Научная статья на тему 'Узбекистан: построение "цифровой экономики"'

Узбекистан: построение "цифровой экономики" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / COMPETITIVENESS OF THE ECONOMY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / HIGH-TECH SERVICES / РАЗВИТИЕ ИКТ / ICT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходиев Баходир Юнусович

Данная статья посвящена обзору современного состояния рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и перспективах развития нового сегмента экономики «цифровой экономики» в мире. В частности, рассматривается роль ИКТ в повышение конкурентоспособности и экономического роста стран, а также упрощения доступа к государственным услугам. В статье приведен анализа передового мирового опыта в сфере развития ИКТ и развитие отечественного рынка ИКТ. Автор анализирует развитие цифровых технологий в Узбекистане, отмечает важную роль правительственных документов по развитию цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ходиев Баходир Юнусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uzbekistan: building a "digital economy"

The article provides an overview of the current state of information and communication technologies (ICT) markets and prospects for the new economic segment global “digital economy”. Particularly, it investigates the role of ICT in raising competitiveness and economic growth of countries, as well as easing access to public services. Moreover, it provides an analysis of the best international practices in developing ICT and the growth of the domestic ICT market.The author analyzes the development of digital technologies in Uzbekistan, notes the important role of government documents on the development of digital technologies.

Текст научной работы на тему «Узбекистан: построение "цифровой экономики"»

Узбекистан: построение «цифровой экономики»

УДК 338 : 004 Баходир Юнусович ХОДИЕВ,

ББК 65 : 32.97 доктор экономических наук, профессор,

Х-692 Ташкентский государственный экономический университет

(100138, Узбекистан, Ташкент, ул. Ислама Каримова, 49) - ректор,

e-mail: www.tdiu.uz

Аннотация

Данная статья посвящена обзору современного состояния рынка информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) и перспективах развития нового сегмента экономики - «цифровой экономики» в мире. В частности, рассматривается роль ИКТ в повышение конкурентоспособности и экономического роста стран, а также упрощения доступа к государственным услугам. В статье приведен анализа передового мирового опыта в сфере развития ИКТ и развитие отечественного рынка ИКТ. Автор анализирует развитие цифровых технологий в Узбекистане, отмечает важную роль правительственных документов по развитию цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-коммуникационных технологий, цифровые технологии, конкурентоспособность экономики, информационное общество, высокотехнологические услуги, развитие ИКТ.

Uzbekistan: building a «digital economy»

Bahodir Junusovich HODIEV,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Tashkent State University of Economics (49, Islama Karimova,100138, Tashkent, Uzbekistan) - Rector,

e-mail: www.tdiu.uz

Abstract

The article provides an overview of the current state of information and communication technologies (ICT) markets and prospects for the new economic segment - global “digital economy”. Particularly, it investigates the role of ICT in raising competitiveness and economic growth of countries, as well as easing access to public services. Moreover, it provides an analysis of the best international practices in developing ICT and the growth of the domestic ICT market. The author analyzes the development of digital technologies in Uzbekistan, notes the important role of government documents on the development of digital technologies.

Keywords: digital economy, information and communication technologies, digital technologies, competitiveness of the economy, Information society, high-tech services, ICT development.

Человечество не так давно переступило порог цифровой эпохи, формируя новые отрасли и профессии, основу для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества в целом.

Применение цифровых технологий в экономике благодаря повышению доступности и эффективности государственных услуг (регистрация юридических лиц, сертификация и аккредитация, получение разрешений, декларирование и уплата налогов, таможенное сопровождение), развитию целой экосистемы бизнес-сервисов (логистические услуги, мобильный банкинг), повышению прозрачности условий ведения бизнеса (электронные площадки для проведения тендеров и закупок, порталы обратной связи), помогает улучшить деловой климат.

Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так как из-за быстро увеличения мирового спроса и, соответственно, международной торговли продукцией ИКТ данный рынок превратился в один из наиболее динамичных и емких секторов мирового хозяйства, что привело к усилению международной конкуренции в этой области. Что побудило многие страны к увеличению затрат на НИОКР, инновации и продвижение продукции для обеспечения лидерства в глобальной индустрии ИКТ.

