Научная статья на тему 'Актуальность медиакомпетентности'

Актуальность медиакомпетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОНОГРАФИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березуцкая Д. О.

Данная статья направлена на изучение монографии И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной, опубликованной в 2014 году. Материалы, представленные авторами в монографии, обоснованы с теоретической точки зрения. Также они находят подтверждение в их практической деятельности во время аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами, в рамках курсов повышения квалификации учителей и преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность медиакомпетентности»

Книжная полка

Актуальность медиакомпетентности

Д. О. Березуцкая

преподаватель кафедры лингвистического образования,

Южный Федеральный университет

darya75@yandex. ru

Ключевые слова: монография, медиаобразование, развитие критического мышления, студенты, преподаватели вузов, методика проведения медиаобразовательных занятий.

Аннотация: Данная статья направлена на изучение монографии И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной, опубликованной в 2014 году. Материалы, представленные авторами в монографии, обоснованы с теоретической точки зрения. Также они находят подтверждение в их практической деятельности во время аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами, в рамках курсов повышения квалификации учителей и преподавателей вузов.

Bookshelf Actuality of Media competence

D.O. Berezutskaya

Keywords: monograph, media education, the development of critical thinking, students, University professors, methodology of media education classes.

Abstract: This article is aimed at studying the monograph I.V.Chelysheva and E.V. Murukina published in 2014. The materials presented by the authors of the monograph, justified from a theoretical point of view. Also they are confirmed in their practical activities in the classroom and extracurricular activities with students, courses of improvement of qualification of teachers and University lecturers.

В 2014 году вышла монография представителей таганрогской школы медиаобразования под руководством А.В. Федорова - И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной «Развитие медиакомпетентности: работа со студентами и преподавателями вузов». В аннотации авторы указывают, что материалы данного издания могут быть полезны преподавателям высшей школы, учителям, студентам вузов, аспирантам, магистрантам, исследователям в области педагогики и медиаобразования, а также кругу читателей, которые интересуются проблемами медиакультуры и медиаобразования.

Медиапедагогами рассматриваются вопросы развития

медиакомпетентности студентов и преподавателей вузов с позиций методологии, методических и технологических приемов. Примечательно, что авторами раскрываются не только теоретические аспекты проведения медиаобразовательных занятий, но и практический опыт на примере работы медиаклуба в Таганрогском государственном педагогическом институте. В дополнение к описанию собственного опыта И.В. Челышева и Е.В. Мурюкина представляют читателям программу «Основы медиаобразования и медиакомпетентности», предназначенную для учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, а также методические материалы для учителей, работников дополнительного образования, воспитателей с описанием медиаобразовательных заданий для школьников.

Структура монографии состоит из двух глав. В первой раскрываются основные теоретические подходы к понятию медиакомпетентности; проблемы развитиямедиакомпетентности студентов: основные тенденции и подходы; охарактеризованы основные перспективы развития медиакомпетентности преподавателей вузов. Во второй главе представлены материалы об основных методических положениях развития медиакомпетентности; характеризуется процесс развитиямедиакомпетентности студентов и преподавателей через специфику работы с аудиовизуальными и печатными медиатекстами; раскрываются практические аспекты развития медиакомпетентности в ходе занятиймедиаклуба.

И.В. Челышева и Е.В. Мурюкина указывают, что «медиаобразовательные занятия со студентами включают изучение теоретического материала, а также практические занятия, реализация которых предполагает активное использование творческих и игровых заданий на медиаматериале. В результате изучения медиаобразовательных курсов будущие педагоги не только приобретают необходимые теоретические знания, но и учатся использовать эти знания в процессе педагогической практики: разрабатывают и апробируют циклы занятий кино- или видеоклубов, юнкоровских кружков, факультативов по медиаобразованию для всех возрастных категорий школьников, используя полный арсенал методов медиаобразования: словесных, наглядных, репродуктивных, исследовательских, эвристических, проблемных, игровых. Подготовка будущих педагогов включает не только просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений; выполнение групповых и индивидуальных игровых, творческих заданий; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов и т.д.)» [Челышева..., 2014, с. 35 - 36].

Авторами отмечается, что медиаобразовательные занятия способствуют развитию аналитических способностей, так необходимых будущим педагогам. «Просмотры и коллективные обсуждения экранных медиатекстов (фильмов, телепередач, интернетных сайтов) способствуют созданию творческой атмосферы на занятиях, развитию критического мышления и умению

аргументированно оценивать медиаинформацию, активизируют познавательный потенциал студентов. Выполнение данного вида заданий позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиапредпочтения студентов, но и способствовать более полноценному медиавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории» [Челышева, 2009, с. 70].

