Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 15-20. УДК 070+316.77
А. Л. Дмитровский
экзистенциальная теория журналистики: на пути к метатеории
Автор, с позиции «третьей парадигмы», философско-антропологического подхода, предлагает концепцию, претендующую на роль метатеории журналистики. Согласно анропоцентри-ческому подходу, ставящему в центр рассуждений человека, в качестве базовой категории обоснована категория «экзистенции» и предложено её инструментальное воплощение - «иерархиче-ски-уровневая модель личности журналиста». Другие категории, введённые в научный оборот: 'личный миф', 'индивидуально-мифологическая картина мира'.
Ключевые слова: экзистенциальная теория журналистики; А. Л. Дмитровский; философ-ско-антропологический подход; философские проблемы журналистики; личный миф; индивидуально-мифологическая картина мира; иерархически-уровневая модель личности журналиста; эссеистика; публицистика; беллетристика; функции журналистики; жанры журналистики.
Наука о журналистике накопила достаточно впечатляющий багаж знаний. Однако эти знания находятся в своего рода «состоянии несобранности», имеют характер «ризомы»: расширяющейся «вширь», но не «вглубь». Отсутствие метатеории, стягивающей разрозненные идеи воедино, порождает все те проблемы, о которых говорят многочисленные исследователи теоретико-журналистской проблематики: отсутствие чёткой и ясной системы основных категорий, терминологическая путаница, эклектичность знаний, неразработанность основных проблем теории, оторванность от практики и т. д.
Предлагаемая нами концепция «Экзистенциальной теории журналистики» выступает в качестве попытки метатеории журналистики. Ведь потребность в ней назрела уже очень давно, о чём ещё в начале 90-х писал Е. П. Прохоров в статье «Предмет и структура науки о журналистике»: «..."работающей" в принципиальном методологическом плане может быть концепция предмета, структуры и задач науки о журналистике - своеобразная метатеория журналистики, имеющая методологический смысл, позволяющая и требующая взглянуть на науку о журналистике в целом, во внутренней связи и зависимостях различных, часто достаточно далеко разошедшихся "фрагментов" и "отраслей" знания. В современных условиях такой метатеоретический взгляд чрезвычайно важен, поскольку перед журналистской наукой возникают новые, притом ориентированные на прагматическое использование, задачи, тогда как наука пребывает, так сказать, в несобранном состоянии» [11. С. 26-27].
Действительно, за примером далеко ходить не надо, достаточно взглянуть на «элементарную» разноголосицу в определении понятия 'журналистика'. Даже такой авторитетный и уважаемый учёный, как сам Е. П. Прохоров, во «Введении в теорию журналистики» называет синонимами к понятию 'журналистика' такие словосочетания, как 'средства массовой информации', 'средства массовой коммуникации', 'средства массовой информации и пропаганды', 'mass media', 'средства массового общения'. И развивает представление о журналистике как «массово-информационной деятельности» [10. С. 12].
Аналогичного взгляда на журналистику (как некую «деятельность», с различного рода оговорками; либо как на совокупность «аспектов» -«комплекс предприятий/учреждений/каналов», «совокупная продукция», «совокупность профессий» и т. д.), развивают практически все исследователи, доверяя авторитету Е. П. Прохорова, С. Г. Корконосенко и их коллег. Однако, как представляется, даже самое подробное описание функционирования такого сложного социального института, как журналистика, ничего не даст как для её целостного теоретического осмысления, так и разработки общей теории.
Для построения теории функционирования любой системы необходимо определить «базисную категорию», из которой будут логически выводиться все производные категории и утверждения теории. Московская школа предложила в качестве базовой категорию «массовой информации», питерская - «деятельности» (М. Н. Ким). Однако, как справедливо отметил философ и методолог науки Т. В. Наумен-
ко [8], категория, отражающая явление сущности, а не саму сущность, не может быть положена в основу системы категорий теории.
