

s

к

s S

о н

нок

л

й о н н

w

S

р

в о

С

w £

о р

П

w

Ы

н ь

Л

ЛАу

Т

к А

УДК 339.9

перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой трансформации евразийского экономического союза

Янковская Елизавета Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, к.э.н., e-mail: Liza30ys@gmail.com

В статье рассматриваются возможные позитивные и негативные последствия цифровой трансформации внешнеэкономической деятельности и предложения по их разграничению. Автором подчеркивается доминирование позитивных результатов цифровизации. Обозначаются позиции государства и предпринимательского сообщества относительно внедрения информационных технологий в сферу внешнеэкономической деятельности в странах - участницах Евразийского экономического союза

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, цифрови-зация экономики, государственное регулирование, экономические риски, стратегические цели, цифровая экономика

THE PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Iankovskaia Elizaveta S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Management, PhD, e-mail: Liza30ys@gmail.com

The article considers possible positive and negative consequences of digital transformation of foreign economic activity and some proposals on the delineation of them. The dominance of positive results of digitalization is underlined by the author. The positions of the State and the business community regarding the introduction of information technologies into the sphere of foreign economic activity in the member countries participating of the Eurasian Economic Union are disclosed

Keywords: foreign economic activity, the Eurasian Economic Union, digitalization of the economy, government regulation, economic risks, strategic goals, digital economy

Для цитирования: Янковская Е.С. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой трансформации Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 78-82.

Вступление мирового сообщества в эпоху цифровых технологий несет с собой перспективу коренных сдвигов в механизмах функционирования всех сфер жизнедеятельности и всего комплекса общественных отношений как на национальном, так и на международном уровнях. В современном мире наибольшая добавочная стоимость создается преимущественно в сфере «новой экономики» и в тех сегментах экономики, которые прошли оцифровку. В развитых странах быстро нарастает доля ВВП, создаваемого в сфере цифровой экономики.

В статье рассмотрен лишь один частный аспект данной темы - особенности развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях цифровизации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В глобальном масштабе влияние информационных технологий (ИТ) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на функционирование сферы ВЭД проявляется в виде двух основных противоположно направленных векторов.

Первый вектор представлен тенденциями углубления и обострения конкурентной борьбы,

усиливающими действие фактора неопределенности, делающими различные виды рисков более разрушительными по своим последствиям, все чаще сопровождающимися «эффектом домино», что ведет к беспрецедентному ускорению начавшихся деструктивных процессов. Поскольку цифровая трансформация снижает значимость государственных границ, резко возрастают риски утраты или ограничения экономического суверенитета страны. Более детально данный вопрос раскрыт, например, в публикациях И.В. Бородушко [1, 2].

В качестве второго вектора выступают процессы, основанные на координации, интеграции, объединении усилий в области развития ИТ и ИКТ в сфере ВЭД и способные дать мощный синергети-ческий эффект, снизить риски отставания от международного процесса цифровой трансформации, кроме того, снизить риски хакерских атак, кибермо-шенничества. Именно второй вектор является определяющим для формирования государственной политики и стратегических целей в области развития ВЭД. Но при этом следует предусматривать меры по минимизации рисков, обусловленных первым названным выше вектором влияния процессов

цифровой трансформации на функционирование внешнеэкономической сферы.

Столь большая значимость процессов информатизации для развития сферы ВЭД и предпринимаемые государствами реальные шаги по ее регулированию дают, как нам представляется, основание утверждать, что в структуре видов внешнеэкономической деятельности было бы целесообразно выделить в самостоятельную группу те виды деятельности, которые связаны с использованием и развитием ИТ и ИКТ.

Оценивая перспективы развития ВЭД в условиях глобального тренда - ориентации на всеобщую цифровизацию - необходимо отметить, что данная тенденция реализуется как двусторонний процесс. С одной стороны, для предпринимателей, и особенно участников ВЭД, развитие и применение ИТ составляет главное условие достижения конкурентных преимуществ. С другой стороны, на макроуровне также актуальна задача развития ИТ и ИКТ, что мотивирует органы власти к разработке соответствующих мер государственной внутренней и внешней политики и созданию необходимой нормативно-правовой базы.

