Научная статья на тему 'Элементы системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в современной России'

Элементы системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / TRAINING / SPECIALIST / CHILDREN WITH DISABILITIES / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Т. В.

Система подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья основывается на диагностике, создании индивидуальных программ и их профессиональной технологичной реализации. Развитие системы профессиональной подготовки в России имеет давние традиции. Многоуровневый подход предполагает использование новых организационных форм в подготовке специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимохина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF THE SYSTEM OF THE VOCATIONAL TRAINING OF A SPECIALIST WORKING WITH DISABLED CHILDREN IN MODERN RUSSIA

The system of the vocational training of a specialist working with disabled children is based on the diagnosis, the creation of individual programs and their professional technological implementation. The development of vocational training in Russia has a long tradition. The multi-scale approach presupposes the usage of new organizational forms in the sphere of the professional training of specialists.

Текст научной работы на тему «Элементы системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в современной России»

УДК 378.14 Т.В. ТИМОХИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 378.14 T.V. TIMOKHINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of genera! pedagogy, Orel State University E-mail: [email protected]

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ELEMENTS OF THE SYSTEM OF THE VOCATIONAL TRAINING OF A SPECIALIST WORKING WITH DISABLED

CHILDREN IN MODERN RUSSIA

Система подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья основывается на диагностике, создании индивидуальных программ и их профессиональной технологичной реализации. Развитие системы профессиональной подготовки в России имеет давние традиции. Многоуровневый подход предполагает использование новых организационных форм в подготовке специалистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалист, дети с ограниченными возможностями здоровья, Российская Федерация.

The system of the vocational training of a specialist working with disabled children is based on the diagnosis, the creation of individual programs and their professional technological implementation. The development of vocational training in Russia has a long tradition. The multi-scale approach presupposes the usage of new organizational forms in the sphere of the professional training of specialists.

Keywords: training, specialist, children with disabilities, the Russian Federation.

Проблема профессионально-направленной подготовки в вузе с развитием компетентностного подхода приобретает особое значение в настоящее время. Развитие системы профессиональной подготовки в России имеет давние традиции, а с развитием социокультурной, экономической и политической сфер, сменой образовательной парадигмы активно разрабатывается в различных направлениях образовательной сферы.

Основной формой получения специальности в системе профессиональной подготовки Российской Федерации является обучение в вузе. Основной задачей высших учебных заведений - подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. Все стороны учебного процесса, в том числе и подготовка к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, оказывают целенаправленное влияние на обучение и воспитание студента.

Система подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации обеспечивается законодательно следующими законами: Государственным образовательным стандартом, Конвенцией о правах ребенка, рядом законов Российской Федерации «Об образовании», рядом региональных законов. Анализируя законодательную базу, следует отметить, что современное законодательство Российской Федерации подходит к обучению и воспитанию детей с ограниченными воз-

можностями с личностных и гуманных позиций, предоставляя каждому ребенку возможность самореализации.

В настоящее время в российской системе непрерывного образования сформировалась довольно разветвленная сеть, включающая довузовское (дошкольное, школьное, среднее специальное), вузовское и послевузовское образование.

Система профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на начальном, среднем и высшем уровнях. Начальное профессиональное образование основывается на среднем (полном) общем образовании. Среднее профессиональное образование готовит специалистов по работе с детьми среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Высшее профессиональное образование осуществляет подготовку или переподготовку специалистов на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Высшее образование можно получить в учреждениях высшего профессионального образования - университетах, академиях, институтах на уровне бакалавриата или магистратуры. Система высших учебных заведений России реализует образовательные программы следующих уровней: незаконченное высшее (два года обучения); бакалавриат (не менее четырех лет обучения); подготовка специалистов (не менее пяти лет обучения); магистратура (не менее шести лет обучения).

© Т. В. Тимохина © T.V. Timokhina

В настоящее время действует ускоренная система получения высшего профессионального образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. В системе профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья существует возможность получения послевузовского образования с целью повышения уровня образования, научной или педагогической квалификации. Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют возможность повысить уровень образования в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, ординатуре при учреждениях высшего профессионального образования или других научных учреждениях.

Система профессиональной подготовки представляет собой совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов образовательных программ, сети образовательных учреждений и органов управления образованием [4, с. 466].

Т.И. Шамова, рассматривая образование в России как систему, отмечает наличие реально функционирующей системы государственных и общественных учреждений, «... обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека». В данной системе Шамова отмечает взаимосвязь всех компонентов по «вертикали» и «горизонтали», выделяя ведущим подходом к развитию системы образования ее преобразование как целостной непрерывной системы. [6, с. 8].

В.В. Воронов выделяет в любой педагогической системе шесть взаимосвязанных элементов: учащиеся, цели воспитания и обучения, содержание воспитания и обучения, педагогические процессы, средства обучения, организационные формы педагогической работы [2, с. 11].

