Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационных технологий внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к цифровой экономике'

Развитие информационно-коммуникационных технологий внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РИСКИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / NATIONAL PROGRAMMES / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янковская Е.С.

В статье раскрыты основные программные стратегические цели и возможные риски процесса цифровизации экономики. Дана оценка трендов показателей развития информационного общества в России. Сформулированы ключевые принципы деятельности по обеспечению развития информационно-коммуникационных технологий в сфере ВЭД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO A DIGITAL ECONOMY

In article the core programme strategic objectives and possible risks of process of digitalization of economy are revealed. The evaluation of trends indicators in development of information society in Russia is given. The key principles of efforts to promote development of information and communication technologies in the sphere of foreign trade activities are formulated

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационных технологий внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к цифровой экономике»

s

к

s S

о н

нок

л s

о н н

w

S

р

в о

с

w £

о р

П

w

Ы

н

Ь

< S

т к

<

УДК 339.9

развитие информационно-коммуникационных

технологий внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к цифровой экономике

Янковская Елизавета Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, к.э.н., e-mail: Liza30ys@gmail.com

В статье раскрыты основные программные стратегические цели и возможные риски процесса цифровизации экономики. Дана оценка трендов показателей развития информационного общества в России. Сформулированы ключевые принципы деятельности по обеспечению развития информационно-коммуникационных технологий в сфере ВЭД

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; цифровая экономика; информационное общество; информационные ресурсы; информационно-коммуникационные технологии; национальные программы; риски

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO A DIGITAL ECONOMY

Iankovskaia Elizaveta S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Management, PhD, e-mail: Liza30ys@gmail.com

In article the core programme strategic objectives and possible risks of process of digitaliza-tion of economy are revealed. The evaluation of trends indicators in development of information society in Russia is given. The key principles of efforts to promote development of information and communication technologies in the sphere of foreign trade activities are formulated

Keywords: foreign economic activity; digital economy; information society; information resources; information and communication technologies; national programmes; risks

Для цитирования: Янковская Е.С. Развитие информационно-коммуникационных технологий внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к цифровой экономике // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 70-74.

Реализация национальной стратегии в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Российской Федерации будет осуществляться в условиях перехода к модели информационного общества, первоосновой которого является цифровая экономика. Для сферы ВЭД это означает решение многопланового комплекса задач. К числу наиболее приоритетных задач данного комплекса относится создание и обеспечение эффективности многоуровневой целостной системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Тем самым определяется актуальность темы данной статьи.

Основное внимание в статье направлено на решение следующих задач: обобщение и оценка информации о государственных программах развития цифровой экономики в России; определение наиболее значимых вызовов и рисков данного процесса, которые будут влиять на развитие ИКТ в сфере ВЭД; оценка текущего статуса России с точки зрения развития информационного общества и выявление направленности трендов последних лет в данной области - все это, опираясь на материалы официальной статистики; формулирование выводов о ведущих принципах деятельности по обеспечению развития ИКТ в сфере ВЭД.

Государственная стратегия развития ИКТ в сфере ВЭД определяется характером экономической политики и стратегическими приоритетами во внутренней жизни страны и в международных отношениях. Текущий 2018 год может стать рубежным в развитии экономики России - был официально взят курс на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (в редакции Указа Президента РФ от 19.07.2018 № 444) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены ключевые направления и ряд целевых показателей развития всех сфер жизни российского общества на среднесрочную перспективу - на предстоящие 6 лет [1].

Правительством разработаны программы реализации поставленных в указе Президента РФ задач, сформированы дорожные карты. В контексте данной статьи представляют интерес две программы (именуемые также проектами): «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт». Данные две программы определяют план создания цифровой экономики России и план развития ВЭД в имеющихся на сегодняшний день условиях.

Как отметил глава Правительства Д. Медведев 17.09.2018 г. на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам: «Первое, над чем нужно будет работать в рамках нацпроектов, - это современное регулирование», - и подчеркнул также его ограничительный принцип - необходимость и достаточность, то есть без избыточного вмешательства в механизмы рыночных отношений [2]. Таким образом, государство ориентировано на то, чтобы направлять, поддерживать и держать под контролем процесс цифровизации экономики, не сковывая при этом действия рыночных механизмов.

