ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10106
ББК 67 © Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2019
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И СОТРУДНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Юлия Николаевна Сосновская, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Н.В. Михайленко
Аннотация. Обосновывается необходимость постоянного взаимодействия полиции с сотрудниками железнодорожного транспорта с целью профилактики детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: детский травматизм на железнодорожном транспорте, меры профилактики детского травматизма, механизм взаимодействия по профилактике детского травматизма.
INTERACTION OF POLICE OFFICERS AND EMPLOYEES OF RAILWAY TRANSPORT ON PREVENTION OF CHILDREN'S TRAUMATISM ON RAILWAY TRANSPORT
Yuliya N. Sosnovskaya, associate professor of administrative activity of Department of Internal Affairs, candidate of legal sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Eleonora V. Markina, associate professor of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Reviewer: associate professor of administrative activity of Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences N.V. Mikhaylenko
Annotation. The necessity of constant interaction of police with employees of railway transport for the purpose of prevention of children's traumatism on objects of railway transport is proved.
Keywords: children's traumatism on railway transport, measures of prevention of children's traumatism, mechanism of interaction on prevention of children's traumatism.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Взаимодействие сотрудников полиции и сотрудников железнодорожного транспорта по профилактике детского травматизма на железнодорожном транспорте. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):215—218.
Взаимодействие территориальных органов МВД ствия органов государственной власти, органов мест-
России (полиции) и государственных органов, органов ного самоуправления с подразделениями полиции. Од-
государственной власти, органов местного самоуправ- ним из принципов деятельности полиции, закреплен-
ления по вопросам профилактики детского травма- ных в ст. 10 указанного закона, является именно взаи-
тизма на железнодорожном транспорте можно опреде- модействие и сотрудничество. Полиция при осуществ-
лить как их совместную деятельность, осуществляе- лении своей деятельности взаимодействует с другими
мую в соответствии с законом, по реализации стоящих правоохранительными органами, государственными
задач и достижению общих целей в указанной сфере в и муниципальными органами, общественными объ-
определенных формах с помощью установленных ме- единениями, организациями и гражданами. Лишь на
тодов, сил и средств. основе объединения усилий ОВД с администрацией
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ объектов транспорта и ее сотрудников возможно ус-
«О полиции» так же содержит вопросы взаимодей- пешное решение задач, стоящих перед государством.
Механизм взаимодействия включает в себя организацию взаимодействия; реализацию взаимодействия; дальнейшее управление и регулирование процесса взаимодействия.
Практика организации взаимодействия полиции с работниками железнодорожного транспорта показывает положительные результаты, которые выражаются в улучшении организации службы, взаимном обогащении форм (организационных и функциональных) и методов деятельности [2, с. 227-230].
К формам взаимодействия относятся:
♦ установление правовых основ взаимодействия;
♦ образование совместных координационных и совещательных органов (координационных советов, комиссий и комитетов);
♦ разработка комплексных программ профилактических мер по детскому травматизму на железнодорожном транспорте, планов совместных мероприятий;
♦ взаимный обмен информацией и опытом работы;
♦ проведение мероприятий по обеспечению безопасности личности;
♦ совместное планирование проводимых мероприятий;
♦ согласование принимаемых решений;
♦ обмен силами и средствами;
♦ проведение консультаций, проверок, рабочих встреч, совещаний;
♦ совместный анализ причин происшествий.
Таким образом, под формами взаимодействия
сотрудников полиции с сотрудниками железнодорожного транспорта понимаются предусмотренные нормативными актами и выработанные практикой конкретные проявления согласованной деятельности субъектов указанных структур, обеспечивающих оптимальные условия для решения совместных задач.
Взаимодействие может осуществляться как между сотрудниками патрульно-постовой службы с кассирами, дежурными по вокзалу, рабочими, так и между руководителями служб органов внутренних дел и руководителями различных служб транспорта. Кооперация может происходить между уровнями власти, а не только по горизонталям. Например, в ежегодно ГУТ МВД России и территориальными органами МВД России на окружном и межрегиональном уровне осуществляются меры по профилактике детского травматизма на транспорте.