Цифровые преобразования организационно-экономических принципов управления становятся одним из ключевых факторов мирового экономического роста. Так, по данным The Boston Consulting Group (BCG), доля цифровой экономики в ВВП развитых стран выросла с 2010 г. на 1,2 п.п. и составляет 5,5%. В развивающихся странах этот показатель увеличился с 3,6 до 4,9% к ВВП в 2016 году. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития ИКТ. Таким образом, данный рынок входит в 25 процентов наиболее быстро растущих крупных рынков в мировой экономике. Отрасли, интенсивно использующие ИКТ, растут в 1,7 раза быстрее, чем в среднем в экономике. Так, обслуживание клиентов через сеть «Интернет» позволяет банкам сократить трудозатраты в 8-9 раз по сравнению с традиционным обслуживанием[3]. Согласно показателям Организации экономического сотрудничества и развития боле 90% бизнеса подключено к интернету, но лишь 20% из них пользуются цифровыми технологиями в продаже своих продуктов (см. рисунок 1).

За последние годы многие страны и международные организации в качестве приоритетной задачи выделили развитие экспортной деятельности данной сферы (см. рисунок 2.), а также, реализацию концепций создание специальных инфраструктурных и институциональных условий для развития сферы ИКТ. Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Финляндии, Республике Корея, Китае, Индии и др.

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2017

Цифровое разделение [4]

Рисунок 1

Рисунок 2

Ведущие страны мира по экспорту ИКТуслуг (2016)[4.18]

Анализ международного опыта показывает, что многие страны США, Европы приняли обобщенную стратегию развития информационного общества, базирующуюся, в основном, на следующих принципах развития:

□ экономическая свобода и дерегуляция деятельности поставщиков информационных технологий с целью обеспечения развития технической инфраструктуры как базовой платформы для построения информационного общества, в том числе путем формирования инфраструктур (фондов, институтов) по развитию и поддержке инноваций, стартапов, снижения стоимости доступа к технологиям (упрощенная регистрация и онлайн-доступность патентов, результатов научных работ);

□ повышение эффективности деятельности государственного сектора, включая системы электронного правительства, взаимодействие с гражданами и обществом, на основе совершенствования законодательства, подготовки высококвалифицированных кадров и поэтапном внедрении современных информационных технологий;

□ формирование единого информационного пространства, наращивания ресурсной основы путем перевода в цифровой формат национального и мирового культурного достояния, стимулирование развития интернет средств массовой информации, формирования общедоступных баз данных открытого доступа.

Особый интерес вызывает зародившаяся в Германии концепция развития промышленности, известная под названием «Промышленность 4.0.» (или четвертая промышленная революция). «Промышленностью 4.0» обозначают составную часть более широкого тренда цифровизации или масштабного внедрения цифровых технологий в самые разные отрасли экономики. В результате чего, ожидается повышение производительности во всех производственных секторах промышленности с 90 до 150 млрд евро, а рост предельной производительности, за исключением стоимости материалов, составит от 15 до 25% [5].

Следует отметить и опыт Индии - который превратился в один из ведущих мировых центров по некоторым видам высокотехнологичных услуг, в частности, софтверного и бизнес-аутсорсингов, инжиниринга и др. Особенно экономическая политика правительства страны, в этих областях, отразилась на планах расширения в Индии сети так называемых «Технологических парков», объединяющих иностранных и индийских производителей программных компьютерных средств (Software Technology Parks - STPs)[2].

Современный Узбекистан является частью мирового экономического сообщества, поэтому происходящие интеграционные процессы на международном рынке требуют от хозяйствующих субъектов активного вхождения в мировое информационное сообщество. Для этого в Узбекистане уделяется особое внимание вопросам развития ИКТ и следует отметить что, с начала 90-х гг рынок ИКТ Узбекистана формировался как отдельный сегмент в экономике.

События последнего десятилетия предоставили огромное количество доказательств реальной значимости ИКТ для образа жизни народа. В этой связи приоритетные меры по внедрению ИКТ в экономику, социальную сферу и системы управления нашли отражение в Указе Президента Республики Узбекистан «О

стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» за № 4947 от 7 февраля 2017 г. в котором были определены “Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах”[8].

Данная стратегия реализуется в пять этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной государственной программы по ее реализации. Приоритетными направлениями развития страны в 2017-2021 годах были определены следующие:

1. Совершенствование государственного и общественного строительства;

2. Обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы;

3. Развитие и либерализация экономики;

4. Развитие социальной сферы;

5. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

В части «Развитие и либерализация экономики» особо были выделены: ускоренное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, кардинальное изменение структуры предоставляемых услуг, прежде всего за счет современных высокотехнологичных видов услуг; дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу и системы управления.

Развитие сектора ИКТ может повысить конкурентоспособность отечественной экономики на мировом рынке, а также будет способствовать выводу страны на новый уровень развития, который характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора, позволяющего без значительных капитальных затрат решать сложные экономические и прочие задачи не только в масштабе государства, но и на уровне предприятий, организаций, фирм.