Одной из оценочных форм, характеризующих уровень полученных знаний и приобретенных в процессе прохождения педпрактики практических навыков работы со школьной аудиторией на материале медиа, для будущих педагогов становятся конкурсные презентации медиаобразовательные проекты. Мы согласны с точкой зрения авторов, что использование этих форм позволяет осуществлять сравнительный анализ студенческих разработок, способствует выявлению наиболее перспективных медиаобразовательных моделей и направлений для реализации в условиях современного российского образования.

И.В. Челышева и Е.В. Мурюкина постоянно подчеркивают взаимосвязь работы будущих педагогов с различными социально-педагогическими структурами - школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами, социальными приютами, детскими оздоровительными центрами и т.д. «В условиях современного вуза их подготовка к осуществлению медиаобразовательной деятельности должна быть направлена на максимальное использование потенциальных возможностей произведений медиакультуры в организации различных досуговых и социально-педагогических мероприятий: конкурсов, игровых программ, ролевых, импровизационных и сюжетных игр на медиаматериале с учащимися разных возрастов» [Челышева..., 2014 с. 67].

При разработке медиаобразовательных занятий авторы учитывают не только на современные тенденции, но и отечественный опыт. Так, ими отмечается, что разработка методики работы медиаклубов описана в работах таких исследователей как О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов, А.В Федоров и других. Ретроспективный анализ исследований по проблемам современного медиаклуба, позволяет И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной подойти к выводу, согласно которому «структура медиаклубного движения значительно изменилась: кроме кинематографического материала, на котором строилась деятельность киноклубов, современные медиаклубы широко используют возможности различной медиатехники: DVD, видео, компьютеров и т.д. Среди основных форм работы современных медиаклубов - не только просмотры высокохудожественных фильмов, но и их обсуждения, дискуссии, конкурсные программы, викторины, выполнение творческих и игровых заданий на медиаматериале и т.д. Современные медиаклубы становятся центрами досуга и развития школьников, студентов и людей старших поколений. Таким образом, медиаклуб является сегодня одной из перспективных форм медиаобразования» [Челышева., 2014, с. 38 - 39].

Кроме киноклубных и медиаклубных объединений, факультативное медиаобразование осуществляют школьные и вузовские факультативные занятия. Первые факультативы на медиаматериале (преимущественно-кинематографическом) в отечественной школе появились в начале 70-х годов ХХ века. Они были призваны способствовать полноценному восприятию киноискусства, учили анализировать фильм как художественное целое, формировали зрительскую культуру школьников и т.д.

Первая факультативная программа по кинообразованию «Основы киноискусства» увидела свет еще в 1974 году. «Данный факультативный курс являлся частью системы эстетического образования и опирался на основные положения эстетики (содержание и форма, сюжет, композиция и т.д.), на основы изобразительного искусства, театра, музыки. В программу были включены различные виды творческих заданий: сравнение сценария и фильма, этюды-рассказы о событиях, происходящих в фильме от имени одного из героев, свой вариант финала фильма, составление сценария фрагментов, конкурс рецензий, викторины, конкурсы, экскурсии на киностудии, выпуск стенгазет, встречи-конференции, посвященные мастерам кинематографа и т.п.» [Челышева, 2006, с. 130].

Методика работы с фильмами на кинофакультативахпредполагала следующие компоненты: ведущий выступал со вступительным словом пред аудиторией, формулировал проблемные вопросы перед просмотром фильма, который затем обсуждался в ходе дискуссии после сеанса. Также использовались такие формы работы, как комментированный просмотр, рецензирование фильмов, выполнение игровых и творческих заданий и др.

Мы разделяем точку зрения И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной [Челышева..., 2014] о том, что в современных социокультурных условиях перед медиаобразовательными факультативами открываются большие образовательные и развивающие возможности. Они позволяют совершенствовать знания школьников и студентов, как в предметных областях, так и в области медиа, способствуют выработке культуры освоения медийного пространства, развивают социальную активность.

Еще одной актуальной формой организации педагогической деятельности на материале медиакультуры остаются студии и кружки, объединения по интересам. Исторический анализ, приведенный в монографии [Челышева., 2014], позволяет утверждать, что медиаобразование в работе кружков и студий - одно из традиционных направлений в нашей стране: первые такие объединения начали возникать еще в первой половине ХХ века. Например, объединения по интересам на материале кинематографа являлись одной из форм кинообразования в 20-е - 30-е годы ХХ века. Кружки юных кино- и фотолюбителей активно создавались при школах, Дворах пионеров и школьников, в учреждениях дополнительного образования, станциях Юных техников и т.д.

