Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015
удк 3т4)1 С. 91-95. Т. В. ТимохинА
Перспективы развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе
В данной работе определены перспективы развития системы профессиональной подготовки в вузе с развитием компетентностного подхода. Рассматриваются современные аспекты подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на начальном, среднем и высшем уровнях. Представлены перспективы развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Произведен краткий анализ содержания образования, отраженного в образовательных компетенциях и позволяющего получить системные знания, умения, навыки и необходимые специалисту личностные качества. Представлена логическая последовательность взаимосвязанных элементов профессиональной подготовки будущего специалиста к работе в инклюзивной образовательной среде. Сделан вывод о необходимости осуществления эффективной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на всех направлениях, требующей существенной доработки образовательных программ. Изменения, происходящие в современной образовательной системе, предполагают не только перестроение подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и подготовку специалистов «учительских» специальностей к работе в инклюзивной сфере.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентностный подход, специалист, дети с ограниченными возможностями здоровья, перспективы развития.
Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 30 March 2015 No. 2 (14). pp. 91-95.
T. V. TiMOKHiNA
The development prospects of the vocational training of a specialist working with disabled children in a higher education institution
In this paper the development perspectives of the system of the professional training in various higher education establishments with the due attention paid to the evolvement of the competency building approach are being thoroughly scrutinized. The text deals with different modern aspects of the vocational training of specialists working with disabled children on primary, secondary and higher levels. The development prospects of the professional training of specialists who will be thoroughly and extensively prepared to work with disabled children in a higher education institution are being elaborately examined. There was conducted a brief analysis of the educational content that is reflected in educational competence and that enables acquiring the system of knowledge and skills and the traits of character that are necessary for a future specialist. The article represents a logical consecution of the interconnected elements of the professional training of a specialist who is supposed to be able to work in the sphere of inclusive education, and it underlines the significance of the actualization of the effective preparation of specialists to work with disabled children in every direction, that requires considerable enhancement of the educational programs. The changes happening in the modern system of education presuppose not only the rearrangement of the professional training of a specialist working with disabled children, but also the vocational training of qualified teachers who are capable of working in the sphere of inclusion.
¡Keywords: vocational training, competency building approach, specialist, disabled children, development prospects
ерЯрТивы рЯзВития системы про-' 1 / фессиональной подготовки в вузе, со V^X (у сменой образовательной парадигмы, активно разрабатываемой в различных направлениях образовательной сферы, с развитием компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов, в настоящее время приобретают особое значение.
К проблеме подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте своих работ обращались российские и зарубежные ученые: Ю.К. Ба-банский, В.В. Воронов, М.А. Галагузова, М.Т. Громкова, П.С. Гуревич, В.И. Звонников, Т.В. Иванчикова, Т.А. Ильина, Б.Т. Лихачев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, Л.А. Шипилина, Е.И. Холостова, И.С. Якиманская, D.Brackenreed, T.Brandon, J.Charlton и др.
В настоящее время основной формой получения специальности в системе профессиональной подготовки является обучение в вузе. Основная задача высших учебных заведений — подготовка высококвалифицированных, компетентных в своей области специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками. Проблема изучения профессиональной подготовки в вузе находится на стыке педагогической, психологической, философской, социологической наук, что обусловливает ее сложность и многогранность.
В.И. Тарлавский, рассматривая региональные возможности современного профориен-тационного образования, отмечает, что: «...система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.» [11, с.103].
Профессиональная подготовка в словаре-справочнике современного российского профессионального образования трактуется следующим образом: «Организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования, или ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций» [10].
В настоящее время в российской системе непрерывного образования сформировалась довольно разветвленная сеть, включающая довузовское (дошкольное, школьное, среднее специальное) вузовское и послевузовское образование.
Система профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на на-
чаЯвиоМ, средними выСшемуровнях. Нададаиое профессиональное образование основывается наЦ среднем (полном) общем образовании. Среднее профессиональное образование готовит сп|§| циалистов по работе с детьми среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Высшее профессиональное образование осуществляет подготовку или переподготовку специалистов на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Высшее образование можно получить в учреждениях высшего профессионального образования — университетах, академиях, институтах на уровне бакалавриата или магистратуры. Система высших учебных заведений России реализует образовательные программы следующих уровней: незаконченное высшее (два года обучения); бакалавриат (не менее четырех лет обучения); подготовка специалистов (не менее пяти лет обучения); магистратура (не менее шести лет обучения).
В настоящее время действует ускоренная система получения высшего профессионального образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. В системе профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья существует возможность получения послевузовского образования с целью повышения уровня образования, научной или педагогической квалификации. Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют возможность повысить уровень образования в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, ординатуре при учреждениях высшего профессионального образования или других научных учреждениях.
Система профессиональной подготовки в вузе складывается из совокупности взаимодействующих государственных образовательных стандартов образовательных программ, сети образовательных учреждений и органов управления образованием.
