НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ TAXES AND TAXATION
Экономические системы. 2023. Том 16, № 2 (61). С. 107-114. Economic Systems. 2023;16(2(61)):107-114.
Научнаястатья 5.2.4-Финансы
УДК 336.22
DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-2-107-114
Человекоцентричность - новый тренд в организации работы налоговых органов
Ольга Валентиновна Мандрощенко
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В эпоху цифровых технологий заметно меняется спектр услуг и способ их предоставления, что способствует демократизации процедур принятия решений, внедрению принципов человекоцентричности. В статье раскрыты положительные направления работы налоговых органов в этой сфере, выявлены проблемы и предложены пути их решения. В частности, подчеркивается, что ФНС России созданы электронные офисы налогоплательщиков, цифровые системы налогового контроля, особый порядок уплаты налогов в форме единого налогового платежа (ЕНП). Тем не менее налогоплательщики все еще рассматривают налоговые органы как бюрократическую структуру. В связи с этим в статье предлагается, чтобы налоговые органы стали более активно заниматься методологической работой, всесторонне обосновывать выводы и предложения по устранению выявленных нарушений в ходе налоговых проверок, строить коммуникации на взаимопонимании и доверии, обратной связи с налогоплательщиками.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, человекоцентричность, налоговый мониторинг, цифровые технологии, АСК-система, автоматизация
Для цитирования: Мандрощенко О.В. Человекоцентричность - новый тренд в организации работы налоговых органов // Экономические системы. 2023. Том 16, № 2 (61). С. 107-114. 00110.29030/2309-2076-2023-16-2-107-114.
© Мандрощенко О.В., 2023
Original article
Human-centricity is a new trend in the organization of the work of tax authorities
Olga V. Mandroshchenko
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In the digital age, the range ofservices and the way they are provided are noticeably changing, which contributes to the democratization of decision-making procedures. The Federal Tax Service of Russia has created electronic offices of taxpayers, digital tax control systems, and a special procedure for paying taxes in the form of a single tax payment (EPP). However, taxpayers still view the tax authorities as a bureaucratic structure. In this regard, it seems that the tax authorities should be more actively engaged in methodological work, comprehensively substantiate the conclusions and proposals for the elimination of violations identified during tax audits, build communication on mutual understanding and trust, feedback from taxpayers.
Keywords: tax control, tax authorities, human-centricity, tax monitoring, digital technologies, ASK system, automation
For citation: Mandroshchenko O.V. Human-Centricity is a new trend in the organization of the work of tax authorities. Economic Systems. 2023;16(2(61)):107-114. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-2-107-114.
Введение
В настоящее время, когда основным производственным ресурсом становится информация, требуется качественно новый подход к процессу государственного управления, в том числе налогового контроля. Применение информационных технологий во всех сферах хозяйственной жизни субъектов экономических отношений, разработка программных продуктов, моделирующих проблемы в сфере налогообложения, способствуют пересмотру организации работы налоговых органов с налогоплательщиками.
Налоговые органы провели большую работу в области цифровизации налогообложения: создана автоматизированная система контроля (АСК] НДС, которая самостоятельно отслеживает цепочки образования добавленной стоимости; используются онлайн-технология контрольно-кассовой техники (ККТ), специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН] и др.
Цель внедрения цифровых технологий налоговыми органами - создание сервисной структуры, создающей доверительную обстановку во взаимодействии с налогоплательщиками. Многие налогоплательщики отмечают комфортную среду
в налоговых инспекциях, качественное обслуживание, возможности получить квалифицированную консультацию по отдельным сложным вопросам в специально созданных кол-центрах.
ФНС России является инновационной государственной структурой, примером организации работы для других фискальных ведомств как внутри страны, так и за рубежом. Однако все еще существуют проблемы во взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами, которые можно свести в следующие три группы:
1] формальная разъяснительная работа налоговых органов на запросы налогоплательщиков;
2] неудовлетворенность налогоплательщиков обоснованием выводов по результатам проверок налоговыми органами;
3] информирование налогоплательщиков с опозданием по спорным, неоднозначно трактуемым вопросам в налогообложении.
Основная часть
С 1992 до 2000 г. налоговый контроль был малоэффективным и неудобным как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Он подразумевал предоставление множества отчетов налогоплательщиками, сверок взаиморасчетов с контрагентами, личное посещение налоговых органов.
Сейчас налоговые органы начинают свое «знакомство» с налогоплательщиками через предпроверочный анализ организации, который представляет собой сбор и исследование информации о юридическом лице, и на базе этого анализа принимается решение о наличии оснований для проведения выездной проверки.
Другими словами, проводится камеральная проверка: данные отчетности и декларации, отправленные в ФНС, автоматически загружаются в автоматизированную информационную систему (АИС] «Налог-3» и анализируются. Использование специализированного программного обеспечения является общепризнанным фактом в мировой практике. Однако специфика налоговой системы каждого государства делает невозможным простое заимствование такого программного обеспечения [1].
