Научная статья на тему 'Правовые и организационные основы противодействия религиозному экстремизму и террористической угрозе на современном этапе'

Правовые и организационные основы противодействия религиозному экстремизму и террористической угрозе на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профилактика / экстремизм / терроризм / правоохранительные органы / противодействие / уголовно-исполнительная система / места лишения свободы / органы внутренних дел / учреждение / prevention / extremism / terrorism / law enforcement agencies / counteraction / penal system / places of imprisonment / internal affairs bodies / institution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н. В. Румянцев

Религиозный экстремизм представляет собой особую опасность в местах лишения свободы. Осужденные становятся объектом вербовки. В данной статье рассматриваются вопросы распространения религиозного экстремизма и террористической угрозы на современном этапе, противодействия противоправной деятельности религиозных экстремистских и террористических организаций правоохранительными органами и общественными организациями. Распространение радикальной идеологии дестабилизирует нормальную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы и, самое главное, способно приводить в общество новых приверженцев экстремизма. Комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2019–2023 гг. стал консолидирующим документом для деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации работы по противодействию экстремистской деятельности. Особое внимание в статье уделяется профилактическим мерам по пресечению противоправных деяний. Например, эффективным опытом взаимодействия становятся встречи осужденных с священнослужителями, представителями церкви. Также отмечается важность взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов учреждений уголовно-исполнительной системы с сотрудниками психологических, режимных и воспитательных подразделений, что делает предметным профилактическое вмешательство. Правоохранительными органами в настоящее время ведется повсеместная и целенаправленная работа по раскрытию преступлений экстремистского характера и террористической направленности, что приводит к положительным результатам. Тем не менее угроза экстремистской и террористической деятельности вызывает необходимость усиления взаимодействия всех государственных и общественных структур в профилактической работе в данном направлении и поиска новых форм и методов противодействия этим негативным явлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н. В. Румянцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational basis for counteraction religious extremism and the terrorist threat at the present stage

Religious extremism is a particular danger in prisons. Convicts become recruited. This article discusses the spread of religious extremism and the terrorist threat at the present stage, countering the unlawful activities of religious extremist and terrorist organizations by law enforcement agencies and public organizations. The spread of radical ideology destabilizes the normal functioning of institutions of the penal system and, most importantly, is able to bring new adherents of extremism to society. Comprehensive plan to counter the ideology of terrorism for 2019–2023 became a consolidating document for the activities of federal executive bodies, executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation and local governments in organizing work to counter extremist activities. Particular attention in the article is given to preventive measures to suppress illegal acts. For example, meetings of convicts with clergy and church representatives become an effective interaction experience. It also notes the importance of interaction between employees of the operational apparatuses of institutions of the penal system with employees of psychological, security and educational units, which makes substantive preventive intervention. Law enforcement agencies are currently conducting widespread and focused work on the disclosure of crimes of an extremist nature and terrorist orientation, which leads to positive results. Nevertheless the threat of extremist and terrorist activities necessitates the strengthening of the interaction of all state and public structures in preventive work in this direction and the search for new forms and methods of counteracting these negative phenomena.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные основы противодействия религиозному экстремизму и террористической угрозе на современном этапе»

DOI 10.24411/2686-9764-2020-00010 УДК 343.3:349.85

Правовые и организационные основы противодействия религиозному экстремизму и террористической угрозе

на современном этапе

н. в. румянцев - главный научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент

Реферат

Религиозный экстремизм представляет собой особую опасность в местах лишения свободы. Осужденные становятся объектом вербовки. В данной статье рассматриваются вопросы распространения религиозного экстремизма и террористической угрозы на современном этапе, противодействия противоправной деятельности религиозных экстремистских и террористических организаций правоохранительными органами и общественными организациями. Распространение радикальной идеологии дестабилизирует нормальную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы и, самое главное, способно приводить в общество новых приверженцев экстремизма. Комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 гг. стал консолидирующим документом для деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации работы по противодействию экстремистской деятельности. Особое внимание в статье уделяется профилактическим мерам по пресечению противоправных деяний. Например, эффективным опытом взаимодействия становятся встречи осужденных с священнослужителями, представителями церкви. Также отмечается важность взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов учреждений уголовно-исполнительной системы с сотрудниками психологических, режимных и воспитательных подразделений, что делает предметным профилактическое вмешательство. Правоохранительными органами в настоящее время ведется повсеместная и целенаправленная работа по раскрытию преступлений экстремистского характера и террористической направленности, что приводит к положительным результатам. Тем не менее угроза экстремистской и террористической деятельности вызывает необходимость усиления взаимодействия всех государственных и общественных структур в профилактической работе в данном направлении и поиска новых форм и методов противодействия этим негативным явлениям.