В.В. Воронов выделяет в любой педагогической системе шесть взаимосвязанных элементов: учащиеся, цели воспитания и обучения, содержание воспитания и обучения, педагогические процессы, средства обучения, организационные формы педагогической работы [2, с. 11].
Применив данную систему, к профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно составить следующую логическую последовательность:
1) образовательные стандарты;
2) уровни квалификаций;
3) будущие специалисты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4) образовательные цели;
Ш) ■ содержание у@брШ1йвай,ия СобВИЙйЗГель-
ные компетенции), поЗвОлЯющие получить ^И— рТемные знания, умения, навыки и необходимые специалисту по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья личностные качества;
6) педагогические процессы, как специально организованное взаимодействие преподавателей и студентов с целью передачи освоения социального опыта, необходимого для работы с детьми с отклонениями в развитии;
7) средства обучения, используемые для эффективного получения и усвоения знаний и опыта для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
8) организационные формы педагогической работы, использующиеся в подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к содержанию основных образовательных программ подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются Государственным образовательным стандартом среднего, высшего, послевузовского профессионального образования. Останавливаясь на программах ФГОС ВПО нового поколения, следует отметить, что основная образовательная программа подготовки состоит из дисциплин федерального, национально-регионального компонентов, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин.
Подготовка специалистов в рамках циклов дисциплин осуществляется при изучении следующих курсов: «Педагогика и психология развития детей», «Педагогическая психология», «Психология детей с проблемами в развитии», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогический практикум», «Технология работы с детьми с отклонениями в развитии», «Педагогическая психокоррекция», «Психолого-педагогические аспекты школьной неуспеваемости и системы их устранения» и др.
Национально-региональный компонент программы подготовки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной Федеральным Государственным образовательным стандартом, отражая особенности каждого конкретного региона Российской Федерации (региональная политика в отношении инвалидов, эффективность действующих программ, ментальность социума и пр.). В региональный компонент программы подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья целесообразно включить следующие курсы: «Этнопедагогика», «Региональная политика в развитии детей», «Региональный аспект педагогической психо-¡коррекции», «Инклюзивное образование в регионе», «Региональные особенности развития инклюзии» и др.
Важной составляющей развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Российских вузах является разрабатываемый комплекс организационно-педагогических мероприятий, проводимых в системе профессионального образования по подготовке специалистов. Комплекс разрабатываемых в каждом вузе мероприятий с учетом регионального компонента должен включать подготовку специалистов разных направлений для оказания помощи детям с различными заболеваниями. Профессиональный рост работающих специалистов осуществляется средствами повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Взаимодействие между преподавателем и студентом осуществляется на лекционных, семинарских, практических занятиях, во время самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, на практике, зачетах и экзаменах. Гармоничное общение: «Преподаватель — студент» положительно влияет на формирование системы ценностей и личности будущего специалиста.
О. Ю. Лебедева, рассматривая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов, отмечает, что «... процесс взаимодействия преподавателя и студентов протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса» [7, с. 110].
В подготовке студентов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, преподаватель является не только субъектом различных воздействий, направленных на развитие профессиональной компетентности студентов. Для эффективной подготовки специалистов данного направления преподаватель должен очень хорошо знать практическую сторону рассматриваемых вопросов и постоянно осуществлять обратную связь со студентами и собственную рефлексию. Подготовить хорошего специалиста в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно, используя диалогический тип общения, его доверительность; внутренние мотивы, познавательные интересы студента; е® стремление к индивидуальности.
Одной из составляющих системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются средства обучения, используемые для эффективного получения и усвоения знаний и опыта.
По определению П.И. Пидкасистого [9], средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Сам? ■п^?«€бР111вт^бЪектсущес?1у1т .'независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции [9, с. 261].
Классифицируются данные объекты по различным основаниям:
• по их составу и свойствам,
• по субъекту деятельности,
• по влиянию (на качество знаний, развитие различных способностей или эффективность в учебном процессе).
Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга в формировании компетентного специалиста в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Характеризуя организационные формы педагогической работы, использующиеся в подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе, следует выделить лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, консультации, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы. Данные формы работы наиболее часто используются в высших учебных заведениях для подготовки специалистов.
В настоящее время целесообразно использовать новые организационные формы в подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, это видеолекции — лекция преподавателя записывается и методом нелинейного монтажа дополняется приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. В качестве приложений могут использоваться видеозаписи с примерами поведения детей с различными видами отклонений, приемами работы с ними различных специалистов. Примером новой организационной формы знакомства будущих специалистов со спецификой работы может послужить информация об учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья и передовом педагогическом опыте, размещенная на сайте учреждения. Достоинством данной лекционной формы является возможность ее использования в период отсутствия преподавателя, его удаленности, повторного просмотра материала будущими специалистами в свободное время. В последние годы часто используются мультимедийные лекции с использованием интерактивных компьютерных обучающих программ. В сфере подготовки к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, такие лекции
разрабОт&ны неЩиСтатоЧн©. ПрейнуществОм данной лекционной формы является возможность индивидуального изучения будущим специалистом темы с выбором темпа и траектории изучения материала. Отрицательным моментом, на наш взгляд, является отсутствие живого непосредственного общения с преподавателем. Он может быть компенсирован с помощью общения через электронную почту, когда будущий специалист может задать вопрос и получает ответ на него.
