1З. Tverskih, М. V. Specifika reprezentacii koncepta «uspeh» v reklame fashion-uslug [Tekst] I М. V. Tverskih II Tendencii razvitijajazyka SMI і aktual’nye problemy і materialy nauch.-prakt. konf. molodyh issledovatelej. - Tambov і Izd-vo TGU, 2011. - S. 72-76.
16. Tokarev, G. V. Diskursivnye liki koncepta і monografija [Tekst] I G. V. Tokarev. - Tula, 2003.- 108 s.
17. Fateeva, I. А. Media na Dnjah peterburgs-koj filosofii [Tekst] 11. А. Fateeva II Universitet. naberezhnaja. - 2011. - № 1З. - S. З.
18. Fedorov, A. V. Slovar’ terminov po medi-aobrazovaniju, mediapedagogike, mediagramot-nosti, mediakompetentnosti [Jelektronnyj resurs] / A. V. Fedorov. - Taganrog : Izd-vo TGPI, 2010.-64 c. - URL : http://evartist.narod.ru/text23/0013. htm.
19. Shestak, L. A. Frejmovaja semantika ja-zyka i teksta [Tekst] / L. A. Shestak // Problemy verbalizacii konceptov v semantikejazyka i teksta : materialy Mezhdunar. simp. : v 2 ch. - Ch. 1. -Volgograd, 2003. - S. 163-171.
УДК 316.77
AндpeйЛeoнuдoвuчДмumpoвcкuй
Орловский государственный университет
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯТЕОРИЯЖУРНАЛИСТИКИ:
К СУЩНОСТИКОНЦЕПЦИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯИ СХЕМЫ
Статья посвящена углублению и разъяснению кратко изложенных и потому в некоторых случаях трудных для понимания мест из концепции экзистенциальной теории журналистики (ЭТЖ), предложенной автором в предыдущем номере журнала (Знак, 2012, № 2). В данном тексте приведены схемы, символы и метафоры, визуализирующие теорию ЭЖ и способствующие её лучшему пониманию. Статья является самостоятельным и оригинальным изложением концепции ЭТЖ и публикуется впервые.
Ключевые слова: экзистенциальная теория журналистики, модель личности журналиста, философия журналистики, метатеория журналистики, творческая деятельность, публицистика.
1. Первое, с чего всегда начинается философско-антропологический анализ практически в любом проявлении, - очевидно, с постановки в центр рассуждения или описания мира Человека. Графически это выглядит, возможно, и примитивно, но лишь на первый взгляд.
Окружность, как понятно из рисунка, условно обозначает окружающий нас мир. Однако ещё древние мыслители понимали, что он каким-то образом ограничен. Поэтому видимый мир обозначался квадратом (четыре стороны света, четыре направления, четыре измерения и т. д.), а окружность подразумевала
Вселенную в целом, то есть движущийся мир: «крутящийся квадрат», взаимодействующий с человеком (осью мира). И им же (уровнем его понимания) ограниченный.
В этой связи стоит заметить, что в буддизме человек «ценится» гораздо выше ангелов и демонов, поскольку природа последних определённа и неизменна, а человек обладает свободой воли и выбора, и потому может стать кем захочет.
Поэтому, видимо, до нас дошло толкование нашими предками, древними славянами, окружающего мира как предела, кона, меры. А
Человек как мера вещей и организующий центр мироздания
окружности, соответственно, как символа границы «этого» мира, «среднего» (срединного) мира, или мира людей (Яви). И Предания, соответственно, как совокупности знаний о мироздании и закономерностях (ограничениях), им управляющих: Ведах.
Ограничения налагались Ведами, прежде всего, в виде традиции, мировоззрения и нравственного поведения. Вспомним «исконный», «испокон веков», «поставить на кон» (подойти к пределу: к возможности (опасности) перестать быть человеком). А также, например, «за-кон», то есть то, что пришло извне, не освящено традицией, нарушает её установления. Отсюда негативное слово «законник» и, как любят отмечать многие граждане мира, - недоверие, и даже нелюбовь к гражданским (римским) законам, свойственная русским людям (славянам вообще) до сих пор.
Тут стоит отметить и обратный эффект: латино-английское слово ‘slave’ (славянин) переводится как раб; как видно уже тогда
никновения, излияния «божественного света», Благодати, Слова в мир.
Точка также это «Я» человека - источник осознавания, егоразума и бытия.
И, наконец, точка интерпретируется как центр, средоточие «души». Источник мудрости и Свет Знания. Нельзя не вспомнить знаменитое: «Вначале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог».
