Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/80PVN515.pdf DOI: 10.15862/80PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/80PVN515)
УДК 378
Ваниева Виктория Юрьевна
ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Россия, г. Владикавказ1 Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Практико-ориентированный подход к подготовке студентов - будущих логопедов к профессиональной деятельности
1 362003, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. К. Маркса, д. 36
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию профессиональной подготовки будущих логопедов. Практико-ориентированный подход к формированию готовности к профессиональной деятельности выделен автором как один из приоритетных. Этот подход предполагает максимальное сближение учебной и профессиональной деятельности, что позволяет студентам в дальнейшем эффективно решать значимые профессиональные задачи.
Автором обоснована необходимость поиска новых эффективных образовательных форм и методов, обеспечивающих реализацию практико-ориентированного подхода. В качестве таковых автор предлагает следующие: внедрение активных и интерактивных методов обучения (лекция с запланированными ошибками, деловая игра, «Кейс-метод», метод «Пила», составление портфолио, метод проектов и др.) и реализацию инновационной образовательной модели - участие студентов в деятельности учебно-научной «Лаборатории инклюзивного образования», где под руководством преподавателей студенты осуществляли основные виды деятельности логопеда: диагностику отклонений в речевом развитии и развитии других психических функций, разработку и реализацию индивидуальной коррекционной программы, консультирование родителей.
Студенты, в подготовке которых применялись описанные выше методы, показали по сравнению с другими более высокий уровень сформированности готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход; профессиональная компетентность; профессиональная готовность будущих логопедов; активные методы обучения; интерактивные методы обучения; инновационная образовательная модель; «Лаборатория инклюзивного образования».
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ваниева В.Ю. Практико-ориентированный подход к подготовке студентов - будущих логопедов к профессиональной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/80PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862^^515
В условиях модернизации отечественного образования возникает необходимость поиска новых подходов к подготовке учителей-логопедов, готовых к педагогическому взаимодействию с диверсифицированным контингентом детей, к внедрению в образовательный процесс инновационных форм и методов обучения [11]. Одним из таких подходов является практико-ориентированный подход, способствующий сближению учебной и профессиональной деятельности, обеспечивающий активизацию мыслительной деятельности студентов, повышающий их мотивацию, обогащающий практический опыт студентов, что позволяет им решать профессионально значимые задачи в усложняющихся условиях.
Способствовать решению этих проблем может ряд условий:
• использование активных и интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих логопедов;
• привлечение студентов к деятельности в научно-практической «Лаборатории инклюзивного образования».
По сформировавшемуся в педагогике мнению, активные методы обучения - это такие методы, которые побуждают обучаемых к активной познавательной деятельности, преобразующуюся в практическую [7]. Однако многим авторам понятие «активный» показалось недостаточным [10], так как даже при использовании традиционных пассивных методов обучения мы предполагаем у студента наличие познавательной и иной активности. Исследователями вводится термин «интерактивный метод», причем одни используют их как синонимы, другие же подчеркивают существенное отличие интерактивных методов от активных: взаимодействие обучающихся не только с преподавателем на правах равных, но и между собой.
В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д. Гаджиева, Д.И. Кавтарадзе, М.В. Кларин, Т.А. Мясоед, Б.Ц. Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л.К. Гейхман, Л.В. Зарецкая, Д.А. Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л.Н. Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В. Коротаева, А.Ю. Прилепо, Н.Е. Щуркова и др.). К интерактивным методам некоторые относят только учебные игры [10], другие, кроме деловых и ролевых игр, причисляют интерактивным методам круглый стол, дискуссию, дебаты, мозговой штурм, кейс-методы, мастер - класс, творческие задания, работа в малых группах; интерактивная экскурсия и т.д. [9]. Третьи рассматривают этот термин в двух значениях: организованное взаимодействие непосредственно между студентами и преподавателем и технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера [4]. В настоящем исследовании мы придерживаемся того взгляда, что интерактивные методы являются особой разновидностью активных методов.
Рассмотрим некоторые активные и интерактивные методы, использованные нами в процессе подготовки будущих логопедов.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
При подготовке к лекции мы намеренно включали в её содержание определенное количество ошибок. Этот вид лекции проводился нами только после приобретения студентами опыта и знаний по определенной теме. О том, что в лекции будут допущены
ошибки, мы объявляли заранее. Основная трудность была в том, чтобы удерживать студентов от разбора ошибок по ходу изложения, а не в конце лекции. Вскоре мы пришли к компромиссу - исправлять ошибки по ходу лекции, а разбирать - после. Это было сделано еще и с той целью, что у тех студентов, которые не заметили ошибки, может произойти неправильное или искаженное понимание дальнейшего материала.