В России, в силу известных объективных и субъективных причин, бизнес-структуры недостаточно активны в вопросах внедрения ИТ. На федеральном уровне предпринимаются значительные усилия в области развития цифровой экономики, поскольку нет альтернативы при выборе ключевых механизмов обеспечения устойчивого развития экономики страны и достижения достойного международного статуса. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика российской Федерации» [3], нацеленная на реализацию требований утвержденного Президентом РФ документа -«Стратегия развития информационного общества в российской Федерации на 2017-2030 годы» [4].

В Программе цифровой экономики РФ на 20182024 гг. одной из приоритетных задач является развитие цифровизации в сфере ВЭД [5]. В структуре показателей - критериев оценки развития цифровой экономики - представлены индикаторы, характеризующие состояние ВЭД в контексте эффективности процесса цифровизации:

- успешное функционирование не менее десяти компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;

- десять российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики.

Заслуживает внимания дорожная карта Программы цифровой экономики РФ. В разделе дорожной карты «Информационная безопасность» предусмотрено в 2018 г. решить наиболее актуальные проблемы защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве - такого рода проблемы решаются

в рамках внутренней жизни страны. На 2020 г. запланировано создать каркас инфраструктуры безопасности цифровой экономики, в том числе в области новейших технологий, обеспечивающих суверенитет РФ. К 2024 г. Россия должна стать одним из мировых лидеров в области информационной безопасности. Таким образом, в период 2020-2024 гг. планируется активное участие России в решении задач информационной безопасности глобального уровня.

В разделе дорожной карты «Нормативное регулирование» (п. 1.19.) предусмотрены меры по развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС:

- к четвертому кварталу 2018 г. планируется: снятие правовых ограничений для развития цифровой экономики, содержащихся в праве ЕАЭС; создание общей цифровой среды доверия на пространстве ЕАЭС; гармонизация основных понятий и институтов в области цифровой экономики; изменение технических регламентов под задачи цифровой экономики;

- к четвертому кварталу 2020 г. и далее планируется ежегодное заключение международных договоров (соглашений) на уровне ЕАЭС и национальном уровне, способных обеспечить реализацию мероприятий дорожной карты.

Указанные меры соответствуют задачам, предусмотренным ст. 23 «Информационное взаимодействие в рамках ЕАЭС» Договора о ЕАЭС [6]. К числу этих задач относятся: создание и использование интегрированной информационной системы ЕАЭС; проведение согласованной политики в области информатизации и информационных технологий; обеспечение охраны интеллектуальной собственности, используемой или полученной в процессе взаимодействия.

Приложением № 3 «Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках ЕАЭС» к Договору о ЕАЭС [6] предусмотрено в области информационной безопасности следующее: использование предоставленной информации только в заявленных целях без ущерба для государства-члена, ее предоставившего; обеспечение взаимоприемлемого для государств-членов уровня защиты информации в интеграционном сегменте Комиссии по согласованию с уполномоченными органами; обеспечение государствами-членами защиты информации, содержащейся в информационных ресурсах, информационных системах и информационно-коммуникационных сетях уполномоченных органов в соответствии с требованиями законодательства государств-членов. Таковы основные условия и принципы ВЭД в сфере информационных технологий в рамках ЕАЭС.

В октябре 2017 г. были утверждены документы, определяющие пути реализации цифровой повестки ЕАЭС [7, 8]. Данные документы содержат ряд положений, определяющих новые возможности и новые риски для развития ВЭД в условиях

цифровизации экономик стран - членов ЕАЭС и всего экономического пространства ЕАЭС. К числу наиболее значимых позитивных явлений относится:

- ускорение процессов свободного передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС при развитии цифровой экономики;

- формирование цифрового рынка ЕАЭС и упрощение доступа хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС на внешние рынки;

- обеспечение защищенности цифровых процессов;

- развитие трансграничной кооперации на основе цифровой трансформации;

- формирование цифровых платформ как вида цифровых активов резидентами государств - членов ЕАЭС, что позволит накапливать компетенции для выхода на глобальные рынки;

- обеспечение деловой средой снижение барьеров для потребителей и производителей при выходе на новые рынки в ходе цифровой трансформации рынков;

- развитие цифрового рынка в результате цифровой трансформации рынков ЕАЭС, что потребует обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- создание механизмов прослеживаемости, маркировки, «единого окна» в сфере ВЭД, обеспеченное цифровой трансформацией процессов управления;

- обеспечение доступа заинтересованных субъектов к межгосударственным электронным услугам посредством цифровой платформы ЕАЭС.