Усугубляется положение дел и тем, что та же социология, с помощью которой пытаются «штурмовать» теорию журналистики, относится к «классической» естественно-научной парадигме, то есть эксплуатирует идеи 60-70-х годов ХХ века. А противостоящая ей постмодернистская парадигма вообще не предполагает построения теорий, считая их очередным «рассказыванием историй» и предлагая авторам и журналистам лишь «игры разума» и хаотично возникающие «дискурсы».
Ни тот ни другой подходы не смогли решить не только ряд острых общенаучных проблем, но и проблему теории журналистики. Возможно, именно поэтому сегодня речь идёт о формировании новой - постнеклассической парадигме мышления, частью которой выступает так называемая «третья» парадигма - философ-ско-антропологический подход, или антропоцентризм. Его отличительная сущностная черта - постановка в центр любого размышления человека. Человек вновь должен стать мерой вещей. Однако все традиционные науки берут человека «отдельно», каждая в своём ракурсе и аспекте. А антропоцентризм требует «единого», «цельного человека» (И. Киреевский). То есть, рассуждая о журналистике, необходимо было ухватить самое важное и срединное в человеке. Его суть, сущность, существо...
Как отмечают методологи науки, любая теория в категориально-понятийном плане предполагает теоретическое развёртывание исходной категории (и/или утверждения) в систему производных логически взаимосвязанных категорий и утверждений, которые должны быть связаны между собой вертикально (субординация) и горизонтально (координация), то есть представлять собой систему. Таким «пределом», на наш взгляд, стала категория 'экзистенция', в переводе с французского означающая 'существование' ('Я', 'самость', 'проприум' и т. д.).
Система, в свою очередь, предполагает некое множество конкретных элементов (или их абстрактных представителей) с определённым числом и видом отношений между ними. При этом, чтобы понять сущность любой системы, необходимо определить её функцию. Соответственно, говоря о журналистике, надо сказать, что это сложная, открытая, многоуровневая, динамичная, эволюционная система, подчинённая (как любая система) единственной
социальной задаче, генеральной функции -устранять избыточные мнения и формировать единую картину мира на основе социально-эстетической и/или нравственной оценки текущей действительности.
Но как перевести «ускользающий» феномен экзистенции в инструмент анализа проблем журналистики? Размышления показали, что воплощением экзистенции выступает личность человека - как система сознательных отношений индивидуума к себе и окружающей действительности. На основе этого утверждения нами были разработаны категории Личного мифа (ЛМ) и индивидуально-мифологической картины мира (ИМКМ), а также построена иерархически-уровневая модель личности журналиста (ИУМЛЖ).
Личность как система сознательных отношений человека к себе и окружающей действительности, предполагает наличие определённых уровней (экзистенциалов - каналов взаимодействия с реальностью) и их иерархию, что, после работ, например, Маслоу и практических достижений НЛП, в современной психологии является, фактически, аксиомой. Вопрос лишь в их количестве и содержательном наполнении. Таких экзистенциалов (уровней) нам удалось выделить восемь [2; 4]: Духовной ориентации, Телесности, Жизненного пространства, Деятельности, Индивидуальности, Мировоззрения, Личности, Абсолюта.
Исходя из предложенной выше модели личности журналиста, можно, например, сделать такой важный вывод. Экзистенциал Духовной ориентации на уровне Индивидуальных способностей сформирует три пусть и «пересекающихся», но, тем не менее, достаточно самостоятельных видов (творчески-преобразовательных сфер) деятельности в журналистике. Так же как психика есть цельный феномен, но существующий в трёх «ипостасях» - воле, интеллекте и чувствах, так же и журналистика как цельный феномен существует в трёх видах бытия, которые суть журнализм, публицистика и беллетристика.
Дадим краткое определение каждой сфере. Журнализм - это профессиональная деятельность по поиску фиксации и публичному оперативному оглашению социально востребованных смыслов и сведений (как правило, в форме фактов и/или событий).
