Научная статья на тему 'Перспективы развития творческого потенциала журналиста в аспекте экзистенциальной теории журналистики'

Перспективы развития творческого потенциала журналиста в аспекте экзистенциальной теории журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
465
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / А. Л. ДМИТРОВСКИЙ / ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / A. L. DMITROVSKY / CREATIVE ACTIVITIES / THE EXISTENTIAL THEORY OF JOURNALISM / THE THEORY OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

Анализируется так называемая экзистенциальная теория журналистики с целью выявления ее возможностей в развитии саморефлексии практикующего журналиста как творческого деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of Creative Potential of Journalist in the Existential Journalism Theory's Aspect

This article analyzes the so-called existential theory of journalism in order to identify its capabilities in the development of self-reflection of a journalist as a creative actor.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития творческого потенциала журналиста в аспекте экзистенциальной теории журналистики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 119-122.

М. В. Загидуллина

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖУРНАЛИСТА В АСПЕКТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Анализируется так называемая экзистенциальная теория журналистики с целью выявления ее возможностей в развитии саморефлексии практикующего журналиста как творческого деятеля.

Ключевые слова: творческая деятельность, экзистенциальная теория журналистики, А. Л. Дмитровский, теория журналистики.

Не новостью является факт слабости современной теории журналистики, что в который раз подчеркивалось на встрече представителей Национальной ассоциации исследователей масс-медиа в июне 2012 г.: «Собственно говоря... сегодняшние преподаватели журфака МГУ точно так же, как и 40 лет назад их преподаватели, не могут дать студентам четкого объяснения того, что есть журналистика как наука и чем она занимается» [4]. Анализируя современное состояние региональных исследований масс-медиа, А. В. Чернов отмечает, что для современной науки о журналистике характерен филологоцентризм и дефицит социологии [5]. Мой собственный анализ исследовательского поля отечественной науки о журналистики приводит к сходным результатам (анализ докторских диссертаций по специальности 10.01.10 - журналистика с 1992 по 2009 г.) [2. С. 86].

Именно этим обусловлено стремление современных ученых восполнить лакуну, создав непротиворечивую теорию журналистики, опирающуюся на собственный предмет и имеющую свой собственный метод, не заимствованный из иных сфер знания.

В настоящей статье остановимся на полносоставной «экзистенциальной теории журналистики», представленной в трудах исследователя А. Л. Дмитровского (ныне работающего в Орловском государственном университете) [2]. Критикуя сложившиеся в науке подходы к определению журналистики как сферы деятельности, ученый замечает: «А оставаясь в рамках понимания журналистики как “деятельности по поиску, сбору, обработке и распространению информации” (пусть даже и “социально значимой”) - мы вообще никогда не сможем постичь смысл и суть журналистики» [2. С. 62].

В основе экзистенциальной теории журналистики заложен принцип центризма личности.

Личностный масштаб определяет два базовых «измерения» журналистики - Личный миф человека и Иерархически-уровневая модель личностного потенциала. Фактически автор предлагает здесь способ «количественной оценки» масштаба личности журналиста. Называя восемь уровней иерархической модели, он совершает восхождение от тех проявлений личности, что присущи любому человеку, до «верхних слоев», являющихся знаком особой личностной развитости. Если седьмой уровень - «Личность» - это подъем человека до уровня индивидуально-мифологической картины мира (ИМКМ), когда он осознает собственное место в мире: «ИМКМ переживается субъектом как его глубоко личная, неповторимо-уникальная система представлений о самом себе и мире, на основе которой он и строит свою жизнедеятельность. Наличие ИМКМ - важнейший признак высшего личностного развития человека (в рамках биологической природы), так как она неотъемлемо связана с реализацией им своего индивидуально-неповторимого жизненного проекта (смысла жизни), раскрытием внутреннего потенциала его индивидуальности» [2. С. 73], - то последний уровень противостоит этой «самости», создавая некий центр притяжения, лежащий вне личности («Абсолют»): «Для сохранения собственной целостности ему необходима причастность к некой другой, более фундаментальной целостности - Богу, Космосу, Природе, Абсолюту, Истине и так далее. Подобную высшую константу Франкл называл “Сверхсмыслом”, в свете которого приобретает смысл сама человеческая личность. Сверхсмыслами можно назвать те “проклятые вопросы” о смысле истории, бытия и Вселенной в целом, что мучили лучших русских мыслителей и философов» [2. С. 73-74].

Так описывается собственно модель личности журналиста, и сам факт описания уров-

ней ее развития позволяет определить соотнесение видов журналистской деятельности со степенью личностного развития (или масштабом личности) журналиста.

Стоит указать на соотнесенность самого экзистенциального подхода с компетентностной моделью, заложенной сегодня в стандарте третьего поколения (ФГОС). Согласно перечню социально-личностных компетенций програм-

мы подготовки бакалавров по направлению «журналистика» можно выстроить следующее взаимодействие их с теорией экзистенциальной журналистики и иерархией уровней развития личности журналиста (таблица).