Для мониторинга результатов реализации цифровой повестки предусмотрен, в частности, показатель развития сферы ВЭД - в общем объеме экспорта доля экспорта цифровых товаров и услуг и традиционных товаров и услуг с применением цифровых каналов. Ожидается, что к 2025 г. дополнительный прирост объема экспорта услуг ИКТ может достичь 74 %.

В повестке текущих мероприятий ЕАЭС к числу наиболее активно обсуждаемых вопросов относятся проблемы цифровизации разных сфер экономики, что непосредственно скажется самым положительным образом на развитии ВЭД государств - участников ЕАЭС. В феврале 2018 г. в Алматы состоялся форум ЕАЭС на тему «Цифровая повестка в эпоху глобализации» [9]. На данном форуме Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев отметил три ключевых элемента цифровой интеграции в рамках ЕАЭС, это: единая платформа для обмена информацией в электронном виде; единое пространство электронного доверия; геоинформационная система обеспечения транспортировки товаропотоков. Данные три пункта соответствуют положениям Договора о ЕАЭС (ст. 23), предусматривающим создание интегрированной

информационной системы ЕАЭС и трансграничного пространства доверия.

В рамках обозначенного форума была проведена тематическая сессия на тему «Цифровая трансформация сельского хозяйства в ЕАЭС». На сессии обсуждались два основных направления внедрения цифровых технологий - в системе государственного регулирования агропромышленного комплекса и в технологическом перевооружении сферы производства. Первое направление включает меры по созданию актуальных для сферы ВЭД информационных платформ по товарно-сырьевым биржам, по цифро-визации товаропроводящей системы на экономическом пространстве ЕАЭС. Второе -предусматривает внедрение технологических инноваций в сельскохозяйственное производство и повышение качества продукции, благодаря чему расширится доступ сельхозпроизводителей к глобальным рынкам и повысится продовольственная безопасность, кроме того, усовершенствуется система управления рисками.

В апреле 2018 г. состоялось первое заседание экспертов по вопросу создания системы регулятивных «песочниц» ЕАЭС, дающих реальную возможность протестировать инновационные решения, новые бизнес-модели, оценить их сильные и слабые стороны, выявить возможные риски до официального правового закрепления соответствующих проектов.

В апреле 2018 г. на XII заседании Консультативного комитета по статистике при Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принято решение о формировании статистических показателей хода реализации цифровой повестки ЕАЭС. Только таким способом имеется возможность получить точную оценку динамики процессов цифровой трансформации ЕАЭС.

Не обойден вниманием и такой частный аспект цифровизации товаропотоков в ЕАЭС, как перемещение товаров животного и растительного происхождения. В апреле 2018 г. в ЕЭК с участием руководителей уполномоченных государственных органов в области ветеринарного контроля (надзора) и карантина растений прошло совещание по вопросам технического регулирования перемещения товаров данной группы.

Характерной особенностью деятельности ЕАЭС является вовлечение представителей бизнес-сообщества в процесс реализации программ. Распространенной формой такого взаимодействия являются конкурсы. Например, в апреле 2018 г. начался прием заявок на участие в организованном ЕЭК конкурсе «Евразийские цифровые платформы». Инновационные проекты могут быть представлены по четырем номинациям, в том числе: «Лучшие технологические решения для реализации цифровой повестки ЕАЭС», «Лучшие цифровые проекты ЕАЭС», «Лучшая игра для детей и подростков на тему цифровой повестки ЕАЭС». Основными критериями отбора проектов являются: синергети-ческий эффект от внедрения проекта во всех странах ЕАЭС, наличие компетенций и возможностей для

его реализации, инновационность, наличие ресурсов для проведения значительной цифровой трансформации и другие. По итогам трех этапов конкурса жюри выберет по одному победителю в каждой из четырех номинаций, и один проект получит приз симпатий жюри. Церемония награждения пройдет в октябре 2018 г. в Ереване. Лучшие проекты будут реализованы в рамках цифровой повестки ЕАЭС.