О приоритетных направлениях преобразования экономики России на ближайшие 6 лет, которые сформируют новую среду функционирования предприятий - участников ВЭД и развития ИКТ в сфере ВЭД, можно судить по содержанию входящих в национальную программу «Цифровая экономика» шести федеральных проектах:

- нормативное регулирование цифровой среды (создание правовых условий для формирования единой цифровой среды и регулирования отношений в сфере цифровой экономики);

- информационная инфраструктура (создание инфраструктуры передачи данных и развитие инфраструктуры мобильной и спутниковой связи нового поколения, развитие отрасли связи, создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на территории России, разработка и внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, бизнеса и общества);

- кадры для цифровой экономики (обеспечение цифровой экономики высококвалифицированными кадрами, организация системы поддержки талантливой молодежи в области математики и информатики, содействие развитию цифровой грамотности населения);

- информационная безопасность (обеспечение устойчивого и безопасного функционирования информационной инфраструктуры, создание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий в информационной сфере);

- цифровые технологии (формирование спроса на отечественные цифровые технологии, поддержка их производителей; разработка и реализация дорожных карт, создание цифровых платформ для «сквозных» цифровых технологий);

- цифровое государственное управление (цифровая трансформация государственных услуг и иных видов деятельности государственных (муниципальных) органов; разработка механизмов согласования политики государств - членов ЕАЭС в области развития цифровой экономики).

Сроки реализации программы «Цифровая экономика» - с 01.10.2018 г. по 31.12.2024 г. При условии достижения целей программы «Цифровая

экономика», как ожидается, Россия сможет войти в первую десятку государств - лидеров в развитии цифровой экономики.

Прежде чем рассматривать задачи развития ИКТ в области ВЭД, целесообразно уделить внимание вопросу о реально существующих проблемах и вызовах. Уже на стадии обсуждения национальной программы «Цифровая экономика» были высказаны некоторые сомнения. Так, Председатель Счетной палаты А. Кудрин отметил, что по проекту бюджета на первые 3 года на национальные программы предусмотрено 5,6 трлн руб., что на 1 трлн руб. меньше, чем указано в паспортах программ. Следовательно, из-за недофинансирования запуск ряда программ замедлится или будет перенесен на более поздние сроки. Заложенные в проект бюджета объемы недофинансирования весьма значительны: по программе «Цифровая экономика» - на 55 %, по программе «Международная кооперация и экспорт - на 29 % [3].

Значительные трудности могут возникнуть, как нам представляется, в связи с достаточно низкой стартовой позицией и отсутствием восходящих трендов динамики цифровизации экономики России. Имеет место явное отставание страны от мировых стандартов в области развития цифровой экономики.

Мировое сообщество в ускоренном темпе движется в направлении формирования информационного общества, что ведет к проникновению информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни. Современные ИКТ пронизывают всю систему государственного управления, являются базовым условием достижения конкурентоспособности и высокой эффективности бизнес-структур, все шире распространяются на приватную жизнь граждан.

Одним из наиболее приоритетных направлений активизации деятельности в области ИКТ, с учетом требований всеобщей цифровизации, является внедрение ИКТ в сферу ВЭД. Это ключевое звено в развитии общества, способствующее реализации задач в области достижения достойного международного статуса государства и обеспечения устойчивого развития национальной экономики.

Велика роль науки в успешном развитии ИКТ. Научная методология обеспечивает эффективность применения ИКТ в экономике. Передача научных знаний в области ИКТ в процессе подготовки и переподготовки кадров составляет необходимую основу для достижения целей эффективного развития ВЭД в условиях информационного общества. Не менее важна роль науки в деле непрерывного совершенствования ИКТ на основе отечественных разработок и освоения зарубежного опыта.

Современные механизмы развития ВЭД включают внедрение ИКТ в качестве обязательного необходимого компонента. При этом в структуре ИКТ должны быть оптимально сбалансир ов аны все их составляющие - от фундаментальных теоретических

основ информатики до элементарных процедур по комплексному мониторингу текущей ситуации в сфере ВЭД. Базовые тренды развития ИКТ в мире универсальны. Но специфичны на национальном уровне такие стороны эволюции ИКТ, как достигнутая страной их технологическая стадия, доминирующие в той или иной стране источники ресурсов для развития ИКТ (интеллектуально-кадровых, финансовых, производственно-технических и других).

В современной России применение ИКТ в сфере ВЭД несколько отстает еще от уровня, достигнутого в экономически развитых странах. Тем самым усугубляются проблемы внешнеэкономических связей страны, порожденные рядом фундаментальных факторов и условий, таких как санкционная политика Запада в отношении России, ряд внутренних экономических дисбалансов и других. С учетом реально сложившейся ситуации в стране и в мире развитию внешнеэкономических связей должно способствовать решение следующих задач развития ИКТ в сфере ВЭД: а) совершенствование организации оперативных межведомственных, межрегиональных и межстрановых информационных потоков, обеспечивающих обоснованность и оптимальность принимаемых решений; б) анализ, моделирование, и прогнозирование процессов в сфере ВЭД, позволяющих формировать средне- и долгосрочные программы развития внешнеэкономических связей, а также эффективно функционировать предприятиям - участникам ВЭД.