В процессе эволюционного развития современное медиаобразование ставит перед собой не только цель - развития эстетических чувств аудитории, но и

развитие самостоятельного, творческого критического мышления. И.В. Челышева и Е.В. Мурюкина отмечают, что в настоящее время существует ряд трактовок понятия «критическое мышление».В процессе их анализа они выделили интерпретацию, которая, по мнению авторов, наиболее близко подходит к понятию критического анализа произведений медиакультуры: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» [Темпл, Мередит, 1997].

Итак, неотъемлемым компонентом медиакомпетентности личности стало умение критически осваивать медиапространство, окружающее человека (в том числе - умение давать самостоятельную оценку медиаинформации, критически анализировать произведения медиакультуры). Медиапедагоги [Челышева., 2014] отмечают, что в последние годы в российском медиаобразовании появляется все больше авторов - Е.А. Бондаренко, Л.С.Зазнобина, Е.В. Мурюкина, Е.А.Столбникова, А.В. Федоров, А.В. Шариков, И.В. Челышева и др., рассматривающих проблему развития критического мышления в медиаобразовательном контексте. В монографии авторы опираются на мнение профессора А.В.Федорова [Федоров, 2009], согласно которому критическая автономия личности (вне зависимости от общественного авторитета медийного источника) обеспечивает «ее критический анализ и понимание медиатекста, основанного на высоких уровнях «информационного», «мотивационного», и перцептивного» показателей. Именно поэтому процесс анализа произведения медиакультуры в практике медиаобразования не осуществляется в отрыве от остальных форм работы, предполагающих развитие остальных показателей медиакомпетентности.

И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной доказывается (как на теоретическом, так и на практическом уровне), что развитию критического мышления способствует «адекватный отбор медийной информации, ее полноценное восприятие, интерпретация и творческое применение. И если говорить о развитии медиакомпетентности современного педагога, то одной из важных задач в его подготовке к организации медиаобразовательного процесса выступает изучение основ развития критического мышления, методы и технологии которого нашли широкое применение в процессе занятий со студенческой аудиторией» [Челышева., 2014, с. 34].

В ходе анализа И.В. Челышева и Е.В. Мурюкина подходят к выводу о том, что процесс подготовки педагогов к медиаобразовательной деятельности включает теоретическое изучение и апробацию на практических занятиях

основных методов критического мышления. При этом под критическим анализом медиатекстаони понимают мыслительный процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных частей и элементов в контексте личной, социокультурной и авторской позиции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умение группировать факты, свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны изучаемого медиапроизведения, его внутреннюю структуру.

В монографии указывается, что задания для аудитории, опирающиеся на анализ медиатекста, позволяют «открыть новые стороны аналитического процесса, связанные с развитием умения противостоять

манипулятивномувоздействию, которое присутствует во многих медиатекстах как аудиовизуальных, так и печатных. В ходе просмотра/чтения и обсуждения фильма, телепередачи, статей различных жанров и т.д. осуществляется его критический анализ с точки зрения того, насколько достоверной можно считать ту или иную информацию.

Таким образом, данная монография опирается как на теоретическое осмысление И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной (с опорой на труды отечественных и западных медиапедагогов) проблем развития критического мышления в современной образовательной системе, так и на собственный медиаобразовательный опыт, реализуемый в разных аудиториях. Представленные методики развития критического мышления, адаптированные к медиаобразовательным целям, могут быть полезны преподавателям высшей школы.

Литература

Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: учеб. пособие для вузов / отв. ред. А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.

Стил Дж.Л., Мередит К.С., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. М.: Изд-во Ин-та "Открытое Общество", 1997. 90 с.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М., 2007. 615 с.

Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд. ТГПИ, 2009. 320 с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Развитие медиакомпетентности: работа со студентами и преподавателями вузов. Таганрог. 2014.

References

Chelysheva, I.V. Technique and technology of media education in school and University.Taganrog, 2009.320 p.

Chelysheva, I.V. Theory and history of Russian media education. Taganrog: Publishing house Kuchma, 2006. 206 p.

Chelysheva, I.V., Murukina, E.V. Development of media competence: work with students and University teachers. Taganrog. 2014.

Fedorov, A.V. Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities.M., 2007.615 p.

Murukina, E.V., Chelysheva, I.V. Development of critical thinking of students of pedagogical universities in the framework of the specialization "media education": textbook. manual for universities / resp. editor A.V. Fedorov. Taganrog: Publishing house Kuchma, 2007. 162 p. Steele, J.L, Meredit, K.S., Temple, C.S., Walter. S. Foundation for critical thinking. Moscow: Publishing house of Institute "Open Society", 1997. 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.