Ключевые слова: профилактика; экстремизм; терроризм; правоохранительные органы; противодействие; уголовно-исполнительная система; места лишения свободы; органы внутренних дел; учреждение.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Legal and organizational basis for counteraction religious extremism and the terrorist threat at the present stage

n. v. rumyantsev -Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Dsc. in Law, Associate Professor

Abstract

Religious extremism is a particular danger in prisons. Convicts become recruited. This article discusses the spread of religious extremism and the terrorist threat at the present stage, countering the unlawful activities of religious extremist and terrorist organizations

by law enforcement agencies and public organizations. The spread of radical ideology destabilizes the normal functioning of institutions of the penal system and, most importantly, is able to bring new adherents of extremism to society. Comprehensive plan to counter the ideology of terrorism for 2019-2023 became a consolidating document for the activities of federal executive bodies, executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation and local governments in organizing work to counter extremist activities. Particular attention in the article is given to preventive measures to suppress illegal acts. For example, meetings of convicts with clergy and church representatives become an effective interaction experience. It also notes the importance of interaction between employees of the operational apparatuses of institutions of the penal system with employees of psychological, security and educational units, which makes substantive preventive intervention. Law enforcement agencies are currently conducting widespread and focused work on the disclosure of crimes of an extremist nature and terrorist orientation, which leads to positive results. Nevertheless the threat of extremist and terrorist activities necessitates the strengthening of the interaction of all state and public structures in preventive work in this direction and the search for new forms and methods of counteracting these negative phenomena.

Key words: prevention; extremism; terrorism; law enforcement agencies; counteraction; penal system; places of imprisonment; internal affairs bodies; institution.

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

Современные процессы глобализации и трансформации всех сфер человеческой жизни нередко приводят к необратимым негативным реакциям. Одна из них - радикализация отдельных социальных групп и индивидов. Актуальна проблема разработки современных методик профилактики подобных проявлений, создания научно обоснованных технологий работы с радикальной средой [4, с. 7].

Возрастающее в последние годы влияние религии на социально-политические процессы в большинстве регионов мира все больше сталкивается с усиливающимися вызовами религиозного экстремизма и террористической угрозы, казавшимися несколько десятилетий назад неприемлемыми. Процессы всемирной, политической и религиозной интеграции усиливают опасность глобальных вызовов, включая угрозы международного терроризма [1, с. 7].

Деструктивные проявления экстремистской направленности и террористического характера создали серьезные национальные проблемы не только в отдельных государствах, но и на международном уровне. И как отмечает один из известных политологов Фрэнсис Фукуяма, «базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности» [6, с. 14].

Обладая обширными финансово-экономическими возможностями и организованными влиятельными структурами, нацио-

налистические сообщества экстремисткой направленности нередко осуществляют экспансию деструктивных проявлений в различных странах. Опасность их распространения увеличивается в условиях возрастающей миграции, совершенствования информационных и коммуникационных технологий и, что очень важно, усиления социальной напряженности.

Особое беспокойство вызывают и растущая профессиональная квалификация террористов и экстремистов, их высокий уровень конспиративности и степень организованности, укрепление межрегиональных связей, ориентация на причинение максимального ущерба, расширение арсенала технических средств, используемых для совершения террористических актов, высокий уровень финансового обеспечения и ряд других факторов, подтверждающих вывод об усиливающейся опасности современного экстремизма и терроризма и превращении их в стратегическую угрозу глобального масштаба.

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что экстремистские и террористические проявления становятся одним из основных факторов, создающих серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, и являются важнейшей проблемой для нашего государства и общества. Эти явления существенно влияют на криминальную и криминогенную обстановку в стране, разрушают устоявшиеся правила и нормы поведения и нередко проявляются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, таких как крупные террористические акты, совершенные на террито-

рии нашего государства с большим количеством жертв и пострадавших.

