Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права и административно-процессуального права в условиях многоуровневого юридического образования'

К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права и административно-процессуального права в условиях многоуровневого юридического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
юридическое образование / отрасль / административное право / административно-процессуальное право. / legal education / branch / administrative law / administrative procedure law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

Рассматриваются актуальные проблемы административного права и административно-процессуального права как отраслей права, изучаемых в учебных заведениях системы юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOME URGENT PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE LAW AND ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LAW IN A MULTI-LEVEL LEGAL EDUCATION

Considered the actual problems of administrative law and administrative procedure law as branches of law studied in educational institutions of system of legal education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права и административно-процессуального права в условиях многоуровневого юридического образования»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10183 © Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юлия Николаевна Сосновская,

доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: lisenok1214@yandex.ru; Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы административного права и административно-процессуального права как отраслей права, изучаемых в учебных заведениях системы юридического образования.

Ключевые слова: юридическое образование, отрасль, административное право, административно-процессуальное право.

ON THE ISSUE OF SOME URGENT PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE LAW AND ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LAW IN A MULTI-LEVEL LEGAL EDUCATION

Yuliya N. Sosnovskaya,

Associate Professor of the Department of administrative law, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Eleonora V. Markina, Associate professor of the department of administrative law, Candidate of law, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered the actual problems of administrative law and administrative procedure law as branches of law studied in educational institutions of system of legal education.

Keywords: legal education, branch, administrative law, administrative procedure law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права и административно-процессуального права в условиях многоуровневого юридического образования. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):311-5.

Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней и цензов [1].

Образовательные уровни образовательной системы в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Юридическое образование, является составной частью единой российской системы образования. Законодательство Российской Федерации определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, которые координируются через систему органов, управляющих образованием и осуществляющих контроль за содержанием и качеством

образования во всех вузах страны. На практике выделяются несколько направлений юридической подготовки в вузах:

а) общая подготовка юристов широкого профиля, которую можно условно назвать университетско-академической;

б) подготовка юристов широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику и управление;

в) ведомственная подготовка юристов, также предполагающая получение солидного юридического образования, но сориентированного на работу в органах внутренних дел, других правоохранительных системах [2].

Одной из приоритетных отраслей права, изучаемой в юридических вузах всех уровней, является административное и административно-правовое право.

Административное и административно-процессуальное право Российской Федерации представляет собой отрасль правовой системы, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех государственных, национальных и территориальных уровнях.

В настоящее время административное и административно-процессуальное право как отрасль права имеет ряд проблем, разрешением которых продолжительное время занимаются юристы-адми-нистративисты. Если мы вернемся к началу развития административного законодательства в нашей стране, то отметим, что еще 20 лет назад только велся разговор о создании кодифицированного документа, в котором бы содержались все нормы административного права. За прошедшие годы вступил в силу обобщающий закон — Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Однако встали вопросы, связанные с пробелами в нормативно-правовых актах, регулирующих административно-правовую сферу.

Административное и административно-процессуальное право не может и не должно охватывать

все стороны государственной жизни. Сохранение прежних тенденций неминуемо будет приводить к попыткам решения любой проблемы с помощью властного. Там, где вполне обоснованы позиции государства по обеспечению укрепления общественного порядка и законности с учетом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, следует уделить внимание, совершенствованию институтов административного права, усиливая их юридически-властное значение. Вместе с тем было бы абсурдным пытаться, управлять наукой, образованием или культурой, используя в полном объеме те же формы и методы, которые характерны для административно-правовой сферы.

Из этого следует, что предметом административного и административно-процессуального права могут быть общественные отношения, возникающие на основе и в соответствии с законом, в ходе организации органов исполнительной власти, реализации установленных административно-властных полномочий по обеспечению управления государственными объектами и разрешению административных деликтов.

Ограничивая пределы воздействия административного и административно-процессуального права, следует расширять возможные источники в совершенствовании и развитии данной отрасли права. В правотворческой практике наметились тенденции, которые нуждаются в более тщательной научной оценке. Так, стали осуществляться попытки переносить на национальную «почву» многие институты права зарубежных стран. Подобная традиция может иметь благотворное влияние при условии восприятия соответствующих доктрин, идей, культуры, которые могут не просто понять заимствованные нормы права, но и обеспечить их адаптацию, а также формирование правовых привычек и обычаев.

