Научная статья на тему 'Правовое регулирование безопасности внешнеэкономической деятельности стран - участниц Евразийского экономического союза'

Правовое регулирование безопасности внешнеэкономической деятельности стран - участниц Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИСКИ / RISKS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGAL REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородушко И.В., Кокорин И.С.

В статье раскрыты основные аспекты проблемы правового регулирования рисков внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках Евразийского экономического союза. Четко разграничены две группы рисков ВЭД в связи с процессом внедрения цифровых технологий. Проведен сравнительный анализ рисков ВЭД при переходе на цифровые технологии и при их игнорировании. Дана оценка состояния и перспектив развития ВЭД в странах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородушко И.В., Кокорин И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main aspects of the problem of legal regulation of foreign economic activity risks within the framework of the Eurasian Economic Union. Two groups of risks of foreign economic activity are clearly delineated in connection with the process of introduction of digital technologies. A comparative analysis of the risks of foreign trade in the transition to digital technology and their ignoring. An assessment of the state and prospects of the development of foreign economic activity in the EEA countries is given.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование безопасности внешнеэкономической деятельности стран - участниц Евразийского экономического союза»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 341:339.9:334.784

И. В. Бородушко, И. С. Кокорин

Правовое регулирование безопасности внешнеэкономической деятельности стран - участниц Евразийского экономического союза

В статье раскрыты основные аспекты проблемы правового регулирования рисков внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках Евразийского экономического союза. Четко разграничены две группы рисков ВЭД в связи с процессом внедрения цифровых технологий. Проведен сравнительный анализ рисков ВЭД при переходе на цифровые технологии и при их игнорировании. Дана оценка состояния и перспектив развития ВЭД в странах ЕАЭС.

The article reveals the main aspects of the problem of legal regulation of foreign economic activity risks within the framework of the Eurasian Economic Union. Two groups of risks of foreign economic activity are clearly delineated in connection with the process of introduction of digital technologies. A comparative analysis of the risks of foreign trade in the transition to digital technology and their ignoring. An assessment of the state and prospects of the development of foreign economic activity in the EEA countries is given.

Ключевые слова: безопасность внешнеэкономической деятельности, риски, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, евразийский экономический союз, цифровые технологии.

Key words: foreign economic activity safety, risks, legal regulation of foreign economic activity, Eurasian economic union, digital technologies.

Среди основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), которые были определены решением Высшего евразийского экономического совета № 28 от 16.10.2015 г. «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза», отмечена реализация внешнеторгового потенциала стран-

© Бородушко И. В., Кокорин И. С., 2018

238

участниц ЕАЭС. Наиболее актуальными задачами по данному направлению являются освоение производителями новых товарных и географических рынков и повышение доли продукции обрабатывающей промышленности (в том числе высокотехнологичных товаров) в экспорте.

Внешняя торговля - это основная составляющая внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Безопасность внешней торговли, как и безопасность ВЭД в целом, - одна из важнейших структурных составляющих национальной безопасности. Таким образом, правовые основы национальной безопасности, достаточно полно раскрытые в статьях Е.С. Янковской [11; 12], следует рассматривать как ключевую основу нормативно-правовой базы безопасности ВЭД.

Эффективность и безопасность ВЭД определяются комплексом факторов, среди которых первостепенную роль играет правовое регулирование отношений в данной сфере на национальном и международном уровне. В организационном плане значимость правовых аспектов функционирования ЕАЭС поддерживается, в частности, наличием в составе органов управления Союза Суда ЕАЭС и специального периодического издания - Евразийского юридического журнала, в котором предусмотрен раздел «Безопасность и право».

В Евразийском юридическом журнале не оставлены без внимания вопросы обеспечения безопасности государств - участников ЕАЭС. В публикациях журнала рассматриваются вопросы о рисках, связанных с цифровой трансформацией ЕАЭС, с незаконной миграцией, рисках в сфере экологии при реализации таможенной политикой и др. [9; 11; 12]

К числу основных документов, составляющих нормативную правовую основу внешнеторговой деятельности стран - участниц ЕАЭС, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 08.05.2015 г.) и Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), вступивший в силу 01.01.2018 г. В условиях действия ТК ЕАЭС облегчается осуществление таможенных процедур за счет введения электронного декларирования, использования механизма «одного окна» и др. Существенное значение имеет сокращение коррупционных рисков. В структуре права ЕАЭС представлены также международные договоры в рамках ЕАЭС, международные договоры ЕАЭС с третьей стороной, решения и распоряжения органов ЕАЭС.

