Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ, ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ, ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворошило Виктория Викторовна

Контрольные мероприятия за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения должны проводить не только налоговые органы, но и налогоплательщики. В работе рассмотрены виды контроля за применением, исчислением и уплатой налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения в разрезе субъектов контроля. Раскрыта организация внутреннего контроля налогоплательщика упрощенной системы налогообложения, в том числе цели, задачи, методы проведения контроля. Определены риски налогоплательщиков при переходе на упрощенную систему налогообложения и при применении упрощенной системы налогообложения в налоговом периоде. Внешний налоговый контроль налогоплательщиков по применению, исчислению и уплате налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения осуществляется в рамках налогового законодательства. Выделены 4 этапы поведения налоговой проверки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также направления контроля на каждом этапе. Систематизирована судебная практика в пользу налоговых органов о нарушениях применения упрощенной системы налогообложения. Дана оценка эффективности проведенного контроля налоговыми органами налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения в разрезе анализа проведенных камеральных и выездных проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OVER THE APPLICATION, CALCULATION AND PAYMENT OF THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

Control measures for the application, calculation and payment of the simplified taxation system should be carried out not only by tax authorities, but also by taxpayers. The paper considers the types of control over the application, calculation and payment of tax, in connection with the use of a simplified taxation system in the context of subjects of control. The organization of internal control of a taxpayer of a simplified taxation system, including goals, objectives, methods of control, is disclosed. The risks of taxpayers in the transition to a simplified taxation system and in the application of a simplified taxation system in the tax period are determined. External tax control of taxpayers on the application, calculation and payment of tax, in connection with the application of the simplified taxation system, is carried out within the framework of tax legislation. Four stages of the conduct of tax audits of taxpayers using the simplified taxation system, as well as the direction of control at each stage, are identified. Judicial practice has been systematized in favor of the tax authorities on violations of the simplified taxation system. An assessment of the effectiveness of the control carried out by the tax authorities of taxpayers of the simplified taxation system in the context of the analysis of the conducted desk and field audits is given.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ, ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

НАЛОГИ

УДК 336.226.1

Ворошило Виктория Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Voroshilo Viktoria Viktorovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ, ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

CONTROL OVER THE APPLICATION, CALCULATION AND PAYMENT OF THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

Контрольные мероприятия за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения должны проводить не только налоговые органы, но и налогоплательщики. В работе рассмотрены виды контроля за применением, исчислением и уплатой налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения в разрезе субъектов контроля. Раскрыта организация внутреннего контроля налогоплательщика упрощенной системы налогообложения, в том числе цели, задачи, методы проведения контроля. Определены риски налогоплательщиков при переходе на упрощенную систему налогообложения и при применении упрощенной системы налогообложения в налоговом периоде. Внешний налоговый контроль налогоплательщиков по применению, исчислению и уплате налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения осуществляется в рамках налогового законодательства. Выделены 4 этапы поведения налоговой проверки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также направления контроля на каждом этапе. Систематизирована судебная практика в пользу налоговых органов о нарушениях применения упрощенной системы налогообложения. Дана оценка эффективности проведенного контроля налоговыми органами налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения в разрезе анализа проведенных камеральных и выездных проверок.

Ключевые слова: налог, упрощенная система налогообложения, внутренний контроль, внешний контроль, налогоплательщик, налоговые органы.

Control measures for the application, calculation and payment of the simplified taxation system should be carried out not only by tax authorities, but also by taxpayers. The paper considers the types of control over the application, calculation and payment of tax, in connection with the use of a simplified taxation system in the context of subjects of control. The organization of internal control of a taxpayer of a simplified taxation system, including goals, objectives, methods of control, is disclosed. The risks of taxpayers in the transition to a simplified taxation system and in the application of a simplified taxation system in the tax period are determined. External tax control of taxpayers on the application, calculation and payment of tax, in connection with the application of the simplified taxation system, is carried out within the framework of tax legislation. Four stages of the conduct of tax audits of taxpayers using the simplified taxation system, as well as the direction of control at each stage, are identified. Judicial practice has been systematized in favor of the tax authorities on violations of the simplified taxation system. An assessment of the effectiveness of the control carried out by the tax authorities of taxpayers of the simplified taxation system in the context of the analysis of the conducted desk and field audits is given.

Keywords: tax, simplified taxation system, internal control, external control, taxpayer, tax authorities.

