Научная статья на тему 'Перспективы развития системы по борьбе с финансированием терроризма на современном этапе'

Перспективы развития системы по борьбе с финансированием терроризма на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВО / СТРАНА / TERRORISM / COUNTERING / SOCIETY / COUNTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосновская Юлия Николаевна, Маркина Элеонора Викторовна

Анализируется развитие системы финансирования терроризма, а также практика противодействия указанному явлению в нашей стране.Analyzed the system of financing of terrorism, as well as the practice of countering it in our country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосновская Юлия Николаевна, Маркина Элеонора Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы по борьбе с финансированием терроризма на современном этапе»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10105

ББК 67 © Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПО БОРЬБЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Юлия Николаевна Сосновская, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Н.В. Михайленко

Аннотация. Анализируется развитие системы финансирования терроризма, а также практика противодействия указанному явлению в нашей стране.

Ключевые слова: терроризм, противодействие, общество, страна.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM AT THE PRESENT STAGE

Yulia N. Sosnowskaya, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot' (Pionersky village, Istra, Moscow region, 143520) E-mail: [email protected]

Eleonora V. Markina, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot' (Pionersky village, Istra, Moscow region, 143520) E-mail: [email protected]

Reviewer: Associate Professor of the Department of Administrative activity of internal affairs bodies of the Moscow University of the MIA f Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences N.V. Mikhaylenko

Abstract. Analyzed the system of financing of terrorism, as well as the practice of countering it in our country. Keywords: terrorism, countering, society, country.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Перспективы развития системы по борьбе с финансированием терроризма на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):239-43.

Современный мир постоянно сталкивается с качественно новыми многовекторными угрозами безопасности природного, техногенного, социального характера Это изменение климата, деградация

окружающей среды, эпидемии и пандемии новых и ранее известных заболеваний, развитие и распространение информационно-телекоммуникационных технологий, робототехники, используемых в

деструктивных целях, трансформация геополитических взаимоотношений, вооруженные конфликты, международный терроризм, незаконная миграция, наркоторговля, организованная преступность и т.д.

Терроризм как негативное явление представляет собой опаснейшую угрозу для любого государства и общества. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено, что одним из источников угроз государственной и общественной безопасности выступает деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового поражения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ1.

Современное состояние практики противодействия терроризму в нашей стране можно охарактеризовать как контролируемое и стабильное, но достижение этого статуса потребовало от общества привлечения значительных сил, средств, а зачастую — и самопожертвования.

Как уже говорилось, сталкиваясь с проявлениями идеологии и практики современного терроризма, в России усиленно и целенаправленно, порой на основе трагического опыта, выстраивалась комплексная система противодействия терроризму, структурно включающая в себя политические, организационные, правовые, социально-экономические, информационные, технологические и иные меры.

Все они обрели нормативное закрепление в антитеррористическом законодательстве, точкой сборки и притяжения которого выступил Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», а также другие федеральные законы, в том числе и Уголовный кодекс РФ, нормативные правовые акты Президента РФ4,

нормативные правовые акты Правительства РФ и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти2.

Нормативные акты в сфере антитеррора позволяют:

1) установить границы правового регулирования общественных отношений;

2) определить цель деятельности, сформулировать и реализовать задачи по ее достижению;

3) представить терминологический аппарат как инструмент деятельности;

4) создать формализированную систему политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на профилактику и борьбу с негативным явлением, а также минимизацию его последствий;

5) определить силы и средства обеспечения безопасности;

6) установить компетенцию и разграничить полномочия субъектов, ответственных за организацию, реализацию, контроль и корректировку указанной деятельности и т. д.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» система противодействия терроризму в России включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц:

а) по предупреждению терроризма, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению,

1 О Стратегии национальной безопасности РФ: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru.

2 См., например: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»; Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму»; Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»; постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Особо следует отметить, что в основе противодействия терроризму закрепляется постулат о том, что данной многоуровневой угрозе противостоят все возможные субъекты в РФ, начиная от государства в целом и заканчивая конкретным физическим лицом.

В рамках применения правовых мер противодействия терроризму осуществляется формирование опыта, его описание, оценка и формулирование рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения противодействия терроризму с учетом возникновения новых террористических угроз. Например, активное обучение террористов в целях овладения знаниями, умениями и навыками террористической деятельности привело к необходимости криминализации такого деяния в ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» УК РФ.

Согласно данным МВД России, в 2017 году было выявлено 100 преступлений, связанных с финансированием терроризма, в связи с чем Президент Российской Федерации Владимир Путин утверждает концепцию развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, а также финансированию терроризма. Контроль за ходом её реализации будет осуществляться в рамках ежегодного доклада директора Росфинмониторинга главе государства.

Основные целями концепции стали:

• снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе;

• обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций (НКО);

• предупреждение нецелевого расходования бюджетных средств и обеспечение повышения эффективности их использования;

• повышение уровня прозрачности экономики, а также соблюдение законодательства и укрепление роли РФ в международной системе противодействия финансированию терроризма.

