ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИК СТРАН ЕАЭС: ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ*
С.А. Дятлов,
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук [email protected]
В статье определены условия цифровой трансформации и повышения конкурентоспособности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях усиления глобальной инновационной гиперконкуренции. Представлены основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС. Раскрыты особенности национальных программ цифровой трансформации экономик стран Евразийского экономического союза. Определены приоритеты цифровой трансформации, которые включают разработку единой стратегии развития цифровой экономики стран-участниц ЕАЭС, формирование единого цифрового пространства ЕАЭС и создание единой архитектуры цифровой платформы для эффективного функционирования интеграционных управленческих структур и институтов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, Евразийский экономический союз, интеграция, институты, гиперконкуренция.
УДК 330.101
Сегодня главной повесткой для большинства стран мира, включая страны Евразийского экономического союза, является цифровая трансформация и создание гиперконкурентной цифровой экономики. Организационно-технологической основой функционирования структур и институтов цифровой экономики являются цифровые платформы (например, ИТ-платформа на основе блокчейн). Важную роль в них играют единая ИТ-архитектура, единые цифровые стандарты, ИТ-безопасность и защита данных. Цифровые платформы обеспечивают новые уровни сотрудничества между компаниями из разных отраслей промышленности и сфер экономики, что ведет к созданию новых продуктов и услуг, новых сетевых связей, а также новых глобальных цепочек создания добавленной стоимости и получения сетевых эффектов. В современных условиях создаются интегративно-распределенные сетевые платформы, характерные для нового нейро-сетевого технологического уклада [5].
Для динамичного развития цифровой экономики в Евразийском экономическом пространстве важное значение имеет «Цифровая повестка дня» Евразийского экономического союза. Успешная реализация цифровой повестки дня и национальных проектов «Цифровая экономика» в странах Евразийского экономического союза имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности стран ЕАЭС на мировых рынках в условиях усиления глобальной инновационной гиперконкуренции [3]. Евразийское сотрудничество в рамках реализации программ «Цифровая экономика ЕАЭС» и «Цифровая Евразия» направлено на создание условий для возникновения новых прорывных и перспективных сквозных нейро-цифровых технологий и платформ, включая технологии беспроводной связи, биометрии, виртуальной и дополненной реальностей, искусственного интеллекта, электронного правительства, сетевой безопасности, использование которых призвано обеспечить реализацию конкурентных преимуществ стран Евразийского экономического пространства [4].
В марте 2017 года на заседании Евразийского межправительственного совета в Бишкеке главы правительств стран ЕАЭС обсудили ключевые направления деятельности Евразийского экономического союза. В 2017 году ключевыми приоритетами в работе Комиссии ЕАЭС были вопросы дальнейшей оцифровки единого экономического пространства, развитие отраслей, обладающих высоким интеграционным потенциалом, сокращение числа препятствий для деятельности бизнеса и создание условий для экспорта продукции, производимой в странах Союза, на рынки третьих стран. Особое внимание было уделено вопросам цифровой повестки, разработке и принятию стратегии формирования единого цифрового пространства ЕАЭС. Было отмечено, что совместная работа ЕЭК и
правительств стран ЕАЭС по реализации цифровой повестки, созданию общих рынков, развитию взаимной торговли и поиску возможностей для кооперации во всех сферах позволяет преодолевать глобальные вызовы и угрозы [17].
Цифровая повестка Евразийского экономического союза была инициирована решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 21 «О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза». Цифровая повестка ЕАЭС включает в себя круг актуальных для ЕАЭС вопросов по цифровой трансформации в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства и углубления сотрудничества государств-членов в области цифровой экономики.
Институционально-законодательной основой для реализации Цифровой повестки ЕАЭС стало принятие документа «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», которые были утверждены президентами стран ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС в октябре 2017 года в Сочи [11]. В качестве главной задачи определена разработка и проведение согласованной со странами Союза политики в области развития интернет-экономики, формирования общих правил цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и обеспечения её защиты. В качестве основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года выделяют: цифровую трансформацию отраслей экономики и кросс-отраслевую трансформацию; цифровую трансформацию рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; цифровую трансформацию процессов управления интеграционными процессами; развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов [5].
Цифровая повестка ЕАЭС — это комплексная программа цифровой трансформации. Она означает повышение конкурентоспособности ЕАЭС на основе сквозных цифровых технологий и цифровых платформ, это новая кооперация, только в цифровом измерении. Всего утверждено шесть инициатив. Среди них: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, соглашение об обороте данных, система регулятивных «песочниц». Евразийская экономическая комиссия создала цифровой проектный офис ЕАЭС, который будет оценивать и продвигать предлагаемые интеграционные проекты ЕАЭС в области цифровой экономики.