ВВЕДЕНИЕ

Соблюдение налогового законодательства является обязанностью налогоплательщиков. Введение налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей находится в сфере интересов государства. Право выбора применения той или иной системы налогообложения при

30

ведении бизнеса принадлежит налогоплательщику. К данному выбору относится и применение упрощенной системы налогообложения. Соблюдение критериев применения данного специального налогового режима полностью лежит на налогоплательщике, поэтому они заинтересованы в осуществлении внутреннего контроля. В тоже время, контрольные мероприятия за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения осуществляется налоговыми органами в ходе проведения налоговых проверок.

Вопросы контрольных мероприятий, их осуществление и совершенствование всегда является объектом исследования ученых-экономистов, поскольку в ходе контрольных мероприятий затрагиваются интересы и налогоплательщиков, и государства, а в последующем в ходе судебных разбирательств складывается практика судебных решений. Кроме этого, в процессе взаимодействия с налогоплательщиками в рамках разъяснения налогового законодательства, в том числе по применению и исчислению упрощенной системы налогообложения, издаются письма Минфина иФНС.

Проведение контрольных мероприятий налогоплательщиками позволит избежать доначисление сумм налога, а также штрафов и пени за несвоевременную уплату налога. Эффективная работа налоговых органов позволит в полном объеме аккумулировать запланированные объемы финансовых ресурсов в бюджет. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Анализ научной литературы показал небольшой объем исследований по контролю за применением, исчислением и уплатой налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Среди основных работ, посвященных контролю применения, исчисления упрощенной системы налогообложения необходимо выделить: О.В. Доброскок [1], ЗуеваМ.С. [2], Л.А. Парамонова [4], Т.В. Зырянова, Е.В. Манакова [3], Н.М. Ширяева, Ю.С. Зима [10], Г.А. Щаулина [11].

Цель исследования—рассмотреть и проанализировать мероприятия по контролю за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения. РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях поддержки предпринимательства и стабилизации экономической ситуации в стране возникает необходимость в контроле за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения.

Контроль осуществляют не только налоговые органы, но и сами налогоплательщики, чтоб избежать штрафы, пени за несвоевременную уплату единого налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Контроль за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения представлена на рисунке 1.

В целях внутреннего контроля налогоплательщик сам организует систему организации внутреннего контроля. Она существенно зависит от следующих факторов:

• масштабов деятельности налогоплательщика;

• организационно-правовая форма.

У индивидуального предпринимателя и юридического лица может быть по-разному организована система внутреннего контроля. Индивидуальный предприниматель может сам осуществлять контроль, поскольку на других сотрудников данную обязанность он возложить не вправе. Если речь идет об юридическом лице, то обязанность по осуществлению контроля можно возложить на отдельных лиц—директора либо бухгалтера, а можно на конкретный отдел.

На уровень внутреннего контроля независимо от формы собственности влияет отношение собственников к осуществлению внутреннего контроля, поскольку самостоятельное выявление ошибок, изучение изменение законодательства, достоверность отражаемой информации для исчисления налога требует определенных знаний и навыков.

Масштабы деятельности также влияют на организацию внутреннего контроля, поскольку ведение деятельности по разным видам деятельности, совмещение налоговых режимов требует ведение раздельного учета, что существенно влияет на формирование налоговой базы и исчисление и уплату единого налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кро-

31

Контроль за применением, исчислением и уплатой УСН

^си

Внешний контроль

Осуществляют налоговые органы с цзлью соответствия применения УСН налогоплательщиком исходя из критериев Налогового кодекса, а также контроль за своевременной уплатой налога и авансовых платежей и правильным исчислением налога. А также за своевременной подаче налоговой декларации, правильность отражения данных в ней и правильностью заполнения.

Рис 1. Контроль за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения (Составлено автором)

ме этого, совмещение налоговых режимов может привести к превышению разрешенного размера дохода, в отношении применяемых спецрежимов, что приводит к изменению налоговой базы и соответственно сумме налога.

В целях осуществления налогового контроля налогоплательщик нуждается в квалифицированных сотрудниках, способных проводить анализ первичных документов, заключенных договоров с контрагентами, трудовые договоры с сотрудниками, договоры с учредителями; анализ поступлений и расходов предприятия (ИП), уплата налогов, страховых взносов.