В целях обеспечения безопасности личности и устранения причин, порождающих травматизм, указанные субъекты осуществляют следующие мероприятия, а именно проведение:
♦ комиссионного обследования состояния посадочных платформ, пешеходных переходов, тоннелей, переездов;
♦ рейдов с целью выявления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, выявления факта распития спиртных напитков;
♦ мероприятий, направленных на предупреждение появления несовершеннолетних на объектах транспорта, и своевременного изъятия их с этих объектов.
В зависимости от иерархии субъектов в практической деятельности используются все вышеперечисленные формы взаимодействия. Устойчивый характер взаимодействия осуществляется между ОВД на транспорте и ОВД на районном уровне. Необходимость такого взаимодействия обусловлены, во-первых, тем, что данные органы осуществляют сходные задачи по охране правопорядка; во-вторых, оба органа имеют общее руководство на уровне МВД России и составляют части единой системы; в-третьих, в результате взаимодействия увеличивается эффективность работы по обеспечению безопасности личности; в-четвертых, их деятельность осуществляется в рамках единого административно-территориального деления.
Управление на транспорте МВД России по ЦФО, в целях обеспечения общественного порядка на территории Центрального федерального округа и выработки дополнительных механизмов по профилактике правонарушений и преступлений, ведет совместную работу с органами законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, общественными формированиями правоохранительной направленности.
В связи со спецификой своей деятельности и территорией оперативного обслуживания, определенными приказом МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания», не является субъектом, осуществляющим проверки органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Также УТ МВД России по ЦФО не обладает правом
выносить предписания данным органам власти. Руководители УТ МВД России по ЦФО участвуют в работе некоторых совещательных органов:
♦ Межведомственной антитеррористической комиссии г. Москвы;
♦ Межведомственной антитеррористической комиссии Московской области;
♦ Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
♦ Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Московского транспортного региона;
♦ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав1.
ГУТ МВД России, Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» подготовлен, утвержден и реализован «План проведения совместных межведомственных мероприятий по профилактике травматизма граждан на объектах транспортной инфраструктуры на 2019 г.».
Также взаимодействие сотрудников полиции с другими государственными органами с целью уменьшения травматизма на транспорте можно наблюдать на примере деятельности управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу. Сотрудники УТ МВД по СЗФ активно сотрудничают с органами местного самоуправления и органами государственной власти. Совместно с СевероЗападной транспортной прокуратурой, Управлением Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитетом по транспорту г. Санкт-Петербурга, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по г. Санкт-Петербургу проводятся следующие оперативно-профилактические мероприятия: «Безопасный транспорт», «Нелегальный мигрант», «Нелегальный таксист», «Фарватер», «Мак». За прошедший период времени в данном управлении проводились мероприятия, имеющие профилактическую и организационную направленность, нацеленные на уменьшение правонарушений на транспорте. К числу таких мероприятий относятся: заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга; заседание Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга о результатах работы Межведомственной транспорт-
ной комиссии Санкт-Петербурга, направленной на пресечение нарушений действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения в третьем квартале 2018 г., о работе, направленной на снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, произошедших в первом полугодии 2018 г.
Представители УТ МВД России по ЦФО неоднократно выступали на совещаниях при заместителях Мэра г. Москвы и в Московской городской Думе, на заседаниях окружных префектур и районных муниципалитетов, касающихся вопросов профилактики детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта. УТ МВД России по ЦФО совместно с ОАО «РЖД» в Москве организовали встречи сотрудников транспортной полиции и работников железнодорожных организаций. В ходе встреч разрабатываются предложения по профилактике травматизма и правонарушений, совершаемых на объектах транспорта.
