Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/50PVN415.pdf DOI: 10.15862/50PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/50PVN415)
УДК 37.013.46
Тимохина Татьяна Васильевна
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Россия, г. Орел1 Доцент кафедры «Общей педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Критерии и показатели оценки готовности специалистов к работе в среде инклюзивного образования
1 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95, каб. 320
Аннотация. В статье рассматривается проблема критериальной оценки подготовленности будущих специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде. Актуальность решения задачи определения критериев и показателей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлена новыми для российской образовательной системы программами подготовки педагогов в рамках Болонского процесса и механизмами международной аттестации и аккредитации. Проанализированные материалы о подготовке специалистов инклюзивной образовательной сферы позволили сделать вывод о недостаточной разработке критериев и показателей оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен проект комплексной системы критериев оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе высшего образования и с учетом разных уровней образовательных учреждений. Выявлены факторы, компоненты и показатели оценки готовности специалистов к работе в среде инклюзивного образования. Раскрыты механизмы подготовки специалистов педагогических профессий для работы в инклюзивных образовательных учреждениях разного профиля. Сделан общий вывод о возможности классификации критериев на: социально-направленные, профессионально-направленные, личностно-качественные и морально-направленные критерии. Представлены комплексные показатели оценки по каждому из критериев.
Ключевые слова: педагог; специалист; педагогический университет; проблемы профессионального образования; критерии оценки; показатели оценки; подготовленность; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Тимохина Т.В. Критерии и показатели оценки готовности специалистов к работе в среде инклюзивного образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/50PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862^^415
Одним из наиболее сложных в вопросах профессиональной подготовки специалистов является критериальная оценка их подготовленности к дальнейшей работе. Актуальность решения задачи определения критериев и показателей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья осложняется вопросами сопоставимости и взаимного признания степеней и квалификаций, новыми для России механизмами международной аккредитации программ подготовки научных кадров в рамках Болонского процесса.
М.В. Богуславский, Е.В. Неборский, говоря о неэффективности работы системы Высшего образования, определяют в качестве недостатков малую вовлеченность профессорско-преподавательского состава, недостаточную вовлеченность студентов в процесс конструирования образовательной среды, слабую интегрированность образовательных программ, с потребностями работодателей; отсутствие четких критериев оценки качества и др. [1]. Все эти факторы влекут за собой отсутствие должной подготовленности специалистов.
Одной из проблем современного образования стало отсутствие готовности педагогов образовательных учреждений различных профилей к работе в сфере инклюзивного образования, которое активно реализуется в настоящее время как в крупных городах, так и регионах [4, ,5, 7, 8, 9, 10].
Инклюзия в настоящее время, выходя за рамки образовательных технологий, становится социальной концепцией и парадигмой развития современного общества. Инклюзивное образование все настойчивее требует не только развития и модернизации образовательной системы, но и переориентации общества на гуманистические ценности и постулаты. Гуманистическая направленность ориентирует будущих специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на человеколюбие, признание уникальности каждого ребенка. Применение гуманистического подхода в образовании усиливает тенденции будущего специалиста к самореализации, способствует удовлетворению потребности в самоутверждении, развитию рефлексии, формированию основ профессиональной компетентности.
Среда инклюзивного образования - понимается в данном исследовании как адаптивная, дающая возможности каждому человеку, независимо от пола, возраста, национальной и конфессиальной принадлежности, наличия и степени заболевания, удовлетворить свои образовательные потребности. Инклюзивное образовательное учреждение вправе выбирать сам человек, имеющий особые адаптивные потребности. Чаще всего, это учреждение, которое находится в шаговой доступности. Таким образом, любое образовательное учреждение должно быть готово к приходу ребенка с особыми образовательными потребностями, и в плане формирования инклюзивной образовательной среды, и в плане готовности специалистов к работе в данной среде.
Целью нашего исследования явилось изучение критериев и показателей оценки готовности специалистов к работе в среде инклюзивного образования.
Оценка подготовленности специалистов в области педагогики оценивается с помощью специально разрабатываемых критериев. Т.Ф. Орехова, Н.Ф. Ганцен в своем учебном пособии трактуют педагогические критерии как «параметры оценки результата, который выражается в показателях, раскрывающих содержание этих параметров и проявляется вовне признаками, представляющими собой приметы, знаки, посредством которых обнаруживаются уровни оцениваемого явления» [6, с. 64].
В настоящее время критерии и показатели оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья разработаны недостаточно. И.В. Князева, раскрывая проблемы профессионального образования в связи с
конкурентоспособностью специалистов, отмечает: «Формирование портрета специалиста, требования к набору компетенций, структуризация умений, знаний и навыков, перечень дисциплин и их содержание, соответствующие интересам рынка, стали предметом серьезного обсуждения в последние два года. Соответственно, оказались более четко сформулированными требования работодателей при описании портрета специалиста. Разработаны государственные образовательные стандарты третьего поколения, ориентированные на компетентностный подход в образовании, изменился подход к процедурам лицензирования и аккредитации вузов» [4, с. 74-75].