К числу приоритетов цифровой повестки ЕАЭС относится формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров как элементов транспортной инфраструктуры экономического пространства ЕАЭС и разработка мер по содействию развития экспорта. В рамках «Петербургского международного экономического форума - 2018» на состоявшемся 25.05.2018 г. круглом столе «Современные механизмы продвижения экспорта на зарубежные рынки» [10] в числе обсуждаемых проблем был вопрос об инструментах поддержки экспорта государств ЕАЭС. Такими инструментами являются: создание зон свободной торговли, установление благоприятных торговых режимов, совершенствование таможенного регулирования, сотрудничество финансовых институтов стран ЕАЭС и другие.

Приведенные примеры мероприятий ЕАЭС в области цифровизации иллюстрируют высокую активность и многообразие подходов к решению поставленных задач.

Проведенный органами ЕАЭС и Всемирным банком анализ ситуации в странах ЕАЭС показал, что в 2016-2017 гг. уровень институционального развития, эффективности финансовых рынков и технологической готовности был низким и заметно отставал от уровня ЕС и ОЭСР [11]. Остается невысоким уровень применения цифровых технологий населением и частным сектором экономики. В этих условиях стратегические цели цифровой повестки ЕАЭС должны включать в себя реформы инновационной направленности, стимулировать бизнес к внедрению цифровых технологий. Как было показано выше, на уровне нормативно-правовых и организационных мероприятий органы ЕАЭС проявляют высокую активность и заинтересованность в реализации цифровой повестки. Достижение ожидаемого эффекта зависит, прежде всего, от действий бизнес-сообщества стран ЕАЭС.

Не остается в стороне при анализе проблем взаимодействия в рамках ЕАЭС и научное сообщество. Так, в начале 2018 г. был опубликован подготовленный Российско-белорусским экспертным клубом аналитический доклад «Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество» [12]. В заключительной части доклада подчеркивалось, что для достижения программных целей ЕАЭС важны не только межгосударственные административные взаимодействия, но и активное использование механизмов частно-государственного партнерства, участие научных центров и вузов,

гражданского общества. О значении ЕАЭС для России и роли России в ЕАЭС в докладе отмечено, что для нашей страны важны стабильные и плодотворные отношения с ближайшими союзниками, а для ЕАЭС Россия выступает гарантом безопасности объединения и определяет динамику экономики ЕАЭС в целом. Вопросы формирования цифрового пространства ЕАЭС, необходимость комплексного подхода к данному вопросу, преимущества цифро-визации и потенциальные риски ее игнорирования обстоятельно рассмотрены в статье И.В. Бородушко и И.С. Кокорина [13].

Если сопоставить три аспекта развития ВЭД в условиях цифровизации экономического пространства ЕАЭС - государственную политику, бизнес-процессы и их научное осмысление, то следует признать:

1. Меры государственной политики разрабатываются и реализуются опережающими темпами в сравнении и ходом экономических процессов и активизацией бизнес-процессов;

2. Научные исследования по данной проблеме развиваются недостаточными темпами и оказываются не способными в опережающем режиме сформировать научно-методологическую базу, на которую можно было бы опереться в практической деятельности по совершенствованию сферы ВЭД а ЕАЭС.

Библиографический список:

1. Бородушко И.В. Исследование проблем национальной безопасности с позиций теории рисков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3. С. 57-64.

2. Бородушко И.В. Государственное управление экономической безопасностью России и экономическая безопасность предприятия // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. Т. 21. № 4. С. 86-90.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2017, № 32, ст. 5138.

4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017, № 20, ст. 2901.

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2017, № 3. Ст. 5138.

6. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). Официальный сайт Евразийской комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ finpol/dobd/Documents/Договор%20о%20ЕАЭС.pdf (дата обращения: 15.07.2018).

7. О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза. Решение № 21 Высшего

Евразийского экономического совета (Принято 8.

в г. Санкт-Петербурге 26.12.2016 г.). Официальный

сайт Евразийского экономического союза. URL: http://

10.

eaeunion.org/ (дата обращения: 18.07.2018).

Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12. Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http:// eaeunion.org/ (дата обращения: 18.07.2018). Сельскому хозяйству ЕАЭС обеспечат цифровое будущее. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/2-02-2018-2.aspx (дата обращения: 20.07.2018)

Инструменты поддержки экспорта стран ЕАЭС обсуждены на ПМЭФ-2018. 25.05.2018. Электронный ресурс: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/25-05-2018-2.aspx (дата обращения: 25.07.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.