2. То, что говорилось выше об общих философских символах и идеях абстрактно, относится и к человеку в журналистике в частности, помогая понять его роль, место и задачи в нашей профессии. Центром журналистики выступает человек, уже хотя бы потому, что журналистика - это деятельность людей, для людей и через людей.
Напомним, что журналистику составляют три сферы деятельности - журнализм, публицистика и беллетристика. И простейшая схема, в аналогичных исследованиях, как правило, выглядит примерно так:
традиционный уклад жизни славян был непонятен западным «законникам»-соседям, вызывая у них немотивированные, казалось бы, ненависть и агрессию; как, кстати, и сейчас. Особенно непонятным считается стремление славян не к истине, а к правде, которую, не вдаваясь в подробности, можно обозначить как ‘истина+справедливость’ (ср.: ‘право’ и ‘праведность’; ‘жить по праву’ и ‘жить по правде’).
Точка - также непростой знак. Традиционно - символ одновременно начала и бесконечности, места и его отсутствия; единства; иногда - Вселенной (её духовного внутреннего единства). Но более глубокая интерпретация, как нам кажется, связывает точку с Истоком, образом «непроявленого» бытия Бога. Точка также символизирует «место» истечения, про-
Однако здесь надо отметить два значимых момента.
Первый. Сферы деятельности в журналистике не являются отдельными сегментами, лишь соприкасающимися между собой «краями». Эти сферы неравномерны и неравнозначны между собой.
В случае с журнализмом и беллетристикой мы, очевидно, имеем дело с двумя полюсами, или, выражаясь диалектически, явным единством и борьбой противоположностей и возникающем на разности их потенциалов феноменом публицистики (центром которого, в свою очередь, выступает индивидуальное мифотворчество, или эссеизм). Эти взаимоотношения прекрасно иллюстрируются знаменитым знаком «инь-ян»:
Полюсность их вытекает из общеизвестной оппозиции ‘внутреннее-внешнее’, отражением которой и выступают: журнализм, ориентированный на познание внешнего мира (окружающую действительность), и беллетристика - сосредоточенная на его, мира, духовном (умозрительном) осмыслении и понимании (мир Культуры, разума; «гностическая плерома»).
Второй. Зная, что разность потенциалов порождает некий феномен или явление (так, например, человеческое «я», по мнению Фрейда, держится на разности потенциалов Жизни и Смерти, Эроса и Танатоса), надо учитывать, что существование подобных феноменов осуществляется через некий эпицентр, «точку перехода».
Говоря о человеке, что его внутренней сущностью выступает психика, бытие-в-себе, а внешней - тело, современные психологи вводят и обосновывают понятие «телесности», так называемое «пространство между», через которую Экзистенция («Я») является в мир (объективируется в нём).
3. Поскольку журналистика относится к социуму, а социум справедливо рассматривается как организм, органическое образование, то основные принципы функционирования конкретного организма могут быть применены к анализу системы общества в целом.
Следовательно, публицистика (как аналог телесности человека) возникает как внешняя, вещная реализация (функция) потребности общества в самосознании. Осуществляется она через людей, через их рефлексивное осмысление окружающих процессов (эссеизм) и реализацию результатов этой рефлексии (эк-зистенциалий, эмоций, сверхсмыслов, личных
В схеме, которую условно можно назвать «Мандала журналистики», обнаруживаются знакомые символы: «бесконечность», «инь - ян». Они весьма красноречиво показывают роль журналистики в обществе, её глубокую вписанность в духовную жизнь общества.
миссий) в процессе «духовного производства» на практике в виде совокупности мировоззренческих концептов. Говоря шире - тех или иных мировоззрений. Либо, говоря об объединениях мировоззрений, - в виде той или иной национально-культурной ментальности.
Ментальность, или «стереотип поведения», по Л. Н. Гумилёву, может быть обозначена и концептом ‘национальная идентичность’. При этом она имеет структуру айсберга - большую часть её образуют системы психологиче-ски-подсознательные, наподобие «архетипов» К. Г. Юнга или способов полагания мира, восходящих к религиозным представлениям (религий веры или религий опыта). Как пример можно привести спор «лириков» и «физиков», или «естественников» и «постмодернистов».
Итак, ментальность в виде совокупности концептов вырабатывается в беллетристике на основе анализа и осмысления фактов и образов мира, представляемых (поставляемых) журнализмом, и кристаллизуется в публицистике в виде мировоззрений (локальная, частная, групповая истина). Последние затем «запускаются» в информационное поле общества. И здесь важнейшую роль начинают играть массовые коммуникации: именно им принадлежит способность внедрять идеи в сознание «широких слоёв населения», масс. Журналистика, первостепенной функцией которой является усечение излишнего многообразия мнений и приведение общественного сознания к единой картине мира, показывает себя во всей мощи и истинной сущности.
