Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
медиаобразвание / медиакультура / медиатексты / медиаинформация / школьники / медиасфера / media education / media culture / media texts / media information / schoolchildren / media sphere

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очкин А.С.

В работе изучены перспективы развития школьного медиаобразования, отмечены основные тенденции по его развитию и реализации. Отмечены основные мероприятия, повышающие медиапотенциал школьников. Изучены приоритетные направления по развитию медиакомпетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS SCHOOL MEDIA EDUCATION

The paper examines the prospects for the development of school media education, highlights the main trends in its development and implementation. The main activities that increase the media potential of schoolchildren are noted. Priority directions for the development of media competence have been studied.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Очкин А.С.

Международный инновационный университет (г. Сочи, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в работе изучены перспективы развития школьного медиаобразования, отмечены основные тенденции по его развитию и реализации. Отмечены основные мероприятия, повышающие медиапотенциал школьников. Изучены приоритетные направления по развитию медиакомпетентности.

Ключевые слова: медиаобразвание, медиакультура, медиатексты, медиаинформация, школьники, медиасфера.

21 век - это эпоха глобального информационного общества, где активно используются медиа-ресурсы по всему миру. Медиакультура, с её разнообразными формами и методами, распространяется повсеместно, помогая каждому человеку осваивать окружающий мир. Для правильного понимания медиатекстов, особенно молодёжью, и для успешной навигации в информационном пространстве, необходимо овладеть навыками восприятия информации. В этом помогает медиаобразование.

Поскольку учащиеся проводят значительное время в образовательных учреждениях, получая полезную информацию зачастую с помощью медиа, целесообразно интегрировать и развивать медиаобразовательную работу в школьном обучении. [1] В современном социокультурном контексте одной из главных задач медиаобразования, направленного на изучение закономерностей СМИ, является развитие медиакомпетентности: умения «читать» и «декодировать» медиатексты, выявлять и анализировать различные проблемы,

содержащиеся в медиаинформации, а также развитие критического, творческого и образного мышления и эстетической культуры. Дополнительное образование, как часть системы образования и воспитания, ориентировано на выбор и освоение школьниками дополнительных образовательных программ.

В последнее время в этой сфере появляются интересные и полезные инновации, направленные на организацию досуга большого числа школьников с помощью медиаобразования. [3] В системе дополнительного образования медиапедагогические традиции развиваются в рамках кружков, студий и клубов. На сегодняшний день основными формами социокультурной медиаобразовательной работы являются медиаклубы, факультативы, студии, кружки и другие различные виды объединений.

Анализ работ, исследований таких авторов, как С.Н. Пензин, А.В. Федоров, О.А. Баранов показал, что одна наиболее распространенным видом осуществления данного направления является медиаклуб, а в структуру медиаклубного движения входят: кинематографический материал, использование всевозможной современной медиатехники. Основными формами работы являются не только просмотр художественных фильмов, но и их обсуждение в форме дискуссий, викторин, творческих и игровых заданий.

Таким образом, медиаклуб для школьников - это одна из актуальных и перспективных форм медиаобразовательной работы, основанной на сильной методической базе и опыте работы. На сегодняшний день медиаклубы имеет большие образовательные, развивающие возможности, позволяющие совершенствовать знания, вырабатывать культуру освоения медийного пространства, развивать социальную активность. Приоритетные направления работы в медиаклубах направлены на развитие способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности каждого студента, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности личности, подлинного эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду.

Для успешной медиаобразовательной работы в учреждениях дополнительного образования применяются различные методики и технологии. [2] Само понятие "технология" определяется как совокупность основных характеристик и элементов процесса производства продукта, что означает оптимально выстроенную последовательность использования средств воздействия на предмет труда для достижения необходимых результатов в определённый срок.

Приоритетные задачи медиаобразования школьников в учреждениях дополнительного образования включают формирование критического мышления через наглядное использование медиатекстов в преподавании учебных предметов и их интеграцию с медиаобразованием, изучение практики современных медиа и создание собственных медиатекстов.

Медиаобразовательные занятия традиционно строятся на основе комплекса творческих заданий, направленных на решение основных задач медиаобразования: обучение грамотному чтению медиатекстов, развитие способностей к восприятию и аргументированной оценке информации, формирование самостоятельности суждений, критического мышления, предпочтений и эстетического вкуса, интеграция знаний и умений, получаемых на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

Например, в процессе медиаобразовательных занятий с использованием аудиовизуального материала продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических мини-сценариев. Для их подготовки используются различные художественные средства, которые затем воплощаются в постановках собственных фильмов и телепрограмм. В ходе реализации сценарных разработок можно организовать ситуативные игры, такие как "Биржа труда" (подбор кандидатур на роли телеведущих, актёров, репортёров), "Теленовости" (конкурс ведущих, подготовка материалов для новостных выпусков), "Репортаж с места событий" (развитие умения

интерпретировать информацию), "Рекламная пауза" (создание рекламных роликов) и "Ток-шоу" (создание авторских ток-шоу).

Раскрытие творческого потенциала школьников осуществляется и в процессе просмотра и анализа фрагментов медиатекстов, определения их жанровой специфики, обсуждения достоинств и недостатков, рецензирования медиаматериала. Это позволяет не только выявить эстетические и художественные предпочтения аудитории, но и способствовать более полноценному медиавосприятию и развитию эстетического вкуса.

Просмотр и коллективное обсуждение фильмов и телепередач создают атмосферу диалога, свободного обсуждения, способствуют развитию критического мышления и аргументированной оценки медиаинформации. В процессе медиаобразовательной работы дети и подростки должны получать новые знания, которые помогают им достичь более высокого и осознанного уровня восприятия и понимания медиаинформации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранов, Олег Александрович. Медиаобразование в школе и вузе : Учеб. пособие / О.А. Баранов, М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. -Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. - 85;

2. Пензин С. Н. Медиаобразование и уроки воспитания // Медиаобразование. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-i-uroki-vospitaniya (дата обращения: 10.06.2024);

3. Федоров, Александр Викторович (1954-). Медиаобразование: история, теория и методика [Текст]: [монография] / А. В. Федоров. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 708 с

Ochkin A.S.

International Innovation University (Sochi, Russia)

DEVELOPMENT PROSPECTS

SCHOOL MEDIA EDUCATION

Abstract: the paper examines the prospects for the development of school media education, highlights the main trends in its development and implementation. The main activities that increase the media potential of schoolchildren are noted. Priority directions for the development of media competence have been studied.

Keywords: media education, media culture, media texts, media information, schoolchildren, media sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.