Научная статья на тему 'Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. Административное регулирование правонарушений на транспорте'

Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. Административное регулирование правонарушений на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
723
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность на железнодорожном транспорте / полиция / Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. / railway safety / police / Federal service for supervision of transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. Изучаются составы административных правонарушений, связанных с угрозой безопасности на транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES RELATED TO SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT. ADMINISTRATIVE REGULATION OF TRANSPORT OFFENCES

Topical issues related to safety in railway transport are considered. We study the composition of administrative offenses related to the threat to transport security

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. Административное регулирование правонарушений на транспорте»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10255 © Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ

Юлия Николаевна Сосновская,

доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Рецензент: Н.В. Михайленко, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. Изучаются составы административных правонарушений, связанных с угрозой безопасности на транспорте.

Ключевые слова: безопасность на железнодорожном транспорте, полиция, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

TOPICAL ISSUES RELATED TO SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT. ADMINISTRATIVE REGULATION OF TRANSPORT OFFENCES

Yuliya N. Sosnovskaya,

Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Eleonora V. Markina, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Topical issues related to safety in railway transport are considered. We study the composition of administrative offenses related to the threat to transport security.

Keywords: railway safety, police, Federal service for supervision of transport.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте. Административное регулирование правонарушений на транспорте. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):266-9.

Безопасность на железнодорожном транспорте — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от внутренних и внешних угроз. В широком смысле безопасность на железнодорожном транспорте рассматривается как комплекс мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства. В узком смысле эти меры направлены на обеспечение безопасности в области экологии, сохранности перевозимых грузов, предупреждение и пресечение преступлений и адми-

нистративных правонарушений, предупреждение чрезвычайных ситуаций и минимизацию их последствий для граждан.

Безопасность личности обеспечивается посредством правильной и четкой организации деятельности уполномоченных лиц, грамотным правовым регулированием. Все вышеперечисленные факторы помогают предотвращать угрозу кругу лиц, находящихся на объектах транспорта, сохранять их жизнь и здоровье, гарантировать нормальное состояние и функционирование объектов транспорта.

266

Вестник экономической безопасности

№ 4/2019

Основным субъектом, обеспечивающим безопасность на железнодорожном транспорте, является государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Перечень органов государственной власти, обеспечивающих безопасность на железной дороге закреплен в Постановлении Правительства от 15 августа 2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве». К основным органам государственной власти, обеспечивающих безопасность на железной дороге относятся:

• Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности;

• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

• Министерство внутренних дел Российской Федерации;

• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

• Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство);

• Местная администрация [1].

Полиция является одним из основных субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность на железных дорогах. Поэтому на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях в зависимости от штатной численности личного состава, объема работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом состояния преступности и других факторов, влияющих на состояние криминогенной обстановки, создаются линейные отделы органов внутренних дел. Для определения территории и сферы деятельности органов внутренних дел на транспорте Приказом МВД от 28 мая 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с

иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» [2] установлен перечень объектов обслуживаемых полицией.

Однако полиция не наделяется специальными надзорными и контрольными полномочиями в сфере обеспечения транспортной безопасности, а выполняет общие функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, противодействию преступности на объектах транспортной инфраструктуры.

Функции по контролю и надзору в области обеспечения транспортной безопасности выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» [3], осуществляет надзор в сфере железнодорожного транспорта и на метрополитене (также в сфере гражданской авиации, внутреннего водного транспорта, автомобильного, наземного электрического, промышленного). Методами контроля в области транспортной безопасности являются плановые проверки, внеплановые проверки, систематическое наблюдение, досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [4] обеспечение транспортной безопасности, и безопасности на железнодорожном транспорте, в частности, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков. К последним относятся такие крупнейшие железнодорожные перевозчики, как ОАО «РЖД», группа «Н-Транс», «Газпром», ППК, Русская транспортная компания.

Перевозчики вправе возлагать обязанности по обеспечению безопасности на персонал (экипаж) поезда [4, ст. 4]. Таким образом, и проводник, и машинист поезда, и контроллер отвечают за жизнь и здоровье пассажиров. Для правильной организации их работы Приказом Министерства транспорта РФ 19 декабря 2013 г. № 473 утверждены «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузового багажа железнодорожным транспортом» [5].

Кроме того, существует множество памяток и правил безопасности на железной дороге, соблюдение которых должно обеспечиваться самими

гражданами в своих же интересах. Статья 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ закрепляет основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта [6, ст. 21].

Приказ Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2007 г. № 18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» [7] закрепляет правила перехода через железнодорожные пути (осуществляется только в установленных для этого местах и по специально обрадованным для этого переходам) и должное поведение граждан на платформе (не допускается прыгать с платформы на пути, находиться в состоянии алкогольного опьянения, бежать по платформе рядом с приближающимся поездом) [7, разд. 4]. Лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [7, разд. 4, п. 14]. Не за каждое нарушение указанных правил наступает административная ответственность. Несмотря на то, что переход за ограничительную линию не допускается законом, никаких последствий данное действие не несет.

Кодексом об административных правонарушениях Российской федерации предусмотрено несколько составов административных правонарушений на железнодорожном транспорте:

1. Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

2. Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

3. Статья 11.18. Безбилетный проезд [8].

За каждое из деяний Кодексом об административных Российской Федерации происшествиях предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого варьируется от 100 рублей до 5 000 рублей, не исключено также применение предупреждения к лицам, впервые свершившим противоправный поступок. Суммы довольно малы, если учесть, что максимальный размер штрафа для граждан составляет пятьсот тысяч рублей. Только многие заплатили

268__Вестник экономич

слишком большую цену за несоблюдение простых правил, и эта цена — жизнь и здоровье человека.

Проанализировав отчет о деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях [9] за 2018 год, можно сделать вывод, что правонарушения на железнодорожном транспорте составляют не большой процент от общего числа административных правонарушений. Привлечение к административной ответственности по данным статьям не значительное, а число рассмотренных дел в суде не доходит до двухсот. Наибольшее количеств штрафов приходится на безбилетный проезд. В 2017 году общая сумма штрафов ЦППК за безбилетный проезд составила 510 тыс. руб.1

Это не исключает общественной опасности данных деяний. Малое число зафиксированных правонарушений связано с трудностями выявления такого противоправного поведения, что связано с несовершенством административного надзора на транспорте и невозможностью контроля каждого участка железнодорожных путей. Поэтому достаточно высок уровень травматизма, в том числе и смертности, на железнодорожном транспорте. Отрицательной тенденцией является то, что травматизму в наибольшей степени подвержены дети.

Железнодорожные пути — это зона повышенной опасности. С этим связаны особенности организации работы органов внутренних дел и служб транспортной безопасности по предупреждению детского травматизма на железной дороге.

Литература

1. Постановлении Правительства от 15 августа 2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве».

2. Приказ МВД от 28 мая 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и

1 По данным информационного агентства РЖДпартнер.ру

жой безопасности - № 4 / 2019

воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N° 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» [Электронный ресурс]. Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Приказ Министерства транспорта РФ 19 декабря 2013 г. № 473 «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузового багажа железнодорожным транспортом» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

7. Приказ Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2007 г. № 18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗФ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Отчет о деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. Сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 2019 г. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Dura lex, sed lex».

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.