Научная статья на тему 'Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза: возможности реализации'

Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза: возможности реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викторовна

Рассматриваются возможности и перспективы использования медиаобразования в работе современного учителя и преподавателя вуза. Автором представлены основные направления, организационные формы медиаобразования, реализуемые в системе отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза: возможности реализации»

УДК 378.147

И. В. Челышева

Таганрогский институт имени А. П. Чехова, Таганрог

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙКОМПОНЕНТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Рассматриваются возможности и перспективы использования медиаобразования в работе современного учителя и преподавателя вуза. Автором представлены основные направления, организационные формы медиаобразования, реализуемые в системе отечественного образования.

Ключевые слова: медиа; медиакультура; медиаобразование; медиакомпетентность.

Медиаобразование приобретает особое значение в деятельности современных педагогов, призванных не только вооружать школьников и студентов необходимым набором знаний и умений, но и координировать их межличностные отношения в коллективе и в обществе в целом, осуществлять анализ влияния семьи, микросреды на развитие личности и на этой основе производить подбор оптимальных форм и методов учебно-воспитательной работы. Проблеме медиаобразования педагогов посвящены работы многих отечественных исследователей (Е. А. Бондаренко, Е. Л. Вартановой, Я. Н. За-сурского, Ю. Н.Усова, А. В. Федорова, И. В. Че-лышевой и др.).

Специфика работы школьного и вузовского педагога состоит в том, что он находится в постоянном тесном контакте со своими воспитанниками. Путем длительного наблюдения на лекциях, уроках, в совместной внеучебной деятельности и т. д. он целенаправленно изучает личностные особенности каждого ученика и студента, оказывает им помощь в решении возникающих жизненных проблем. В связи с этим нельзя не учитывать все возрастающую роль ме-диаинформации в жизни каждого современного школьника и студента, образующей социокультурную среду и предопределяющей формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и критической автономии личности [7. С. 67].

Медиаобразование призвано помочь учащимся и студентам адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать произведения медиакультуры и т. п. В разные годы проблеме медиаобразования подрастающего поколения были посвящены исследования О. А. Баранова, И. В. Вайсфельда, М. И. Жаб-ского, Л. С. Зазнобиной, И. С. Левшиной, Ю. М. Лотмана, С. Н. Пензина, Г. А. Поличко,

А. В. Спичкина, Ю. Н. Усова, А. В. Федорова, А. В. Шарикова и др.

В деятельности современного школьного и вузовского педагога медиаобразование может быть реализовано в нескольких направлениях: интегрированном, специальном или факультативном.

Интегрированное направление предполагает включение медиаобразовательных компонентов в предметы учебного цикла. Если еще несколько лет назад элементы медиаобразо-вания включались, преимущественно, в предметы гуманитарного цикла, такие как литература, история, то в последние годы все чаще педагоги включают медиаобразование и в изучение химии, биологии, физики и т. д. Интеграция медиаобразовательных компонентов признается одним из самых перспективных направлений медиаобразования, так как позволяет использовать различные инновационные подходы к преподаванию предметов, включать в ход урока или лекции интерактивные элементы с использованием фрагментов произведений медиакультуры и т. д.

Существует специальное направление, предполагающее изучение основ медиаобра-зования в рамках учебных планов и программ (спецкурсы, семинары, лекции и т. д.). Данное направление в нашей стране получило свое развитие в высшем профессиональном педагогическом образовании благодаря открытой и официально зарегистрированной учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ специализации 03.13.30 «Медиаобразование». Первым вузом страны, начавшим подготовку медиапедагогов в рамках данной специализации с 2002 года, стал Таганрогский государственный педагогический институт [4. С. 49]. Целью специализации «Меди-

аобразование» является подготовка медиаком-петентных педагогов, способных полноценно использовать медиа в учебно-воспитательном процессе. Среди специальных дисциплин, изучаемых студентами, - «История медиакуль-туры», «Теория медиа и медиаобразования», «Технология медиаобразования в школе и вузе», «Социология медиакультуры», «История медиаобразования» и т. д. Позже, с переходом на новые образовательные стандарты, ме-диаобразовательный компонент был включен в вариативную часть подготовки бакалавров и магистрантов.