Под публицистикой, с точки зрения институциональной, мы понимаем сферу деятельности журналистики, связанную с анализом, прогнозированием, оценкой актуальных со-
циальных проблем современности и поиском/ оценкой приемлемых путей их разрешения. С точки зрения персонального делания, под публицистикой можно понимать деятельность по анализу, прогнозированию и оценке современной социальной действительности, с целью обнаружения актуальных социальных проблем, публичному оглашению их и обсуждению приемлемых для общества путей их разрешения. Сюда же можно отнести эссеистику. Эссе -произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора. Если говорить о ней как особой форме творчества, в самом широком понимании, то эссеистику можно определить как особую сферу творчества в публицистике, связанную с удовлетворением потребности аудитории в межличностном (экзистенциальном) общении. С профессиональной точки зрения (в узком смысле), эссеистика есть публичная рефлексия над экзистенциальными проблемами собственного существования.
Беллетристику можно определить как сферу деятельности журналистики, связанную с удовлетворением потребности аудитории в художественно-образном ценностном осмыслении происходящих событий. В узком смысле, это публичная смысло- и образопорождающая деятельность на основе ценностного осмысления бытия человека (современника) в становящемся мире.
Данный взгляд и понимание сущности журналистики позволяют оценить суть того диаметрального расхождения, что очевидно прослеживается между советской (и традиционной русской) журналистикой и современной западной «информационной». Налицо колоссальный перекос в «техническую» сферу в ущерб смысловой.
Связано это прежде всего с тем что журналистика как самостоятельный культурный феномен редко подвергалась философско-мето-дологическому анализу. Это привело к тому, что на сегодняшний день нет единого понимания системы функций журналистики. Тем не менее, ретроспективный анализ наряду с культурологическим и антропоцентрическим подходами позволяет четко сформулировать единственную, генеральную функцию журналистики - устранение избыточных мнений и формирование единой картины мира (ЕКМ). А также назвать три основные - отражения, обсуждения и осмысления. То есть функцию отражения действительности и общественного контроля (журнализм); функцию принятия решений (публицистика); и функцию осознания
происходящего вокруг ((отчасти она совпадает с т. н. функцией «глас народа») беллетристика).
Очевидно, почему именно публицистика является «ядром» и вершиной журналистики. Однако эту деятельность публицист осуществляет не сам по себе, а выступая с тех или иных концептуальных (ценностных) позиций. Они вырабатываются в беллетристике, почему её и можно называть «концептуальной журналистикой». Саму публицистику с такой точки зрения можно определить как «пропагандистскую журналистику» (или просто пропаганду), а журнализм, без которого, естественно, журналистика в целом существовать не сможет - «технической (или вспомогательной) журналистикой». Фактографией.
Изучение истории показывает, что журналистика как часть механизма управления обществом в целом и самостоятельный духовный институт в частности возникает и развивается параллельно с развитием структуры общества и системой связей внутри него. В частности, с появлением субъектов информационно-пропагандистской деятельности, то есть носителей той или иной модели действительности. И первую такую модель формировал глава семьи, позже вождь племени или рода и т. д. Чем сложнее становилась структура общества (она, как известно, определяется ростом числа профессий и объемов оперируемой информации), тем более сложные и адекватные способы передачи информации и каналы обратной связи требовались элите. Появляется класс управленцев или чиновников, то есть людей, ничего не производящих, но получающих ресурсы за оперирование информацией. С изобретением письменности происходит революционный скачок в развитии социальной коммуникации, и современные исследователи робко говорят об этом периоде как о «пражурналистских» явлениях (хотя общеизвестно что «Акта сенатус» Цезаря выходили тиражом до десяти тысяч экземпляров, переписываемые тремя сотнями рабов) .
Что касается перспектив, то дальнейшая разработка идей Экзистенциальной теории журналистики, как нам представляется, принесёт массу интересных решений старых проблем. Кроме того, ЭТЖ, в качестве методологической «призмы», уже сегодня может предложить ряд значимых наблюдений над реалиями журналистской жизни и тенденциями развития СМИ.