Цифровая трансформация представляет собой качественные, революционные изменения, заключающиеся в цифровых преобразованиях, в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных
* Публикация подготовлена в рамках НИР, выполненной при финансовой поддержке Санкт-Петербургского государственного экономического университета
цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад, а также происходит создание новых отраслей экономики стран ЕАЭС. Реализация цифровой повестки не ограничивается применением информационно-коммуникационных технологий, а предполагает использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей и создание цифровых активов. Реализация цифровой повестки будет способствовать открытому, широкому и равноправному сотрудничеству государств-членов, их хозяйствующих субъектов и граждан, росту эффективности и объемов экономики каждого из государств-членов, переходу на новый уровень экономического, технологического и социального развития, а также укреплению роли государств-членов и Союза в формировании глобальной цифровой повестки.
Основные направления реализации цифровой повестки формируются исходя из следующих принципов: равноправное партнерство, развитие интеграции и сотрудничества государств-членов в ходе реализации цифровой повестки; синергия в процессе решения государствами-членами совместных задач в рамках Союза; расширение включенности в цифровую повестку и преодоление всех форм цифрового разрыва; развитие открытой и благоприятной деловой среды в государствах-членах; обеспечение взаимной выгоды для государств-членов, в том числе расширение цифровой интеграции; использование предоставленной информации только в заявленных целях без ущерба для государства-члена, ее предоставившего; сопряжение национальных информационных систем государств-членов; развитие национальных цифровых повесток, обозначенных в стратегических документах и связанных с цифровой трансформацией в государствах-членах; экономическая обоснованность актов, принимаемых органами Союза; равный доступ государств-членов к информационным ресурсам Союза; органическое развитие информационных ресурсов государств-членов с обеспечением необходимого уровня технологической открытости [1].
Важной инициативой является создание единой цифровой платформы ЕАЭС. Цифровая платформа представляет собой систему средств, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающая возможность их прямого взаимодействия. Важное значение имеет интеграция цифровой инфраструктуры стран ЕАЭС, которая предполагает не только введение единых стандартов, но и общее управление инфраструктурой, формирование полноценных цифровых транспортных коридоров. Также в цифровую интеграцию в рамках ЕАЭС предполагается включить три важных элемента:
- ЕАЭС Data X — единая подсистема передачи и обмена данными в электронном виде. Это платформа, которая может использоваться для обмена информацией, а в конечном счёте — для обмена юридически значимыми протоколами между частными компаниями;
- ЕАЭС ID — единое пространство электронного доверия. Оно включает в себя сервисы идентификации, аутентификации, авторизации, цифрового архива. Это позволит, к примеру, выдавать справки гражданам одной страны на территории другой в цифровом формате;
- ЕАЭС Geo — геоинформационная система и сервисы картографической основы, которые способствуют упрощению контроля за транспортировкой и прослеживаемостью товаров [8].
Согласно подсчетам Всемирного банка, реализация совместной цифровой повестки до 2025 года принесет дополнительный прирост совокупного ВВП ЕАЭС до 1% в год, а также 8 миллионов рабочих мест и экономию на издержках для бизнеса в размере 50 миллиардов долларов [6].
В перспективе перед институтами стран ЕАЭС стоит задача создания евразийских цифровых экосистем, а также участия в формировании глобальных стандартов и правил регулирования на мировых цифровых рынках. С 1 января 2018 года таможенные службы стран Союза работают по новому Таможенному
кодексу ЕАЭС, в котором регламентирован и запущен в действие механизм электронных налоговых деклараций и другие инструменты цифрового таможенного администрирования. Цифровизация должна существенно упростить процесс устранения барьеров на внутренних рынках Союза. Сформирована «дорожная карта» на 2018-2019 годы по устранению изъятий и ограничений. В ближайшем будущем ЕАЭС намерен сформировать зоны свободной торговли и подписать Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с целым рядом стран: Иран, Израиль, Сингапур, Сербия, Индия, Египет и Китай [10].
Во всех странах ЕАЭС разработаны и приняты программы цифровой трансформации и развития цифровой экономики. Так в России 28 июля 2017 года была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]. На реализацию этой программы предполагается выделить 100 миллиардов рублей на ближайшие три года. Ее цель заключается в организации системного развития и внедрения цифровых технологий во всех областях жизни (экономике, предпринимательстве, госуправлении, социальной сфере и городском хозяйстве). Программу цифрового развития экономики планируется реализовать к 2024 году. Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Согласно новому «майскому 2017 года» Указу Президента России В.В.Путина, программа «Цифровая экономика РФ» должна быть скорректирована и представлена до 1 октября 2018 года на заседании совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам [16].