Поскольку налоговое законодательство достаточно часто изменяется, возникает необходимость в повышении квалификации сотрудников, что позволит не только более качество вести контроль за применением упрощенной системы налогообложения, но вести грамотно диалог с налоговыми органами в связи с налоговыми спорами, которые могут возникнуть в процессе хозяйственной деятельности организации (ИП).

Организация внутреннего контроля начинается с постановки цели и определения задач (рис. 2).

Внутренний налоговый контроль направлен на минимизацию рисков, связанных с применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения. Одним из видов риска является правильное ведение налогового и бухгалтерского учета. Для налогоплательщиков разной организационно-правовой формы возникают разные риски.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» возникают следующие риски, связанные с налоговым учетом:

• риск неправильно определенной налоговой базы при совмещении спецрежимов;

• риск не отражения всех доходов для формирования налоговой базы;

• риск неправомерного уменьшения налога на суммы страховых взносов.

Для индивидуальных предпринимателей с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» существуют дополнительные риски, связанные с налоговым учетом, помимо указанных выше:

• риск неправомерно учтенных расходов;

• риск неуплаты минимального налога.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения помимо рисков, связанных с налоговым учетом, существуют риски, связанные с бухгалтерским учетом.

Кроме внутреннего контроля, который осуществляет сам налогоплательщик, также осуществляется внешний контроль налоговыми органами. Контроль осуществляется по разным направле-

32

Внутренний контроль

Осуществляет сам налогоплательщик в целях недопущения штери права на применение упрощенной системы налогообложения, а также избежание штрафов и пеней за несвоевременную уплату единого налога и правильностью исчисления. А также своевременностью шдачи налоговой декларации и правильностью заполнения.

Организация внутреннего контроля налогоплательщика УСН

Цель

Правильное отражение фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика с целью недопущения потери права на применение спецрежима, правильное исчисление и своевременная уплата.

Задачи

• контроль за своевременной подаче налоговой декларации;

• контроль за своевременной уплатой авансовых платежей и налога;

• контроль за уменьшением сумм налога на разрешенные законодательством суммы страховых взносов;

• контроль за уплатой страховых взносов, уменьшающих суммы единого налога в налоговом периоде;

• контроль за своевременным исправлением ошибок;

• подбор квалифицированных специалистов.

Методы

• методы финансового анализа;

• методы документального контроля;

• методы фактического контроля.

ftte. 2. Организация внутреннего контроля налогоплательщика УСН (Составлено автором)

ниям, можно выделить несколько этапов налоговой проверки по налогоплательщиками, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Этапы налоговой проверки можно систематизировать и представить на рисунке 3. Каждый этап содержит ряд отдельных направлений проверок.

Право применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения

Правильность ведения налогового учета и формирования налоговой базы

Правильность исчисления авансовых платежей и суммы налога, а также их своевременная уплата в бюджет

Своевременная подача декларации и правильность ее заполнения

Рис. 3. Этапы налоговых проверок ПО применению, исчислению И уплате налога (Составлено

автором)

Так, на первом этапе налоговые органы осуществляют проверку на право применения упрощенной системы налогообложения. При переходе на упрощенную систему проверке подлежат:

1) доходы, полученные за 9 месяцев индивидуальным предпринимателем или организацией;

2) количество средней численности работников у индивидуального предпринимателя или организации;

3) стоимость основных средств и нематериальных активов не должно превышать 150 млн руб.;

4) деятельность предприятия не попадает под запрет на право применения упрощенной системы налогообложения;

33

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5) у предприятия нет филиалов и организации, в которых доля непосредственного участия составляет не более 25 %;

6) своевременность подачи заявление на применение УСН.

При применении специального налогового режима также налогоплательщик проходит проверку на право применения и не нарушения права применения за налоговый период:

1) доходы, полученные за налоговый период и факт их не превышения согласно действующего законодательства по кассовым и банковским документам;

2) количество средней численности работников у индивидуального предпринимателя или организации;

3) деятельность предприятия, ОКВЭДы которой открыты за налоговый период не попадает под запрет на право применения упрощенной системы налогообложения;

4) у предприятия за налоговый период не открыты филиалы и организации, в которых доля непосредственного участия составляет не более 25 % в налоговом периоде.

Результаты обжалований результатов проверок налоговых органов на право применения упрощенной системы налогообложения представлены в таблице 1.