В обществе имеется стабильный интерес к использованию ИКТ и, как следствие, наблюдается устойчивый рост показателей спроса на услуги Интернет. Вместе с тем уровень информированности населения о возможностях ИКТ остается недостаточным. У отдельной части населения все ещё сохраняются психологические барьеры по использованию услуг ИКТ. К примеру, в отчетах Организации экономического сотрудничества и развития приведен анализ влияния уровня образования на пользование интернетом среди населения в возрасте 55-74 лет как в экономически развитых, так и развивающихся странах. Согласно проведенным исследованиям, выявлено, что в Исландии 99% население с высшим образованием в указанном возрасте пользуется интернетом и 90% без высшего образования (см. рисунок 3).

За последние 10 лет рынок ИКТ Узбекистана видоизменился в значительной степени посредством реализации проектов по модернизации и развитию телекоммуникационной сети по всей республике. В частности, во всех областных центрах республики установлены цифровые междугородные станции, осуществлена прокладка оптико-волокнных кабелей и цифровых радиорелейных линий на магистральных междугородных и внутриобластных линиях связи, проведена модернизация и установка телевизионных и радио передатчиков, внедрена система беспроводного радиодоступа стандарта CDMA. Уровень охвата цифровыми сетями телекоммуникаций городов и районных центров республики достиг 100%. Уровень охвата сельских населенных пунктов сетями телекоммуникаций составляет 90%, в т.ч. цифровыми - 52%. Система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы по 28 направлениям с выходом на 180 стран мира, при этом используются оптико-волоконные и спутниковые системы.

Рисунок 3

Влияние уровня образования на пользование интернетом среди населения в возрасте 55-74 лет (%) [4.p.10]

И-СЛиДжЖ .лл . [1и.1ьша

—. -Уw Г-Турция

Для обеспечения доступа пользователей к международным информационным сетям, включая Интернет, организованы прямые связи с использованием спутниковых и наземных цифровых каналов. Пропускная способность международных каналов, обеспечивающих подключение к сети Интернет, в 2016 г. составляла 33,2 Мбит/с (на начало 2006 года 0,143Мбит/с) (см. рисунок 4).

Рисунок 4

Скорость (пропускная способность) доступа к международным информационным

сетям (Мб/с) [6]

Данный индикатор также имеет высокие темпы роста и в среднем за последние два года они составляли более 150,% в год. На 2016 г. в зоне домена «WWW.UZ» существовало более 10,8 тыс.ед. сайтов, т.е. на 100 тысяч населения республики приходится более 30 сайтов (см. рисунок 5).

Следует отметить, что мировая практика по внедрению ИКТ-решений в госорганы и электронное правительство показывает, что это долгий и непрерывный процесс, требующий стратегического подхода, внимание государства и инвестиций [7. C3.]

Использование ИКТ в государственном управлении предоставляет хорошие возможности для улучшения взаимодействия правительства с населением и коммерческими организациями, а также для повышения эффективности деятельности самих государственных органов. В связи с этим, Правительство страны уделяет особое внимание развитию и широкому использованию ИКТ в государственном управлении.

Рисунок 5

Количество сайтов, зарегистрированных в WWW.UZ (тыс.ед.)[6]

Расширение применения информационных технологий в государственном секторе, развитие электронных услуг и инвестиции в инфраструктуру способствуют более широкому применению информационных технологий в частном секторе и станут катализатором их распространения в корпоративном секторе. Широкомасштабная реализация концепции открытых данных обеспечит базу для развития новых информационных сервисов и повышение эффективности и удобства доступа к информационным системам со стороны населения. За последние годы в Узбекистане были изучены различные аспекты развития, электронного правительства. Дальнейшая информатизация важнейших отраслей экономики и реализация государственных проектов по развитию информационных технологий простимулируют создание новых и развитие существующих направлений бизнеса, что может привести к формированию прорывных технологий в рамках отраслевых решений.