Как известно, несовершеннолетние часто оказываются на объектах железнодорожного транспорта. Присутствие их на железнодорожных путях опасно для жизни; важно выявление и удаление безнадзорных детей с объектов транспорта [1, с. 211-215]. В
2017 г. число пострадавших в ДТП с участием подвижного состава составило 205 человек, из которых погибло 66 взрослых и пятеро детей. Кроме того, на объектах инфраструктуры компании за первые три месяца этого года зафиксировано 372 смерти, еще 555 человек травмировано, среди этого числа пострадавших немало и «зацеперов». В 2017 г. в Подмосковье было зафиксировано 45 случаев травмирования на железнодорожном транспорте, 21 из которых со смертельным исходом, из них шестеро «зацеперов»2. В начале
2018 г. на железнодорожной дороге пострадало 47 человек, из них 18 человек погибло. Такие данные озвучили в пресс-службе ОАО «РЖД».
Таким образом, своевременное обнаружение де-тей—важная задача органов внутренних дел и работников транспорта. Объединенными усилиями ежегодно удаляются сотни подростков с железнодорожных путей. Этому способствует межведомственное взаимодействие всех уполномоченных субъектов по профилактике травматизма. Положительной тенден-
1 Постановление Правительства Московской области от 15 октября 2015 г. № 947/39.
2 По данным информационного агентства «ТАСС».
цией является увеличение сотрудничества МВД России с иными органами государственной власти.
Литература
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС «Кон-сультантПлю с».
4. Постановление Правительства от 15 августа 2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Приказ МВД от 28 мая 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2007 г. № 18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Амельчакова В.Н., Дорошенко О.М. К вопросу о профилактике и противодействия правонарушениям несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 211-215.
8. Амельчакова В.Н., Кириллова Г.Н. Формы и принципы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 227-230.
9. Кардашевский В.В. [и др.]. Транспортная безопасность: Учеб. пособие. М., 2014.
10. Пичугин В.А. Организация деятельности линейных органов внутренних дел на железнодорожном транспорте по обеспечению общественного порядка
и безопасности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2014.
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii prinyata vse-narodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Federal'nyy zakon «O politsii» ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Federal'nyy zakon ot 9 fevralya 2007 g. № 16-FZ «O transportnoy bezopasnosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Postanovleniye Pravitel'stva ot 15 avgusta 2018 g. № 943 «Ob utverzhdenii Pravil vzaimodeystviya fede-ral'nykh organov ispolnitel'noy vlasti, organov gosudarst-vennoy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii, organov mestnogo samoupravleniya, sub"yektov transportnoy in-frastruktury i perevozchikov pri proverke informatsii ob ugroze soversheniya akta nezakonnogo vmeshatel'stva na ob"yekte transportnoy infrastruktury i (ili) transportnom sredstve» // SPS «Konsul'tantPlyus».
5. Prikaz MVD ot 28 maya 2015 g. № 381 «Ob organi-zatsii vzaimodeystviya territorial'nykh organov MVD Ros-sii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transporte s inymi territorial'nymi organami MVD Rossii i raz-granichenii ob"yektov operativnogo obsluzhivaniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».
6. Prikaz Ministerstva transporta RF ot 8 fevralya 2007 g. № 18 «Ob utverzhdenii Pravil nakhozhdeniya grazhdan i razmeshcheniya ob"yektov v zonakh povys-hennoy opasnosti, vypolneniya v etikh zonakh rabot, pro-yezda i perekhoda cherez zheleznodorozhnyye puti» // SPS «Konsul'tantPlyus».
7. Amel'chakova V.N., Doroshenko O.M.K voprosu o profilaktike i protivodeystviya pravonarusheniyam ne-sovershennoletnikh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 7. S. 211-215.
8. Amel'chakova V.N., Kirillova G.N. Formy i pri-ntsipy vzaimodeystviya organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii s organami gosudarstvennoy vlasti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4. S. 227-230.
9. Kardashevskiy V.V. [i dr.]. Transportnaya bezo-pasnost': Ucheb. posobiye. M., 2014.
10. Pichugin V.A Organizatsiya deyatel'nosti liney-nykh organov vnutrennikh del na zheleznodorozhnom transporte po obespecheniyu obshchestvennogo pory-adka i bezopasnosti: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2014.