Таблица1. Судебная практика нарушений применения УСН *

Критерий Основание

Организации, более 25 % доли установленного капитала которых принадлежит другой организации Постановление АС Северо-Западного округа от 19.05.2015 N А66-6442/2014 [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество средней численности работников Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.07.2013 N А11-2677/2012 [6]

Превышение предельной размера дохода Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 15 октября 2020 г. N Ф04-3729/20 по делу N А75-20797/2019 [7]

Превышение стоимости основных средств Решение АС Волгоградской области от 07.06.2019 по делу №2 А12-4585/2019 [8]

Деятельность попадает под запрет на право применения УСН Решение ВС РФ от 28.04.2022 N АКПИ22-112 [9]

* Составлено автором

На втором этапе осуществляется контроль за правильностью ведения налогового учета и формирования налоговой базы:

1) ведение налогового учета с помощью Книги учета доходов и расходов и правильность исчисления доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год;

2) отражение в декларации правильные итоговые значения исчисленной суммы дохода, уплаченных страховых взносов;

3) для индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» учет расходов, документально подтвержденных и фактически осуществленных и сгруппированных согласно действующему законодательству Проверка осуществление расходов фирмам-однодневкам, взаимозависимым лицам, либо контрагентам с сомнительными признаками;

4) при совмещении налоговых режимов правильность ведения раздельного налогового учета по доходам, расходам и уплаченных страховых взносов, уменьшающих налоговую базу;

5) проверка сделок, имеющих не денежный характер.

На третьем этапе происходит анализ правильность исчисления авансовых платежей и суммы налога. На этом этапе для объекта «доходы» происходит контроль за правильностью исчисления авансовых платежей исходя из полученных доходов и сумм страховых взносов, уменьшающих сумму налога. Для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» происходит контроль за исчислением налоговой базы, сумм полученного убытка, расчет минимального налога. На

34

этом же этапе налоговые органы контролируют своевременность уплаты авансовых платежей, предусмотренных налоговым законодательством

И на последнем этапе осуществляется контроль за своевременной подачей декларации согласно действующему законодательству, в противном случае расчет штрафа за несвоевременную подачу отчетности и правильность заполнения. Ранее налогоплательщики могли ознакомиться с контрольными соотношениями к налоговой декларации по налогу, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденного приказом ФНС России от 30.05.2016 N СД-4-3/9567@. Но в 2021 году форма налоговой декларации была изменена, а новые контрольные соотношения ФНС не были изданы.

Насколько эффективно осуществляется работа по контролю за применением, исчислением и уплатой налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения можно оценить с помощью проведенного анализа контрольных мероприятий налоговых органов.

Контроль за применением, исчислением и уплатой упрощенной системы налогообложения налоговые органы осуществляют согласно ст. 88-89 НК РФ в рамках выездных и камеральных проверок, а также ст. 90-94 НК РФ и в рамках иных форм налогового контроля.

Одной из форм налогового контроля является камеральная налоговая проверка, которая осуществляется налоговыми органами, срок проведения которой составляет 3 месяца. Основанием для начала камеральной проверки является подача декларации налогоплательщиком. Целью камеральной налоговой проверки на основании поданных документов является выявить факты неверного исчисления налога и несвоевременной уплаты, а также не отражения всех доходов и расходов для целей налогообложения.

Проведем анализ проведенных налоговыми органами камеральных проверок налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в Республике Крым (табл. 2).

Таблица2. Анализ проведенных камеральных проверок налогоплательщиков УСН за 2018— 2020 гг. в Республике Крым *

Показатель Временной период

Количество проведенных камеральных проверок 2018 2019 2020 2021

Всего 460796,00 493553,00 477158,00 545746,00

Абсолютное отклонение — 32757,00 -16395,00 68588,00

Темп роста, % — 107,11 96,68 114,37

из них, выявивших нарушения 34036,00 22548,00 24793,00 15942,00

Абсолютное отклонение — -11488,00 2245,00 -8851,00

Темп роста, % — 66,25 109,96 64,30

* Составлено на основе [12]

Как свидетельствуют данные таблицы 2, количество проведенных налоговых проверок увеличивается в период 2018-2019 и 2020-2021, в 2020 году наблюдается снижение количества проверок по сравнению с 2019 годом, что связано с поддержкой со стороны государства бизнеса в период пандемии.