Органами управления ЕАЭС являются: Высший евразийский экономический совет - наднациональный высший орган Союза, состоящий из глав государств - членов ЕАЭС; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС); Евразийский

239

межправительственный совет (ЕМС); суд ЕАЭС, обеспечивающий применение государствами-членами и органами ЕАЭС норм права Союза.

С 01.01.2018 г. Россия приняла председательство в органах ЕАЭС, сменив Киргизию, которая в 2017 г. осуществляла данную функцию. В своем обращении к главам стран ЕАЭС В.В. Путин отметил, что за три года своего существования Евразийский союз доказал свою состоятельность и эффективность [7]. Не обошел вниманием российский президент и вопросы, прямо или косвенно связанные с обеспечением безопасности ВЭД и соблюдением принятых ЕАЭС правовых норм: необходимость защиты информации при ведении цифровой торговли; обеспечение всеобъемлющего безусловного выполнения всеми странами - членами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств, даже если это предполагает корректировку национальных законодательств.

Надо отметить наличие разнонаправленности рисков, связанных с переходом к модели цифровой экономики стран - участниц ЕАЭС. Преимущественно обсуждаются риски, возникающие при формировании цифровой экономики, состав которых общеизвестен и «у всех на слуху». Значительно реже отмечаются риски «невступления» на путь цифровизации, поэтому их целесообразно рассмотреть более детально. В материалах совместного исследовании, проведенного Всемирным банком и Евразийской экономической комиссией, представлена целевая модель формирования цифрового пространства ЕАЭС [10]. В данной модели имеется блок «Потенциальные риски игнорирования цифровых технологий», но отсутствуют упоминания рисков, которые несут с собой цифровые технологии. В качестве рисков игнорирования цифровых технологий в модели названы:

- риск потери цифрового суверенитета граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов и государств - членов ЕАЭС;

- риск, связанный с усилением влияния и контроля над цифровым пространством со стороны глобальных игроков;

- риск запаздывания внедрения цифровых технологий;

- риск потери конкурентоспособности товаров, услуг, хозяйствующих субъектов и государств - членов ЕАЭС;

- риск подавления и поглощения экономик государств - членов ЕАЭС в результате переходов экономических процессов в другие цифровые пространства;

- риск реализации внешних разрушительных «киберугроз».

Из всего сказанного выше о проблемах рисков, связанных с формирование цифрового пространства ЕАЭС, следует вывод о необходимости комплексного подхода к данному вопросу - рассматривать, оценивать и проводить сравнительный анализ обеих групп рисков как потенциальных рисков игнорирования цифровых технологий, так и последствий их развития. Очевидны четыре вывода: 1) риски первой группы являются труднопреодолимыми и более разрушительными по своей природе, чем вторые; 2) в целях обеспечения безопасности необходимо принимать во внимание обе категории рисков; 3) противодействие каждой из двух групп рисков следует осуществлять путем разработки и реализации своих специфических мер обеспечения безопасности; 4) предыдущий вывод № 3 актуален в связи с тем, что, помимо двух названных вариантов политики в области цифровых технологий (их игнорирование и интенсивное развитие), существует наиболее вероятный для стран ЕАЭС путь - замедленные в сравнении с развитыми странами темпы цифровизации экономики и коммуникационной основы внешнеэкономических отношений. Данная ситуация обусловлена более низким уровнем экономического потенциала и крайне неблагоприятной современной геополитической обстановкой, нарастающим давлением на РФ, создающим повышенную напряженность в управлении экономикой и ее ресурсной базой. Складывается своего рода переходный период в развитии цифровых технологий, где сосуществуют риски обеих групп, что необходимо учитывать при управлении рисками и, в том числе, при их правовом регулировании.

В контексте темы данной статьи существенным компонентом разработанной Всемирным банком и Евразийской экономической комиссией целевой моделью формирования цифрового пространства ЕАЭС является положение о механизмах формирования данной модели. В качестве первого пункта среди этих механизмов названа «Разработка нормативно-правовой базы цифровой экономики государств - членов ЕАЭС», что подтверждает приоритетную значимость права ЕАЭС в решении ключевых проблем функционирования и развития Союза.

Немаловажным моментом при рассмотрении правовых аспектов регулирования безопасности внешнеэкономической деятельности стран - участниц ЕАЭС является общая оценка места права ЕАЭС в системе международного права и характеристика соотношения права ЕАЭС с правом ВТО.

