Научная статья на тему 'Подготовка студентов к работе в инклюзивном образовательном пространстве'

Подготовка студентов к работе в инклюзивном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE / CHILDREN WHO HAVE SPECIAL EDUCATED NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Е. С.

Актуальность решения вопросов подготовки кадров в системе высшего профессионального образования для работы в инклюзивном образовательном пространстве, обусловлена недостаточным вниманием к данной проблеме в современной практике обучения. В статье, на основе анализа имеющихся исследований, выделены проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования в практику общеобразовательных учреждений. Особый акцент сделан на решение вопроса подготовки будущих специалистов к работе в инклюзивном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS FOR WORK IN INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE

The actuality of decisions the questions of the preparations of the staff in the system of higher professional education for the working in inclusive educational space, is caused by insufficient attention to this problem in modern teaching practice. In the article, on the basic analysis of existing studies there are some problems, which are connected with the introduction inclusive education in the practice educational institutions. The main accent is made on the decision of the question of preparation offuture specialists to the work of inclusive educational space.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к работе в инклюзивном образовательном пространстве»

УДК 378.14 КАЛИНИНА Е.С.

кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 378.14 KALININA E.C.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Orel State

University

E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ* TRAINING OF STUDENTS FOR WORK IN INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE

Актуальность решения вопросов подготовки кадров в системе высшего профессионального образования для работы в инклюзивном образовательном пространстве, обусловлена недостаточным вниманием к данной проблеме в современной практике обучения.

В статье, на основе анализа имеющихся исследований, выделены проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования в практику общеобразовательных учреждений. Особый акцент сделан на решение вопроса подготовки будущих специалистов к работе в инклюзивном образовательном пространстве.

Ключевые слова: инклюзивное образовательное пространство, дети с особыми образовательными потребностями.

The actuality of decisions the questions of the preparations of the staff in the system of higher professional education for the working in inclusive educational space, is caused by insufficient attention to this problem in modern teaching practice.

In the article, on the basic analysis of existing studies there are some problems, which are connected with the introduction inclusive education in the practice educational institutions. The main accent is made on the decision of the question of preparation offuture specialists to the work of inclusive educational space.

Keywords: inclusive educational space, children, who have special educated needs.

С 2016 года в нашей стране действует новый стандарт обучения для детей с особенностями развития, дающий возможность включения данной категории школьников «в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, предполагающий обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом особых образовательных потребностей». [3, с. 7]

Основополагающим для инклюзивного образования является перспектива получения образовательного и социального опыта ребенка с особенностями развития вместе со сверстниками. Основным показателем эффективности инклюзивного образования становится благополучность социализации, формирование и развитие социального опыта всех детей, включая школьников с особыми образовательными потребностями.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [4] дается следующее определение понятия «инклюзивное образование» - это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (Ст.2 п. 27). Закон подчеркивает необходимость оказания психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи, в содержание которых будут входить: психолого-педагогическое консультирование всех участников образовательного процесса, организация коррекционно-развивающих и компенсирующих и иных занятий с обучающимися, а также комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий и

др. (Ст. 42 п.2). Обращается внимание на значимость организации специальных условий «для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», которые предполагают «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников..., предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность ...» (Ст. 79 п.3). В статье 79 п.4 Федерального закона отмечены разные варианты организации образования школьников с особыми образовательными потребностями «как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Инклюзия может быть подлинной, предполагающей создание в образовательном учреждении наилучших условий для каждого ребенка с особенностями в развитии и формальной, в реальности нарушающей право детей на качественное образование.

Следует помнить, что инклюзивное образование предполагает наличие и социальной инклюзии, оба этих процесса взаимодополняют и зависят друг от друга. Для всех участников инклюзивного образовательного пространства должны быть созданы условия, позволяющие им полноценно участвовать в жизни коллектива образовательного

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Калинина Е.С. © Kalinina Е.С.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

учреждения, достигать высоких результатов, осознавать значимость совместного нахождения в коллективе. В большей степени социальная адаптация и реабилитация становится фундаментом системы психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Согласно позиции Л.С. Выготского, личность и среду следует воспринимать как единое целое, в этом случае социальная среда становится стержнем в развития «особенного» ребенка.

Для эффективной организации инклюзивного образовательного пространства необходимо соблюдать следующие условия: кадровое обеспечение, предполагающее подготовку специалистов различного профиля к работе с «особенными» детьми (социальных педагогов, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, тьюторов и др.); организация условий для нахождения ребенка с особенностями в развитии в образовательном учреждении; разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями; создание центров консультаций и поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.

Так же, подготовка инклюзивного образовательного пространства предполагает реализацию основных принципов:

- ценности каждого человека, независимо от его способностей и достижений;

- учета чувств, мыслей, жизненных позиций каждого человека;

- права каждого на общение, на возможность быть услышанным;

- значимости поддержки и дружбы для каждого человека;

- построения образования только на основе взаимодействия всех участников образования;

- наличия разнообразия для развития каждого.

Процесс включения детей с особыми образовательными

потребностями в среду сверстников в условиях общеобразовательной школы предусматривает два этапа.

Первый этап является подготовительным, охватывает период поступления ребенка в данное образовательное учреждение и включает в себя следующие мероприятия: комплексное психолого-педагогическое обследование; изучение семьи и внутрисемейных отношений; совместная работа с семьей; разработка коррекционно-развивающей программы; разработка стратегии включения ребенка в среду сверстников.