Среди проведенных проверок только незначительная доля выявивших нарушения по итогам проведенных расчетов их доля снижается. Так, по состоянию на 2018 год их доля составляла 7,4 %, а к 2020 году их доля уже составляет 2,9 %.

Что касается тенденции, то в период пандемии рост наблюдается рост камеральных проверок, выявивших нарушения. В остальные периоды их количество значительно снижается.

Отдельное внимание вызывают нулевые декларации, представленные налогоплательщиками.

Проанализируем за 2018-2020 гг. количество налогоплательщиков, представивших нулевых деклараций (табл. 3).

Нулевые декларации означают, что налогоплательщик отражает доходы и расходы с нулевым значением. Данный вид декларации находится под пристальным контролем у налоговых органов.

35

Таблица 3. Количество налогоплательщиков, представивших нулевых налоговых деклараций в Республике Крым *

Показатель временной период

2018 2019 2020

Количество налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность 991964 97374 96911

Абсолютное отклонение — -18,22 -4,63

Темп роста, % — 98,16 99,52

по объекту налогообложения — доходы 685088 681628 689875

Абсолютное отклонение — -3,46 8,25

Темп роста, % — 99,49 101,21

по объекту налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов 306876 292112 279235

Абсолютное отклонение — -14,764 -12,877

Темп роста, % — 95,18 95,59

по организ ациям 52358 51170 483334

Абсолютное отклонение — -11881 -28366

Темп роста, % — 97,73 94,45

по ИП 46838 46204 485776

Абсолютное отклонение — -6343 23736

Темп роста, % — 98,64 105,13

* Составлено на основе [12]

По данным таблицы 3 сделаем следующие выводы:

1. По динамики представленных данных: за период в три налоговых периода наблюдается положительная тенденция в уменьшении количества налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения, которые представили нулевые декларации.

2. В разрезе объектов налогообложения: по доходам — нет единой тенденции, поскольку к 2019 году наблюдается рост количества налогоплательщиков, представивших нулевую декларацию, а к 2020 году их рост незначительно увеличился; по доходам, уменьшенных на величину расходов — рост налогоплательщиков ежегодно уменьшается.

3. В разрезе субъектов: по организациям — ежегодно количество организаций, подающих нулевые декларации уменьшаются; у индивидуальных предпринимателей ситуация иная — с 2018 по 2019 гг. количество подавших нулевые декларации сокращается, но к 2020 году их количество существенно возрастает. Это связанно с ухудшением экономического положения многих индивидуальных предпринимателей в связи с пандемией.

4. Рассматривая структуру количества налогоплательщиков, подавших нулевую декларацию отметить следующее: доля налогоплательщиков, подавших нулевую налоговую декларацию с объектом доходы в 2018 году составили 69 %, в последующие годы увеличилась на 2 %; доля организаций-налогоплательщиков, подавших нулевую налоговую декларацию в 2018 году составила 52 % и в последующие 2 налоговых периода данная доля уменьшилась на 3 %.

Также формой контроля выступают выездные налоговые проверки, которые осуществляет налоговый орган на территории налогоплательщика (в отдельных случаях на территории налогового органа), срок проведения составляет 2 месяца. Целью проведения является выявление нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства.

Анализ выездных налоговых проверок налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, представим в таблице 4.

Согласно произведенным расчетам на основе данных ФНС с 2018 по 2020 год наблюдается тенденция снижения количества выездных налоговых проверок и только в 2021 году их рост увеличился на 42 по сравнению с началом анализируемого периода.

36

Таблица 4. Анализ проведенных выездных налоговых проверок налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в Республике Крым *

Показатель Временной период

Количество проведенных выездных налоговых проверок 2018 2019 2020 2021

Всего 96 38 34 138

Абсолютное отклонение — -58,00 -4,00 104,00

Темп роста, % — 39,58 89,47 405,88

из них, выявивших нарушения 53 28 18 53

Абсолютное отклонение — -25,00 -10,00 35,00

Темп роста, % — 52,83 64,29 294,44

* Составлено на основе [12]

Из общего количества проверок, те, которые выявили нарушения составляют 55 % по состоянию на 2018 год. Этот показатель достаточно высок и свидетельствует о том, что выбраны налогоплательщики для контроля не случайно. В последующие периоды доля проверок с нарушениями снижается.