АИС «Налог-3» выявляет ошибки и противоречия, а в случае отсутствия таковых проверка заканчивается, но если ошибки найдены, то начинается углубленная камеральная проверка. Она может быть проведена, если сумма начисленного налога налоговыми органами расходится с суммой, указанной налогоплательщиком. Тогда налоговый инспектор запрашивает дополнительные документы, допрашивает свидетелей, назначает экспертизу и запрашивает информацию в государственных органах о налогоплательщике. Затем, анализируя всю полученную информацию в соответствии с налоговым законодательством, он принимает решение о наличии или отсутствии нарушений. В случае устранения налогоплательщиком всех выявленных нарушений в документации и уплате выявленной недоимки проверка завершается.
Выездные налоговые проверки проводятся крайне редко, во-первых, по причине трудозатратности, во-вторых, камеральные налоговые проверки, предшествующие выездным, проводятся с высокой степенью эффективности. Тем не менее суммы
доначислений по выездным налоговым проверкам, имеют тренд в сторону увеличения. Так, например, суммы доначислений на одну выездную налоговую проверку по России увеличились с 2020 по 2021 г. на 63,9%, а с 2019 по 2021 г. - на 62,4% (рис. 1) [2].
Рис. 1. Суммы доначислений на одну выездную проверку по Российской
Федерации, млн руб.
Источник: поданным [2].
Показательным является увеличение доначислений на одну выездную налоговую проверку по г. Москве. Так с 2019 по 2020 г. сумма доначислений увеличилась на 15,2%, а с 2020 по 2021 г. - на 42,4% (рис. 2) [2].
Анализ доначислений по выездным налоговым проверкам показывает, что причиной их назначения может стать наличие обстоятельств, связанных с нарушением законодательства о налогах и получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Следует отметить, что при доначислениях налогов возрастает риск банкротства компаний после выездной налоговой проверки. Так в 2020 г. ФНС выступила заявителем в 13% дел о банкротстве, а в 2021 г. - в 18,8%. В 2021 г. в Москве были признаны банкротами 2129 компаний, что на 5,9% больше, чем в 2020 г. В Санкт-Петербурге количество компаний-банкротов за этот же период увеличилось на 9,9%, а в Московской области - на 12,3% [3].
Причиной банкротства, как правило, является взаимодействие налогоплательщика с сомнительными контрагентами. Поэтому при отсутствии деловой цели сотрудничества с сомнительными для инспекции ФНС контрагентами у налогоплательщика возникает риск банкротства в ходе выездной налоговой проверки.
70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 2. Суммы доначислений на одну выездную проверку по Москве, млн руб. Источник: по данным [2].
На основании вышеизложенного можно отметить, что наблюдается усиление налогового контроля - камеральные налоговые проверки проводятся качественно и позволяют эффективно выявлять нарушения. В ходе проведения немногочисленных выездных налоговых проверок увеличиваются в динамике доначисления налогов из расчета на одну налоговую проверку. Кроме того, как показывает анализ документации проведения налоговых проверок, действия налоговых органов осуществляются зачастую с повторением в актах налоговых проверок описания одних и тех же ошибок, что свидетельствует о типичных нарушениях законодательства со стороны налогоплательщиков.
Тем не менее налоговые органы уделяют большое внимание разъяснительной работе, в основном с помощью основного инструмента - официального интернет-ресурса ФНС России www.nalog.ru. На сайте ФНС размещены сервисы, связанные с налогообложением юридических и физических лиц, аналитикой, контрольной работой, международным взаимодействием. Для соблюдения обязательных требований законодательства налогоплательщиками на сайте размещены электронные брошюры-руководства: налоговый путеводитель юридического лица, налоговый путеводитель индивидуального предпринимателя, досудебное урегулирование налоговых споров, налоговые вычеты, путеводитель для владельцев зарубежных активов.
Однако несмотря на то что ФНС России уделяет большое внимание методологической работе через электронные информационные ресурсы, многие вопросы являются спорными, вызывают у налогоплательщиков сомнения, и в результате операции могут трактоваться как сомнительные. Для того чтобы эти риски нивелировать, налоговым
2020
I Суммы доначислений, млн руб.
органам целесообразно более тесно взаимодействовать с налогоплательщиками, активнее проводить семинары и лекции по вопросам судебной практики с участием не только должностных лиц налоговых органов, но и профессорско-преподавательского состава профильных учебных заведений.
Партнерские отношения налоговых органов с налогоплательщиками выстраиваются также с помощью системы налогового мониторинга. В 2016 г. был опубликован Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым фактически создан институт предварительного налогового контроля. Данная электронная система построена на основе облачного решения, и участниками этой системы являются ИФНС и налогоплательщики.