В дальнейшем мы практиковали лекции с ошибками без их анонсирования. Как правило, даже в этих случаях ошибки были найдены. Более того, студентами находились ошибки и в тех случаях, когда они были допущены невольно. Высокий уровень внимания и познавательной активности студентов поддерживался на протяжении долгого времени.
Этот вид работы, кроме контрольной и стимулирующей функции, выполняет еще одну, очень важную: оптимизирует взаимоотношения студентов и преподавателя. Как и проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками эффективна тогда, когда складывается атмосфера доверия и открытости между преподавателем и студентами, происходит личностное включение обеих сторон в процесс обучения.
С помощью системы ошибок можно было определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.
Лекции с запланированными ошибками обычно вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. студенты на практике использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу.
Деловая игра является одним из наиболее эффективных активных методов обучения. Деловые и ролевые игры являются прообразами реальных профессиональных ситуаций. Именно в таких играх решение заданных задач в специально созданных условиях способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков будущей реальной профессиональной деятельности.
Цель применения ролевых игр заключается в использовании ее направленности на развитие коммуникативных и рефлексивных умений, на формирование личностных профессионально значимых качеств будущих логопедов, формирования мотивации и интереса к выбранной профессии, актуализации творческого потенциала.
Педагогическая суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Деловые игры также направлены на имитацию педагогических ситуаций; каждый студент выбирает себе роль, в соответствии с которой выполняет действия, аналогичные реальной действительности.
Мы проводили следующие ролевые игры: «Обследование речевого развития дошкольника», «Гармонизация поведения у ребенка с СДВГ», «Беседа с родителями о необходимости взаимодействия с логопедом в коррекции речевых нарушений ребенка с ОНР». Причем мы моделировали наряду с обычными ситуациями еще и конфликтные, развивая навыки решения нестандартных педагогических задач.
Кейс-метод (case-study) или метод анализа конкретной ситуации - это
педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Значение применения этого метода в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов заключается в его сущности: коллективный анализ предложенной ситуации, поиск и выбор способа ее решения, защита публично представленного способа решения. Неоднозначность и разнообразие решений возникшей проблемы создают ситуации обсуждения, аргументации позиций и выбора оптимального пути решения проблемы.
Приведем примеры обсуждаемых ситуаций.
«К логопеду обратились родители ребенка 5 лет с жалобами на следующие особенности речевого развития ребенка: его речь малопонятна окружающим, отмечается носовой оттенок при произношении, допускает в речи аграмматизмы. Неусидчив, возбудим, не может сосредоточиться на задании, более чем 5 мин.
В семье используются русский и осетинский языки».
«Родители девочки 2,5 лет характеризуют ее речевое развитие так: «Все понимает, но не говорит». Общается преимущественно жестами, мимикой. Произносит несколько гласных и согласных звуков. Активный словарь состоит из нескольких слов: «дай, мама, баба». В первые месяцы жизни задерживалось психомоторное развитие, сидеть и ходить начала поздно. Трудно жевать твердую пищу, при глотании часто поперхивается».
При анализе подобных ситуаций студентам необходимо определить речевое нарушение, его структуру, патогенетические механизмы, наметить основные направления коррекционной работы, определить возможные вторичные нарушения, дать рекомендации родителям для создания определенной развивающей среды.
Применение данного метода способствует формированию профессионально значимых качеств личности у студентов, формированию у студентов активной жизненной позиции, обогащению знаний, умений, активизации познавательной деятельности, формированию мировоззрения и навыков решения профессиональных задач, что продуктивно сказывается на формировании их профессиональной готовности.
Метод «Пила» или «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning) Учащиеся организуются в группы по несколько человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки) [6].
Например, в теме «Характеристика неречевых процессов у детей с ОНР» можно выделить следующие блоки информации: особенности мышления, памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем студенты встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Полат Е.А. называет это «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Единственный путь освоить материал всех фрагментов — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Поэтому студенты кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
На заключительном этапе преподаватель может опросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Также показали высокую эффективность следующие методы: проектный, «Портфолио», дискуссии, «Круглого стола» и др.