Взяв за основу данную систему, расширив ее и применив к профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно составить следующую логическую последовательность:

1. образовательные стандарты;

2. уровни квалификаций;

3. будущие специалисты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

4. образовательные цели;

5. содержание образования (образовательные компетенции), позволяющие получить системные знания, умения, навыки и необходимые специалисту по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья личностные качества;

6. педагогические процессы как специально организованное взаимодействие преподавателей и студентов с целью передачи освоения социального опыта, необходимого для работы с детьми с отклонениями в развитии;

7. средства обучения, используемые для эффективного получения и усвоения знаний и опыта для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

8. организационные формы педагогической рабо-

ты, использующиеся в подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время подготовка специалистов различных направлений для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что существует ряд педагогических, гуманитарных и социальных специальностей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках активно развивающегося в настоящее время в России инклюзивного направления образования. 032100 «Физическая культура» - бакалавр и магистр физической культуры; 032101 «Физическая культура и спорт» - специалист по физической культуре и спорту; 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» - специалист по спортивно-оздоровительному туризму; 050101 «Химия» - учитель химии; 050102 «Биология» - учитель биологии; 050301 «Русский язык и литература» - учитель русского языка и литературы; 050401 «История» - учитель истории, а также ряд других «учительских» специальностей. Студенты данных специальностей - будущие специалисты - в рамках существующего государственного стандарта не получают или получают недостаточное количество теоретических и практических знаний и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности в инклюзивной сфере.

Подготовка специалистов в рамках дисциплинарных циклов осуществляется при изучении следующих курсов: «Педагогика и психология развития детей», «Педагогическая психология», «Психология детей с проблемами в развитии», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогический практикум», «Технология работы с детьми с отклонениями в развитии», «Педагогическая психокоррекция», «Психолого-педагогические аспекты школьной неуспеваемости и системы их устранения» и др.

Национально-региональный компонент программы подготовки специалиста перечисленных специальностей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной Государственным образовательным стандартом.

Система подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья основывается на фундаментальном основании диагностики, создании индивидуальных программ и их профессиональной реализации с помощью различных технологий. Теоретические знания и умения оттачиваются и приобретают актуализацию на ознакомительной, педагогической и других видах практик, где будущие специалисты получают возможность работать с детьми с ограниченными возможностями. Это инклюзивные группы дошкольных и школьных учреждений, учреждений дополнительного образования. Базой практик являются различные реабилитационные центры, центры психосоциального сопровождения, медицинские учреждения, коррекционные образовательные учреждения.

В вузах разрабатывается комплекс организационно-

педагогических мероприятий, проводимых в системе профессионального образования по подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данные мероприятия включают подготовку специалистов разных направлений для оказания помощи детям, обеспечение непрерывности профессионального роста специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации и профессиональной переподготовке.

Содержание образования, отраженное в образовательных компетенциях, позволяет получить системные знания, умения, навыки и необходимые специалисту личностные качества. Однако, для осуществления эффективной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на всех направлениях требуется существенная доработка образовательных программ.

Важным аспектом в системе профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются педагогические процессы, координирующие взаимодействие преподавателей и студентов.

Взаимодействие между преподавателем и студентом осуществляется на лекционных, семинарских, практических занятиях, во время самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, на практике, зачетах и экзаменах. Гармоничное общение: «Преподаватель - студент» положительно влияет на формирование системы ценностей и личности будущего специалиста.

О.Ю. Лебедева, рассматривая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов, отмечает, что «... процесс взаимодействия преподавателя и студентов протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса» [3, с. 120].

В подготовке студентов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья преподаватель является не только субъектом различных воздействий, направленных на студентов. Для эффективной подготовки специалистов данного направления преподаватель должен очень хорошо знать практическую сторону рассматриваемых вопросов и постоянно осуществлять обратную связь со студентами и собственную рефлексию. Подготовить хорошего специалиста в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно, используя диалогический тип общения, его доверительность; внутренние мотивы, познавательные интересы студента; его стремление к индивидуальности.

Современность диктует новые требования к современному специалисту, обладающему высокими показателями социальной активности, мобильностью, особыми личностными качествами, проявляющимисявра-боте с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Е.А. Алдошина, анализируя личные качества для осуществления эффективной профессиональной дея-

тельности, отмечает, что: «Практика профессиональной деятельности выпускников аграрных вузов требует решения задачи формирования специалистов нового типа, обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Это происходит в условиях становления нового типа общественных отношений. Данные отношения требуют наличия социально активной личности. В настоящее время в обществе значительно повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию»[1, с. 344].

К системе профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья относятся средства обучения, используемые для эффективного получения и усвоения знаний и опыта.

По определению П.И. Пидкасистого, средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения либо в какой-нибудь другой функции [5,с. 261].

