УДК 340
А.И. Чурсанова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТА КАК СУБЪЕКТА РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются актуальные аспекты реформирования отечественного законодательства, регулирующего российский рынок рекламы, в свете развития информационно-постиндустриальной экономики в век влияния СМИ, классифицируемой, как четвертой ветви власти. Целью работы является анализ правовых пробелов при осуществлении государственного контроля рекламы в сети интернет и иных медийных групп, классификации которых не содержит действующее законодательство.
Автор данного исследования предлагает квалифицировать интернет пространство как ведущую площадку рекламораспространения, выделить понятия новых субъектов рекламы, ранее не попадаемых под законодательный контроль рекламной деятельности в связи с отсутствием в законе квалификации их предпринимательской деятельности, урегулировать работу социальных сетей как распространителей рекламы, усовершенствовать механизм контроля за неправомерной рекламой в сети интернет.
Проанализированы тенденции дальнейшего развития административного регулирования рекламной деятельности в России. Выделены основные несовершенства механизмов выявления неправомерной рекламы и непроработанность саморегулирования рекламной деятельности.
Ключевые слова: интернет контент, реклама, СМИ, государственный контроль, блогеры, digital-маркетинг, правовой контроль, новеллы.
Современный человек все реже смотрит телевизор, слушает радио, читает прессу, отдавая предпочтение стремительно прогрессирующей глобальной сети. Интернет-шеШа захватывает свою аудиторию широкой доступностью информационного потока в любой точке мира на любом языке, привлекая возможностью выбора многосторонних источников, транслирующих неограниченное количество контента без фильтров и цензуры.
Беспрепятственное распространение информации на огромной скорости является не только положительным фактором, влияющим на глобализацию, но и предметом развития современных интернет-угроз в совокупности с частыми нарушениями действующего законодательства.
Сегодня, официальная численная аудитория Рунета уже боле 86,2 миллионов пользователей, ее стремительный рост и омоложение ведет к динамичному развитию рынка инновационного пространства, создавая безграничные возможности для бизнеса и экономики в целом, что в свою очередь определяется триггером к совершенствованию нормативно-правовой базы, формированию уникальных подходов и стратегий государственного урегулирования (рис. 1).
Отечественное законодательство в сфере интерактивного информационного оборота берет потребность еще в постсоветский период, когда только зарождается 1Т, отображаясь чаще в общих документах, которые содержат предпосылки к стратегиям в области развития российского кластера сети интернет. Спустя десятилетия развиваются государственные программы, совершенствуются законодательные акты, задающие вектор преодоления международного цифрового неравенства, однако до сих пор остается много правовых дефектов осложняющих правоприменение и государственный контроль данной деятельности.
© Чурсанова А.И., 2017
Научный руководитель: Казачкова Земфира Мухарбиевна
- профессор, МГИМО МИД РФ, Россия.
Рис. 1. Численная аудитория рунета
Данное пространство особенно интересно для рекламного предпринимательства, в период кризисных спадов прослеживалась динамика снижения бюджетов на размещение традиционной рекламы, и это привело к развитию дешевого и эффективного интернет-маркетинга, который по данным Parks Associates составляет серьезную конкуренцию традиционным каналам рекламы, что по дальнейшим прогнозам вышеупомянутого источника, приведет к их полному вытеснению с рынка.
Внедрение современных технологий на рекламный рынок привело к культу слежения за человеком в сети - за социальными данными, потребительскими предпочтениями, статистикой поисковых запросов и интернет покупок, за его покупательской способностью. Такой формат рекламы прямого действия как СРА (оплата за действие in eng. - click per action) склоняет посетителя сети к выполнению желаемого действия для рекламодателя (переход по ссылке, чтение сайта, предварительная покупка), часто навязыванием выполнения этого действия, или приувеличением характеристик продаваемого товара или услуг, что противоречит ФЗ №135 «О защите конкуренции», вводя потребителя в заблуждение при транслировании такой рекламы.
Оффлайновая реклама (смс, ммс) отходит в прошлое, сменяясь мобильным real-time bidding - рекламой на мобильном устройстве с использованием всех имеющихся данных на лицо, на которое она направленна в конкретное время и в конкретном месте. Встает вопрос, как и когда это лицо, пользователь данного девайса, дал свое согласие на обработку персональных данных, на слежку и на трансляцию рекламного контента?