Второй этап - непосредственное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в среду сверстников, когда он начинает посещать школу наравне со всеми. Здесь предполагается корректировка разработанной коррекционно-развивающей программы; работа по социально-бытовой ориентировке; преодоление проблем познавательного и речевого развития; работа с родителями по формированию у них реалистического представления будущего сценария жизненного пути ребенка; проработка школьных программ и методик, изучение специфики организации школьного обучения.

Современная практика показывает, что, несмотря на все усилия, инклюзивное образование пока не становится популярным и широко распространенным явлением в наших школах. Основная проблема кроется, на наш взгляд, в неготовности всех участников образовательного процесса к принятию детей с особенностями развития.

Согласно исследованиям [2] многие педагоги отрицательно относятся к идее инклюзии. Основными барьерами являются: страх перед неизвестностью, опасение навредить остальным обучающимся, негативные предубеждения, неготовность и нежелание работать с «особыми» детьми, профессиональная неуверенность.

Учитывая сложность и многогранность представленной деятельности, подготовка специалистов различного профиля к работе в инклюзивном образовательном пространстве должна начинаться заблаговременно, еще на этапе обучения в ВУЗе.

Первоначально требуется обеспечение междисциплинарных связей, на этапе подготовки будущих социальных педагогов и педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве, а именно связь педагогического, социального, психологического циклов обучения. Также немаловажным является обеспечение постоянной деятельностной связи блока дисциплин психолого-педагогической направленности с практической работой различных образовательных учреждений. Высокая активность в процессе самостоятельной работы студентов при освоении системы знаний, умений и навыков в области педагогических, социальных и психологических дисциплин, в сочетании с привлечением студентов к исследовательской деятельности обеспечат необходимую базу для качественного формирования умений и навыков работы с «особыми» детьми.

Основу профессиональной подготовки будущих специалистов помогут обеспечить обширные научно-обоснованные знания в области изучения личности ребенка с особыми образовательными потребностями, а также специфики психического, физического, социального и духовного развития детей в норме и патологии; знания об особенностях микросреды и ближайшего окружения ребенка, а также системы учреждений и организаций, способных обеспечить помощь и поддержку детей с особенностями в развитии и их семей; изучение теорий, методик и технологий работы с различными категориями детей; знания правовых, социальных и экономических основ педагогической деятельности; методов управления, планирования и организации профессиональной и научно-исследовательской социально-педагогической деятельности. Немаловажным компонентом подготовки является сформированность определенных качеств личности будущего специалиста, которые смогут обеспечить мотивацию к данному виду деятельности. Формировать адекватное мнение, толерантность по отношению к детям с особенностями в развитии необходимо и у остальных участников инклюзивного образовательного процесса: родителей, здоровых сверстников, учителей.

Обеспечить эффективную работу в инклюзивной практике поможет знание основных этапов работы с детьми с особыми образовательными потребностями и основных видов деятельности на этих этапах.

Диагностический этап, подразумевает овладением диагностической деятельностью, умением организовать и провести диагностическое исследование, поставить правильный социально-педагогический диагноз.

Аналитико-прогностический этап, включает в себя аналитическую деятельность по изучению интеллектуальных, психофизиологических, общеличностных, ком-

пенсаторных возможностей детей, а также выделение ведущих направлений в развитии и коррекции ребенка. Необходимым является также способность предвидеть результаты тех или иных действий в условиях инклюзивной практики.

Проектировочный этап, предполагает умение ставить цели, в соответствии с результатами диагностики, грамотно планировать свою деятельность, а также работу других участников инклюзивного образовательного процесса. Включает разработку индивидуальной программы развития, коррекционно-развивающей программы, а также программы включения ребенка с особенностями развития в среду здоровых сверстников.

Деятельностный этап. На данной ступени реализуется индивидуальная программа коррекции и развития, включения ребенка с совместную со сверстниками, деятельность.

Оценочный этап предусматривает проведение анализа и оценки результатов проделанной работы, корректировку процесса выполнения индивидуальной программы развития.

Кроме того, необходимо овладение консультативным видом деятельности, обеспечивающим возможность организовывать информационную, просветительскую поддержку всех участников образовательного процесса, а также умение осуществлять саморазвитие и постоянное профессиональное самосовершенствование.

Таким образом, законодательное закрепление инклюзивного образования диктует необходимость глобальных перемен в процессе подготовки специалистов для работы в инклюзивном образовательном пространстве на уровне высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя //Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4. С. 117-127.

2. Андикян Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. №2. С. 56-62.

3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: метод. пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ 2012. 156 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 14.06.2018)

References

1. AlehinaS.V. Inclusive education and psychological teacher's readiness// Vestnik Moscow State Pedagogical University. Series Pedagogic and Psychology. 2012. №4.C. 117-127.

2. Andikyan B.D. Inclusive education: specific and tendency of development // Vestnik Moscow Humanitarian - economic Institute. 2012. №2. C. 56-62

3. Creation and trying of the model of psychology - pedagogical accompaniment of inclusive practice: method book / under reduction of C.V. Alehina, M.M. Cemago.- M. MGPPU, 2012, 156c.

4. Federal Low "About Education in Russian Federation" №273 - FZ. 29 December, 2012 with changings 2015-2016 /election resorce/ Regime of approach.- http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (date of address: 14.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.