Научная статья на тему 'Организационнотехнологическое и методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде'

Организационнотехнологическое и методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / SPECIALIST / VOCATIONAL TRAINING / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHER / CHILD WITH DISABILITIES / ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT / METHODOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS / EXPERIMENTAL WORK / HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Т. В.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по организационно-технологическому и методическому обеспечению профессиональной подготовки специалистов педагогических профессий к работе в инклюзивной образовательной среде. Проведенный нами анализ научных работ и собственное исследование вуза позволили выделить комплекс условий, необходимых в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе компетентностного подхода. Результаты исследования расширяют знания об организационно-технологическом и методическом обеспечении профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL TECHNOLOGICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE TRAINING FOR THE SPECIALISTS THAT WORK IN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This report deals with the results of the experimental work on organizational, technological and methodological support of the training for the specialists that work in inclusive educational environment. The analysis of the scientifi c works and our own research of the university allowed stating a set of conditions that are necessary in the professional training of the specialists that work with children with disabilities on the basis of competence approach. The results of the study extend the knowledge about organizational, technological and methodological support the training of the specialists that work in inclusive educational environment.

Текст научной работы на тему «Организационнотехнологическое и методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде»

УДК 378.14.015.62 Т.В. ТИМОХИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 378.14.015.62 T.V. TIMOKHINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Orel State University E - mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

THE ORGANIZATIONAL TECHNOLOGICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE TRAINING FOR THE SPECIALISTS THAT WORK IN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье представлены результаты экспериментальной работы по организационно-технологическому и методическому обеспечению профессиональной подготовки специалистов педагогических профессий к работе в инклюзивной образовательной среде. Проведенный нами анализ научных работ и собственное исследование вуза позволили выделить комплекс условий, необходимых в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе компетентностного подхода. Результаты исследования расширяют знания об организационно-технологическом и методическом обеспечении профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые слова: специалист; профессиональная подготовка; инклюзия; инклюзивная образовательная среда; педагог; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; организационно-технологическое обеспечение; методическое обеспечение; образовательный процесс; экспериментальная работа; высшее учебное заведение.

This report deals with the results of the experimental work on organizational, technological and methodological support of the training for the specialists that work in inclusive educational environment. The analysis of the scientific works and our own research of the university allowed stating a set of conditions that are necessary in the professional training of the specialists that work with children with disabilities on the basis of competence approach. The results of the study extend the knowledge about organizational, technological and methodological support the training of the specialists that work in inclusive educational environment.

Keywords: specialist, vocational training, inclusion, inclusive educational environment, teacher, child with disabilities, organizational and technological support, methodological support, the educational process; experimental work; higher education establishment.

Инновационные нововведения в отечественной системе высшего профессионального образования обусловлены рядом теоретических, практических, прикладных и социальных, диктуемых обществом, факторов. Организационно-технологическое и методическое обеспечение модели профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной системы вуза определяется новыми требованиями, продиктованными ФГОС нового поколения, предполагающими ком-петентностный подход к образовательному процессу.

Современная профессиональная деятельность специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отличается значительным расширением спектра специализаций, отражающих многообразие диагнозов и степень заболеваемости детей.

Организационно-технологическое и методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов российской системы образования, дидактические

условия его организации рассмотрены в работах О.А. Абдуллиной, Н.Ю. Андрусяк, И.С. Болотина, Е.В. Бондаревской, С.М. Вишняковой, М.Т. Громковой, Е.Е. Деева, С.М. Дудникова, Н. Д. Есевой, Г.Ф. Кумариной, О.А. Латухи, О.Ю. Лебедевой, Н.Н. Малофеева, Л.В. Мардахаева, Т.А. Михайловой, В.Г. Пищулина, Е.А. Пушкаревой и др.