Если рассматривать тенденцию выявленных нарушений по результатам выездных проверок, то до 2020 года она положительная и свидетельствует о сокращении выявленных нарушений по результатам проверок, но после 2020 года ситуация меняется и количество проверок, выявивших нарушения существенно увеличивается, почти в три раза с предыдущим налоговым периодом.

Результатом проведения проверок, как камеральной, так и выездной, становится выявление нарушений и как следствие—доначисление сумм налога, а также пени за не своевременную уплату сумм налога в бюджет и штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

В таблице 5 проанализируем доначисление сумм по результатам выездных налоговых проверок.

Таблица 5. Доначисление сумм по результатам выездных налоговых проверок в Республике Крым *

Показатель временной период

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок 2018 2019 2020 2021

Всего по выездным и камеральным 737 556 585 722 643 770 895 276

Абсолютное отклонение — -151834,00 58048,00 251506,00

Темп роста, % — 79,41 109,91 139,07

Налоги по выездным проверкам 38 427 66 480 36 102 137 456

Абсолютное отклонение — 28053,00 -30378,00 101354,00

Темп роста, % — 173,00 54,31 380,74

Пени по выездным проверкам 7 882 14 237 11 491 24 951

Абсолютное отклонение — 6355,00 -2746,00 13460,00

Темп роста, % — 180,63 80,71 217,14

штрафные санкции по выездным проверкам 9 985 16 078 6 386 25 2 2 3

Абсолютное отклонение — 6093,00 -9692,00 18837,00

Темп роста, % — 161,02 39,72 394,97

* Составлено на основе [12]

Как видно из представленной выше таблицы в период с 2019 года по 2021 год наблюдается тенденция увеличения сумм доначислений по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. Это свидетельствует о том, что в ходе проверки были обнаружены нарушения ведения налогового учета, сокрытия части доходов налогоплательщика, либо учет неподтвержденных расходов или расходов, не входящих в закрытый перечень.

37

Если рассматривать структуру доначислений по выездным налоговым проверкам, то соотношение доначисленных сумм налогов, пени и штрафов находятся почти в равных суммах. Тенденция начислений налогов, пени и штрафных санкций едина: в 2020 году в период реализации поддержки государством налогоплательщиков период пандемии существенно снизились доначисления.

Рассмотрим сумму доначислений налогов, пени, штрафные санкции по результатам камеральных проверок и их анализ представим в таблице 6.

Таблица б Доначисления сумм налогов по результатам камеральных проверок в Республике Крым *

Показатель временной период

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок 2018 2019 2020 2021

Всего 737 556 585 722 643 770 895 276

Абсолютное отклонение — -151834,00 58048,00 251506,00

Темп роста, % — 79,41 109,91 139,07

Налоги по камеральным проверкам 489 161 338 302 419 206 546 889

Абсолютное отклонение — -150859,00 80904,00 127683,00

Темп роста, % — 69,16 123,91 130,46

Пени по камеральным проверкам 26 939 31 019 39 848 42 755

Абсолютное отклонение — 4080,00 8829,00 2907,00

Темп роста, % — 115,15 128,46 107,30

штрафные санкции по камеральным проверкам 165 162 119 606 130 737 118 000

Абсолютное отклонение — -45556,00 11131,00 -12737,00

Темп роста, % — 72,42 109,31 90,26

* Составлено на основе [12]

По результатам произведенных расчетов стало видно, что суммы налогов, доначисленных по результатам камеральных проверок составляет более половины всех дополнительно начисленных сумм. Это свидетельствует об эффективности данной формы налогового контроля. Если рассматривать тенденцию начисленных сумм налогов по результатам камеральных проверок, то стоит отметить, что до 2020 года сумма снижается, в последующие периоды ситуация меняется и сумма доначисленных сумм налога увеличивается на 54,76 % в 2020 году по сравнению с 2019 годом и на 6,54 %.

Также существенную долю в дополнительно начисленных платежах занимают штрафы, возложенные на налогоплательщиков по результатам камеральных проверок. В 2018 году их доля занимает 22 %, но к 2021 году доля снижается до 13 %.

Стабильная тенденция роста наблюдается по начисленным пени за несвоевременную уплату налога в бюджетную систему Данный показатель вырос на 15816 тыс. руб. в период с 2018 по 2021 год.

Анализ дополнительно начисленного по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налога представлен в таблице 7.