Для реализации программы «Цифровая экономика» в России создан ряд новых федеральных структур и институтов. Так, в мае 2018 года в структуре Правительства РФ создано министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в функции которого входит регулирование и осуществление реализации программ и проектов в сфере цифровой экономики. Правительство Российской Федерации выпустило Постановление от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжением правительства в целях реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» была создана автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», которая была зарегистрирована в Минюсте России 26 сентября 2017 года. Задачами организации являются поддержка общественно значимых проектов и инициатив в сфере развития цифровой экономики, координация взаимодействия бизнес-сообщества, научно-образовательных организаций, других сообществ и органов государственной власти при реализации Программы. АНО «Цифровая экономика» определяет центры компетенций по направлениям Программы, будет проводить оценку эффективности её реализации. Основными направлениями деятельности организации являются: кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность и научно-технический задел. Структура программы формирует площадку для совместной деятельности правительства и частного бизнеса. Для реализации задач цифрового регулирования также создан экспертный центр электронного государства, который ориентирован на задачи экспертного содействия региональной и муниципальной информатизации и внедрения эффективных методов электронного управления.
В начале 2017 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил задачу проведения третьей модернизации, стержнем которой является цифровизация. В Казахстане была разработана государственная программа «Цифровой Казахстан», которая была принята и утверждена в декабре 2017 года. Ее главной целью является обеспечить ускорение темпов развития экономики страны и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики республики на принципиально новую траекторию развития, которая в долгосрочной перспективе обеспечит со-
1 9
здание цифровой экономики будущего. В краткосрочной перспективе будут реализовываться проекты по цифровизации и технологическому перевооружению существующих отраслей экономики, государственных структур, развиваться цифровая инфраструктура. В долгосрочной перспективе программа нацелена на «создание цифровой индустрии будущего». Это должно обеспечить долгосрочную устойчивость и запуск цифровой трансформации страны за счет повышения уровня развития человеческого капитала, построения институтов инновационного развития и в целом прогрессивной эволюции цифровой экосистемы.
Реализация «Цифрового Казахстана» будет проводиться по пяти ключевым направлениям: цифровизация отраслей экономики; переход на цифровое государство (концепция «умного» города ^тагГС^у); реализация цифрового Шелкового пути; развитие человеческого капитала; создание инновационной экосистемы [14].
В Армении разработана национальная цифровая повестка. В 2017 году в Республике Армения разработана «Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 года», которая представляет собой рамочный долгосрочный документ, определяющий основные направления и целеполагание цифровой трансформации страны. Определены шесть ключевых направлений цифрового развития Армении: цифровое правительство, кибербезопасность, частный сектор, институциональная основа, цифровые навыки и инфраструктура. К 2030 году в Армении планируется достичь 100% цифровизации во взаимоотношениях государство — бизнес, и 80% — по линии предоставления услуг гражданам. С целью эффективной координации продвижения национальной цифровой повестки и генерации новых инициатив правительство Армении в 2017 году учредило фонд «Цифровая Армения». Ближайшим приоритетом является создание единой цифровой платформы государственных услуг в стране [12].
В Беларуси цифровую трансформацию определили ключевым приоритетом национального развития. В стране также существует госпрограмма развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы. Она включает такие подпрограммы, как «Информационно-коммуникационная инфраструктура», «Инфраструктура информатизации» и «Цифровая трансформация». Цифровая стратегия Беларуси строится на трех основных положениях: создание максимально привлекательных условий для работы передовых 1Т-компаний, тотальное устранение барьеров для внедрения новейших технологий, формирование экосистемы инноваций.
В декабре 2017 года Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», который является основополагающим для развития цифровой экономики страны. Главными задачами являются привлечение иностранных компаний и инвестиций в экономику для создания конкурентных продуктов, обеспечение инвестиций в 1Т-кадры и образование, внедрение новейших цифровых финансовых инструментов и технологий. Декрет № 8 затрагивает принципиально новые направления развития цифровой сферы, такие как блокчейн и криптовалюты.