В 2013-2018 гг. в Российской Федерации были сформированы законодательные и организационные механизмы по противодействию идеологии терроризма, организовано кадровое, методическое и научное обеспечение данной деятельности, повышена действенность информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности. Вместе с тем анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма за этот период показал наличие неиспользованных резервов в организации работы по противодействию экстремистской деятельности.

Правоохранительные органы Российской Федерации постоянно информируют о непрекращающемся стремлении деструктивных сил к новым проявлениям террористического характера. Так, по сведениям руководства ФСБ России, только в 2019 г. ликвидировано 49 террористических ячеек и предотвращено 39 попыток совершения террористических актов на территории страны [2, с. 16]. В 2016-2018 гг. количество осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, отбывающих наказание за экстремизм и терроризм, значительно увеличилось. Все это свидетельствует о серьезности создавшейся обстановки и необходимости принятия кардинальных шагов для решения этой проблемы.

В Комплексном плане противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 гг. среди основных задач, которые должны решаться органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Министерства образования и науки, Министерства просвещения России, органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сферах культуры, молодежной и государственной национальной политики во взаимодействии с правоохранительными, общественными и религиозными организациями, обозначены следующие: реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания; совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма; развитие организационных и иных мер, направ-

ленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.

Среди государственных и исполнительных органов и общественных организаций, перед которыми поставлены задачи предупреждения вовлечения граждан в террористическую деятельность, одними из первых указаны Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Для каждого из этих ведомств определены следующие основные задачи:

- повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма;

- проведение с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением религиозных и общественных организаций, психологов;

- осуществление с лицами, отбывающими наказание, профилактических мер в форме индивидуальных бесед;

- проведение с членами семьи лиц, причастных к террористической деятельности, бесед по разъяснению норм законодательства Российской Федерации за участие и содействие террористической и экстремистской деятельности;

- проведение профилактических мероприятий с лицами, состоящими на учете и находящимися под административным надзором в органах внутренних дел в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности;

- повышение квалификации сотрудников, участвующих в реализации мероприятий по противодействию терроризму, и др.

Основные задачи по борьбе с экстремизмом и терроризмом на территории Российской Федерации и укреплению международного сотрудничества в данном направлении были детально рассмотрены на научно-практической конференции в марте 2019 г. в Московском университете МВД России им. В. Я. Кикотя, организованной совместно МВД и МИД России.

В мае 2019 г. в Новороссийске на совещании с руководителями центров противодействия экстремизму и терроризму территориальных подразделений органов внутренних дел подробно обсуждены актуальные проблемы противодействия экс-

тремистской деятельности и терроризму, взаимодействия с правоохранительными органами и задачи по их реализации.

Вопрос о взаимодействии служб и подразделений ФСИН России в обеспечении противодействия религиозному экстремизму и деструктивному поведению в местах лишения свободы, его научном обеспечении детально анализировался в ноябре 2019 г. на форуме руководителей и личного состава структурных подразделений и образовательных организаций в Академии ФСИН России.

В контексте противодействия дестабилизации национальной безопасности необходимо особое внимание уделять вопросам проникновения в учреждения уголовно-исполнительной системы идеологии экстремизма и терроризма, поскольку подозреваемые, обвиняемые и осужденные за эти виды негативной деятельности в местах лишения свободы, как показывает практика, продолжают свою противоправную деятельность, втягивая в свои ряды все новых адептов.

Испытывая серьезный психологический стресс, вызванный самим фактом наказания, осужденные становятся объектом вербовки, так как плохо разбираются в теологии и неспособны что-то противопоставить экстремистским взглядам. Низкий уровень материального достатка также нередко способствует материальной зависимости от экстремистских идеологов.

Следует отметить многочисленные примеры вербовки адептов за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы. Как показывают исследования, далеко не всегда представителями радикальных движений из числа завербованных лиц выступают малообеспеченные лица из неблагополучных семей с низким уровнем образования [3, с. 31].

