УДК 346.7; 336.22
А. Д. МАРГОРИНА
A. D. MARGORINA
Перспективы развития цифровой экосистемы
Федеральной налоговой службы
Prospects for the development of the digital ecosystem of the Federal Tax Service
Аннотация
Рассматривается динамика развития цифровой экосистемы в Федеральной налоговой службе. Акцент сделан на различные цифровые технологии, применяемые в деятельности налоговых органов. Проводится анализ основных тенденций совершенствования сервисов, которые используются в деятельности ФНС России. В результате проведенного исследования делаются выводы о положительной работе информационных систем налоговых органов, обозначаются основные направления развития цифровой экосистемы ФНС России.
Ключевые слова: налог, цифровая экосистема, цифровые технологии, цифровизация, налоговое администрирование, налоговый орган, цифровая экономика.
Abstract
The dynamics of the development of the digital ecosystem in the Federal Tax Service is considered. The emphasis is placed on various digital technologies used in the activities of tax authorities. The analysis of the main trends in improving the services that are used in the activities of the Federal Tax Service is carried out. As a result of the conducted research, conclusions are drawn about the positive work of information systems of tax authorities, the main directions of development of the digital ecosystem of the Federal Tax Service are outlined.
Keywords: tax, digital ecosystem, digital technologies, digitalization, tax administration, tax authority, digital economy.
Введение
Современный мир переживает настоящую цифровую революцию, которая охватывает все сферы нашей жизни. Неотъемлемой частью становятся технологии виртуальной реальности и искусственного интеллекта, цифровизация различных экспертных систем и бизнес-процессов. Одной из сфер, которая активно подвергается внедрению цифровых технологий, является налогообложение.
Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) применяет информационные системы и цифровые технологии во всех видах своей деятельности, что позволяет оптимизировать множество процессов. Благодаря цифровизации сокращается время на поиск, сбор и анализ информации о налогоплательщиках, их деятельности, развивается электронный документооборот как между органами государственной власти, так и электронное взаимодействие с налогоплательщиками. Применение технологий позволяет налоговым органам наиболее эффективно проводить мероприятия налогового кон-
троля, выявлять риски совершения налоговых правонарушений и минимизировать их. Налоговые органы постепенно становятся большим цифровым сервисом, именно поэтому анализ перспектив развития цифровой экосистемы ФНС России является актуальным.
Основное исследование
Внедрение цифровых технологий в деятельность государственной власти и жизнь всего общества, совершение научного и технического процесса во благо социального и экономического развития установлена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1.
В целях формирования цифровой экономики в нашем государстве и развития технологий в Российской Федерации действует «Стратегия развития информаци-
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // РГ. 2018. № 97 с.
онного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»2, а также программа «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанная Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Федеральная налоговая служба развивает цифровую экономику нашей страны и стремиться к созданию простой, удобной и прозрачной системы по исчислению и уплате налогов и сборов. На данный момент, как отмечают М. М. Челпано-ва, Т. Г. Сапунова, ФНС России стремится создать цифровую экосистему, которая состоит из трех связанных между собой элементов, включающих цифровую среду налогового органа, налогоплательщика и налогового администрирования [5].
Руководитель ФНС России Д.В. Егоров озвучил три основных направления долгосрочной стратегии развития налоговой системы Российской Федерации на Гайдаровском форуме в 2021 году3. В первую очередь он обратил внимание на понижение конфликтности в налоговой системе. На данный момент успешно действует институт досудебного урегулирования споров, что способствует снижению нагрузки на суды и быстрому разрешению конфликтных ситуаций при рассмотрении жалоб. В рамках досудебного урегулирования споров действует несколько полезных сервисов: «Узнать о жалобе» — позволяет узнать о ходе рассмотрения и решениям по заявлениям или жалобам, «Решения по жалобам» — предоставляет сведения о результатах рассмотрения
Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901
Гайдаровский форум 2021. Будущее налоговой системы. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=OB-pm1UG6zs&t=22 25s (Дата обращения: 12.04.2022г.)
жалобы. В будущем планируется разработать специальные системы, которые будут анализировать поступающие жалобы, систематизировать информацию и предоставлять статистическую отчетность по каким основаниям чаще всего поступают жалобы. Введение такого сервиса должно благоприятно сказаться на снижении поступающих заявлений и жалоб и снизить издержки по разрешению возникающих споров.
Вторым направлением развития налоговой системы руководитель налоговых органов назвал выстраивание коммуникации с налогоплательщиками. Под этим следует понимать создание системы обратной связи, которую будут давать плательщики налогов и сборов по работе налоговых органов. Такая система позволит более эффективно взаимодействовать налоговым органам и налогоплательщикам и сделает уплату налогов еще удобнее. Благодаря сбору обратной связи ФНС России сможет проанализировать текущую деятельность и на основе полученных выводов улучшить свою работу, решая проблемы, которые возникают. То есть у налогоплательщиков будет реальная возможность повлиять на оказываемые налоговыми органами услуги и сделать взаимодействие более комфортным.