Можно отметить, что экзистенциальный подход позволяет упорядочить предлагаемые компетенции, придать им некий «ранг», связанный с уровнем личностного роста и разви-

Соотнесенность экзистенциального подхода с компетентностной моделью ФГОС

№ Экзистенциал Компетенции

1 Духовная ориентации способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (0К-10); готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11)

2 Телесность владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12)

3 Жизненное пространство готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1); готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6)

4 Деятельность культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7)

5 Индивидуальность понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9)

6 Мировоззрение способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2); способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3)

7 Личность способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8)

8 Абсолют понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5)

Перспективы развития творческого потенциала журналиста.

121

тия. Несоответствие уровней экзистенциалов и порядку расположения компетенций в стандарте отражено в таблице указанием номеров компетенций; как видим, есть некоторая «случайность» их размещения, а упорядочивание компетенций позволяет сформировать представление о тех направлениях личностного развития, что предполагает ФГОС.

Таким образом, разработка «модели личности журналиста», предпринятая в экзистенциальной теории журналистики, может рассматриваться как адекватный инструмент упорядочивания представлений о месте и значимости каждой компетенции в журналистской деятельности. При определенной доработке это серьезный шаг в сторону упорядочивания процесса управления формированием компетенций. По этому поводу С. Г. Молчанов справедливо замечает, что на сегодня нет никаких инструментов измерения социализованности, включающей социально-личностные компетенции [4. С. 54]. По мнению А. Л. Дмитровского, эта модель является также основанием для рассмотрения самого состава журналистики (ее продукции). Он выделяет здесь три главные сферы, каждая из которых требует определенного развития личности журналиста. Первой сферой выступает журнализм (сбор смыслов в виде фактов и событий, привычная «журналистика фактов», «новостная журналистика»), второй сферой - публицистика (анализ этих фактов и составление прогнозов), третьей - беллетристика (автор теории использует этот термин как обозначение художественных жанров, направленных на концепирование действительности). Каждая последующая сфера требует большей развитости личности, ее подъема по «лестнице экзистенциалов». При этом ядром журналистики автор называет публицистику («ценностную актуальную массовую рефлексию» [2. С. 75]).

Журнализм выступает своеобразным «подспорьем» для публицистики, а беллетристика - место производства высших смыслов, не рассчитанных на массовое восприятие, являющихся «кладезем» идей для той же публицистики. На пересечении ежедневных фактов и вечных смыслов и строится публицистическое высказывание, к которому автор теории предлагает применить следующие критерии: личностность, ответственность, народность, вовлеченность, социальная проницательность, доступность. При этом и эти критерии в свою очередь могут быть объединены в три уровня: журналист как личность (личностность и вовле-

ченность), журналист как деятель (социальная проницательность и ответственность), журналист как часть нации (народность и доступность). Каждый из этих критериев вполне может оказаться объектом справедливой критики, однако в целом мы видим стремление создать «матрицу критериев», которые были бы одновременно необходимыми и достаточными.

Важный момент - размышления о субъективности журналиста, которая должна быть принята априори. В связи с этим укажем на мнение Т. М. Артишевской: «.требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже потому, что журналист -это, прежде всего, личность, субъективно отражающая объективный мир» [1. С. 30].

В целом теория Дмитровского представляет собой попытку перехода от «абстрактных понятий», в том числе связанных с такими моментами, как миссия, социальная ответственность, смыслы, концепирование действительности, прогноз, пропаганда, к системе представлений о месте, роли, сути деятельности журналиста в современном мире.

Выделение публицистики в качестве основного ядра также представляется актуальным -в свете осмысления основных процессов, происходящих в журналистике и связанных с высвобождением «медиаэнергии» масс (блоги, твиттер и другие формы «быстрого реагирования» на информационное пространство), акцентирование внимания на публицистическом компоненте задает четкий ориентир профессиональной журналистике. Качественная аналитика происходящих в обществе процессов возможна только в случае глубокого понимания смыслов, но на основе остроактуальных фактов (работа беллетристики и журнализма).

Для творческой реализации профессионального журналиста такая теория дает возможность самомотивации: рефлексии собственного состояния, движения к более высоким уровням, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти понятия в свете экзистенциальной теории журналистики перестают быть «громкими словами», утрачивают некий присущий им пафос и превращаются в механизмы, инструменты жизнестроительства.

Список литературы

1. Артишевская, Т. М. Профессиональная этика журналиста: авторская позиция и субъ-

ективность // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2009. № 2 (4). С. 28-30.

2. Дмитровский, А. Л. Экзистенциальная теория журналистики: попытка метатеории // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 2 (10). С. 61-83.

3. Загидуллина, М. В. Тематический анализ докторских диссертаций по специальности 10.01.10 - журналистика 1992-2009 годов // Знак: проблемное поле медиаобразования.

2010. № 2 (6). С. 83-90.

4. Зорин, К. А. Исследователи СМИ в ожидании научной революции [Электрон-

ный ресурс]. иЯЬ: Мір://к-а^огт.1г^оита1. comM364.htmL

5. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении // Челяб. гуманитарий.

2011. № 3 (16). С. 52-63.

5. Чернов, А. В. Российские медиаисследования: региональная парадигма [Электронный ресурс] : доклад на заседании НАММИ 8 июня 2012 г. иЯЬ: https://www.nammi.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.