Например, можно сказать несколько слов о системе жанров журналистики. Эта острая проблема много лет не даёт исследователям СМИ спать спокойно. Очевидный пример, ха-
рактеризующий проблему: два исследователя, В. Т. Третьяков [13] и А. А. Тертычный [12] предлагают взаимоисключающие подходы к построению типологии жанров журналистики. По мнению первого, есть лишь четыре «чистых» журналистских жанра, по мнению второго - их около пятидесяти, и они представляют собой «каталог». Логичен вопрос: откуда такой разнобой, такая полярность в характеристике одного и того же очевидного явления?
Ответ, как нам кажется, достаточно прост. До сих пор теоретиками журналистики не учитывались два момента: во-первых, уровневая, иерархическая организация жанров (о чём говорит синергетика и писали многие литературоведы, например М. М. Бахтин); а во-вторых, на что справедливо указывал Е. П. Прохоров -специфика собственно журналистских сфер деятельности (типов творчества). Так, например, статья ставилась в один ряд с её разновидностями (то есть жанрами «низшего», производного от неё порядка) - рецензией, обозрением, письмом. Репортаж - с отчётом, корреспонденцией, «экспериментом». Рассказ - с очерком, фельетоном. Или вообще смешивались с эссе. А необходимо было разграничить «уровни» и «иерархии» внутри жанровой типологии.
Тогда, на высшем уровне, отражающем три основные сферы творческой деятельности журналистики (журнализм, публицистика, беллетристика), «стержневых» жанров как раз и окажется всего три: заметка (журнализм), статья (публицистика), рассказ (беллетристика). Отдельно интервью. И лишь на более низком уровне эти жанры «распадутся» на «гнёзда», строго определённые свои разновидности, «каталоги» или «периферию».
Представляется очевидным, что обращение к категории иерархически-уровневой модели личности журналиста в рамках экзистенциальной теории журналистики поможет теоретикам во многих областях журналистских знаний разобраться в сути накопившихся проблем и вопросов. А также даст ряд практических рекомендаций журналистам, издателям и учредителям СМИ в плане как минимум лучшего взаимодействия с аудиторией, властью, капиталом и самими собой.
Список литературы
1. Ахмадулин, Е. В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие / Е. В. Ахмаду-лин. М.; Ростов н/Д, 2006.
2. Дмитровский, А. Л. «Журналистика», «публицистика» и другие - к терминологической ясности / А. Л. Дмитровский // Теория журналистики: анализ концепций: сб. ст. / ред.-сост. М. Н. Ким. СПб.: Фак. журналистики СПбГУ, 2008.
3. Дмитровский, А. Л. ЖАНР ЭССЕ: очерк теории жанра: монография / А. Л. Дмитровский. Орёл: Картуш, 2006.
4. Дмитровский, А. Л. Категория «Личного Мифа» и критерии мастерства публициста (антропологически-деятельностный подход) / А. Л. Дмитровский // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2006. № 3-4.
5. Дмитровский, А. Л. Проблема теории журналистики в свете научно-методологических и философских подходов XXI века / А. Л. Дмитровский // Учён. зап. Орл. гос. ун-та. 2011. № 4, ч. 2 «Гуманитарные и социальные науки» («Философия»).
6. Дмитровский, А. Л. Экзистенциальная теория журналистики: к сущности концепции. Методологические разъяснения и схемы / А. Л. Дмитровский // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. 2013. № 1 (11).
7. Дмитровский, А. Л. Экзистенциальная теория журналистики: попытка метатеории /
A. Л. Дмитровский // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 2 (10).
8. Иващенко, Г. В. Философские проблемы теории журналистики как область исследований [Электронный ресурс] / Г. В. Иващенко, Т. В. На-уменко // Credo. URL: http://credonew.ru/content/ view/142/51/ (дата обращения: 10.01.2015).
9. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для студентов вузов по специальности «Журналистика» / ред.-сост. С. Г. Кор-коносенко. СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000.
10. Прохоров, Е. П. Введение в журналистику: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. 6-е изд. М.: Аспект Пресс, 2005.
11. Прохоров, Е. П. Предмет и структура науки о журналистике / Е. П. Прохоров // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
12. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А. Тертычный. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002.
13. Третьяков, В. Т. Как стать знаменитым журналистом: курс лекций по теории и практике современной русской журналистики /
B. Т. Третьяков; предисл. С. А. Маркова. М.: Ладомир, 2004.
Дмитровский Андрей Леонидович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Орловского государственного университета.
dmitrovskiyAL@yandex. ru, dmitrovsky@pochta. ru
Dmitrovsky, A. L. Candidate of Philology, associate professor of journalism and public relations, Orel State University.
dmitrovskiyAL@yandex.ru, dmitrovsky@pochta.ru
existential journalism theory: towards a metatheory
The author, from the perspective of a "third paradigm", philosophical-anthropological approach, proposes the concept of claiming to be the meta-theory of journalism. According to anthropology approach, which places the center of the human reasoning, as the basic category of substantiated category of "existence" and suggested its instrumental incarnation as a "hierarchical-level model of the individual journalist". Other categories introduced in the scientific revolution, "personal myth", "individual mythological picture of the world".
Keywords: existential theory of journalism; A. L. Dmitrovskiy; philosophical-anthropological approach philosophical problems of journalism; personal myth; individual mythological picture of the world-level hierarchical model of personality journalist; essays; journalism; fiction; journalism functions; genres of journalism.
References
1. Akhmadulin, E. V. (2006) Kratkiy kurs teorii zhurnalistiki: Ucheb. Posobie [=A short course on the theory of journalism: Textbook], Publishing Center "March", Moscow, Rostov-on-Don. (in Russ.)
2. Dmitrovskiy, A. L. (2008) ««Zhurnalistika», «publitsistika» i drugie - k terminologicheskoy yasnosti» [="Journalism", "publitsistik" and others - to terminological clarity], in: Teoriya zhurnalistiki: analiz kontseptsiy: sb. Statey [=Theory of Journalism: An analysis of concepts: a collection of articles], publishing St. Petersburg State University Faculty of Journalism, St. Petersburg. (in Russ.).
3. Dmitrovskiy, A. L. (2006) ZhANR ESSE: Ocherk teorii zhanra. Monografiya [=Essay genre: Outline of the Theory of the genre. Monograph], Publishing «Kartush», Oryol. (in Russ.).
4. Dmitrovskiy, A. L. (2006) «Kategoriya «Lichnogo Mifa» i kriterii masterstva publitsista (antro-pologicheski-deyatel'nostnyy podkhod)» [=The category of "personal myth" and the criteria for excellence publicist (anthropologically-activity approach)], in: Aktsenty. Novoe v massovoy kommunikatsii [=Accents. New in mass communication], Voronezh, N 3-4. (in Russ.).
5. Dmitrovskiy, A. L. (2011) «Problema teorii zhurnalistiki v svete nauchno-metodologicheskikh i filosofskikh podkhodov XXI veka» [=The problem of the theory of journalism in the light of scientific and methodological and philosophical approaches of the XXI century], in: Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [=Scientists notes Oryol State University]. N 4. Ch.2 «Gumanitarnye i sotsial'nye nauki» («Filosofiya») [="Humanities and Social Sciences" ("Philosophy")]. (in Russ.).
6. Dmitrovskiy, A. L. (2013) «Ekzistentsial'naya teoriya zhurnalistiki: k sushchnosti kontsept-sii. Metodologicheskie raz"yasneniya i skhemy» [=Existential theory of journalism: the essence of the concept. Methodological explanations and diagrams], in: ZNAK: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=SIGN: problem field of media education] N 1 (11), pp. 74-81 (in Russ.).