По результатам исследования в таблице 7 видно, что к 2021 году снижаются дополнительные начисления и достигают значения 0.

По итогам контрольных мероприятий может быть уменьшена сумма платежей. Проанализируем сумму уменьшенных платежей за период 2018-2022 гг. по контрольным мероприятиям в таблице 8.

Согласно данным таблицы 8 рассмотрим основные результаты анализа.

1. Сумма уменьшенных платежей по результатам камеральным проверкам занимает основную долю в общей сумме уменьшенных платежей по состоянию на 2018 год, в 2019 году доля снижается до 68 % и в последующие периоды занимает 100 %. В абсолютном отклонении наблю-

38

Таблица 7. Дополнительно начислено по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов в Республике Крым *

Показатель временной период

2018 2019 2020 2021

Дополнительно начислено по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов 1402536 336308 25 0

Абсолютное отклонение — -1066228 -336283 -25

Темп роста, % — 23,98 0,01 0,00

* Составлено на основе [12]

Таблица 8. Уменьшенные платежи по итогам контрольных мероприятий за 2018-2022 в Республике Крым *

Показатель Временной период

Сумма уменьшенных платежей 2018 2019 2020 2021

По камеральным проверкам 141 118 17 097 15 692 15217

Абсолютное отклонение — -124021,00 -1405,00 -475,00

Темп роста, % — 12,12 91,78 96,97

По выездным проверкам 750 0 0 0

пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов 77 260 8 800 — —

Абсолютное отклонение — -68460,00 — —

Темп роста, % — 11,39 — —

* Составлено на основе [12]

дается ежегодное снижение сумм уменьшенных платежей, за анализируемый период данный показатель снизился на 125901 тыс. руб.

2. По выездным проверкам суммы уменьшенных платежей есть только в 2018 году, в последующие годы уменьшенных платежей нет.

3. Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов уменьшены только в 2018 и 2019 году, в последующие годы их нет. Отклонение в 2019 году по сравнению с 2018 составило 68460 тыс. руб.

ВЫВОДЫ

В результате исследования были выделены два направления контрольных мероприятий по применению, исчислению и уплате налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — контроль со стороны налоговых органов и контроль со стороны налогоплательщика. Организация внутреннего контроля позволит налогоплательщику сохранить применение упрощенной системы налогообложения, а также избежать доначисления сумм налога, штрафов и пени за несвоевременную уплату налога. Внешний контроль налогоплательщиков необходим в целях контроля соблюдения налогового законодательства и предотвращения использования упрощенной системы налогообложения в противоправном применении. По результатам анализа оценить контрольную работу как эффективную, поскольку были осуществлены камеральные и выездные проверки, результатом которых стало выявление налоговых правонарушений и как следствие доначислением сумм налогов, начисление пени и применены налоговые санкции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доброскок, О.В. Трансформация сущности налогового контроля в современных условиях / О.В. Добро-скок // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — №2 1 (54). — С. 39-46.

2. Зуева, М.С. Совершенствование налогового контроля при использовании упрощенной системы налогообложения (УСН) / М.С. Зуева // Совершенствование налогового администрирования: материалы первой научно-практической конференции (г. Уфа, 06 октября 2016 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.elibrary.ru/download/elibrary_27359688_63350655.pdf (дата обращения: 28.06.2022).

39

3. Зырянова, Т.В. Особенности внутреннего налогового контроля на предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения / Т.В. Зырянова, Е.В. Манакова // Финансы. — 2020. — N° 9. — С. 31-39.

4. Парамонова, Л.А. Внутренний аудит налогообложения организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения / Л.А Парамонова. // Инновационное развитие экономики. — 2011. — № 3. — С. 53-59.

5. Постановление АС Северо-Западного округа от 19.05.2015 № А66-6442/2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sudact.ru/arbitral/doc/qd5akkz9FwU0/ (дата обращения: 28.06.2022).

6. Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.07.2013 № А11-2677/2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sudact.ru/arbitral/doc/Gx7vmZvlyQ5K/ (дата обращения: 28.06.2022).

7. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2020 г. N Ф04-3729/20 по делу № А75-20797/2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 38165641/ (дата обращения: 28.06.2022).

8. Решение АС Волгоградской области от 07.06.2019 по делу № А12-4585/2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sudact.ru/arbitral/doc/xXNv3LpXJubm/ (дата обращения: 28.06.2022).