Работа над Декретом была организована в рамках инновационного кластера «Парк высоких технологий», созданного в 2005 году с целью формирования благоприятных условий для разработки в Беларуси программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий, способных повысить конкурентоспособность национальной экономики. В соответствии с новым статусом, определенным Декретом № 8, Парк высоких технологий представляет собой особую экономическую зону, позволяющую развивать наукоемкие отрасли экономики страны. В Парке информационных технологий созданы льготные условия для инновационного бизнеса и условия легализации предпринимательской деятельности резидентов Парка на основе блокчейна и криптовалют. На сегодня его ре-
зидентами являются 192 компании, которые занимаются разработкой программных продуктов и предоставлением 1Т-услуг клиентам из 67 стран мира.
Важнейшими задачами формирования в Республике Беларусь цифровой экономики являются: развитие электронной торговли в сфере электронных государственных закупок, упрощение торговых и транспортных процедур; развитие единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи; развитие человеческого капитала; развитие электронного здравоохранения; развитие электронного образования [13].
В Кыргызской Республике разработана общенациональная программа цифровой трансформации «Таза коом», который стал составной частью долгосрочной стратегии развития Кыргызстана до 2040 года. Весной 2017 года в Кыргызской Республике Президентом Алмазбеком Атамбаевым была презентована программа цифровой трансформации «Таза Коом», цель которой заключается в развитии государства, основанного на индустрии данных, технологиях и цифровой инфраструктуре. Проект является ключевым компонентом Стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2018-2040 годы [15], который был утвержден в начале 2018 года.
В Узбекистане, который имеет тесные связи с экономиками стран ЕАЭС,действует Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы. Основными целями принятия программы является дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни современных ИКТ, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также расширение спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению. Создан Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности [11].
Глобальные вызовы цифровой трансформации, которые предъявляют новейшая цифровая нейросетевая технологическая революция и усиление глобальной гиперконкуренции требуют консолидации усилий стран ЕАЭС. В этой связи важнейшими задачами цифровой трансформации ЕАЭС являются сохранение субъектности в цифровом пространстве, накопление конкурентных цифровых активов с использованием преимуществ, которые предоставляет интеграция, и расширение экспорта цифровых товаров и услуг. Успешное решение данных задач требует реализации сквозных проектов, принятия мер, направленных на поощрение и стимулирование развития новых отраслей и отраслевых сегментов, разработки общих правил использования информационно-коммуникационных технологий и развития благоприятной цифровой среды для осуществления экономической деятельности в ЕАЭС [7].
Цифровую повестку Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создание совместной программы цифровой трансформации и пространства электронного доверия, взаимодействие в вопросах применения криптовалюты обсудили главы правительств стран Союза в рамках форума «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации» 2 февраля 2018 года в Алматы (Республика Казахстан). В его сессиях приняли участие члены Коллегии (министры) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), официальные делегации Азербайджана и Таджикистана, а также представители ряда крупных международных 1Т-компаний [9].
В ближайшей перспективе важнейшей задачей является консолидация усилий в деле разработки единой стратегии и общей программы цифровой трансформации и развития цифровой экономики стран-участниц ЕАЭС, включающей формирование единого цифрового пространства ЕАЭС и создание единой архитектуры цифровой платформы для национальных ведомств, структур и институтов, а также для интеграционных управленческих структур Евразийского экономического союза.
Литература
1. Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года утверждены на заседании Совета. 12.10.2017. — Режим доступа: http://d-russia.ru/osnovnye-napravleniya-realizatsii-tsifrovoj-povestki-eaes-do-2025-goda-utverzhdeny-na-zasedanii-soveta.html — [Дата обращения: 25.11.2017].
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена Распоряжением правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р / Сайт Правительства РФ в сети Интернет. URL: http://government.ru/docs/28653 — [Дата обращения 31.07.2017].
3. Дятлов С.А. Глобальная инновационная гиперконкуренция как фактор трансформации мировой экономики // Философия хозяйства. — № 4. — 2010. — С. 113-131.
4.Дятлов С.А. Электронная Евразия: евразийская интеграция в условиях цифровой экономики // Проблемы современной экономики. — № 4. — 2017. — С. 30-33.
5. Дятлов С.А. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 133 с.
6. Костылева Т. Цифровую повестку ЕАЭС и её практическую реализацию обсудили на ПМЭФ.-24.05.2018. — http://d-russia. ru/tsifrovuyu-povestku-eaes-i-eyo-prakticheskuyu-realizatsiyu-obsudili-na-pmef.html [Дата обращения 26.06.2018].
7. Минасян К. Вызовы цифровой трансформации требуют консолидации усилий стран ЕАЭС. — 15 марта 2017 г. — http://egov. ifmo.ru/news_egov/news_17_03_15-1 [Дата обращения 21.06.2018].