Медиаобразовательные занятия со студентами неизменно строятся с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и требований к составляющим образовательного процесса. Учебные курсы медиаобразовательной тематики включают изучение теоретического материала, а также практические занятия, реализация которых предполагает активное использование творческих и игровых заданий на медиаматериале [9]. В результате изучения медиаобразовательных курсов будущие педагоги не только приобретают необходимые теоретические знания, но и учатся использовать эти знания в процессе педагогической практики: разрабатывают и апробируют циклы занятий кино- или видеоклубов, юнкоровских кружков, факультативов по меди-аобразованию для всех возрастных категорий школьников, используя полный арсенал методов медиаобразования: словесных, наглядных, репродук—тивных, исследовательских, эвристических, проблемных, игровых.

Подготовка студентов к медиаобразователь-ной деятельности включает не только просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиа-произведений; выполнение групповых и индивидуальных игровых, творческих заданий; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов и т. д.) [10. С. 73].

Особое значение в контексте изучения ме-диаобразования имеет развитие аналитических способностей, так необходимых современным студентам. Просмотры и коллективные обсуждения экранных медиатекстов (фильмов, телепередач, интернетных сайтов) способствуют созданию творческой атмосферы на занятиях, развитию критического мышления и умению аргументированно оценивать медиаинформа-

цию, активизируют познавательный потенциал студентов. Выполнение данного вида заданий позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиапредпочтения студентов, но и способствовать более полноценному медиавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории [8. С. 70].

Полученные знания и приобретенные в процессе прохождения педпрактики практические навыки работы со школьной аудиторией на материале медиа студенты демонстрируют в ходе конкурсных презентаций медиаобразова-тельных проектов. Этот вид работы позволяет осуществлять сравнительный анализ студенческих разработок, способствует выявлению наиболее перспективных медиаобразовательных моделей и направлений для реализации в условиях современного российского образования.

Работа студентов педагогических направлений подготовки неразрывно связана с различными социально-педагогическими структурами - школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами, социальными приютами, детскими оздоровительными центрами и т. д. Поэтому их подготовка к осуществлению медиаобразовательной деятельности направлена на максимальное использование потенциальных возможностей произведений ме-диакультуры в организации различных досуго-вых и социально-педагогических мероприятий: конкурсов, игровых программ, ролевых, импровизационных и сюжетных игр на медиаматериа-ле с учащимися разных возрастов [6. С. 85].

Для организации дальнейшей продуктивной работы со школьниками студенты в процессе медиаобразования занимаются разработкой занятий, накапливают методический материал, участвуют в тренинговых занятиях. Эта работа реализуется в творческих мастерских, на практических и семинарских занятиях и направлена на развитие способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности каждого студента, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности педагога, его эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. В связи с этим основные методические приемы медиаобразования с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы нацелены на активизацию творческой деятельности на материале медиа, направлены на развитие полноценного восприятия медиапроизведений.

Факультативное медиаобразование осуществляется в школах, вузах, учреждениях дополнительного образования и реализуется в кружках, студиях, клубах и т. д.

Все более значимые перспективы у современного медиаобразования намечаются в системе дополнительного образования. Учитывая, что школьной программой не предусмотрены специальные медиаобразовательные уроки, наиболее распространенным направлением медиаобразования являются внеурочные виды занятий. Соответственно, в настоящее время основными организационными формами осуществления социокультурной деятельности на материале произведений медиакультуры выступают медиаклубные, факультативные, студийные, кружковые и др. объединения.

Дополнительное образование представляет собой составную часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированную на свободный выбор и освоение школьниками дополнительных образовательных программ [2. С. 76]. В системе дополнительного образования развиваются интересы детей к самостоятельной творческой деятельности, осуществляются важные для подрастающего поколения адаптационные процессы, позволяющие жить в современном обществе, проявляя свои способности, чему способствует реализация социальной, рекреативной и досуговой функции, которые выполняют учреждения ДО. Именно в данной сфере в последние годы появляются интересные инновации, касающиеся организации досуга школьников средствами и на материале произведений медиакультуры, в числе которых - ме-диаклубные объединения.