Многообразные и сложные функции ИКТ в сфере ВЭД включают следующие основные виды процедур и операций: а) непрерывный процесс актуализации первичной информации о состоянии сферы ВЭД; б) обеспечение движения информации по внутренним и внешним каналам связи; в) трансформация первичной учетной информации в обобщающие интегральные показатели и экономико-математические модели, в оперативные сводки, в аналитические доклады и отчеты. Конкретное содержание информационных ресурсов весьма сложное. Лишь отчасти о нем можно судить по ст. 47, 48, 52 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [4]. Отдельный блок информационных ресурсов составляют результаты научных исследований проблем ВЭД, как например, публикации А.Ф. Линецкого, И.В. Бо-родушко и некоторых других авторов [5, 6, 7].

Основным критерием оценки качественного уровня ИКТ в сфере ВЭД является соответствие представляемых информационных продуктов запросам и потребностям пользователей. Нельзя упускать из виду и такие критерии, как опережающий (упреждающий) характер представляемой информации. Важен также учет человеческого фактора - уровня грамотности должностных лиц в области ИКТ, их способность воспринимать, понимать и профессионально интерпретировать получаемую информацию. Это обстоятельство требует выбора

адекватной формы подачи материалов. Определенные вызовы и противоречия могут возникать из-за необходимости обеспечивать согласованность научно-методологического уровня информационных продуктов и степени готовности их получателей к полноценному и эффективному использованию информации в своей профессиональной деятельности. Но решение любого из названных вопросов возможно лишь при условии корректировки соответствующих твердо установленных регламентов ИКТ в сфере ВЭД.

Развитие ИКТ в сфере ВЭД в условиях перехода к информационному обществу несет не только существенные позитивные результаты, но также ряд вызовов и рисков, которые необходимо своевременно нейтрализовать. К их числу, прежде всего, относятся:

- ограничение возможности контроля за ситуацией при организации информационных потоков из-за расширения рисков хакерских атак, кибер-мошенничества, несанкционированного доступа и утечки информации. Для обеспечения информационной безопасности в этих условиях необходимы более совершенные механизмы защиты информации, что требует дополнительных финансовых вложений и научно-технических разработок;

- недостаточная, в отдельных случаях, грамотность персонала в информационной сфере способна не только снизить эффективность применения ИКТ, но и дискредитировать сам принцип развития ИКТ и перехода на новую технологическую ступень;

- реализация курса на импортозаме-щение в обеспечении технической базы ИКТ может породить новые риски - недостаточную эффективность инвестиций в данную область, обусловленную возможным несовершенством организации производственных процессов, опасностью использования разработчиками устаревших зарубежных технических решений, случаями нецелевого использования ресурсов. Успех в деле противодействия подобным рискам в значительной мере определяется человеческим фактором - уровнем профессионализма и творческого потенциала, добросовестностью разработчиков новых ИКТ. Решение этих проблем зависит в немалой степени от качества подготовки кадров российскими вузами и от обеспечения должной мотивации труда в области проектирования и производства новых ИКТ.

При внедрении ИКТ в сферу ВЭД в условиях перехода к информационному обществу следует особое внимание обращать на такие проблемы, как необходимость обеспечения эффективности межведомственных и межгосударственных коммуникаций, где наблюдается значительная их дифференциация по соотношению традиционных инструментов и новых ИКТ.

Уровень и качество ИКТ в сфере ВЭД не могут формироваться автономно, вне зависимости от общего внутреннего потенциала страны в области электронных технологий. В России

сохраняется значительное отставание от наиболее высоких мировых стандартов по уровню развития сектора ИКТ в целом. В таблице представлены некоторые показатели, характеризующие состояние и тенденции развития информационного общества в Российской Федерации по данным официальных публикаций Росстата [8].

Как следует из данных таблицы, за последние шесть лет не произошло кардинальных сдвигов в уровне цифровизации различных сфер жизни общества. Единственным исключением явился резкий рост удельного веса домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет. По достигнутому уровню внедрения инноваций в ИКТ четко разграничиваются два типа ситуаций:

- высокая или достаточно высокая степень цифровизации «офисной деятельности» (в государственных и муниципальных органах, в предпринимательском секторе) и жизнедеятельности домашних хозяйств, населения (показатели таблицы № 5, 6, 8-13);

- незначительный уровень внедрения инноваций и ИКТ непосредственно в производственные процессы (показатели таблицы № 1-4, 8).

Таким образом, в России пока отсутствует достаточно мощная производственно-техническая база для разработки и производства собственных ИКТ нового поколения. Это обстоятельство затрудняет движение в направлении построения информационного общества с разносторонне сбалансированной системой цифровизации разных сфер жизнедеятельности, включая область ВЭД.