Поэтому на схеме культура и коммуникация (и социальная в целом, и массовая в частности) составляют единое целое: без коммуникаций культура становится безжизненным хламом, наподобие мёртвых языков, лишившихся своего носителя - этноса, Человека.
4. Можно ввести первые два «измерения» журналистики: социально-коммуникативное
и национально-культурное (грубо говоря, социальное и ментальное). Они полезны как для понимания собственно структуры самой журналистики, так и для уяснения проблем науки о журналистике, которая представляет собой «поле» (плоскость) «очаговых» исследований, так как нет единой, так сказать, структурирующей точки отсчёта, которая бы задала направление, вертикаль, «путеводную звезду» для научных изысканий.
При этом интересно отметить, что начертание «измерений» графически именно так -вполне оправданно: социально-коммуникативное направление (по большому счёту) низводит человека к «телу», «вещи». Журналистика здесь рутина, действительное «ведение журнала присутственного места» (В. Даль) и в конечном счёте (без сознательных контрмер), может, и будет сводиться к манипуляции сознанием. В данном измерении журналистика технологична и стремится к «объективности», то есть, по большому счёту, голой фактологичности и обезличенности. Отсюда такая зависимость от техники и технологий.
Национально-культурное измерение (восходящая стрелка), формируя личность человека в соответствии с социальным заказом, в определённой степени (и до определённого уровня) возвышает человека. Тем не менее, культура, происходящая от понятия ‘культивировать’ (выращивать, взращивать, растить), занята, в основном, формированием человека нужной формации, нужного формата, необходимого государству, что тоже является явным и достаточно «узким» пределом.
Исходя из принципиального понимания «концепции человека», общество может строиться либо как потребительское (тогда преобладать в
Журналистика; Поле исследований журналистики
Социально-коммуникативное
измерение
массовой коммуникации будет «новостная», или «коммерческая» журналистика, оперирующая стимулами и мотивами), либо как тоталитарное, и тогда преобладающим типом творчества в массовой коммуникации будет «художественно-публицистическое», переходящее в пропаганду.
Интересна с этой точки зрения концепция общества в древнеславянском мировоззрении. Она представляла собой зеркальную пирамиду (иерархию): иерархию «человеческую» составляли четыре «страты» - жить, людь, человеки и асы; иерархию «античеловеческую», соответственно, - нежить, нелюдь, бесы и кащеи.
Житью называли простых людей, которые просто существовали, не задумываясь особенно о смысле и сущности бытия вокруг. Они просто живут, «пашут и сеют», трудятся. Сегодня мы употребляем это слово как ‘жители’, либо ‘простые’, ‘мирные’ жители. Людью (в современном произношении людьми) обозначались те, кто стоял выше в своём духовном развитии и задавался так или иначе смысложизненными вопросами о себе, окружающем мире, социуме. Собственно человеком считался тот, кто достиг в своём личностном развитии достаточно высокого уровня, отличался глубокими знаниями и высокой нравственностью. Асами называли редких Просвещённых, праведников («ста праведниками земля держится»).
людь(-и)
жить(-ели)
Соответственно, в «античеловеческой» иерархии главными целями ставилось потребительство, обогащение, насилие и гедонизм, абсолютная власть над миром. Естественно, при отсутствии каких бы то ни было моральных принципов и жалости.
Надо отметить, что обе иерархии сосуществуют в рамках одного и того же социума, одновременно. Они как бы накладываются друг на друга (хотя на схеме и разведены зеркально для ясности). Возможно, данная «социология» и кажется несколько сказочной, однако можно вспомнить как минимум пару примеров, если и не подтверждающих её жизненность, то, по крайней мере, обнаруживающих весьма похожие аналоги.
Прежде всего речь идёт о теории «неокочевников» и «охотников за трофеями» («Сообщества Тени»), предложенной в многочисленных фундаментальных работах известным русским публицистом Максимом Калашниковым (например, «Третий проект»). А также: не здесь ли кроется секрет оглушительного успеха фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной» и «Дневной дозор»? По сути, угадана вся мифология древних славян, правда, без конкретной детализации.
Но даже вводя подобные иерархии типов человека в обществе, мы по-прежнему остаёмся в рамках плоскостного, одномерного понимания человека (и журналиста: максимум - набор социальных и профессиональных ролей). Конкретный живой человек остаётся вне внимания и понимания. В данном случае мы получаем палитру социальных типов в журналистике. А в случае первого измерения мы получаем типологию социальных статусов. Но даже в этих случаях очевидно, что необходимо вводить ещё одно, третье измерение (экзистенциальное):
5. Как видим, без третьего измерения первые два практически ничего не дают для понимания журналистики. Необходимо введение третьего, экзистенциального измерения, имеющего строго выраженное вертикальное направление, направление вверх. Это связано с тем, что оно отражает структуру личности журналиста, а личность в современной психологии начинает всё больше пониматься с позиций «вершинной психологии» (в отличие от «глубинного» психоанализа и механистичного необихевиоризма).
