Научная статья на тему 'Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте'

Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1219
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовые акты / регулирование / органы внутренних дел на транспорте / отношения / общественная безопасность. / legal acts / regulation / internal affairs bodies in transport / relations / public safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

Законодатель, принимая новые нормативные правовые акты, порой упускает некоторые аспекты, что приводит к возникновению разногласий или противоречий в законе, регулирующем смежные общественные отношения. Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте — предмет исследования данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ISSUES IN THE LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN TRANSPORT

The legislator, accepting new regulatory legal acts, sometimes misses some aspects and there is a disagreement or contradiction in the law regulating adjacent public relations. Considered problematic issues in the legal regulation of the activities of internal affairs bodies in transport.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10040 © Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ

Юлия Николаевна Сосновская,

доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Законодатель, принимая новые нормативные правовые акты, порой упускает некоторые аспекты, что приводит к возникновению разногласий или противоречий в законе, регулирующем смежные общественные отношения. Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте — предмет исследования данной статьи.

Ключевые слова: правовые акты, регулирование, органы внутренних дел на транспорте, отношения, общественная безопасность.

PROBLEM ISSUES IN THE LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN TRANSPORT

Yuliya N. Sosnovskaya

Associate Professor of the Department of Administrative Affairs of the Department of Internal Affairs,

Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Eleonora V. Markina, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The legislator, accepting new regulatory legal acts, sometimes misses some aspects and there is a disagreement or contradiction in the law regulating adjacent public relations. Considered problematic issues in the legal regulation of the activities of internal affairs bodies in transport.

Keywords: legal acts, regulation, internal affairs bodies in transport, relations, public safety.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Проблемные вопросы в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел на транспорте. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):193-6.

В условиях современной жизни общества постоянно появляются новые институты, возникают общественные отношения, которые требуют создания новой правовой основы для регулирования этих отношений. Законодатель, принимая новые нормативные правовые акты, порой упускает некоторые аспекты и возникают разногласия или противоречия в законе, регулирующем смежные общественные отношения. Еще с середины XX в. тема юридических коллизий пробудила научный интерес; тогда

же появилось и несколько подходов к понимаю термина «коллизия».

В советский период один из первых ученых ад-министративистов Н.Г. Александров раскрыл понятие «коллизии юридических норм». По его мнению, «коллизией юридических норм» считается ситуация, когда по решению одного и тоже же вопроса, орган, решающий соответствующие дела, встречается с наличием нескольких норм, расходящихся по содержанию.

Пробел в нормативно-правовом регулировании — это отсутствие норм закона и норм подзаконных актов.

Следует отметить, что в советском праве термин «пробел в праве», как правило, не употреблялся. Говорилось об отсутствии нормы, регулирующей данные или сходные с ними отношения. Связано это с тем, что советское право считалось совершенным и превосходящим всякое другое не только по своей сущности, но и по своей эффективности, адекватности объективной реальности. В связи с этим считалось, что всякие проблемы, связанные с отсутствием определенных норм, быстро устраняются советскими законодателями.

Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы представляют собой своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.

Коллизии и пробелы в различных нормативных актах, кодексах являются актуальной проблемой юриспруденции. Безусловно, сфера органов внутренних дел на транспорте не является исключением.

Органы внутренних дел на транспорте — это организационно-самостоятельная система органов внутренних дел, созданная для обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном, речном и морском каботажном транспорте. Условно ее называют «транспортной полицией», но включает это понятие, как полицейские, так и не полицейские подразделения.

Основными структурными подразделениями МВД России по обеспечению безопасности на транспорте являются линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Регулирует деятельность этих подразделений Приказ МВД России от 15.06.2011 № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном

отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте», в соответствии с которым, основной задачей территориальных органов МВД России на транспорте является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

При всей схожести органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел, их организация и осуществление функций имеют определенные отличия.

Во-первых, деятельность органов внутренних дел на транспорте реализуется в рамках одной отрасли на четко определенных объектах.

Во-вторых, осуществление этих функций протекает в условиях постоянно действующих на объектах транспорта производственных факторов. Это круглосуточная работа вокзалов, аэропортов, беспрерывные потоки пассажиров, концентрация товарно-материальных ценностей и другие факторы, которые, проявляясь в самых разнообразных сочетаниях, неожиданно изменяют оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий подразделений органов внутренних дел на транспорте.

В-третьих, отсутствие в ряде случаев возможности получить вовремя необходимую помощь, совет предопределяют в работе этих органов широкое применение типовых вариантов действий и управленческих решений.

Поэтому действия сотрудников полиции в подобных ситуациях должны быть доведены до автоматизма, естественно они должны опираться только на нормативные правовые акты, созданные для реализации отношений в сфере органов внутренних дел на транспорте.