В. Петров, В. Столбов, М. Гитман, рассматривая критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации, предлагают проводить независимую оценку эффективности и качества функционирования системы подготовки научных кадров, которое должно вестись в соответствии со следующими основными принципами: сравнимость объектов исследования, многокомпонентность анализа, сбалансированность анализа, достоверность данных, интегральный подход, аддитивность, управление качеством системы по отклонению от программной траектории. [3, с. 14].
В данном исследовании представляем проект комплексной системы критериев оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе высшего образования и с учетом разных уровней образовательных учреждений. Проектируя комплексную систему критериев оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нужно учитывать то, что сравнению подвергаются различные системы подготовки. Подготовка специалистов осуществляется на разных уровнях образовательных учреждений, различных факультетах и кафедрах с неоднородным профессорско-преподавательским составом, в условиях различных регионов. В разработке критериев для определения профессиональной готовности специалиста к работе инклюзивной в образовательной сфере, мы формулировали ключевые качества в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Система критериев должна учитывать как количественные, так и качественные показатели готовности специалиста к работе и строиться на основе иерархического структурирования. Используя в работе базовую информацию о потенциале, активности и результативности деятельности будущего специалиста, следует учитывать достоверность используемых данных. Итоговые критериальные показатели подготовки специалиста к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны формироваться как взвешенная интегральная оценка по разнообразным источникам объективной и субъективной информации.
Разрабатывая критерии и показатели, мы рассматривали их формулировку и структурирование как сложный многокомпонентный и многоуровневый процесс, отражающий многие факторы формирования будущего специалиста:
• роль профессорско-преподавательского состава в формировании готовности к будущей деятельности;
• состояние научно-исследовательской работы в вузе и на факультетах;
• наличие или отсутствие научных школ по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья;
• качество образовательных технологий;
• проведение олимпиад, подготовку проектов по проблемам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• качество довузовской подготовки.
Критерии и показатели оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в представленном исследовании опираются на совокупность следующих взаимосвязанных компонентов профессиональной подготовки: целеполагающий, основополагающий, содержательный, организационный, аналитический, результативный компонент. Данные компоненты позволяют оценить эффективность системы подготовки будущих специалистов и их общую готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с помощью разработанных критериев и показателей.
Исходя из современных требований ФГОС ВПО, где требования заданы не к содержательному минимуму образования, а к результатам освоения образовательной программы, изложенным в качестве компетенций, определяются знаниевые, технологические, методические (знать, уметь, владеть) критерии.
Переходя к показателям оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде, целесообразно разграничить их по многокомпонентной критериальной структуре. В данном исследовании была выбрана классификация критериев по направлению образовательной деятельности: социально-направленные, профессионально-направленные, личностно-направленные и морально-направленные критерии.
Социально-направленные критерии, необходимые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включают:
• осознание своего социального значения по реализации связи ребенка с ограниченными возможностями с детским коллективом, преподавательским сообществом, социальным окружением в целом;
• знание законодательных и нормативно-правовых актов, имеющих отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, приоритетных направлений развития образовательной системы;
• умение в своей повседневной деятельности, формировании и развитии отношений, способствовать социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• умение организовать взаимодействие на уровне «учитель - ученик» с педагогическими работниками инклюзивного образовательного учреждения;
• умение организовать эффективное взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, членами семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Показателями профессионально-направленных критериев подготовленности являются следующие:
• осознание общей профессиональной направленности, места в общественно-трудовой деятельности коллектива и принадлежности к кругу профессий, влияющих на становление и развитие личности ребенка;
• наличие совокупности привычек, необходимых для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды;
• знание должностных и функциональных обязанностей;
• знание и активное применение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной среды основных и новых эффективных методов и приемов;
• знание программно-методической литературы по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения наук; реализации компетентностного подхода;
• умение профессионально применить методы убеждения, аргументации своей позиции;
• умение применить навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п. ;
• умение организовать персональное (тьюторское) сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве;
• владение навыками использования интернет-технологий с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья, их семьями, социумом.
Личностно-направленные критерии включают следующие показатели, необходимые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды:
• наличие необходимых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья специализированных личностных качеств, положительных личностных установок, гуманных целей и мотивов;
• умение осуществлять мониторинг динамики и рефлексии своей деятельности.
Морально-направленная составляющая включает следующие показатели:
• знание этических норм и правил профессионального поведения;
• умение соблюдать профессиональную медицинскую тайну в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды и общении с членами социума.