7. Dmitrovskiy, A. L. (2012) «Ekzistentsial'naya teoriya zhurnalistiki: popytka metateorii» ^Existential theory of journalism: an attempt of creating of meta-theory], in: ZNAK: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=SIGN: problem field of media education], N 2 (10), pp. 66-81 (in Russ.).
8. Ivashchenko, G. V. and Naumenko, T. V. «Filosofskie problemy teorii zhurnalistiki kak oblast' issledovaniy» [=Philosophic problem of the theory of journalism as a research field], in: Credo [= Credo], available at: http://credonew.ru/content/view/142/51/, accessed 10.01.2015 (in Russ.).
9. Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista (2000): Uchebnik dlya studentov vuzov po spetsial'nosti «Zhurnalistika» [=Fundamentals of creative activity of journalists: A textbook for univer-
sity students in the specialty "Journalism"], Publishing "Knowledge" and St. Petersburg IFEREL, St. Petersburg (in Russ.).
10. Prokhorov, E. P. (2005) Vvedenie v zhurnalistiku: ucheb. Dlya studentov vuzov, obuchayush-chikhsya po napravleniyu i spetsial'nosti «Zhurnalistika» ^Introduction to Journalism: a textbook for university students enrolled in the direction and the specialty "Journalism"], Aspect Press, Moscow (in Russ.).
11. Prokhorov, E. P. (1993) «Predmet i struktura nauki o zhurnalistike» [=Subject and structure of science journalism], in: Osnovnye ponyatiya teorii zhurnalistiki [=Basic concepts of the theory of journalism], Moscow (in Russ.).
12. Tertychnyy, A. A. (2002) Zhanry periodicheskoypechati [= Genres of printed media], Aspect Press, Moscow (in Russ.).
13. Tret'yakov, V. T. (2004) Kak stat' znamenitym zhurnalistom: Kurs lektsiy po teorii i praktike sovremennoy russkoy zhurnalistiki [=How to become a famous journalist: Lectures on the theory and practice of modern Russian journalism], Ladomir, Moscow (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 20-25.
УДК 070, ББК 76.01
М. В. Загидуллина
журнализм и вызовы современных технологий:
net-мышлeниe как новый виток
развития человеческих способностей
Будущее журналистики тесно связано с трансформацией общественных потребностей в информировании и коммуникации. В свою очередь, эта трансформация обусловлена воздействием технологий не только на стиль жизни, но и на способность мыслить и рассуждать. Смена самих принципов рациональности должна быть осмыслена как вызов профессиональному журнализму и социальный заказ на перезагрузку всего социального института журналистики. Реагируя на вызовы времени и стихийно перестраиваясь, журналистика как отрасль общественно значимой деятельности остается сейчас во многом вне научного фокуса, что создает условия для институционального отставания от реалий жизни и превращения в «пустую» социальную структуру.
Ключевые слова: будущее журналистики; институт; информационные технологии.
Заглавие статьи связано с концепцией №^мышления, предложенной в свое время Е. Е. Прониной в связи с психологией журналистского творчества в новых технологических условиях. Она выделила 4 «стилевых черты» такого мышления (скорее, не мышления, а именно особенностей текстов, в которых это мышление воплощается): наличие внутренних и внешних связей текста с другими («линки»), нелинейность (содержание представлено в виде «витрины», «все сразу»), компрессия (приближается к «внутренней речи») и интерактивность (коммуникативная социальность) [9].
состояние науки; журналистика как социальный
Взгляды Е. Е. Прониной не получили широкого отклика в научном пространстве России, однако общее мнение о «притуплении» мозга под воздействием технологий стало повсеместным: это выразилось и в сетованиях по поводу уходящей практики письма ручкой по бумаге («почерка» в его привычном понимании - и связи мышц руки с мозгом как особого «стимулятора» мозговой деятельности, см. например [4]), и рефлексия о блип-культуре (по Э. Тоффлеру [13]), не позволяющей осмыслять длинные тексты и обращаться с крупными массивами информации (см. например, [14]), и