Perfomance - маркетинг уже классический инструмент любого браузера, который позволяет успешно отслеживать маршрут передвижения по сети и геолокации (трекинговый геотрекинг) следящий за передвижением месторасположения пользователя.
Еще десятилетие назад формат рекламы можно было разделить на медийную и контекстную, для трансляции которых использовались такие устройства как теле, радио, интернет и прочие баннерные и печатные комплексы. На данный момент мы можем проследить прогрессию развития рекламы, перешедшей из линейной плоскости к трехмерному пространству (рис. 2.). Прогрессируя, каждая среда требует особого государственного контроля и инновационного нормативно-правового регулирования, и рынок интернет-маркетинга не исключение.
Особую категорию среди рекламораспространителей выделяют так называемые «блогеры» (in eng. «blog»- личный дневник), а блогер это человек который ведет личный дневник в социальной сети и имеет значительную аудиторию читателей.
В российском правовом поле данное понятие и статус блогера, закрепились сравнительно недавно, в 2014 году благодаря дополнению внесенным №97- ФЗ в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», данный закон de jure обязывает блогера пройти регистрацию в Роскомнадзор и наделяет субьекта гражданской журналистики всеми правами и обязанностями СМИ.
Переход от линейной плоскости к трехмерному пространству.
ФОРМАТ
УСТРОЙСТВО
СПОСОБ ПРОДАЖИ
Рис. 2. Формат рекламы
Однако если более детально исследовать судебные решения, принятых по данной статье (статья 10.2), то можно обнаружить 6 решений за три года судебной практики, что может наводить на мысль о том, что механизм применения нормы недееспособен. Четыре из которых приняты по делам о защите деловой репутации, два по иску надзорных органов в ограничении права доступа к информации экстремистского характера. В выносимых решениях суд часто не признавал статус блогеров у Ответчиков, то ссылаясь на наличие юридического лица, что противоречит понятию? описанному в законе, то на отсутствие определенного количества подписчиков, что свидетельствует о неприменимости статьи 10.2 Закона «Об информации». Другой проблемой в применении данной новеллы явилась невозможность установления личности гражданина, который ведет тот или иной блог. Не смотря на то что закон обязывает к указанию почтовой информации, реальных данных субъекта, инструмента выполнения данного требования норма права пока не содержит, это осложняется также и тем, что большинство социальных ресурсов, являются иностранными элементами и наше законодательство об информации на данный момент не адаптировано в международно-правовом аспекте, у таких субъектов появляется возможность не выполнять предписания и нормы отечественного права.
Итак, ч.5 ст. 10.2 Закона «Об информации» поддается игнорированию, за что не предусмотрена ответственность. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции лишь за отказ в предоставлении информации в Роскомнадзор, но как уже выяснилось ранее данная статья не применима, о чем также свидетельствует статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2014-2016 о том, что данная норма нарушению не подлежала. Автор делает вывод о практической бессмысленности «закона о блогерах», юридической необеспеченностью применения данных норм. Данная правовая недееспособность, затрудняет механизм исчисления налогообложения рекламной деятельности блогеров и привлечения к ответственности за распространение незаконного рекламного контента.
На сегодняшний день существуют следующие нормативно - правовые акты регулирующие отношения в информационно- рекламном пространстве:
1. Федеральный Закон № 149 (27.07.2006) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (фундаментальный документ, направленный на регулирование сети Интернет в России);
2. Федеральный Закон №2 97 (05.05.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
3. Федеральный Закон № 139 (20.07.2012) «О защите детей от запрещенной информации» \ создание «Единого реестра запрещённых сайтов;
4. Федеральный Закон № 187 (02.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (функция блокировки ресурсов, содержащих информацию, нарушающую авторское право, по требованию правообладателя;
5. Федеральный Закон № 264 (13.07.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (14.06.15) Регламентируют «право на забвение», предписывая с 01.01.16 поисковым ресурсам сети Интернет, удалять недостоверную, распространяемую с нарушением нормы права информацию о гражданах по их требованию.
6. Федеральный Закон № 97 (05.05.14) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
7. Указ Президента РФ №179 (22.02.92) «О видах продукции (работ\услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»
8. Федеральный закон №38 (13.03.2016) «О рекламе»
9. Федеральный закон № 2300-1 (07.02.1992) «О защите прав потребителей»
ЧУРСАНОВА АЛЕНА ИГОРЕВНА - магистрант, МГИМО МИД РФ, Россия.