Как известно, «клуб может функционировать как самостоятельное образовательное учреждение и как детское общественное объединение (например, кружок по интересам и пр.)» [2. С. 122]. Самодеятельные клубы, к которым относят и медиаклубы, создаются в образовательных учреждениях, как, например, в школе или в клубах по месту жительства.

Методика работы современных медиа-клубов описана в работах таких исследователей, как О. А. Баранов, Е. В. Мурюкина, С. Н. Пензин, А. В. Федоров и других. Анализ исследований по проблемам функционирования современного медиаклуба позволяет заключить, что структура медиаклубного движения значительно изменилась. Кроме кинематографического материала, на кото-

ром строилась деятельность киноклубов, современные медиаклубы широко используют возможности различной медиатехники: DVD, видео, компьютеров и т. д.

Среди основных форм работы современных медиаклубов - не только просмотры высокохудожественных фильмов, но и дискуссии, конкурсные программы, викторины, выполнение творческих и игровых заданий на медиамате-риале и т. д. [3. С. 128]. Современные медиа-клубы являются центрами досуга и развития не только школьников и студентов, но и людей более старших поколений. Таким образом, ме-диаклуб является сегодня одой из перспективных форм медиаобразования, имеющей сложившуюся методическую базу и большой опыт работы с различными категориями населения.

Кроме киноклубных и медиаклубных объединений, факультативное медиаобразование осуществляют школьные и вузовские факультативные занятия. Факультатив, как известно, представляет собой форму обучения, направленную на «расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей. Факультативные занятия проводятся по специальным программам, организуются по выбору и желанию учащихся» [1. С. 158].

Первые факультативы на медиаматериале (преимущественно-кинематографическом) в отечественной школе появились в начале 70-х годов ХХ века. Они были призваны способствовать полноценному восприятию киноискусства, учили анализировать фильм как художественное целое, формировали зрительскую культуру школьников и т. д.

Первая факультативная программа по кинообразованию «Основы киноискусства» увидела свет еще в 1974 году [3. С. 130]. Данный факультативный курс являлся частью системы эстетического образования и опирался на основные положения эстетики (содержание и форма, сюжет, композиция и т. д.), на основы изобразительного искусства, театра, музыки. Основной задачей кинообразовательных факультативов являлось «научить школьников ориентироваться в современном киноискусстве и ру-ководствоваться при оценке экранного произведения правильными эстети-ческими критериями, способствовать развитию творческих способностей, мышления, воображения, пытливости учащихся» [8. С. 72]. В программу были включены различные виды творче-

ских заданий: сравнение сценария и фильма, этюды-рассказы о событиях, происходящих в фильме от имени одного из героев, свой вариант финала фильма, составление сценария фрагментов, конкурс рецензий, викторины, конкурсы, экскурсии на киностудии, выпуск стенгазет, встречи-конференции, посвященные мастерам кинематографа и т. п.

Работа с фильмами в киноклубах и кинофакультативах строилась следующим образом: учащимся предлагались проблемные вопросы перед просмотром фильма, который затем обсуждался в ходе дискуссии после сеанса. Также использовались такие формы работы, как комментированный просмотр, рецензирование фильмов, выполнение игровых и творческих заданий и др.

В современных социокультурных условиях перед медиаобразовательными факультативами открываются большие образовательные и развивающие возможности. Они позволяют совершенствовать знания школьников и студентов как в предметных областях, так и в области медиа, способствуют выработке культуры освоения медийного пространства, развивают социальную активность. Кроме того, в процессе факультативных занятий аудитория получает возможность развивать собственную индивидуальность, самостоятельность мышления, способности, медиавосприятие, умения интерпретировать и анализировать медиатексты, получать новые знания о медиакультуре в целом.

Одной из актуальных форм организации педагогической деятельности на материале ме-диакультуры продолжают оставаться студии и кружки, объединения по интересам.

Медиаобразование в работе кружков и студий - одно из традиционных направлений в нашей стране: первые такие объединения начали возникать еще в первой половине ХХ века. Например, объединения по интересам на материале кинематографа являлись одной из форм кинообразования в 20-30-е годы ХХ века. Кружки юных кино- и фотолюбителей активно создавались при школах, Дворцах пионеров и школьников, в учреждениях дополнительного образования, станциях Юных техников и т. д. Кроме работы над фильмами-хрониками в кружковых объединениях была организована и кинопросветительская работа: лекции, кинорейды, выставки и т. д.