Алгоритм работы этой системы заключается в том, что компания предоставляет открытый доступ налоговой инспекции к своим финансовым данным. В связи с этим преимущества для налогоплательщика явные: каждая компания оптимизирует расходы на проведение налоговыми органами камеральных проверок в части предоставления большого количества информации, решает спорные вопросы в формате онлайн-переписки, и, что важно, мотивированное мнение налогового органа освобождает налогоплательщика от уплаты пени и штрафов в случае возникновения риска, связанного с ошибочным мнением инспектора.
Следует справедливо заметить, что опыт создания системы налогового мониторинга заимствован у европейских стран, и он хорошо адаптирован к сотрудничеству налоговых органов с налогоплательщиками в нашей стране. Фактически мотивированное мнение налогового органа заменило его решения по результатам камеральной и выездной налоговых проверок.
По данным ФНС России, в 2021 г. налоговые органы составили 37 мотивированных мнений (рулингов] для участников налогового мониторинга, из них более 80% рулингов - по запросам компаний [4].
Важной новацией в сотрудничестве налоговых органов с налогоплательщиками является новый особый порядок уплаты налогов, взносов и сборов, который называется Единый налоговый платеж (ЕНП], введенный с 1 января 2023 г.
ЕНП - это платеж налогоплательщика по всем налогам, взносам, сборам на специальный счет в Федеральном казначействе. На единый налоговый счет (ЕНС] денежные средства перечисляются налогоплательщиками одним платежным поручением с одними реквизитами.
В составе ЕНП можно уплатить налоги за налоговый период, авансовые платежи по налогам за отчетные периоды, страховые взносы, сборы, пени и штрафы. Таким образом, на едином налоговом счете (ЕНС] учитываются как обязательства организаций или индивидуальных предпринимателей перед бюджетом, так и перечисленные денежные средства для оплаты обязательств. Важным является то, что налоговые органы самостоятельно распределяют ЕНП в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов на основании имеющихся у них документов и информации.
Преимущества введения института ЕНП очевидны:
• вместо большого количества платежей денежные средства перечисляются единым налоговым платежом с указанием всего двух реквизитов - суммы платежа и налогоплательщика, что заметно снижает затраты у налогоплательщика и экономит время должностным лицам;
• исключаются уточнения и зачеты в ситуации, когда у одного плательщика одновременно имеются задолженность и переплата по разным налогам;
• устанавливаются единые сроки уплаты налогов, сборов, взносов, что упрощает составление налогоплательщику платежного календаря;
• расширяются возможности сервисного обслуживания ФНС России в части доступности для плательщиков в режиме реального времени детализации начислений и уплаты налогов, взаимосвязи с IT-платформой в этом направлении;
• упрощается процедура проведения налоговых проверок, поскольку контрольная функция налогов в большей степени перекладывается на фискальный орган.
Заключение
Снижение бюрократической нагрузки на бизнес является важным направлением повышения конкурентоспособности российской экономики. ФНС России последовательно проводит дебюрократизацию процесса налогового администрирования, создавая условия для партнерских отношений с бизнесом.
Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками стремится к открытости, информационной прозрачности, взаимному уважению и законности. Налоговые органы с каждым годом продвигаются в направлении совершенствования сервисной структуры, которая не заметна для налогоплательщиков, но в то же время оказывает им большую помощь путем создания полезных информационных сервисов, возможности предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что отдельные направления работы налоговых органов с налогоплательщиками целесообразно улучшить: например, активнее проводить в очной форме семинары и лекции с акцентом на типичные ошибки, возникающие в ходе проверок, в актах налоговых проверок усилить описательную часть фактов нарушения законодательства и предложений по устранению выявленных нарушений, шире использовать механизм налогового мониторинга через мотивированное мнение налогового органа.
Список источников
1. Promising Information Technologies for Tax Purposes: International Trends in Software for Auditors // International Journal of Engineering Research and Technology. 2020. Vol. 13 (11). P. 3977-3986.
2. Официальный сайт ФНС. URL: https://nalog.ru (дата обращения: 02.02.2023).
3. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). URL: https://bankrot fedresurs.ru (дата обращения: 02.02.2023).
4. https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11702397 (дата обращения: 02.02.2023).
References
1. Promising Information Technologies for Tax Purposes: International Trends in Software for Auditors. Internationaljournal of Engineering Research and Technology. 2020;13(ll):3977-3986.
2. The official website ofthe Federal Tax Service. URL: https://nalog.ru. (In Russ.).
3. Unified Federal Register of Bankruptcy Information (EFRSB). URL: https://bankrot. fedresurs.ru. (In Russ.).
4. https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11702397. (In Russ.).
Информация об авторе / Information about the author
O.B. Мандрощенко - доктор экономических наук, профессор, Департамент налогов и налогового администрирования.
O.V. Mandroshchenko - doctor of economic sciences, professor, Department of taxes and tax administration.
Статья поступила в редакцию 03.05.2023; одобрена после рецензирования 18.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.
The article was submitted 03.05.2023; approved after reviewing 18.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.