Отмечается, что в результате реализации концепции национальная система должна быть приведена в соответствие международным стандартам, получит оптимальную институциональную структуру и достаточное ресурсное и нормативно-право-

вое обеспечение.

По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу по состоянию на 30 мая 2018 г., в перечне действующих организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму находятся — 97 зарубежных организаций и 409 иностранных граждан, а также 482 учреждения, зарегистрированные в РФ, и 8389 россиян.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев1 в разговоре с RT заявил, что концепция станет следующим этапом борьбы с международным терроризмом. «В первую очередь, это продолжение борьбы с терроризмом как внутри страны, так и на международной арене. И сейчас у нас есть возможность сосредоточиться на таких серьёзных преступлениях, как финансирование терроризма. Если раньше речь шла о физической борьбе с терроризмом, то сейчас, конечно, надо искать и бить по тем слабым местам, которые касаются не только нашей страны, но и всего мира», — отметил депутат.

Как добавил Шхагошев, представители террористических организаций использовали и продолжают использовать современные методы финансирования своих ячеек, в том числе прямое давление на бизнес-структуры в ряде стран. По его словам, подобное происходило из-за отсутствия контроля.

Концепция развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, а также финансированию терроризма предполагает контроль, который должен остановить поток финансов в международные террористические организации. Во всём мире сотни миллионов долларов попадали в руки террористических организаций. Поэтому стало возможным организованное сопротивление боевиками в таком масштабном виде на территории Сирии,— подчеркнул А. Шха-гошев.

Утверждённая президентом РФ концепция противодействия финансированию терроризма разрабатывалась с учётом международных практик. Об этом в беседе с RT заявил председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл

1 Российский политический деятель. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации V, VI Ь VII созывов, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия».

Кабанов. Он отметил, что к настоящему моменту у есть результаты работы по борьбе с отмыванием денег. В частности, по его словам, наведён порядок в банковской системе, принят ряд законодательных актов с изъятием незаконных активов, а также очень сильно продвинулась работа службы Росфинмониторинга.

В марте 2018 г. Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России генерал-майор полиции Андрей Курносенко сообщил о результатах борьбы с незаконными операциями, использовавшимися для финансирования террористических и экстремистских организаций.

«В 2018 году правоохранительными органами в России выявлено 100 преступлений, связанных с финансированием терроризма, из них 72 — сотрудниками органов внутренних дел, в том числе 38 — нашей службой. Это весьма специфичный вид преступлений — они имеют тщательно закамуфлированный механизм», — подчеркнул он в интервью газете «Коммерсантъ».

По его словам, способами финансирования являются различные средства, в том числе электронные кошельки, целенаправленный перевод средств и криптовалюты. При этом Курносенко подчеркнул, что отработка алгоритма противодействия финансированию терроризма и экстремизма находится в завершающей стадии.

Следует отметить, что Концепция противодействия терроризму в РФ называет нам основные тенденции современного терроризма1:

а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

1 Концепция противодействия терроризму в Российской

Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации

5 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.

Все указанные тенденции в последние годы нашли свое реальное воплощение в жизни, а также отчасти присущи и российской действительности.

Отметим еще одну важную тенденцию, которая будет играть значительную роль в решении вопросов противодействия терроризму, — это активное применение в террористической преступности информационно -телекоммуникационных технологий.

Информационно-телекомуникационные сети (включая сеть Интернет) позволяют дистанционно, ускоренно, массово и анонимно осуществлять коммуникации для распространения идеологии, поиска, привлечения, вербовки рекрутов, координации и планирования преступлений террористической направленности.

В Докладе Генерального секретаря ООН говорится, что информационно-коммуникационные технологии являются важнейшим инструментом Исламского государства Ирака и Леванта и в огромной степени обеспечивают ИГИЛ и его фракциям возможность функционировать, производить вербовку в свои ряды и совершать нападения. Налицо все больше свидетельств обмена в Интернете учебными видеофильмами и материалами, в частности посвященными планированию и осуществлению нападений либо изготовлению самодельных взрывных устройств, а также использованию стрелкового оружия и легких вооружений2.

В России активно ведется работа по противо-

2 Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N16/150/28/PDF/N1615028.pdf? OpenElement.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

действию применению указанных технологий. Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 в ст. 205.2 УК РФ включен признак, отягчающий уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма с использованием «информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет». Принят Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ, регулирующий вопросы контроля информационно-коммуникационных технологий в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Верховный Суд РФ в целях обеспечения единства судебной практики дает разъяснения относительно вопросов квалификации преступлений террористической направленности, совершаемых в том числе и с использованием информационно-

телекоммуникационных сетей1.

В завершение хотелось бы отметить, что в России, столкнувшейся с терроризмом как с одной из опаснейших угроз государственной и общественной безопасности, удалось сформировать и обеспечить эффективную работу национальной антитеррористической системы, которая оперативно реагирует на актуальные проявления и новые вызовы терроризма, находится в постоянной готовности и предупреждению террористических угроз является приоритетной для российского государства на ближайшую перспективу.

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 ноября 2016 г. № 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»».

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.