Детское кинотворчество стало популярным видом внешкольного образования. Работа над кинолентами требовала от детей разнообразных знаний, причем не только кинематографи-

ческих, но и технических, литературных, искусствоведческих и т. п.

В 50-е годы на базе кинокружков открылись первые детские киностудии. В то же время довольно острым оставался вопрос о квалифицированных руко—водящих кадрах для детских кружков и любительских киностудий. Нехватка квалифицированных кадров особенно остро ощущалась в сельских и отдаленных районах. Их подготовкой занимались специально открывшиеся факультеты и отделения при институтах искусств и культуры, не в полной мере удовлетворявшие запросы кинолюбительского движения. В такой ситуации большие надежды возлагались на факультеты общественных профессий, имевшихся во многих вузах, в том числе и педагогических (Красноярск, Москва, Ленинград, Таганрог и т. д.) [8. С. 79].

До начала 90-х годов Союз кинематографистов представлял отечественное кинолюбительское движение в Международном союзе непрофессиональных кинематографистов, входившем в состав Комитета по кино и телевидению ЮНЕСКО. Профсоюзные организации оказывали активную поддержку кинолюбительству, но с распадом Советского Союза эта поддержка фактически сошла на нет.

С переходом на новые видеотехнологии кинолюбительство в нашей стране стало вновь возрождаться. В работе современных кружков, как правило, используются не только медиао-бразовательные возможности такого искусства, как кино, но и возможности других медиа: фотографии, прессы, Интернет.

Школьники, занимаясь в таком кружке, учатся не просто «читать» ту информацию, которая передается автором произведения ме-диакультуры, но и понимать, оценивать художественные и эстетические достоинства того или иного медиапроизведения, отношение автора работы к тому, что изображено на экране и т. д. Обсуждение медиапроизведений (любительских и профессиональных) развивает способности к восприятию и аргументированной оценке медиаинформации. Кроме того, в процессе кружковых занятий учащиеся могут обобщить знания, получаемые на уроках. Например, знания по химии (изучая процесс проявки, печати фотопленки), истории (при знакомстве и обсуждении фотографий, кинофильмов, созданных по мотивам исторических событий или материалы хроники), литературы (сочиняя истории к той или иной фотографии, телепрограмме, кинофильму) и т. д.

Личность, как известно, развивается в деятельности, и чем богаче и содержательнее будет эта деятельность, тем больше возможностей создается для становления социально ценных отношений подрастающего поколения к явлениям окружающей действительности, развития их самосознания, самовоспитания духовных потребностей. В этих условиях чрезвычайно важным для подрастающего поколения становится определение путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющее в полной мере использовать современные педагогические технологии и способствующее реализации максимальной самостоятельности в различных видах образовательной, социальной, культурной и др. видах деятельности. Именно поэтому медиаобразова-тельный компонент все активнее включается в деятельность педагогов как школы, так и вуза.

Итак, необходимость подготовки педагогов школ и вузов к осуществлению деятельности на материале произведений медиакультуры обусловлена велением времени. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных студентом знаний или количестве усвоенной информации, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях, осуществляя поиск, отбор и анализ информации. Поэтому в настоящее время педагогам для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимы не только знания по теории и методике преподавания учебных предметов, педагогике и психологии, но и умения работать с медиаинформацией. Иными словами, современный педагог должен быть медиакомпетентным, то есть владеть умениями осмысления, критического анализа, выявления эстетического и художественного значения медиатекстов, определения их потенциальных возможностей для образования, развития и воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. -176 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. -527 с.

3. Федоров, А. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетент-ность» [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева. - М.: МОО «Информация для всех», 2012. - 614 с.

4. Федоров, А. В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ [Текст] / А. В. Федоров, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина. - Таганрог: Изд-во ТИ имени А.П. Чехова, 2015. - 184 с.

5. Челышева, И. В. Анализ произведений аудиовизуальной медиакультуры: теория и практика [Текст] / И. В. Челышева. - Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. - 440 с.

6. Челышева, И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Текст] / И. В. Челышева. - Таганрог: НП «Центр развития личности», 2009. - 320 с.