Одним из факторов успешного формирования профессиональной готовности будущих логопедов к работе с детьми с ОВЗ мы считаем сближение учебной и профессиональной деятельности. Это происходит в условиях проведения деловых игр, обучения с помощью кейс-метода, в проектной деятельности. Но максимальное сближение происходит во время реализации педагогической практики и в процессе работы студентов в «Лаборатории инклюзивного образования», созданной на базе общеобразовательной школы №43 г. Владикавказа.
Возможности педагогической учебной лаборатории в процессе подготовки воспитателей для специального дошкольного образования были исследованы Мануйловой В.В., Течиевой В.З. [5, 8]. Однако, к сожалению, эта инновационная модель образовательной деятельности еще не получила широкого распространения в образовательной практике педагогических вузов, признания должной оценки их значимости, несмотря на очевидные ее преимущества.
Работа студентов-будущих логопедов в «Лаборатории инклюзивного образования» проходит в двух направлениях: учебно-практическое и учебно-исследовательское. Первое направление работы предполагает прием детей, имеющих отклонения в развитии, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, под руководством преподавателей кафедры дефектологического образования Северо-Осетинского государственного педагогического института. Студенты осуществляют следующие виды деятельности:
• диагностику отклонений в речевом развитии и развитии других психических функций,
• консультирование родителей по вопросам создания в семье благоприятной развивающей среды,
• разработку индивидуальной коррекционной программы для ребенка с ОВЗ и, если необходимо,
• реализацию разработанной индивидуальной коррекционной программы.
Второе направление предполагало развитие у студентов навыков исследовательской деятельности. Накопленный на базе «Лаборатории инклюзивного образования» научно-теоретический и практический материал был использован при написании докладов, сообщений, курсовых и выпускных квалификационных работ, были проведены экспериментальные исследования с последующей публикацией результатов.
Знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе изучения элективного курса «Практикум по логопедическому и коррекционно-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ» студенты реализовывали в процессе занятий в «Лаборатории инклюзивного образования».
По итогам работы студентов в «Лаборатории инклюзивного образования» мы пришли к выводу, что, кроме совершенствования профессиональных компетенций, эта деятельность способствовала формированию таких профессионально-значимых качеств, как эмпатия, альтруизм, доброжелательность, терпение, толерантность. Многие из студентов, участвовавших в работе «Лаборатории», впоследствии приняли активное участие в
волонтерском движении. К тому же, студенты «прочувствовали» социальную значимость своей профессии.
Кроме того, она оказала большое влияние на формирование такого важнейшего компонента профессиональной готовности, как мотивационный. Нужно отметить, что у одних студентов, по их словам, работа в «Лаборатории» повысила мотивацию к профессиональной деятельности. Во многом этому способствовала ситуация успеха, пережитая на лабораторных занятиях. «Я думала, что не справлюсь, а оказалось, что смогла...», «Я не думала, что это так интересно - работать с аутистами...», «Я хочу продолжить работать с детьми с ДЦП. Я уже «прочувствовала» их», - вот некоторые высказывания студентов.
У других произошла некоторая корректировка потребностно-мотивационной сферы, связанная, по нашему мнению, с уточнением представлений о содержании своей будущей профессиональной деятельности, и, следовательно, более осознанным отношением к профессии. «Сидя на лекции, я себе представляла все по-другому.», «Я бы не хотела работать с детьми с аутизмом».
Другой компонент, также формирующийся в процессе этой деятельности, -рефлексивный. После каждого «приема» ребенка студент заполнял карту «Самоанализа собственной деятельности», где подробно указывал свои педагогические находки и фиксировал промахи, анализировал достижения и субъективные трудности в реализации поставленных задач. Порой собственная оценка была намного жестче, чем комментарии сокурсников и преподавателя.
Таким образом, практико-ориентированный подход к подготовке специалистов формирует общепрофессиональные, профессиональные компетенции и развивает значимые качества личности будущего логопеда. Внедрение активных и интерактивных форм обучения и использование новой образовательной модели - учебной лаборатории - способствовало объективному повышению показателей успеваемости по основным предметам вариативной части содержания подготовки будущих логопедов, а также улучшению «субъективного» самоощущения себя как профессионала, повышению учебной, и, как следствие, профессиональной мотивации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агавелян P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. Наук. - Ереван, 1995. - 165 с.
2. Ваниева В.Ю. Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. №3 - С. 131-134.