Последовательное внедрение в Узбекистане системы электронного документооборота «e-Hujjat», объединяющей в себе на данный момент базы данных более 150 организаций, формируют платформу для успешной практической реализации еще одного магистрального тренда сервиса, электронного правительства - индивидуализации пакетов услуг в соответствии с набором компонентов по заказу каждого отдельно взятого юридического и физического лица-потребителя. Уже сегодня успешно функционируют отдельные элементы данной системы, в частности:

□ национальная база законодательства Республики Узбекистан, содержащая в себе более 32,6 тыс. нормативно-правовых актов;

□ портал налогоплательщика, обеспечивающего прием и обработку электронной налоговой отчетности, которым уже пользуются 99% всех предпринимателей;

□ единый портал лицензиата, в котором доступна полная информация о перечне лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, а также требуемых документах для получения лицензий и разрешении;

□ единый портал декларантов, через который с начала года 99% всех грузовых таможенных деклараций оформлено в электронном виде;

□ автоматизированная система электронной статистической отчетности «e-Stat», доля резервирования фирменных наименований в электронном порядке достигла 97%;

□ портал коммунального хозяйства и жилищного фонда предоставляет целый спектр услуг в сфере ЖКХ, включая прием и обработку жалоб, оплату коммунальных услуг, а также информацию о тарифах;

□ информационная системы E-Visa, доля оформленных иностранцам виз в Узбекистан в электронном виде превысила 90%;

□ более 35 тыс. исковых заявлений и ходатайств в хозяйственные суды были поданы в электронном виде через внедренную систему e-Sud.

Следует отметить и роль международных организаций в развитии ИКТ в Узбекистане. Так, Всемирный банк совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций намерены реализовать совместные проекты в области цифровой экономики и электронного правительства. Кроме того, планируется участвовать в региональном проекте Digital CASA, который с помощью трансграничных телекоммуникационных сетей свяжет страны Центральной и Южной Азии в единый цифровой хаб. Эксперты считают, что проект улучшит доступ в интернет в странах, где нет выхода к морю. Также Всемирным банком выражена готовность по оказанию содействия министерству в разработке программных продуктов, развитии почтовой отрасли и подготовке IT-специалистов^].

Подводя итоги, хотим заметить что, развитие цифровой экономики открывает безграничные возможности. Но, несмотря на радужные перспективы, по утверждению аналитиков, в развитии цифровой экономики кроются очевидные вызовы и угрозы отстающим, такие как:

1. Высокий риск информационной безопасности;

2. Угроза сокращения рабочих мест. Переход на цифровую экономику затрудняет и использование зарубежного софта и др.

3. Высокий риск и уровень неопределенности при принятии стратегических решений. Подобная ситуация связана со свойственной цифровой экономике неустойчивой конъюнктурой, обусловленной динамичными изменениями на технологическом уровне, ростом интенсивности конкуренции и сокращением жизненного цикла товаров и услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»

2. Annual Report 2004-05, Department of Information Technology, Ministry of Communications and Information Technology, Government of India.

3. OECD Information Technology Outlook 2015. www.oecd.org/sti/interneteconomy.

4. OECD Digital Economy Outlook 2017, Fig 3. 1-18

5. Waldne M. and others. BCG Review - October 2015. / BCG, 2015 https://www.bcg.com/ en-ru/about/bcg-review/default.aspx

6. Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций РУз

7. Сатаров Ш. Дирижер информационных систем / Газета «Народное слово». 15 октября 2017 г.

8. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан - www.Lex.uz

9. Всемирный банк поможет внедрить цифровую экономику в Узбекистане - http://post-novosty.ru/srednaya-aziya/uzbekistan/161717-Vsemirnyjj-bank-pomozhet.html

10. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев С.Н. 25 лет Содружеству и новые возможности экономического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник, 2016, №12, 2017, № 1, с.3-16

БИБЛИОГРАФИЯ:

Всемирный банк поможет внедрить цифровую экономику в Узбекистане - http://postno-vosty.ru/srednaya-aziya/uzbekistan/161717-Vsemirnyj_j-bank-pomozhet.html (Vsemirnyj bank pomozhet vnedrit’ cifrovuju jekonomiku v Uzbekistane)

Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев С.Н. 25 лет Содружеству и новые возможности экономического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник, 2016, №12, 2017, № 1, с.3-16 (Zijadullaev N.S., Zijadullaev S.N. 25 let Sodruzhestvu i novye vozmozhnosti jekonomicheskogo sotrudnichestva // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2016, №12, 2017, № 1, s.3-16)

Сатаров Ш. Дирижер информационных систем / Газета «Народное слово». 15 октября 2017 г. (Satarov Sh. Dirizher informacionnyh sistem / Gazeta «Narodnoe slovo». 15 oktjabrja 2017 g.)

Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» (Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralja 2017 goda №UP-4947 «O strategii dejstvij po dal’nejshemu razvitiju Respubliki Uzbekistan».)

OECD Information Technology Outlook 2015. www.oecd.org/sti/interneteconomy.

OECD Digital Economy Outlook 2017, Fig 3. 1-18

Waldne M. and others. BCG Review - October 2015. / BCG, 2015 https://www.bcg.com/en-ru/about/bcg-review/default.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.