Все государства - члены ЕАЭС являются также членами ВТО (кроме Беларуси, по вопросу о вступлении которой в ВТО ведутся активные переговоры). Действующие в рамках ЕАЭС договора о ВЭД и внешнеторговых отношениях, правовой режим ЕАЭС в целом относятся к категории региональных торговых соглашений (РТС), которые, как и соглашения ВТО, являются частью международного торгового права. В связи с этим в правоприменительной практике в рамках ЕАЭС следует учитывать характер соотношений правовых режимов ЕАЭС и ВТО. Эти соотношения раскрыты, в частности Д. С. Бокланом [3], следующим образом:

- право ВТО и право ЕАЭС являются частью международного торгового права. Соглашения ВТО не запрещают государствам-членам ВТО заключать соглашения РТС;

- право ЕАЭС, как и право иных РТС, в целом опирается на право ВТО и включает многие положения соглашений ВТО;

- в случае противоречия нормы соглашения ВТО и нормы Договора о ЕАЭС приоритетной является норма соглашения ВТО;

- государства - члены ВТО имеют право отступать от положений ГАТТ и ГАТС, но при соблюдении определенных, обозначенных в ГАТТ и ГАТС, условий;

- в соответствии с нормами Договоренности о разрешении споров ВТО (ДРС ВТО), суды РТС, в том числе и Суд ЕАЭС, не обладают юрисдикцией рассматривать споры, следующие из соглашений ВТО;

- Суд ЕАЭС не обязан при толковании права ЕАЭС однозначно следовать толкованию права со стороны органов по рассмотрению споров ВТО (ОРС ВТО), а руководствоваться целями и объектом Договора о ЕАЭС.

Право ЕАЭС направлено на обеспечение правопорядка в системе торгово-экономических отношений стран - участниц ЕАЭС и углубление интеграционных процессов. Как отмечено в аналитической записке, опубликованной Российским советом по международным делам, успешности взаимодействия стан - участниц ЕАЭС способствует активизация их деятельности в сфере ВЭД по следующим направлениям: «страны ищут наиболее эффективные инструменты сотрудничества и продолжают формировать намеченные совместные интеграционные структуры, законодательную базу объединения и форматы взаимодействия в промышленности, АПК, транспорте и других наиболее важных для стран сферах экономики» [6, с. 21] (курсив наш - И.Б.; И.К.).

Процесс совершенствования законодательной базы ЕАЭС должен носить системный характер, так как при обеспечении безопасности ВЭД необходимо охватывать ряд взаимосвязанных аспектов внешнеэкономических отношений. Например, первостепенное значение имеет проблема обеспечения финансовой безопасности в области торговли банковскими услугами. Риски глобального уровня возникают в связи со все большим распространением в мировой практике манипулирования ограничениями по трансферту цифровых технологий. Подобные действия третьих стран могут болезненно сказаться на интеграционных процессах в рамках ЕАЭС. К числу актуальных нормативно-правовых мер по обеспечению финансовой безопасности при торговле банковскими услугами на евразийском экономическом пространстве, как отмечают М.А. Жанабергенова и Г.К. Оспанова, следует отнести следующие [5]:

- взаимную унификацию правил урегулирования межстрановых отношений в целях движения в направлении достижения одинакового уровня транспарентности и надежности финансовых услуг;

- применение пруденциальных мер, направленных на реализацию государствами - членами ЕАЭС обязательств по обеспечению безопасности страны, созданию условий для стабильности национального бизнеса и обеспечению прав непрофессиональных и, как правило, недостаточно осведомленных о рисках, участников финансового рынка - физических лиц -потребителей.

Более конкретно о характере финансовых рисков на экономическом пространстве ЕАЭС можно судить по материалам конкретных финансовых институтов. Существенную роль в развитии финансовой системы ЕАЭС играет Евразийский банк развития (ЕАБР), в деятельности которого, естественно, существуют определенные риски. В структуре годового отчета ЕАБР предусмотрены следующие категории рисков: отраслевые, страновые и региональные, финансовые, правовые, риски потери деловой репутации, стратегические, эмитентные, банковские [8]. Кроме отчетов (месячных, квартальных, годовых), ЕАБР публикует ряд специальных изданий - Макроэкономические обзоры, Отраслевые обзоры, Направления деятельности банка, Доклады центра интеграционных исследований, журнал Евразийская экономическая интеграция. Мониторинг ситуации в ЕАЭС осуществляется с помощью Интеграционного барометра ЕАБР.