Применительно к вопросу о качественных параметрах ВЭД следует отметить неблагоприятную ситуацию в отношении структуры экспорта, отличающуюся крайне низким удельным весом конкурентоспособных на мировых рынках

высокотехнологичных и инновационных продуктов. Тем самым предопределяются ограничения в выборе рынков сбыта, в ценовой политике, в формировании статуса России в международном разделении труда и в системе мировых торгово-экономических отношений.

Преодоление наиболее острых проблем в сфере ВЭД предусмотрено национальной программой «Международная кооперация и экспорт», которую планируется реализовать в период с 01.10.2018 по 31.12.2024 гг. В соответствии проектом Паспорта [9] данной программы за предстоящие 6 лет должна быть достигнута следующая динамика показателей национального проекта (по предварительным данным):

- рост объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров (млрд долларов США) - с 153 до 250;

- рост объема экспорта продукции машиностроения (млрд долларов США) - с 35 до 50;

- рост объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (млрд долларов США) -с 23 до 45;

- рост объема экспорта оказываемых услуг (млрд долларов США) - с 64 до 100;

- рост доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны, % - с 4 до 20;

- рост объема торгового товарооборота между Россией и государствами - членами ЕАЭС, млрд долларов США - с 55,5 до 78,8.

Ряд принципиально значимых задач намечено решить к 2024 г. в области высоких технологий и ИКТ: в области промышленного экспорта Госкорпорация «Росатом» должна обеспечить развитие инфраструктуры высокотехнологичного атомного экспорта; запланировано создание и введение

Таблица

Основные показатели развития информационного общества в России

№ п/п Показатель 2011 г. 2017 г.

1. Процент внутренних затрат на сектор ИКТ в общем объеме внутренних затрат на научные исследования и разработки. 1,5 2,5

2. Процент организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществляющих технологические инновации. 8,9 7,5

3. Процент инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организациями промышленного производства и сферы услуг. 6,3 7,2

4. Процент инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ услуг организациями промышленного производства и сферы услуг. 9,2 7,5

5. Число патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским заявителям в расчете на 1 млн человек населения. 142 143

6. Процент населения, являющегося активными пользователями сети Интернет. нет сведений 74,1

7. Процент домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет 56,8 76,3

8. Процент занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения. 2,1 1,7

9. Процент органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (МС), использующих Интернет. 90,5 94,8

10. Процент ОГВ и МС, использующих системы электронного документооборота. 72,7 75,5

11. Процент ОГВ и МС, использующих электронную цифровую подпись. 83,2 87,0

12. Процент организаций, использующих Интернет. 84,8 88,9

13. Процент организаций, использующих системы электронного документооборота. 61,9 66,1

в эксплуатацию информационно-сервисной платформы взаимодействия участников экспортной деятельности; запланировано внедрение цифровой платформы АО «Российский экспортный центр».

Для достижения стратегических целей развития ИКТ в сфере ВЭД потребуются большие усилия всех участников данного процесса и соблюдение комплекса принципов, среди которых наиболее приоритетными, по нашему мнению, являются:

- принцип системного подхода, обеспечивающий сбалансированность и полный охват всех существенных аспектов управления процессом развития ИКТ в сфере ВЭД;

- обеспечение эффективного использования ресурсов, а также механизмов и инструментов регулирования отношений в сфере ВЭД;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умелая трансформация внутренних и внешних вызовов и угроз в стимулы для достижения целей.

Библиографический список:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета № 97с, 09.05.2018.

2. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. 17 сентября 2018 года. Официальный сайт Правительства России. Электронный ресурс: http://govemment.ru/news/34001/ (дата обращения: 09.12.18).

3. Заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. 24 октября

2018 года. Официальный сайт Президента России. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/ соипаЫ58894 (дата обращения: 08.12.18).

4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850: по состоянию на 12.09.2018. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

5. Линецкий А.Ф. Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации в условиях ее интеграции в мировую экономику. Автореф. дисс. ... д.э.н. Екатеринбург. 2011.

6. Гамидуллаев С.Н., Бородушко И.В. Теоретические аспекты исследования безопасности внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3. С. 26-35.

7. Бородушко И.В., Кокорин И.С. Правовое регулирование безопасности внешнеэкономической деятельности стран - участниц Евразийского экономического союза // Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2018. № 2 (52). С. 238-246.

8. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации. Оперативная информация, Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_innovations/it_technology/ (дата обращения: 10.12.18).

9. Проект Паспорта национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» // https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/ uploads/2018/10/09/федеральный%20проект%20мин-транс^£ (дата обращения: 10.12.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.