Учреждениям высшего профессионального образования, готовящим кадры для работы с детьми, необходимы специалисты педагогического профиля, обладающие высокой профессиональной культурой и компетентностью для подготовки специалистов к работе с детьми в инклюзивной сфере. В настоящее время недостаточной является теоретико-методологическая и база исследования проблемы теоретико-педагогического обобщения получаемых результатов, оптимизации работы системы подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, управления данным направлением образовательной системы. Недостаточно рассмотрены вопросы регионализации инклюзивного образования.

© Т.В. Тимохина © T.V. Timokhina

В настоящее время в педагогической науке активно разрабатываются проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями современной науки и практики [1, 5].

Авторы, в зависимости от цели исследования, организовывали экспериментальное исследование по различным направлениям, включая в понятие «профессиональная подготовка специалистов инклюзивной образовательной среды» различные компоненты. В рамках данного исследования профессиональная подготовка специалистов для работы в инклюзивной образовательной среде представляется в контексте прикладного аспекта и в числе приоритетных рассматривает организационно-технологическое и методическое ее обеспечение.

Организационно-технологическое обеспечение вуза предполагает наличие структурированной организационной системы и наличие технических средств, готовых и успешно применяющихся в образовательном процессе. Под техническими средствами предполагаются те средства обучения, которые оптимизируют образовательный процесс, делая его более эффективным. Зачастую в вузе это экранно-звуковые носители и соответствующая им аппаратура. Важным вопросом является грамотное и правильное применение технологических средств на лекционных, семинарских и практических занятиях, в самостоятельной работе студентов, в целях сокращения временных рамок при усилении эффективности занятий.

Научно-методическое обеспечение С.М. Вишняковым определено как обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики [3].

Организационно-технологическое и методическое обеспечение в рамках образовательного процесса в вузе определяет его структуру и включает совокупность материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, методы и формы, характеристики профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Современная концепция образования в вузе включает модульное обучение, предполагая изложение организационно-технологического и методического обеспечения в модульном плане на основе компетентностного подхода.

Организационно-технологическое и методическое обеспечение модели профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде является важнейшим фактором подготовки грамотного специалиста в условиях вуза. Данное обеспечение в настоящее время рассматривается с позиций комплексного подхода. Развивающиеся информационные технологии вносят в комплекс организационно-технологического и методического обеспечения будущих специалистов такие новые формы обеспечения, как обучающие и контролирующие системы, информационные

базы данных различных дисциплин, моделирующие и тренажерные программы и др.

К компонентам модели профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде в организационно-технологическом и методическом обеспечении вуза на основе компетентностного подхода можно причислить: диагностико-проектировочный, организационно-методический, организационно-

управленческий, организационно-педагогический, научно-методический компоненты.

Проведенный нами анализ научных исследований и собственное исследование на основе работы с педагогами, работающими в инклюзивных группах детей, позволили выделить комплекс условий, необходимых в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе компетентностного подхода.

Организационно-технологическое и методическое обеспечение модели профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья получило экспериментальную проверку в 2010-2015 годах в Орловском государственном университете.

Проверка эффективности организационно-технологического и методического обеспечения модели профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе компетентностного подхода дала удовлетворительные результаты. Содержательный, методический и процессуальный блоки соответствовали модели обеспечения профессиональной подготовки специалистов на среднем уровне.

Образовательный потенциал на различных факультетах вуза, необходимый для организационно-технологического и методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды соответствовал норме. Совершенствование организационно-технологического и методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях подготовки педагогов-предметников Орловского государственного университета осуществлялось на должном уровне.

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе была определена кафедра, являющаяся субъектом организационно-технологического и методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной среды.

В качестве экспериментальной была определена кафедра общей педагогики Орловского государственного университета. Кафедра является межфакультетским (общеуниверситетским) подразделением. Её

преподаватели обеспечивают подготовку специалистов на факультетах, реализующих направления подготовки (специальности) укрупненной группы 050000 (44.03.00) согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию «Образование и педагогика». На кафедре по настоящее время работают два доктора педагогических наук, профессора; три кандидата педагогических наук, доцента; один старший преподаватель с большим стажем работы в вузе [2].