3. Ваниева В.Ю. Профессиональная подготовка будущих дефектологов в республике Северная Осетия-Алания: проблемы и перспективы. Сибирский педагогический журнал, 2014, №1. - С. 138-142.
4. Лынская М.И., Пострыгайло Д.Ю., Юлдашев Ж.Б. «Возможности интерактивных и информационных технологий при подготовке кадров логопедического профиля» Логопедический портал «Логомаг» Режим доступа http://www.logomag.ru/blog/innov/390/.
5. Мануйлова В.В. Учебная лаборатория педагогического колледжа в системе подготовки воспитателей для специального дошкольного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2010.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
7. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
8. Течиева В.З. Студенческие коррекционно-развивающие лаборатории как форма практико-ориентированной подготовки будущих педагогов-дефектологов. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №3 (22) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
9. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методические разработки и практика проведения. 2-е изд. - М.: "Дашков и К": МАН ИПТ, 2005. - 360 с.
10. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук, 1999.
11. Хитрюк В.В. Готовность педагога к работе с «особым» ребенком: модель формирования ценностей инклюзивного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - №11. - С. 72-79.
Рецензент: Течиева Виктория Заурбековна, к.п.н., доцент кафедры «Общей и социальной педагогики» СОГПИ.
Vanieva Victoria Yurievna
North-Ossetian state pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz E-mail: [email protected]
A practice-oriented approach to training of students -future logopedists to professional activity
Abstract. Article is devoted to improvement of vocational training of future logopedists. Practice-focused approach to formation of readiness for professional activity is allocated by the author as one of the priority. This approach assumes the maximum rapprochement of educational and professional activity that allows students to solve significant professional problems effectively further.
The author substantiates the necessity of finding new effective educational forms and methods to ensure the implementation of practice- focused approach. As such, the author proposes the following: the implementation of active and interactive teaching methods (lecture with the planned mistakes, a business game, "Case Method", the method of "Jigsaw", drawing up a portfolio, project method, etc.) and realization of innovative educational model - participation of students in activity educational and scientific "Laboratory inclusive education", where under the guidance of lecturers, students carried a logopedist core activities: diagnosis of deviations in speech development and the development of other mental functions, development and implementation of individual correctional programs, counseling parents.
Keywords: practice-focused approach; professional competence; professional readiness of the future logopedists; active learning methods; interactive teaching methods; an innovative educational model; "Laboratory of inclusive education."
REFERENCES
1. Agavelyan P.O. Empatiya kak faktor psikhologicheskoy gotovnosti defektologa k professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. Nauk. - Erevan, 1995. -165 s.
2. Vanieva V.Yu. Lichnostnyy aspekt professional'noy gotovnosti defektologov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2014. №3 - S. 131-134.
3. Vanieva V.Yu. Professional'naya podgotovka budushchikh defektologov v respublike Severnaya Osetiya-Alaniya: problemy i perspektivy. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2014, №1. - S. 138-142.
4. Lynskaya M.I., Postrygaylo D.Yu., Yuldashev Zh.B. «Vozmozhnosti interaktivnykh i informatsionnykh tekhnologiy pri podgotovke kadrov logopedicheskogo profilya» Logopedicheskiy portal «Logomag» Rezhim dostupa http://www.logomag.ru/blog/innov/390/.
5. Manuylova V.V. Uchebnaya laboratoriya pedagogicheskogo kolledzha v sisteme podgotovki vospitateley dlya spetsial'nogo doshkol'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk. Moskva, 2010.
6. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Pod red. E.S. Polat. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2002. - 272 s.
7. Sovremennyy obrazovatel'nyy protsess: osnovnye ponyatiya i terminy. - M.: Kompaniya Sputnik+. M.Yu. Oleshkov, V.M. Uvarov. 2006.
8. Techieva V.Z. Studencheskie korrektsionno-razvivayushchie laboratorii kak forma praktiko-orientirovannoy podgotovki budushchikh pedagogov-defektologov. // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №3 (22) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
9. Traynev V.A. Delovye igry v uchebnom protsesse: Metodicheskie razrabotki i praktika provedeniya. 2-e izd. - M.: "Dashkov i K": MAN IPT, 2005. - 360 s.
10. Kharkhanova G.S. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya motivatsii konflikta u shkol'nikov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk, 1999.
11. Khitryuk V.V. Gotovnost' pedagoga k rabote s «osobym» rebenkom: model' formirovaniya tsennostey inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. - 2013. - №11. - S. 72-79.