Именно поэтому следует более эффективно использовать конструктивные правовые доктрины и договоры в качестве источников административного права.

Благодаря совершенствованию институтов административного и административно-процессуального права, есть вполне осуществимая возможность не смотреть на данную отрасль как на систему, которая традиционно объяснялась как форма односто-

роннего властного выражения воли государственных органов исполнительной власти и должностных лиц. Более глубокий анализ понятия «воли» убеждает, что существуют условия формирования отрасли не на основе принуждения воли отдельных субъектов, а на основе взаимного согласия, договора с целью установления единых правил для субъектов административного и административно-процессуального права.

Такой подход позволяет развивать административное и административно-процессуальное право не в оперативном режиме, а конструирования связей, в которых заинтересованы субъекты административного и административно-процессуального права.

В административном праве сложились определенные догматические представления, согласно которым принуждение это правило, в контексте наложения взысканий, применения мер ответственности. Иными словами право ничто без аппарата принуждения. Подобная констатация фактов удобна в определенных прикладных целях, но она не объясняет сущности явления, ограничиваясь классификацией формального проявления.

Вступление в правоотношение уже может ограничивать рамки поведения или свободы выбора даже в тех случаях, когда подобное меры делаются в интересах человека.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации содержится версия административной ответственности путем применения административных взысканий в форме ограничения прав и свобод лица (физического, юридического), совершившего административное правонарушение. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации прямо указывает, что административная ответственность выражается в применении наказания [3].

Понимая, что право во всех своих проявлениях не может игнорировать волевое начало, следует различать внутреннюю свободу и внешние формирования требований права, которые могут абстрагироваться от чувственных побуждений индивидуумов. Однако это не может быть правилом, исключающим анализ обстоятельств, имеющих смягчающее (облегчающее) значение, и иных обстоятельств, отражающих характеристику мотивов поведения и иных

качеств человека. Даже в случаях, когда не требуется выявление вины, не следует забывать, что именно осознание вины дает возможность убедиться в «воспитательных» возможностях права.

Форма административно-принудительных требований, представляя субъективно-деятельную способность, может стать актуальным бытием для других и органично войти в ткань общественных отношений, если она имеет и человеческую значимость. Отметим, что меры в виде штрафов, налагаемых в административном порядке, не всегда оказываются эффективными и начинают «терять» свои специфические признаки [4]. Ренессанс товаропроизводителей создает предпочтительные условия для вещественных отношений, вследствие чего разные формы собственности получают равные способы защиты, а типичные рамки административных штрафов начинают «расти» как соответствующая плата за охрану права.

Сохраняются также расхождения по вопросам природы тех или иных санкций. Так, стоит предположить, что штрафы в настоящее время утратили фиксированные размеры и поэтому их трудно признать административными мерами.

Отметим, что в оценке размеров штрафов, а также методики их определения ошибочно искать общую точку зрения. Можно привести примеры из других стран, где размеры штрафов на порядок выше. С позиции теории административного и административно-процессуального права, административно-правовые меры следует различать. В одних случаях меры административного воздействия могут применяться как средство управления, в других — это реакция государства на административное правонарушение, то есть требование выполнить обязательство. Конструктивно оценивая подобные сценарии развития мер административно-правового воздействия, отметим, что потребуется классификация мер в отношении различных лиц. Такая попытка имеется в КоАП Киргизии, где различаются меры административного взыскания, налагаемые на физических и юридических лиц (ст. 45). Но подобная дифференциация не проводится в отношении должностных лиц и других субъектов. При этом имеются в виду не размеры штрафов, а виды взысканий, налагаемых на граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридиче-

ских лиц. Кроме того, такой подход может повлиять на изменение положения КоАП РФ, согласно которому взыскания на физическое лицо не исключают возможности наложения взыскания на юридическое лицо [3, ч. 2 ст. 28].

Обязательность административно-правовых норм проявляется в различных вариантах.

• во-первых, нормы создают правовую возможность быть участником определенных правоотношений.