Анализ работы территориальных органов МВД, ФСИН России по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых членами деструктивных религиозных организаций, показал, что преступная деятельность находит свое отражение в том числе и в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Преступная деятельность осужденных по созданию международного религиозного объединения и призывам к экстремистской деятельности в ходе проведения оперативных мероприятий в ряде региональных УФСИН России была задокументирована и стала основанием привлечения их к уголовной ответственности за со-

вершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 Ук РФ. Собранные сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы данные о противоправной деятельности некоторых осужденных позволили изобличить их в совершении преступлений, связанных с распространением радикальной идеологии среди спецконтингента и привлечь к уголовной ответственности по ст. 205.5 УК РФ. Данные примеры свидетельствуют о необходимости использования крайней меры профилактики, коей является привлечение к уголовной ответственности осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Также результаты мониторинга в среде спецконтингента позволяют сделать вывод, что основная часть осужденных осознает активную позицию администрации учреждений по искоренению данной деструктивной деятельности.

В связи с декриминализацией законодательства стала активно использоваться административная форма ответственности по ст. 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций), ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов). Анализ данных о привлеченных сотрудниками органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы к административной ответственности за экстремистскую деятельность свидетельствует об активизации как противоправных деяний со стороны деструктивных сил, так и действий по их пресечению со стороны правоохранительных органов.

Вовлечение населения, в том числе осужденных, в радикальную идеологию нередко происходит как по информационным источникам (Интернет), так и через печатную продукцию экстремистского направления. Для предотвращения распространения религиозной литературы органами внутренних дел и уголовно-исполнительной системы проводится ревизия библиотечных фондов, личной литературы осужденных. Однако многочисленные факты изъятия экстремистской литературы у осужденных свидетельствуют о постоянном стремлении радикальных идеологов к ее доставке на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы и распространению за пределами мест лишения свободы.

Результативность профилактической работы по противодействию экстремистской и террористической деятельности во многом

зависит от уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, государственных и общественных организаций.

Следует отметить важность взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов учреждений уголовно-исполнительной системы с сотрудниками психологических, режимных и воспитательных подразделений, что делает предметным профилактическое вмешательство [5, с. 62]. Безусловно, необходимо и взаимодействие правоохранительных органов с сотрудниками различных государственных и общественных ведомств, ответственных за работу в этом направлении.

Говоря о положительном опыте решения задач, направленных на профилактику и противодействие религиозному экстремизму и терроризму, необходимо отметить деятельность священнослужителей, благотворно влияющих на исправление осужденных.

В настоящее время в МВД, ФСИН России и других правоохранительных органах реализуются мероприятия, направленные на выполнение задач по противодействию религиозному экстремизму и террористи-

ческой угрозе. Учеными Научно-исследовательского института ФСИН России совместно с управлением кадров подготовлены методические рекомендации по основам подготовки кадров воспитательных, психологических, социальных и других служб уголовно-исполнительной системы к профилактике и противодействию религиозному экстремизму, запланированы и реализуются совместно со структурными подразделениями и образовательными организациями ФСИН России научно-исследовательские разработки, которые, несомненно, будут способствовать усилению профилактической работы по противодействию экстремистской и террористической деятельности. Аналогичная работа организована в научных и образовательных учреждениях МВД России.

Изучение общественных отношений, определение механизмов, основанных на выявлении, пресечении и раскрытии преступлений экстремистской направленности и террористического характера, будут способствовать эффективному применению профилактических мер в работе по данному направлению.

щ список литературы

1. Вызовы религиозного экстремизма в глобализирующемся мире : монография / научные редакторы Р. Ф. Патеев, В. Т. Сакаев. - Казань : Фолиант, 2017. - 232 с. - ISBN 978-5-6040420-0-7.

2. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова // Вестник Национального антитеррористического комитета. - 2017. - № 2 (17). - С. 14-19.

3. Плотников, в. в. Трансформация социального облика бывших участников праворадикальных движений / В. В. Плотников // Опыт дерадикализации и ресоциализации приверженцев экстремистских и террористических идеологий : материалы международной научно-практической конференции (Казань, 9-11 октября 2018 г.) / ответственный редактор Р. Ф. Патеев - Казань : Академия наук Республики Татарстан, 2018. - С. 31-36. - ISBN 978-59690-0591-3.

4. Приветственное слово вице-президента Академии наук Республики Татарстан Д. Ф. Загидуллиной // Опыт дерадикализации и ресоциализации приверженцев экстремистских и террористических идеологий : материалы международной научно-практической конференции (Казань, 9-11 октября 2018 г) / ответственный редактор Р. Ф. Патеев. - Казань : Академия наук Республики Татарстан, 2018. - С. 7-8. - ISBN 978-5-9690-0591-3.