Одним из самых важных направлений развития налоговой системы Д.В. Егоров выделил создание онлайн-модели налогового администрирования. Под этим подразумевается, что налоговая система возьмет на себя функции по исчислению всех налогов. Создание такой системы требует грамотного планирования и тщательной проработки правового регулирования. Налоговые органы для исчисления налогов должны получать всю необходимую информацию от налогоплательщиков, которым необходимо будет предоста-
вить доступ ко всей своей документации, налоговой и бухгалтерской отчетности. Для государства внедрение такой системы станет самой настоящей находкой, потому что благодаря полученным данным можно будет проводить аналитическую работу и видеть все товарные и денежные потоки. Это позволит выделить отрасли экономики, которые развиты хорошо и которым стоит уделить внимание усовершенствования.
Уже сейчас налоговые органы делают шаги к построению онлайн-модели налогового администрирования. Так, ФНС России использует налоговый мониторинг в рамках налогового контроля, который подразумевает расширенное информационное взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками. Благодаря налоговому мониторингу налоговые органы получают возможность проводить проверку деятельности налогоплательщиков в режиме реального времени путем получения доступа к внутренним процессам компаний. Данный институт является очень перспективным и будет только развиваться [3].
Реализация онлайн-модели налогового администрирования будет являться значительным шагом на пути построения цифровой экосистемы ФНС России и привнесет множество преимуществ в деятельность налоговых органов и бизнеса. Налоговым органам будут доступны все необходимые документы для проверки деятельности налогоплательщиков, что позволит сократить издержки на истребование документов и информации. Уровень налоговых поступлений в бюджет повысится благодаря возможности своевременно собирать налоги, которые необходимо уплатить. Сократятся риски совершения налоговых правонарушений, так как система исчисления и уплаты на-
логов и сборов станет максимально прозрачной для налоговых органов.
Необходимо учесть потенциальные риски введения такой системы. Неограниченный доступ органов власти к информации предпринимателей может привести к контролю над бизнесом и ограничению его свободы. Однако, несмотря на это, такой вектор развития представляется для экономики Российской Федерации и для государства в целом правильным. Поэтому на данном этапе очень важно грамотно производить все изменения и планировать каждый шаг в этом направлении, чтобы был соблюден необходимый баланс.
Федеральная налоговая служба в настоящее время стремительно делает шаги к построению цифровой экосистемы и реализует проекты с ориентиром на долгосрочную перспективу. Самым важным нововведением в 2023 году является Единый налоговый счет (далее — ЕНС) для организаций и индивидуальных предпринима-телей4. Его суть заключается в возможности уплатить все налоги и сборы через Единый налоговый платеж (далее — ЕНП) путем перечисления денежных средств на ЕНС до срока уплаты налогов. До этого подобный платеж действовал только для физических лиц, которые могли уплатить транспортный, земельный налоги, налог на имущество и НДФЛ одним платежным поручением. Теперь такая обязанность возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они могут уплачивать налоги, а также авансовые платежи по ним, сборы, страховые взносы, пени и штрафы единым платежом, положив деньги на счет. Распределяют денежные средства по обязательства на-
Федеральный закон от 14.07.2022 № 26Э-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 29 (часть II). Ст. 5230.
логовые органы на основании налоговых деклараций и уведомлений налогоплательщиков. Очередность уплаты выглядит следующим образом: недоимка по НДФЛ, недоимка по иным налогам, сборам и взносам, долги по пеням, процентам и штрафам. При нехватке денежных средств на ЕНС, имеющуюся сумму распределят на налоги сборы и вносы пропорционально, так же поступят и с долгами налогоплательщика.
Как отмечает Е. Г. Васильева, введение института ЕНС повышает нагрузку на налоговые органы, потому что необходимо постоянно отслеживать и корректировать работу данного механизма для слаженной работы. Для предотвращения технических сбоев необходимо наладить все информационные системы в каждом налоговом органе. По мнению Е. Г. Васильевой система ЕНС должна представлять собой автоматизированную информационную систему, способную выстраивать сроки уплаты налогов и авансовых платежей в автоматическом режиме [2].
Федеральная налоговая служба для построения цифровой экосистемы не останавливается на достигнутом, а постоянно совершенствуется. Одним из перспективных направлений развития является внедрение в деятельность налоговых органов искусственного интеллекта, который будет помогать в решении вопросов налогоплательщиков, а также помогать при исчислении и уплате налогов. В Стратегической карте ФНС России на 2021 — 2023 годы намечено создание «голосового чат-бот интеллектуального веб-чата ФНС России»5. Сейчас на сайте ФНС России можно обратиться к чат-боту «Таксик»,
Приказ ФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
который работает в тестовом режиме и помогает физическим лицам с различными вопросами, например, записаться на прием в налоговый орган, разобраться с налоговыми вычетами, получить ИНН или справку и многое другое. Такая система очень удобна для пользователей и помогает эффективно разрешить многие вопросы. Планируется создать подобную платформу, которая будет отвечать на голосовые запросы, что значительно сократит время на поиск информации и увеличит эффективность взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Для развития цифровой экосистемы ФНС России возможно создание платформы на основе искусственного интеллекта для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При успешной реализации такого проекта взаимодействие перейдет на новый уровень, искусственный интеллект будет разъяснять вопросы по постановке на учет, исчислению и уплате налогов и другие вопросы, возникающие у налогоплательщиков, что поможет снизить нагрузку на сотрудников налоговых органов в данной части.