7. Челышева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпе-тентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов [Текст] / И. В. Челышева. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 264 с.

8. Челышева, И. В. Развитие российского медиаобразования во второй половине ХХ -начале XXI века: теория, методика, практика [Текст] / И. В. Челышева. - М: МОО «Информация для всех», 2016. - 207 с.

9. Челышева, И. В. Современные стратегии развития отечественной медиапрактики: создание проектов на материале медиакульту-ры [Электронный ресурс] / И. В. Челышева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - № 2. - URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-2 (дата обращения 12.09.2016).

10. Челышева, И. В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2016. - № 1. - С. 71-77.

THE MEDIA EDUCATION COMPONENT IN THE SCHOOL TEACHERS AND HIGH SCHOOL: POSSIBILITY OF IMPLEMENTATION

Chelysheva I. V, Chekhov Taganrog Institute, Taganrog, ivchelysheva@yandex.ru

The article discusses the possibilities and prospects for the use of media in the modern teacher and university lecturer. The author presented the main directions, the organizational forms of media education implemented in the system of national education.

Keywords: media, media culture, media education, media competence.

References

1. Kodzhaspirova, G. and Kodzhaspirov, A. (2003) Pedagogicheskiy slovar [=Teaching vocabulary], Moscow, Academy. 176 p. (In Russ.).

2. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar (2009) [=Teaching encyclopaedic dictionary], Moscow, Great Russian Encyclopedia, 527 p. (In Russ.).

3. Fedorov, A., Levitskya, A., Chelysheva, I. and Muryukina, E. (2012) Nauchno-obrazovatelnyiy tsentr «Mediaobrazovanie i mediakompetentnost» [=Research and Education Center "Media Education and Media Competence"], Moscow, Information for All, 614 p. (In Russ.).

4. Fedorov, A., Chelysheva, I. and Muryukina, E. (2015) Mediaobrazovatelnyiy komponent v real-izatsii magisterskih programm [=Media Educational component in the implementation of the master's programs], Taganrog, Publishing House TI named A. Chekhov, 184 p. (In Russ.).

5. Chelysheva, I. (2011) Analiz proizvedeniy audiovizualnoy mediakulturyi: teoriya i praktika [=Analysis of the works of audiovisual media culture: theory and practice], Saarbrucken (Germany), Lambert Academic Publishing, 440 p. (In Russ.).

6. Chelysheva, I. (2009) Metodika i tehnologiya mediaobrazovaniya v shkole i vuze [=Technique and technology of media education in schools and universities], Taganrog, NP "Center of personality development", 320 p. (In Russ.).

7. Chelysheva, I. (2013) Nauchno-obrazovatelnyiy tsentr «Mediaobrazovanie i mediakompetentnost»: rabota so shkolnyimi uchitelyami i prepodavatelyami vuzov [=Research and Education Center "Media Education and Media Competence": work with school teachers and university professors], Moscow, Direct Media, 264 p. (In Russ.).

8. Chelysheva, I. (2016) Razvitie rossiyskogo mediaobrazovaniya vo vtoroy polovine XX- nachale XXI veka: teoriya, metodika, praktika [=The development of Russian media education in the second half of XX - beginning of XXI century: the theory, methodology, practice], Moscow, Information for All, 207 p. (In Russ.).

9. Chelysheva, I. (2016) Sovremennyie strategii razvitiya otechestvennoy mediapraktiki: sozdanie proektov na materiale mediakulturyi [=Modern development of the national strategy mediapraktiki: Building projects on media culture material], in: Crede Experto: transport, obschestvo, obrazovanie, yazyik [=Crede Experto: transport, society, education, language], no. 2, available at: http://ce.if-mstuca. ru/index.php/2016-2, accessed 12.09.2016. (In Russ.).

10. Chelysheva, I. (2016) Strategii razvitiya rossiyskogo mediaobrazovaniya: traditsii i innovatsii [=Strategy of development of Russian media education: tradition and innovation], in: Mediaobrazovanie [=Media Education], no. 1, pp. 71-77. (In Russ.).

Челышева Ирина Викториновна - кандидат педагогических HayK, доцент, заведyющий кафедрой педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт имени А. П. Чехова, филиал Ростовского государственного экономического университета, Таганрог.

ivchelysheva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.