Круг научных интересов членов кафедры достаточно широк: теория и практика личностно развивающего образования, инклюзивного образования, учебной самостоятельной деятельности, подготовки воспитателей детских оздоровительных лагерей, формирования творческой деятельности обучающихся, теория современной дидактики. Кафедра осуществляет руководство педагогической практикой Орловского государственного университета. На кафедре общей педагогики успешно функционирует методический кабинет. Кафедра общей педагогики работает на различных факультетах университета: историческом факультете, социальном факультете, факультете документоведения и педагогического образования, факультете естественных наук, факультете иностранных языков, факультете педагогики и психологии, факультете технологии, предпринимательства и сервиса, факультете физической культуры и спорта, физико-математическом, филологическом, философском, художественно-графическом, юридическом факультете. Кафедра общей педагогики осуществляет подготовку будущих педагогов-учителей по различным направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специали-тета очной, заочной и очно-заочной форм обучения [2].

К компонентам модели профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организационно-технологическом и методическом обеспечении вуза на основе компетентностного подхода можно причислить: диагностико-проектировочный, организационно-

методический, организационно-управленческий,

организационно-педагогический, научно-методический компоненты (см. рисунок 1).

Рис. 1. Компоненты обеспечения модели профессиональной подготовки.

На начальном этапе была осуществлена оценка образовательного потенциала, необходимого для профессиональной подготовки специалистов, и внесены коррективы в основную рабочую программу по дисциплине: «Педагогика», доработаны и переработаны рабочие программы дисциплины по различным направлениям подготовки, учебно-методические комплексы,

программы производственных и летних педагогических практик.

На констатирующем этапе эксперимента определены контрольная и экспериментальная группы студентов.

Экспериментальная группа студентов состояла из будущих специалистов «учительских» специальностей, квалификации «бакалавр», получающих педагогическое образование на различных факультетах очной формы обучения по следующим направлениям подготовки, профилям и квалификации.

• Факультет иностранных языков. 44.03.05. Педагогическое образование. Иностранный язык (первый язык) и Иностранный язык (второй язык).

• Юридический факультет. 44.03.05. Педагогическое образование. Право и Экономика.

• Исторический факультет. 44.03.05. Педагогическое образование. История и обществознание.

• Факультет естественных наук. 44.03.05. Педагогическое образование. Биология и Химия; 44.03.05. Педагогическое образование. Биология и География.

• Физико-математический факультет. 44.03.05. Педагогическое образование. Математика и Физика; 44.03.01 Педагогическое образование. Информатика.

Контрольная группа студентов состояла из будущих специалистов педагогических специальностей, очной формы обучения по следующим направлениям подготовки, профилям и квалификации различных факультетов.

• Филологический факультет. 44.03.05. Педагогическое образование. Русский язык и литература.

• Факультет документоведения и педагогического образования. 44.03.05. (050100.62) Педагогическое образование. Начальное образование и Математика; 44.03.05. Педагогическое образование. Начальное образование и Русский язык. 44.03.05. Педагогическое образование. Начальное образование и Иностранный язык.

• Факультет технологии, предпринимательства и сервиса. 44.03.05. (050100.62) Педагогическое образование. Технология и экономика.

• Факультет физической культуры и спорта. 44.03.05. (050100.62) Педагогическое образование. Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности; 44.03.01. Педагогическое образование. Физическая культура.