Классифицируются данные объекты по различным основаниям:

• по их составу и свойствам,

• по субъекту деятельности,

• по влиянию (на качество знаний, развитие различных способностей или эффективность в учебном процессе).

По составу и свойствам различают материальные и идеальные средства обучения. К материальным средствам подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно отнести:

• учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, отражающие специальные знания в данной сфере (по педагогике, психологии, анатомии и физиологии, гигиене, правовому обеспечению и т.п.);

• наглядные средства (пособия, таблицы, модели, макеты);

• учебно-технические средства, в том числе компьютерное обеспечение;

• учебно-лабораторное оборудование, демонстрирующее способы и приемы специальной работы с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (сурдологическое и логопедическое оборудование, протезирующие приспособления и т.п.).

• оборудование учебных кабинетов, других помещений, задействованных в учебном процессе, расписание занятий и другие материально-технические условия обучения.

К идеальным средствам подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья относятся полученные ранее, так называемые базовые знания и умения, используемые преподавателями для формирования системы специальных знаний, умений и навыков.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга в формировании компетентного специалиста в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

По субъекту деятельности целесообразно выделить средства учения (со стороны обучающегося) и средства научения или преподавания (со стороны преподавателя). Средства учения активно используют будущие специалисты для освоения нового и дополнительного материала, самообразования. Средства научения используются преподавателями для более эффективного представления материала.

Характеризуя организационные формы педагогической работы, использующиеся в подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе, следует выделить лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, консультации, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы.

В настоящее время целесообразно использовать новые организационные формы в подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, это видеолекции - когда лекция преподавателя записывается и методом нелинейного монтажа дополняется приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. В качестве приложений могут использоваться видеозаписи с примерами поведения детей, приемами работы с ними различных специалистов, информация об учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья и передовом педагогическом опыте и т.п. Достоинством данной лекционной формы является возможность ее использования в период отсутствия преподавателя, его удаленности, повторного просмотра материала будущими специалистами в свободное время. В последние годы часто используются мультимедийные лекции с использованием интерактивных компьютерных обучающих программ. В сфере подготовки к работе с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья, такие лекции разработаны недостаточно. Преимуществом данной лекционной формы является возможность индивидуального изучения будущим специалистом темы с выбором темпа и траектории изучения материала. Отрицательным моментом, на наш взгляд, является отсутствие живого непосредственного общения с преподавателем.

Новой организационной формой, с увеличением объема самостоятельной работы, необходимостью организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателя в работе с будущими специалистами, является проведение заочных («off-line» и «on-line») консультаций посредством электронной почты. Данная организационная форма совместной работы пользуется большой популярностью в вузах, в том числе при подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Многоуровневый подход к подготовке специалистов (бакалавриат, специалитет, магистратура) дает возможность повышения квалификации и участия в проектной деятельности на разных ступенях формирования и развития специалиста, обеспечивают непрерывность образования и поступательный, постоянно развивающийся процесс профессионального роста.

Своевременное внедрение в практическую деятельность научных достижений является одним из решающих факторов подготовки квалифицированного специалиста. Современные научные работы по инклюзивному образованию уверенно доказывают необходимость включения отдельных категорий детей в инклюзивные образовательные учреждения.

Таким образом, изменения, происходящие в современной образовательной системе, предполагают не только существенное перестроение подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и подготовку специалистов непрофильных, «учительских» специальностей к работе в инклюзивной сфере.

Библиографический список

1. Алдошина Е.А. Анализ личностных качеств, необходимых выпускникам аграрных вузов для осуществления эффективной профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». №1 (57). 2014г. С. 340-346.

2. ВороновВ.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России. 2002. 192 с.

3. Лебедева О.Ю. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе туристического вуза. Дис... канд. пед. наук. Москва, 2008. 243 с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова М.: Издательский центр «Академия». 2003. 512 с.

5. Пидкасистый П.И. Управление образовательными системами. М.: Издательский центр «Владос». 2003. 412 с.

6. Управление образовательными системами. Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Издательский центр «Владос». 2001. 320 с.

References

1. Aldoshina E.A. Analysis of the personal qualities necessary to graduates of agricultural universities for effective professional activity // Scientific notes of Orel State University. Series: "Humanities and social sciences." №1 (57). 2014. Pp. 340-346.

2. Voronov V.V. The outline of the school pedagogy. M.: Pedagogical Society of Russia. 2002. 192 p.

3. Lebedev O. Pedagogical interaction of a teacher and students in the educational process of the tourist higher education institution. Dis ... Cand. ped. sciences. Moscow, 2008. 243 p.

4. Pedagogy: pedagogical theories, systems, technology. Ed. SA Smirnov M.: Publishing Center "Academy". 2003. 512 p.

5. Pidkasistyi P.I. Management of educational systems. M.: Publishing Center "Vlados". 2003. 412 p.

6. Management of educational systems./ Ed. T.I. Shamova. M.: Publishing Center "Vlados". 2001. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.