9. Решение ВС РФ от 28.04.2022 № АКПИ22-112 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: apkrfkod.ru/pract/ reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-28042022-n-akpi22-112/#:~:text=Решение %20Верховного %20Суда %20РФ %20от,России %20от %2019.10.2020 %20n %2003-11-09 %2F91070 %22 (дата обращения: 28.06.2022).

10. Ширяева, Н.М. Контроль за правомерностью исчисления и полнотой уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения / Н.М. Ширяева, Ю.С. Зима // Налоги и налогообложение. — 2015. — №10. — С. 782-794.

11. Щаулина, Г. А. Становление и развитие налогового контроля при применении организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения / Г.А. Щаулина // Все для бухгалтера. — 2013. — № 4 (274). — С. 28-32.

12. Федеральная налоговая служб: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nalog.ru/rn91 (дата обращения: 28.06.2022).

SPISOKLITERATURY

1. Dobroskok, O.V. Transformatsiya sushchnosti nalogovogo kontrolya v sovremennykh usloviyakh / O.V Dobroskok // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 1 (54). — S. 39-46.

2. Zuyeva, M.S. Sovershenstvovaniye nalogovogo kontrolya pri ispol'zovanii uproshchennoy sistemy nalogooblozheniya (USN) / M.S. Zuyeva // Sovershenstvovaniye nalogovogo administrirovaniya: materialy pervoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Ufa, 06 oktyabrya 2016 goda) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/download/elibrary_27359688_63350655.pdf (data obrashcheniya: 28.06.2022).

3. Zyryanova, T.V Osobennosti vnutrennego nalogovogo kontrolya na predpriyatiyakh, primenyayushchikh uproshchennuyu sistemu nalogooblozheniya / T.V Zyryanova, Ye.V Manakova // Finansy. — 2020. — № 9. — S. 31-39.

4. Paramonova, L.A. Vnutrenniy audit nalogooblozheniya organizatsiy, primenyayushchikh uproshchennuyu sistemu nalogooblozheniya / L.A Paramonova. // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2011. — № 3. — S. 53-59.

5. Postanovleniye AS Severo-Zapadnogo okruga ot 19.05.2015 № A66-6442/2014 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: sudact.ru/arbitral/doc/qd5akkz9FwU0/ (data obrashcheniya: 28.06.2022).

6. Postanovlenii FAS Volgo-Vyatskogo okruga ot 24.07.2013 № A11-2677/2012 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: sudact.ru/arbitral/doc/Gx7vmZvlyQ5K/ (data obrashcheniya: 28.06.2022).

7. Postanovleniye Arbitrazhnogo suda Zapadno-Sibirskogo okmga ot 15 oktyabrya 2020 g. N F04-3729/20 po delu № A75-20797/2019 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/38165641/ (data obrashcheniya: 28.06.2022).

8. Resheniye AS Volgogradskoy oblasti ot 07.06.2019 po delu № A12-4585/2019 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: sudact.ru/arbitral/doc/xXNv3LpXJubm/ (data obrashcheniya: 28.06.2022).

9. Resheniye VS RF ot 28.04.2022 № AKPI22-112 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: apkrfkod.ru/pract/ reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-28042022-n-akpi22-112/#:~:text=Resheniye %20Verkhovnogo %20Suda %20RF %20ot,Rossii %20ot %2019.10.2020 %20n %2003-11-09 %2F91070 %22 (data obrashcheniya: 28.06.2022).

10. Shiryayeva, N.M. Kontrol' za pravomernost'yu ischisleniya i polnotoy uplaty yedinogo naloga pri primenenii uproshchennoy sistemy nalogooblozheniya / N.M. Shiryayeva, Yu.S. Zima // Nalogi i nalogooblozheniye. — 2015. — №10. — S. 782-794.

11. Shchaulina, G.A. Stanovleniye i razvitiye nalogovogo kontrolya pri primenenii organizatsiyami i individual'nymi predprinimatelyami uproshchennoy sistemy nalogooblozheniya / G.A. Shchaulina // Vse dlya bukhgaltera.—2013. — № 4 (274). — S. 28-32.

12. Federal'naya nalogovaya sluzhb: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/ rn91 (data obrashcheniya: 28.06.2022).

Статья поступила в редакцию 7 июля 2022 года Статья одобрена к печати 15 июля 2022 года

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.