Научная статья на тему 'МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / Конституция РФ / личность / общество / national security / Constitution of the Russian Federation / personality / society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

Раскрывается понятие национальной безопасности; анализируются нормативно-правовые основы деятельности территориальных органов МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF ADMINISTRATIVE LAW IN THE SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Revealed the concept of national security; analyzed the legal framework for the activities of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia

Текст научной работы на тему «МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10042 © Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юлия Николаевна Сосновская, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: lisenok1214@yandex.ru

Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Н.В. Михайленко

Аннотация. Раскрывается понятие национальной безопасности; анализируются нормативно-правовые основы деятельности территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: национальная безопасность, Конституция РФ, личность, общество.

THE PLACE OF ADMINISTRATIVE LAW IN THE SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Yuliya N. Sosnovskaya, associate professor of administrative activity of department of internal affairs, candidate of legal sciences, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: lisenok1214@yandex.ru

Eleonora V. Markina, associate professor of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Reviewer: associate professor of administrative activity of Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences N.V. Mikhaylenko

Abstract. Revealed the concept of national security; analyzed the legal framework for the activities of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords: national security, Constitution of the Russian Federation, personality, society.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Место административного права в системе правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1): 194—197.

Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», деятельность по обеспечению национальной безопасности включает в себя:

♦ прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

♦ определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

♦ правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

♦ разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

♦ применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

♦ разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного назначения в целях обеспечения безопасности;

♦ организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;

♦ координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

♦ финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

♦ международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

♦ осуществление других мероприятий в области обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Система обеспечения национальной безопасности страны создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Основу этой системы составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности. Полномочия этих органов и сил, их состав, принципы и порядок действий определяются законодательными актами РФ.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который, согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, Закону РФ «О безопасности» и Положению о Совете Безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ» (в ред. от 6 мая 2011 г.), является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения — протоколами.

Специальными федеральными органами обеспечения государственной безопасности являются: ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба.

Административно-правовые дисциплины, знания которых применяются в различных сферах жизнедея-

тельности, являются важнейшим гарантом по обеспечению национальной безопасности. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

♦ многоаспектностью компетенции территориальных органов МВД России, полифункциональностью их деятельности (реализацией функций оперативно-разыскного, уголовно-процессуального, административного, профилактического и иного характера);

♦ участием в решении задач государственного управления во всех сфеpax жизнедеятельности; большим объемом административных полномочий процедурного и юрисдикционного характера;

♦ предоставленной нормами права возможностью оказания содействия иным федеральным органам исполнительной власти в реализации их компетенции в рамках координации деятельности и взаимодействия, и т.д.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1 национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Практически все основные направления деятельности полиции в большей или меньшей степени связаны с обеспечением национальной безопасности в целом или ее отдельных видов.

Осуществляемая полицией защита личности, общества, государства от противоправных посягательств фактически направлена на защиту личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, которые носят преимущественно противоправный антиобщественный характер. Личность, общество и государство выступают не только основными объектами обеспечения национальной безопасности, но и основными объектами защиты, осуществляемой органами полиции в пределах предоставленной компетенции, в том числе и посредством выполнения административной деятельности.

Расширение представлений о содержании национальной безопасности, ее видах, субъектах обеспече-

1 Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N° 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.».

ния позволяет по-новому рассматривать органы внутренних дел (полиции) в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Если во времена социалистического этапа развития нашей страны преимущественно использовалось понятие «государственная безопасность», то в настоящее время оно используется в качестве хоть и важнейшего, но одного из видов национальной безопасности, наравне с такими ее видами, как экономическая, экологическая, информационная, продовольственная безопасность и др.

В контексте государственной безопасности было принято выделять исполнительные органы, наделенные компетенцией в обеспечении государственной безопасности, и исполнительные органы, принимающие участие в обеспечении государственной безопасности.

Объем административных полномочий органов внутренних дел, реализуемых ими в ходе осуществления внешней административной деятельности, намного больше аналогичного объема административных полномочий, предоставленных органам, относящимся к категории органов государственной безопасности (органам федеральной службы безопасности, органам внешней разведки, органам государственной охраны)2.

Анализ нормативно-правовой основы деятельности территориальных органов МВД России (полиции) позволяет выделить следующие основные направления реализации ими своих административных полномочий, направленных па обеспечение национальный безопасности:

1) непосредственное участие в решении общих вопросов обеспечения национальной безопасности в целом и ее отдельных видов совместно с иными государственными органами, прежде всего с органами государственной безопасности;

2) реализация в пределах предоставленных полномочий мер, направленных на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

3) обеспечение в пределах предоставленных полномочий безопасности личности;

4) осуществление и участие в осуществлении административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях обеспечения национальной безопасности;

5) осуществление специальных видов деятельности в области обеспечения национальной безопасности и содействие в их осуществлении иными государственными органами.

Содержательную характеристику деятельности территориальных органов МВД России (полиции) можно уяснить, проанализировав положения концептуальных (доктринальных) документов в области национальной безопасности, таких, как: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; Концепция общественной безопасности в Российской Федерации; Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу; Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г.; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и др.

Важнейшее значение для национальной безопасности имеет обеспечение государственной и общественной безопасности. Не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. эти виды национальной безопасности рассматриваются как парная категория, как единая сфера. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Российская Федерация, при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию ак-

2 Понятие «органы государственной безопасности» носит в большей степени не правовое, а политологическое содержание, однако, по нашему мнению, может использоваться для объединения в одну группу федеральных органов исполнительной власти, образовавшихся на базе бывшего КГБ СССР, обеспечивающих безопасность Российской Федерации посредством использования присущих только им специальных видов деятельности (контрразведывательной, разведывательной и др.).

тов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Следует помнить, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются:

♦ разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

♦ деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей);

♦ уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества;

♦ устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;

♦ экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;

♦ деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

♦ сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков; совершенствование нормативно-пра-

вового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Обеспечению государственной и общественной безопьасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

♦ совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм;

♦ создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов;

♦ формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

♦ укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;

♦ повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.