Новой организационной формой, с увеличением объема самостоятельной работы, необходимостью организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателя в работе с будущими специалистами, являются проведение заочных («off-line» и «on-line» консультаций посредством электронной почты. Данная организационная форма совместной работы пользуется большой популярностью в вузах, в том числе, при подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Комплекс организационно-педагогических мероприятий, проводимых в системе профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает целенаправленную подготовку специалистов для оказания адресной, индивидуально-ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Многоуровневый подход к подготовке специалистов (бакалавриат, специалитет, магистратура), возможность повышения квалификации и участия в проектной деятельности на разных ступенях формирования и развития специалиста, обеспечивают непрерывность образования и поступательный, постоянно развивающийся процесс профессионального роста.
Таким образом, своевременное внедрение в практическую деятельность научных достижений является одним из решающих факторов подготовки квалифицированного специалиста. Научные работы по инклюзивному образованию уверенно доказывают необходимость включения отдельных категорий детей в инклюзивные образовательные учреждения. Изменения, происходящие в современной образовательной системе, предполагают не только существенное перестроение подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и подготовку специалистов «учительских» специальностей к работе в инклюзивной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностики и формирование. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 200 с.
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 2002. 192 с.
3. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. №1. С. 34-41.
4. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
5. Рэвонников В.И. Контроль ^качества Обучейи'я' призйтйгацйи: ктайпётёЙностныиЭДодхЪдГМ.':' Университетская |кйгига;
ИрОгос, 2009. 272 с.
6. Кожекина Т.В. Инклюзивное образование. М.: УЦ «Перспектива», 2013. 220 с.
7. Лебедева О. Ю. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе туристского вуза: дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2008. 237 с.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 512 с.
9. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2008. 640с.
10. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. М.: ФИРО, 2010. [Электронный ресурс] URL: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/mo/20111123094149.pdf (дата обращения: 8.01.2015).
11. Тарлавский В.И. Региональная система образования: профориентационные возможности // Перспективы науки и образования. 2014. №1. С. 102-106.
12. Шутенко А.И. Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки! и образования. 2013. № 6. С.141-144.
REFERENCES
I. Bezdukhov V.P., Zhirnova T.V. Nravstvenno-tsennostnaia sfera soznaniia studenta: diagnostiki i formirovani [Moral and value sphere of consciousness of the student: diagnosis and formation]. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut Publ., 2008. 200p.
Voronov V.V. Pedagogika shkoly v dvukh slovakh [Pedagogy of the school in a nutshell]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2002. 192 p.
Groznaia N.S. Inclusive education abroad. From Dream to Reality. Sindrom Dauna XXI vek - Down syndrome XXI Century, 2011, no.1, pp. 34-41(in Russian).
Egorova T.V. Sotsialnaia integratsiia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami [Social integration of children with disabilities]. Balashov, Nikolaev Publ., 2002. 80 p.
Zvonnikov V.I. Kontrol' kachestva obucheniia pri attestatsii: kompetentnostnyi podkhod [Quality control training for certification: competence approach]. Moscow, Logos Publ., 2009. 272 p.
6. Kozhekina T.V. Inkliuzivnoe obrazovanie [Inclusive Education]. Moscow, Perspektiva Publ., 2013. 220 p.
7. Lebedeva O. Iu. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie prepodavatelia i studentov v uchebnom protsesse turistskogo vuza. Doct., Diss. [Pedagogical interaction of the teacher and students in the educational process of tourist high school]. Moscow, 2008. 237 p. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii / Pod. red. S.A. Smirnov [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technology / Ed. by S.A. Smirnov]. Moscow, Akademia Publ., 2003. 512 p.
9. Pidkasistyi P.I. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2008. 640 p.
10. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossiiskogo professionalnogo obrazovaniia (Dictionary of Modern Russian professional education) Available at: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/mo/20111123094149.pdf (accessed 8 January 2011).
II. Tarlavskii V.I. Regional education system: career guidance opportunities. Perspektivy Nauki i Obrazovanija - Perspectives of Science and Education, 2014, no.1, pp. 102-106 (in Russian).
12. Shutenko A.I. Factors of social adaptation of children with disabilities. Perspektivy Nauki i Obrazovanija- Perspectives of Science and Education, 2013, no. 6, pp.141-144.
Информация об авторе
Тимохина Татьяна Васильевна
(Россия, Орёл) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Орловский государственный университет Е- mail: [email protected]
Information about the author
Timokhina Tat'iana Vasil'evna
(Russia, Orel) Associate Professor, Ph.D in Pedagogy, Assistant Professor of General Pedagogy Orel State University E-mail: [email protected]