8. О чем говорили на форуме ЕАЭС «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации». — 06.02.2018. — http://d-russia.ru/o-chem-govorili-na-forume-eaes-tsifrovaya-povestka-dnya-v-epohu-globalizatsii.html — [Дата обращения 21.06.2018].
9. Премьер-министры стран ЕАЭС обсудили форматы и механизмы взаимодействия в цифровой сфере.-02.02.2018.-Ь|Нр:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2-02-2018-3.aspx — [Дата обращения 21.06.2018].
10. Саркисян Т. Формируя цифровое пространство: о результатах работы ЕЭК за 2017 году. — 06.06.2018. — http://d-russia. ru/formiruya-tsifrovoe-prostranstvo-o-rezultatah-raboty-eek-za-2017-god.html — [Дата обращения 21.06.2018].
11. Хабибуллаев Ш.Х.Развитие электронного правительства в Узбекистане. — 13.03.2017. — http://d-russia.ru/razvitie-elektronnogo-pravitelstva-v-uzbekistane.html [Дата обращения 21.06.2018].
12. Цифровая повестка Республики Армения — 07.06.2018. — http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-respubliki-armeniya.html [Дата обращения 21.06.2018].
13. Цифровая повестка Республики Беларусь. — 07.06.2018. — http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-respubliki-belarus.html [Дата обращения 21.06.2018].
14. Цифровая повестка Республики Казахстан. -07.06.2018. — http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-respubliki-kazahstan.html [Дата обращения 21.06.2018].
15. Цифровая повестка Кыргызской Республики. — 07.06.2018. — http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-kyrgyzskoj-respubliki.html [Дата обращения 21.06.2018].
16. Цифровая повестка Российской Федерации 07.06.2018. — http://d-russia.ru/tsifrovaya-povestka-rossijskoj-federatsii.html [Дата обращения 21.06.2018].
17. Цифровая повестка и поддержка отраслей, обладающих максимальным интеграционным потенциалом: итоги Евразийского межправительственного совета 09 марта 2017 г. / http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/7-03-2017-3.aspx [Дата обращения: 10.03.2017].
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕТАРИфНЫХ МЕР НА РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОюЗА
Л.И. Попова,
доцент кафедры таможенного дела Тюменского государственного университета,
кандидат экономических наук lpopova2011 @yandex.ru
Исследование посвящено оценке влияния мер нетарифного регулирования на экономику государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и возможным эффектам от устранения препятствий во внешней торговле. Доказано, что отмена нетарифных барьеров дает положительный, суммарный для всех секторов экономики, макроэкономический результат. Определено, что существуют риски снижения объемов отраслевого производства в отдельно взятых государствах — членах ЕАЭС, а влияние нетарифных барьеров распределяется между странами неравномерно и это связано со структурой торговли стран и уровнем их вовлеченности во внешнеэкономические связи.
Ключевые слова: интеграционные процессы, единый внутренний рынок, государственное регулирование, нетарифные меры, макроэкономический эффект.
УДК 339.544 ББК 65.59
Использование нетарифных мер во внутренней торговле существенно осложняет перемещение товаров и услуг между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), снижая эффективность общего рынка, препятствуя развитию и кооперации технологичных отраслей.
Выгода участников интеграционных объединений от устранения препятствий во взаимной торговле подтверждается многолетним международным опытом. Например, согласно результатам исследования Генерального директората по экономическим и финансовым делам Европейской Комиссии, проведенного в 1988 году, выгоды от формирования внутреннего рынка без барьеров оценивались совокупно в 6-6,5% от ВВП государств-членов ЕС [2].
В 2015 году Евразийский банк развития совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) провел соответствующее исследование. Цель — определить влияние нетарифных барьеров на взаимную торговлю стран Евразийского экономического союза и оценить результаты деятельности ЕЭК по их
устранению. Было опрошено более 530 промышленных компаний, предприятия, оказывающие транспортные (автомобильные перевозки) и финансовые услуги. Необходимо было получить мнение респондентов о нетарифных барьерах, с которыми они сталкиваются при экспорте в каждое из государств-членов ЕАЭС. В результате опроса была рассчитана доля нетарифных барьеров в процентах от стоимости экспортируемого товара или услуги. Это позволило оценить издержки предприятий, связанные с каждой из нетарифных мер. Проведенное исследование дало возможность определить влияние препятствий на экономики государств-членов и ведение предпринимательской деятельности.
Базируясь на классификации ЮНКТАД, были выделены основные группы мер нетарифного регулирования. Существующие препятствия при торговле товарами странами ЕАЭС, были распределены по данным группам (рис. 1). Это позволило получить сопоставимую статистику применения мер экономического регулирования в евразийском интеграционном