5. усманов, И. М. «Зеленая» зона: реальность или провокация (практика противодействия радикализации осужденных в местах лишения свободы в Республике Татарстан) / И. М. Усманов, Ф. К. Зиннуров // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2019. - № 1 (35). - С. 62-68.

6. Фукуяма, Ф. Началась ли история опять? - URL: www.russ.ru/politics/ 2002.11.12-fuku.html (дата обращения: 16.11.2019).

b references

1. Pateev R. F., Sakaev V. T. (red.) Vyzovy religioznogo ekstremizma vglobaliziruyushchemsya mire [The Challenges of Religious Extremism in a Globalizing World]. Kazan, 2017. 232 p. (In Russ.).

2. Vystuplenie ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova [Speech by Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Sergey V. Lavrov]. Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta - Bulletin of the National Anti-Terrorism Committee, 2017, no. 2 (17), pp. 14-19. (In Russ.).

3. Plotnikov V. V. Transformaciya social'nogo oblika byvshih uchastnikov pravoradikal'nyh dvizhenij [Transformation of the social image of former participants in right-wing movements]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Opyt deradikalizacii i resocializacii priverzhencev ekstremistskih i terroristicheskih ideologij" (Kazan', 9-11 oktyabrya 2018 g.) [Materials of the international scientific-practical conference "Experience of deradicalization and resocialization of adherents of extremist and terrorist ideologies" (Kazan, October 9-11, 2018)]. Kazan, 2018, pp. 31-36. (In Russ.).

4. Privetstvennoe slovo vice-prezidenta Akademii nauk Respubliki Tatarstan D. F. Zagidullinoj [Welcoming address by the Vice-President of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan D. F. Zagidullina]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Opyt deradikalizacii i resocializacii priverzhencev ekstremistskih i terroristicheskih ideologij" (Kazan', 9-11 oktyabrya 2018 g.) [Materials of the international scientific-practical conference "Experience

of deradicalization and resocialization of adherents of extremist and terrorist ideologies" (Kazan, October 9-11, 2018)]. Kazan, 2018, pp. 7-8. (In Russ.).

5. Usmanov I. M., Zinnurov F. K. «Zelenaya» zona: real'nost' ili provokaciya (praktika protivodejstviya radikalizacii osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody v Respublike Tatarstan) ["Green" zone: reality or provocation (practice of counteracting the radicalization of convicts in prisons in the Republic of Tatarstan)]. VestnikKazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 1 (35), pp. 62-68. (In Russ.).

6. Fukuyama F. Nachalas' liistoriya opyat'? [Has the history begun again?]. Available at: www.russ.ru/politics/ 2002.11.12-fuku.html (accessed 16.11.2019). (In Russ.).

К вопросу о значении искусственного интеллекта

в уголовном праве

л. а. букалерова - профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор;

т. н. уторова - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук;

д. о. сизов - курсант 3 курса юридического факультета ВИПЭ ФСИН России

Реферат

В статье рассматриваются вопросы потенциальной криминализации преступных деяний, совершаемых искусственным интеллектом или с его участием. Дается оценка практике совершения общественно опасных деяний данным способом. Интересным также представляется анализ современного состояния и тенденций развития искусственного интеллекта. Авторы приводят ряд характерных черт, которые существенным образом отличают его от обычной программы как средства совершения преступления. Высказывается мнение о невозможности признания за искусственным интеллектом правосубъектности на современном этапе по причине открытости вопроса об эмоциональной сфере. В то же время допускается суждение о возможном приобретении искусственным интеллектом эмоциональной сферы. По мнению авторов статьи, эмоциональная сфера у живых существ зависит от нейро-биологических и биохимических процессов, а моделирование подобных процессов в качестве информационной технологии способствовало бы наделению искусственного интеллекта эмоциональной сферой. Особое внимание уделяется вопросу юридической ответственности. Дается оценка повышенной общественной опасности преступлений, совершаемых с использованием искусственного интеллекта, в связи с чем предлагается расширение списка отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, путем указания на использование высокотехнологичного способа. Данный признак также предлагается использовать в качестве квалифицирующего в статьях гл. 28 УК РФ.

Ключевые слова: искусственный интеллект; уголовная правосубъектность; юридическая ответственность; эмоциональная сфера; уголовно-правовое воздействие; отягчающее обстоятельство.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.24411/2686-9764-2020-00011 УДК 343.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.