Таким образом, проект комплексной системы критериев оценки подготовленности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе высшего образования с учетом разных уровней образовательных учреждений включает факторы, компоненты и показатели оценки готовности специалистов к работе в среде инклюзивного образования. Показатели подготовленности можно классифицировать с помощью разработанной системы критериев в многокомпонентной и многоуровневой структуре, подразделяющейся на социально-направленные, профессионально-направленные, личностно-направленные и морально-направленные критерии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Перспективы развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
2. Князева И.В. Конкуренция на рынке высшего профессионального образования: проблемы и перспективы // Философия образования. 2011. №6(39). 73-78. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ciu.nstu.ru/kaf/persons/1315/nauchnaya_deyatelnost/ppubl, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
3. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации / В. Петров, В. Столбов, М. Гитман // Высшее образование в России. 2008. №8. С. 13-19. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1301722, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
4. Нагаева И.А. Специфика реализации инклюзивного образования в России // Право и образование. 2014. №2. С. 11-14. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/article2301635.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б.П. Пузанова. М.: ВЛАДОС, 2011. 439 с.
6. Орехова Т.Ф., Ганцен Н.Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам. М.: Флинта, 2011. 139 с.
7. Основные тенденции развития высшего образования. Глобальные и Болонские измерения./ Под ред. В.И. Байденко М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
8. Тимохина, Т.В. Инклюзивно ориентированное образование // Интернет -журнал Науковедение.- 2014. - №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
9. Тимохина, Т.В. Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе: монография. Орел: ООО «Модуль-К», 2015. 226 с.
10. Черкасова, Т.А. Система подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования // Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/44250/Inclusive_edu_Cherkasova.pdf свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Рецензент: Уман Аркадий Ильич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общей педагогики» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Timokhina Tat'yana Vasil'evna
Federal state government - financed educational institution of higher professional education
«Orel State University» Russia, Orel E-mail: [email protected]
The Criteria and the Index of Estimation of Readiness of the Specialists to Work in Inclusive Education condition
Abstract. This report deals with the problem of the criterion score of the proficiency of the specialists to be to work in inclusive education condition. The urgency of solving the problem of determining the criteria and indicators of the work with the children with disabilities are explained through the new teacher training programs and mechanisms of international certification and accreditation for the Russian educational system that are stated according the Bologna process. Analyzed materials of the training programs for the teachers of inclusive education sector are arrived at the conclusion that there is insufficient development of criteria and indicators for evaluation of proficiency of specialists that work with children with disabilities. The project of the comprehensive system of the criteria for assessing the efficiency of the specialists that work with children with disabilities are formulated based on the higher education standards and taking into account different levels of educational institutions. The factors, components and indicators of the proficiency of the specialists to work in an environment of inclusive education are revealed. The training mechanisms for the specialists of pedagogical differentiation for the work in inclusive educational institutions of different profiles are explained. The general conclusion of the possibility to classify the criteria for: socio-directed, professional-directed, personal qualities and moral-guided criteria are arrived at. Comprehensive indexes of evaluation on each of the criteria are given.
Keywords: teacher; specialist; pedagogical university; problems of vocational education; criteria of evaluation; indexes of evaluation; proficiency; inclusive education; inclusive educational environment; children with disabilities.
REFERENCES
1. Boguslavskiy M.V., Neborskiy E.V. Perspektivy razvitiya sistemy Vysshego obrazovaniya v Rossii // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 7, №2 (2015). [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
2. Knyazeva I.V. Konkurentsiya na rynke vysshego professional'nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy // Filosofiya obrazovaniya. 2011. №6(39). 73-78. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://ciu.nstu.ru/kaf/persons/1315/nauchnaya_deyatelnost/ppubl, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
3. Kriterii otsenki kachestva podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii / V. Petrov, V. Stolbov, M. Gitman // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. №8. S. 13-19. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1301722, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.
4. Nagaeva I.A. Spetsifika realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii // Pravo i obrazovanie. 2014. №2. S. 11-14. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.lawlibrary.ru/article2301635.html, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
5. Obuchenie i vospitanie detey s intellektual'nymi narusheniyami / Pod red. B.P. Puzanova. M.: VLADOS, 2011. 439 s.
6. Orekhova T.F., Gantsen N.F. Podgotovka kursovykh i diplomnykh rabot po pedagogicheskim naukam. M.: Flinta, 2011. 139 s.
7. Osnovnye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya. Global'nye i Bolonskie izmereniya./ Pod red. V.I. Baydenko M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010. 352 s.
8. Timokhina, T.V. Inklyuzivno orientirovannoe obrazovanie // Internet - zhurnal Naukovedenie.- 2014. - №3. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
9. Timokhina, T.V. Teoreticheskie osnovy professional'noy podgotovki spetsialistov k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v vuze: monografiya. Orel: OOO «Modul'-K», 2015. 226 s.
10. Cherkasova, T.A. Sistema podgotovki budushchikh pedagogov-psikhologov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Moskovskiy gorodskoy psikhologo-pedagogicheskiy universitet, 2011. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/files/44250/Inclusive_edu_Cherkasova.pdf svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.