Для реализации организационно-технологического и методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях подготовки педагогов Орловского государственного университета была проведена диагностика предрасположенности студентов к овладению основными компетенциями. Методическое обеспечение реализовывалось путем исследования, совершенствования и внедрения в образовательный процесс. Выявленные в ходе диагностических исследований материалы (методические документы, нормативные документы образовательной системы разных уровней, инструктивные распоряжения, нормы,

правила) были обобщены, систематизированы и стали основой для дальнейшей работы над формированием профессиональной готовности специалиста к работе в инклюзивной среде образовательного учреждения на основе компетентностного подхода. С учетом последовательного функционирования по разработанному плану с использованием различных видов документации были уточнены и корректированы учебно-методические комплексы по отдельным направлениям подготовки и факультетам, программы практик по факультетам, методические рекомендации по тьюторскому сопровождению студентов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализовывало сь организационно -технологиче ское обеспечение путем дополнительного оснащения оборудованием кафедры общей педагогики, факультетов вуза. Совершенствовались и структурировались инструктивные распоряжения и технология преподавания предметов, отражающих подготовку специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде.

Широта охвата разнообразных тем в экспериментальной группе определялась курсом «Педагогика» (профессиональная подготовка педагогов инклюзивного образования), встроенным в него циклом лекционных, семинарских и практических занятий по подготовке специалистов инклюзивной образовательной сферы.

Содержание тематического плана по курсу: «Педагогика» (профессиональная подготовка педагогов инклюзивного образования) практически не изменилось, но в ход большинства занятий были включены темы, знакомящие будущих специалистов с инклюзивным образованием, его теорией, историей, прикладными аспектами и пр. В модуль 5: «История педагогики и образования», была включена разработанная тема «Становление и развитие инклюзивного образования в России и за рубежом». В чтении других тем делался уклон на инклюзивное образование. В контрольной

группе занятия по дисциплине: «Педагогика» проходили по кафедральной программе без внедрения технологических новшеств. Профессорско-преподавательский состав кафедры общей педагогики проводила лекционные, семинарские и практические занятия, ориентируясь на модульное построение тем учебной дисциплины.

На контрольном этапе эксперимента была проведена оценка уровня овладения студентами теми основными компетенциями, с которыми работали на констатирующем этапе эксперимента. Экспериментальная группа показала более высокие результаты.

В ходе анализа полученных результатов экспериментальной работы нам удалось сделать следующие выводы.

1. Обогащение организационно-технологического и методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде способствует оптимизации занятий, повышению общей заинтересованности студентов, развитию института профессиональной подготовки.

2. Организационно-технологическое обеспечение факультетов и кафедр предполагает наличие структурированной организационной системы и наличие технических средств. Эффективное применение технических средств не предполагает их использование на каждом занятии.

3. Методическое обеспечение подготовки специалистов инклюзивной образовательной сферы должно включать учебно-методические комплексы по отдельным направлениям подготовки и факультетам, программы практик по факультетам, методические рекомендации по тьюторскому сопровождению студентов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Ориентирами для подготовки педагогов к работе в инклюзивной среде с учетом компетентностного подхода должно стать современное, на достаточном уровне, технологическое и методическое оснащение.

Библиографический список

1. КузьминаО.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. 183 с.

2. Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики [Сайт] Режим доступа: http://www.univ-orel.ru/ newversion/ogu (дата обращения: 12.07.2014)

3. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Под общ. ред. С.М. Вишняковой. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

4. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 12.07.2014)

5. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Дисс. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011. 175 с.

References

1. Kuzmina O.S. Training teachers to work in the conditions of inclusive education. Diss. ... Cand. ped. Sciences. Omsk, 2015. 183 p.

2. Orel State University. Department of General pedagogy [Website] Access: http://www.univ-orel.ru/newversion/ogu (the date of circulation: 07/12/2014)

3. Professional education. Dictionary. Key concepts, terminology, vocabulary // Under the current total. Ed. S.M. Vishnyakova. M .: NMC ACT, 1999. 538 p.

4. Timokhina T.V. Inclusive oriented education // Internet-journal Naukovedenie. 2014. № 3. [electronic resource] Access: http:// naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (date of treatment: 07/12/2014)

5. Shumilovskaja Y.V. Preparation of the future teacher to work with students in the conditions of inclusive education. Diss. ... Cand. ped. sciences. Shuya, 2011. 175 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.