• во-вторых, участвуя в правоотношениях, субъекты наделяются определенными правами и обязанностями.

• в-третьих, нормы права требуют, «призывают» субъектов к выполнению установленных (нормативными правовыми актами и договорами) обязательств (активная правоспособность).

• в-четвертых, субъекты правомочны требовать соблюдения определенных правил поведения (пассивная правоспособность) и ограничивать эту активность в соответствии с установленными пределами.

• в-пятых, нормы обеспечивают взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, статутное положение которых специализируется на выполнении руководящих и исполняющих (исполнительных) функций.

• в-шестых, императивность административно-правовых норм подкрепляется возможностью применения мер взыскания (ответственности). Свободное освоение ценностей, правил может

органично их «перевести» из мира внешних побуждений во внутренний мир ориентации человека в изменчивой окружающей среде.

В контексте рассматриваемых проблем сценарий развития норм права, отраслей законодательства видится, с одной стороны, в развитии источников права, с другой — в совершенствовании существующих концепций развития человека и личности.

Развитие источников права связано с определенными тенденциями, имеющими место в правовом плюрализме.

Целесообразно отдавать себе отчет в том, что заметно расширяются возможности человека в различных сферах деятельности, где решающая роль принадлежит самотворчеству, а также саморазви-

тию. Таким образом, поиск решения проблемы находится не в противопоставлении общественного государственному, целого (государственного) единичному (отдельному индивидууму). Ответ находится в более глубинных «нишах» социальных отношений — ориентации на гуманистическую или функционально-догматическую концепцию личности и порядок ее (личности) взаимодействия с государством.

Устойчивое развитие государства зависит от форм и методов управленческой деятельности. Различные органы взаимодействуют, обладая различными возможностями, занимая соответствующее место в системе организации государства.

Одним из актуальных вопросов в настоящее время является традиционная классификация форм управления, которая наделена определенными методологическими издержками [5, с. 52].

Если признать, что право непосредственно воздействует на общественные отношения и на волю участников этих отношений, а так же определяет меру свободы и ответственности субъектов отношений, то возникает правомерный вопрос о целесообразности не правовых, а иных форм. Ведь не без основания в качестве форм управления предлагают «программы», государственный заказ и лицензирование. Между тем «программы», государственный заказ и лицензирование можно отнести не к формам, а так же к видам административных производств.

Форма государственного управления преследует вполне определенные цели: навязать свою власть в рамках правовых возможностей [6, с. 223—226]. Т.е. подобное волеизъявление может преследовать решение финансовых и экономических вопросов, но, как правило, уполномоченный орган государства выступает не как собственник, а как административный орган. Из этого следует, что государство является собственником предприятия как вещи, а предприятие является собственником своей продукции, предназначенной для продажи, делает излишней использование конструкции оперативного управления. Следовательно, следует различать формы управления административного уполномоченного органа и собственника.

В последние годы принят ряд важных документов, определяющих порядок подготовки, обсужде-

ния, регистрации и опубликования нормативных правовых актов. Но данная правовая основа практически больше обеспечивала интенсивность роста актов. К сожалению, рост институтов, отраслей законодательства, необходимых суверенному государству, не обеспечен жесткими правилами юридических процедур. Сложившаяся практика подготовки актов не опирается на концептуальные начала и возможность альтернативности проектов. В результате сократилось количество кодексов, которые определяют уровень зрелости отрасли. Имеющиеся указы мало чем отличаются по своей структуре и параметрам правового воздействия от кодексов.

В этой связи целесообразно отметить, что процесс правообразования сопровождается: выявлением юридического мотива в контексте реализации властной воли органа; концептуальным обоснованием предмета регулирования; нормативным оформлением устанавливаемых правил (условий, масштаба, сферы действия); механизмом обеспечения исполнения.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и магистратуре».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4. Правоприменительная практика (Т.Д. Дау-беков, Е.Е. Порохов и др.).

5. Костенников М.В., Куракин А.В., Кононов А.М. и др. Актуальные проблемы административного права. Учебник. Юнити-Дана, 2015.

6. Амельчакова В.Н. Суслова Г.Н. Этапы организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4.

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 2019 г. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Dura lex, sed lex».

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.