Е. Ю. Баракина отмечает, что «еще одной возможностью для совершенствования системы налогового администрирования является внедрение киберфи-зических систем на основе технологий искусственного интеллекта» [1]. Такие системы благодаря постоянному машинному обучению выявляют неявные взаимосвязи, анализируют их, систематизируют и делают вывод на основании закономерностей или каких-либо элементов. Использование искусственного интеллекта ФНС России позволит выявлять недобросовестных налогоплательщиков.
При развитии цифровой экосистемы налоговым органам необходимо уделить особое внимание обеспечению безопас-
ности данных. ФНС России стоит обратить отдельное внимание «мероприятиям по противодействию незаконным обработке и сбору сведений о гражданах, в том числе персональных данных граждан, на территории Российской Федерации неуполномоченными и неустановленными лицами, а также используемым ими техническим средствам» [4]. Для обеспечения безопасности данных используются различные технические средства, обеспечивающие надежную защиту всех сведений, которые имеются в распоряжении налоговых органов. Использование самых современных способов идентификации налогоплательщиков на сервисах ФНС России также позволяет обезопасить сведения. Представляется возможным при развитии цифрового пространства налоговых органов применять биометрические системы аутентификации налогоплательщиков при работе с сервисами ФНС России. Такие меры могут вывести систему безопасности хранения данных на новый уровень, что позволит наиболее эффективно противостоять киберугро-зам со стороны злоумышленников.
Заключение
Таким образом, ФНС России разрабатывает и внедряет в свою деятельность различные цифровые технологии, которые способствуют повышению эффективности проведения контрольных мероприятий, взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, а также способствует минимизации совершения налоговых правонарушений. Также различные сервисы обеспечивают большое количество налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
ФНС России строит глобальные планы по внедрению новых технологий и информационных систем в свою деятельность и совершенствованию налоговой системы в целом, что приведет к построению полноценной цифровой экосистемы в государственном органе. Все это позволит повысить прозрачность и комфорт уплаты налогов налогоплательщиками. Развитие цифровой экосистемы ФНС России должно повлиять на развитие культуры уплаты налогов и повышение ее значимости среди населения нашей страны.
Список литературы
1. Баракина Е. Ю. Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации // Юрист. — 2022. — № 4. — С. 51-55.
2. ВасильеваЕ. Г. Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. — 2022. — № 2. — С. 117-124.
3. Коваленко Н. С., Леонов Е. М. Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации // Закон. — 2021. — № 4. — С. 146-150.
4. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К. Т. Аниси-на, Б. Г. Бадмаев, И. В. Бит-Шабо и др.; под ред. И. А. Цинделиани. — М.: Проспект, — 2019. — С. 320.
References
1. Barakina E.Yu. Digitalization of tax administration in the Russian Federation // Lawyer. 2022, No. 4, P. 51-55. (In Russian).
2. Vasilyeva E. G. Unified tax account: a new stage of digitalization in the system of tax administration in the Russian Federation // Business security. 2022, No. 2, P. 117-124. (In Russian).
3. Kovalenko N. S., LeonovE. M. Tax monitoring as a tool of tax digitalization // Law. 2021, No. 4, P. 146-150. (In Russian).
4. Financial law in the conditions of digital economy development: monograph / K. T. Anisina, B. G. Badmaev, I. V. Bit-Shabo, etc.; edited by I. A. Tsindeliani. M.: Prospect, 2019, P. 320. (In Russian).
5. ЧелпановаМ. М., Сапунова Т. Г. Основные проблемы налогового администрирования и перспективы их решения // Финансовое право. — 2021. — № 3. — С. 28-31.
5. Chelpanova M. M., Sapunova T. G. The main problems of tax administration and prospects for their solution // Financial law. 2021, No. 3, P. 28-31. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Маргорина Анастасия Дмитриевна, студент магистратуры Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
nastia-niro@yandex.ru
Научный руководитель Реут Анна Владимировна, доцент Кафедры международного и публичного права Финансового университета при правительстве Российской Федерации, канд. юрид. наук
avreut@fa.ru
ABOUT THE AUTHORS
Anastasia D. Margorina, master's degree student Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation
nastia-niro@yandex.ru
Scientific supervisor
Anna V. Reut, Associate Professor, Department of the International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD (Law)
avreut@fa.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.23; принята к публикации 03.03.24 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 18.11.23; accepted for publication 03.03.24 The author read and approved the final version of the manuscript.