В условиях современной жизни общества постоянно появляются новые институты, возникают общественные отношения, которые требуют создание новых законов, для регулирования этих отношений.

Законодатель, принимая новые законы, порой упускает некоторые аспекты, в результате чего возникают разногласия и противоречия в законе, регулирующем смежные общественные отношения.

В целом, под правовым регулированием деятельности органов внутренних дел следует понимать целенаправленное юридическое воздействие

на общественные отношения, являющееся формой актуализации правоохранительной деятельности органов внутренних дел и осуществляемое с целью обеспечения законности в тех проявлениях общественной жизни, которые составляют сферу приложения их правоохранительных возможностей.

Отличительная черта деятельности ОВД на транспорте состоит в том, что она регулируется не одной, а многими правовыми нормами, которые относятся к разным отраслям права — административного, уголовно-процессуального и т.д.

Однако на органы внутренних дел на транспорте распространяются лишь некоторые правовые нормы каждой из отраслей права, а именно те, которые регулируют сферу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Для объективной оценки эффективность действующего законодательства, был проведен комплексный анализ, в результате которого было установлено, что к основным факторам, характеризующим состояние правового регулирования деятельности органов внутренних дел на транспорте, следует отнести: наличие необходимой правовой базы, недвусмысленность формулировок используемых правовых норм, их коллизионность, эффективность влияния на работу органов внутренних дел на транспорте.

Сотруднику органов внутренних дел на транспорте приходится пользоваться нормативно-правовыми актами разных уровней и направленности, которых на данный момент насчитывается около 72, т.к. законодатель не вводит термин «органы внутренних дел на транспорте» ни в Конституцию, ни в Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

Однако гарантии, содержащиеся в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф31 имеют значения для эффективной работы данных подразделений. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 46 ФЗ «О полиции» «сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка на железнодорожном, водном или воздушном транспорте имеет право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах об-

служиваемого им объекта (участка) без приобретения проездных документов только при выполнении указанных обязанностей». Несмотря на установленные требования Закона, ни в нем самом, ни в других нормативных правовых актах содержание понятия «служебные обязанности по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка» не раскрывается, тем самым законодатель дает возможность произвольного толкования.

Нельзя обойти вниманием отдельные противоречия и пробелы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, имеющих значение для четкого определения компетенции органов внутренних дел на транспорте в области административной юрисдикции. Так, непонятно то, что в главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» параллельно действуют две статьи — ст. 11.3.1 «Нарушение требований авиационной безопасности» и ст. 11.15.1 «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности», предусматривающие ответственность за одинаковые правонарушения. Речь идет о том, что среди требований, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 11.15.1, есть и требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40.

Однако право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1, предоставлено только органам, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Таким образом, подразделения органов внутренних дел на транспорте фактически не могут влиять на соблюдение предприятиями транспорта требований транспортной безопасности, в том числе порядка обеспечения антитеррористической защищенности объектов, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел.

Динамика развития отношений в транспортном комплексе в целом и в правоохранительной деятельности в частности обусловила появление новых, не урегулированных нормативными правовыми актами, форм, методов, направлений и аспек-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тов взаимодействия. В частности, за пределами ведомственного правового регулирования все еще остаются многие вопросы организации взаимодействия между территориальными и транспортными органами внутренних дел по профилактике правонарушений, а также иными субъектами, обеспечивающими транспортную безопасность — органами прокуратуры, суда и юстиции. Обязанность по обеспечению сохранности грузов на объектах железнодорожного транспорта на органы внутренних дел на транспорте ни одним нормативным правовым актом непосредственно не возложена, однако, реализация большинства функций органов внутренних дел на транспорте связана с осуществлением ими оперативно-служебной деятельности. Борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры, а также оперативно-профилактическая работа по борьбе с хищениями перевозимых грузов и другими правонарушениями напрямую связаны с выявлением, пресечением, раскрытием и профилактикой противоправных деяний, связанных с хищением либо уничтожением имущества соб-

ственников, находящегося на территориях оперативного обслуживания ОВД на транспорте.

Проведя анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность ОВД на транспорте, можно сделать вывод о том, что она является далеко не совершенной.

Как справедливо отмечает Ю.В. Степаненко, «органы внутренних дел на транспорте как обособленная институированная подсистема обладает весьма усеченным правовым статусом, элементы которого рассредоточены по нормативным правовым актам разного уровня и направленности. Устранение юридических коллизий и пробелов — одно из направлений повышения эффективности правового регулирования деятельности органов внутренних дел на транспорте. Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел на транспорте должно происходить на основе мониторинга и комплексной проверки нормативной правовой основы деятельности ОВД на транспорте, что позволит более эффективно решать задачи охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта».

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 2019 г. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Dura lex, sed lex»).

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.