По итогам 2017 г. данные Интеграционного барометра были не вполне утешительными. С одной стороны, ЕАЭС продолжает пользоваться значительным уровнем доверия у населения и государственных институтов (50243

83 %). Но, с другой стороны, позитивное отношение к евразийской интеграции плавно снижается как среди стран - участниц Союза, так и за его пределами.

Вместе с тем, по данным макроэкономического обзора ЕАБР от 21.02.2018 г., перспективы развития ЕАЭС вполне обнадеживающие. В 2018 г. во всех странах ЕАЭС ожидаются: положительные темпы роста ВВП - в среднем на 2,2 %; уровень инфляции на фоне восстановления внутреннего спроса не превысит 4 %; дальнейшее снижение сырьевой зависимости экономик. Это приведет, соответственно, к снижению экономических рисков и созданию более благоприятных условий для упрочения правовых отношений в Союзе.

Решению проблем унификации норм права ЕАЭС и эффективности правоприменительной практики в некоторой мере могут препятствовать случаи конфликта экономических интересов стран - участниц ЕАЭС. Вследствие этого могут проявиться некоторые угрозы экономической безопасности этих стран. Так, по оценке И.В. Андроновой, для Российской Федерации к их числу относятся [2]:

- потоки контрабандных грузов из отдельных стран ЕАЭС;

- бегство капиталов, чему способствует практика применения российскими участниками ВЭД схем фиктивного импорта;

- конкуренция между производителями из стран ЕАЭС;

- перенос отдельными российскими компаниями своей производственной деятельности в другие страны ЕАЭС, где более благоприятны условия ведения бизнеса;

- создание Китаем своих промышленных площадок для производства экспортируемой в Россию продукции в свободных экономических зонах других стран ЕАЭС;

- замещение российских транзитных маршрутов из Китая в Европу аналогичными маршрутами в других странах ЕАЭС с более благоприятными логистическими условиями.

Но этим рискам будут противостоять тенденция укрепления единого рынка товаров и услуг в рамках ЕАЭС, снижение уровня нетарифных барьеров, более тонкая настройка таможенных процедур в условиях действия нового Таможенного кодекса, а взаимная торговля стран ЕАЭС станет одним из драйверов экономического роста.

Список литературы

1. Андреев А.П. Незаконная миграция как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Евразийский юрид. журн. - 2017. - № 2. - С. 30-32.

2. Андронова И.В. Внешнеэкономическая безопасность РФ: новые угрозы и их нейтрализация в условиях ускоренной евразийской интеграции: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2015. - С. 315-316.

3. Боклан Д.С. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: соотношение правовых режимов // Право. ВШЭ. - 2017. - № 2. - С. 223-236.

4. Бровка Г.М. и др. Приоритетные направления развития законодательства в области обеспечения экономической и экологической безопасности в свете осуществления таможенной политики в процессе развития евразийской интеграции // Евразийский юрид. журн. - 2018. - № 2. - С. 13-17.

5. Жанабергенова М.А., Оспанова Г.К. Обеспечение финансовой безопасности в торговле банковскими услугами в государствах - членах ЕАЭС // Торговая политика. НИУ ВШЭ. - 2018. - № 1. - С. 76-89.

6. Кузьмина Е. М. Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 г. Аналитическая записка. Российский совет по международным делам // ИМЭМО РАН. - 2017. - С. 21.

7. Новости Центра Исследования и Развития Евразийства. - URL: Шр://евразийство.рф/поуо5й-ге5игеа/11ет/303-5-1 -yanvarya-2018-goda-rossiya-prinyala-predsedatelstvo-v-organakh-eaes.html (дата обращения 25.04.2018).

8. Отчеты Евразийского Банка развития. - URL: https://eabr.org/investors/information-disclosure/quarterly-reports/ (дата обращения 20.04.2018).

9. Стецко Е.В., Филатова О.Г. Цифровая трансформация ЕАЭС: анализ рисков // Евразийский юрид. журн. - 2018. - № 3. - С. 220-224.

10. Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Всемирный%20банк%20 Перспективы%20и%20Рекомендации.pdf (дата обращения 20.04.2018).

11. Янковская Е.С. Правовая основа обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Вестн. С.-Петерб. юрид. акад. - 2014. - № 2 (23). - С. 12-17.

12. Янковская Е.С. Правовые средства в системе мер по обеспечению экономической безопасности на микро- и макроуровнях // Вестн. С.-Петерб. юрид. акад. - 2016. - № 2 (31). - С. 94-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.