Кроме того, первым критерием мастерства публициста мы назвали личностность, сущность которого в том, что прежде чем быть кем бы то ни было, человек сначала должен стать личностью. Это объясняется тем, что профессиональная состоятельность и успешность определяются именно масштабом личности. Несколько упрощая, можно сказать, что
масштаб личности определяется тем объёмом знаний, умений и навыков, что активно усвоены человеком. Активно - то есть, во-первых, сознательно (освоены, интериоризированы). А во-вторых, будучи пережиты как собственное открытие, личный жизненный опыт.
В этом смысле «открытие велосипеда» можно назвать основным способом усвоения Знания: разрозненные знания из «знать» и «уметь» должны перейти в разряд «быть», то есть стать частью личностного жизненного опыта человека. Простейший хрестоматийный пример -«студент и заметка»: научить писать заметки можно практически любого человека за 30-40 минут. Но талантливо писать заметки смогут только те, кто «обрёл просветление», осознав структуру жанра заметки. Психологически это ощущается, как «глаза вдруг открылись».
6. Сама модель личности журналиста (ие-рархически-уровневая модель личности журналиста - ИУМЛЖ) может быть представлена в следующем виде:
7. Как видно из схемы, человек, конкретный журналист оказывается в центре (и центром) журналистики. Именно его индивидуальное сознание выступает той «точкой перехода», через
которую протекают и в которой пересекаются все сколь-нибудь значимые социальные энергии.
Становится понятным, как именно публицистика становится местом социального диалога, публичной сферой. Очевидным становится и тот «механизм», благодаря которому эссеизм, в свою очередь, становится «двигателем» журналистики будущего.
Окончательная схема будет иметь такой вид:
Намечаются контуры журналистики будущего. Несмотря на то, что задача журналистики в целом - формирование единого мнения, общей картины мира общества, благодаря эс-сеизму (индивидуальному мифотворчеству), эта картина мира вполне сочетается с развитием индивидуальности, субъективности (личности) и мессианства.
Как раз публицистика, как публичная сфера, даёт возможность цивилизованного продуктивного диалога-обсуждения-решения важнейших социальных проблем и проектов, в котором участниками выступают реальные личности. И чем больше масштаб личности публициста, тем успешней он справляется со своей миссией и профессиональными навыками.
Экзистенциал Абсолюта
Линия познания Добра и Зла (высшая степень духовности - преодоление себя как биологически обусловленного существа)
Список литературы
1. Дмитровский, А. Л. Категория Личного мифа как модель личности журналиста [Текст] / А. Л. Дмитровский // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ун-та. - 2008. - № 2.
2. Дмитровский, А. Л. Экзистенциальная теория журналистики : попытка метатеории [Текст] / А. Л. Дмитровский // Знак : проблемное поле медиаобразования. - 2012. - № 2 (10).
3. Муминов, Ф. Метод журналистики и методы деятельности журналистов [Текст] / Ф. Муминов. - Ташкент, 1998.
4. Рошаль, В. М. Энциклопедия символов [Текст] / В. М. Рошаль. - М. : АСТ, 2008.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006.
6. Философская антропология : метод. пособие для студентов философ. фак. [Текст] /
сост. Ф. И. Гиренок, Н. Н. Ростова. - М. і МГУ, 2012.
Bibliography
1. Dmitrovskij, A. L. Kategorija Lichnogo mifa kak model’ lichnosti zhurnalista [Tekst] I A. L. Dmitrovskij II Vestn. Sankt-Peterb. gos. un-ta. -2008.-М2.
2. Dmitrovskij, A. L. Jekzistencial’naja teorija zhurnalistiki і popytka metateorii [Tekst] I A. L. Dmitrovskij II Znak і problemnoe pole mediaobra-zovanija. - 2012. - М2 (10).
3. Muminov, F. Metod zhurnalistiki i metody dejatel’nosti zhurnalistov [Tekst] IF. Muminov. -Tashkent, 1998.
4. Roshal’, V. M. Jenciklopedija simvolov [Tekst] IV. M. Roshal’. - M. і AST, 2008.
З. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psiholo-gii [Tekst] I S. L. Rubinshtejn. - SPb.! Piter, 200б.
б. Filosofskaja antropologija і metod. posobie dlja studentov filosof. fak. [Tekst] I sost. F. I. Gi-renok, N. N. Rostova. - M. і MGU, 2012.