Научная статья на тему 'Историко-правовой анализ защиты прав граждан в сети Интернет'

Историко-правовой анализ защиты прав граждан в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Интернет / киберпреступность / виртуальная валюта / информация / информационный посредник / защита прав. / Internet / cybercrime / virtual currency / information / information intermediary / protection of rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Е. В.

В Интернете можно достаточно часто столкнуться с нарушением права человека на достоинство, которое является одним из фундаментальных личных прав, закрепленных в Основном законе страны. Для защиты чести и достоинства человека в юриспруденции используются Гражданский и Уголовный кодексы, по которым личное достоинство и честь относятся к классу личного нематериального имущества каждого человека. В соответствии с гражданским законодательством, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет Главной причиной нарушения прав в сети Интернет является легкость распространения информации. Публикация различных сведений в сети Интернет считается относительно новым способом обнародования тех или иных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE PROTECTION OF CITIZENS ' RIGHTS ON THE INTERNET

On the Internet, one can often encounter violations of the human right to dignity, which is one of the fundamental personal rights enshrined in the Basic law of the country. To protect the honor and dignity of a person, the Civil and criminal codes are used in jurisprudence, according to which personal dignity and honor belong to the class of personal intangible property of each person. According to the civil legislation if the data discrediting honor, advantage or business reputation of the citizen, appeared after their distribution available in the Internet, the citizen has the right to demand removal of the corresponding information, and also refutation of the specified data in the way providing bringing of refutation to users of the Internet The main reason for the violation of rights on the Internet is the ease of dissemination of information. The publication of various information on the Internet is considered a relatively new way of disclosing certain data.

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ защиты прав граждан в сети Интернет»

УДК 346.2

Воскресенская Е.В.

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого», Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10863 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Voskresenskaya E.

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE PROTECTION OF CITIZENS ' RIGHTS ON THE

INTERNET

Аннотация

В Интернете можно достаточно часто столкнуться с нарушением права человека на достоинство, которое является одним из фундаментальных личных прав, закрепленных в Основном законе страны. Для защиты чести и достоинства человека в юриспруденции используются Гражданский и Уголовный кодексы, по которым личное достоинство и честь относятся к классу личного нематериального имущества каждого человека. В соответствии с гражданским законодательством, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет

Главной причиной нарушения прав в сети Интернет является легкость распространения информации. Публикация различных сведений в сети Интернет считается относительно новым способом обнародования тех или иных данных.

Abstract

On the Internet, one can often encounter violations of the human right to dignity, which is one of the fundamental personal rights enshrined in the Basic law of the country. To protect the honor and dignity of a person, the Civil and criminal codes are used in jurisprudence, according to which personal dignity and honor belong to the class of personal intangible property of each person. According to the civil legislation if the data discrediting honor, advantage or business reputation of the citizen, appeared after their distribution available in the Internet, the citizen has the right to demand removal of the corresponding information, and also refutation of the specified data in the way providing bringing of refutation to users of the Internet

The main reason for the violation of rights on the Internet is the ease of dissemination of information. The publication of various information on the Internet is considered a relatively new way of disclosing certain data.

Ключевые слова: Интернет, киберпреступность, виртуальная валюта, информация, информационный посредник, защита прав.

Keywords: Internet, cybercrime, virtual currency, information, information intermediary, protection of rights

Долгое время в Российской Федерации отсутствовали правовые нормы, непосредственно направленные на регулирование отношений в сети Интернет. Контроль деятельности пользователей в виртуальном пространстве Российской Федерации начался с принятия Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который вступил в силу 27.07.2006 года (далее - Закон об информации) [1]. Закон об информации сейчас содержит основные определения, его нормы относятся к любой отраслевой принадлежности отношений в сети Интернет. За годы существования Закон об информации претерпел существенные изменения. Например, в последнее время он был дополнен рядом определений интернета как такового. Кроме того, за последние несколько лет ужесточились ограничения размещения информации в киберпространстве. Добавлена процедура досудебной и внесудебной блокировки Интернет-ресурсов, размещающих данные, относящиеся к категории «информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Например, Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ, или так называемый «антипиратский закон» ограничил получение доступа к информации, размещенной с нарушением авторских прав. Он не коснулся фото и изображений, в то время как «пиратские» видео- и аудиозаписи были массово удалены из общего доступа [2].

Если говорить о том, как развивалось законодательство РФ в области верификации и защиты персональных данных в сети Интернет, можно вспомнить в первую очередь Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-Федеральный закон «О персональных данных» [3]. В нем было уделено особое внимание трансграничной передачи данных, возможное в связи с особенностями архитектуры сети Интернет. 6 апреля 2011 года был принят Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», решающий вопросы идентификации пользователей интернета. Электронная (цифровая) подпись представляет собой реквизит документа, позволяющий подтвердить авторство документа или, например, аккаунта в криптовалютном сервисе [4].

«шушетим-^шгмаьжвш,^» / .ЮМБРЯГОБЖЕ

Также в 2015 году произошли изменения, касающиеся требований по обработке персональных данных российских граждан с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. В связи с глобальностью сети и возможностью коммуникаций по всему миру актуален вопрос идентификации пользователей.

Переломным моментом в существовании Закона об информации стал 2015 год. Именно в это время были установлены две новые категории участников отношений в виртуальном пространстве: блогеры и организаторы распространения информации в сети Интернет. К каждой из этих категорий были определены и подробно расписаны требования. Детальный список обязательств этих участников виртуальных взаимодействий описан в Федеральном законе от 05 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5], а также в отдельных законодательных актах РФ, призванных упорядочить информационный обмен с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Целенаправленное регулирование отношений пользователей в сети Интернет неразрывно связано с регулированием отношений, касающихся использования информации в принципе. Поэтому законодательство, описывающее нормы отношений участников коммуникации в киберпространстве, рассматривает, в том числе, и вопросы охраны прав на интеллектуальную собственность. Лицензирование услуг связи также взаимосвязано с деятельностью в сети Интернет, благодаря техническим условиям построения сетей.

В Российской Федерации имеется и обширная судебная практика по общим вопросам охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит Главу 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», которая включает ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» [6], ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей». Особенное внимание в этой главе уделено критериям применения российского законодательства к иностранным компаниям, действующим через сеть Интернет. Требования были разработаны Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, отражают подходы к разрешению проблемы юрисдикции, связанной с деятельностью таких компаний. Проблема присутствия иностранных компаний в информационном пространстве РФ меняет отношение к действию закона в пространстве и по кругу лиц, позволяет сформировать свежий взгляд на устоявшиеся положения теоретико-правового знания.

Рассмотрим последние законы, касающиеся интернета и информации, принятые в 2014 - 2018 годах. 5.05.2014 г. был принят «Закон о блогерах»,

175

обязывающий авторов сайтов, блогов и других Интернет-ресурсов с посещаемостью более 3 тысячи пользователей в сутки регистрироваться в Роском-надзоре и соблюдать определенные требования. Полное название - Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [5]. Роскомнадзор вел реестр блоге-ров - при обнаружении ресурса с вышеуказанной посещаемостью направлял автору уведомление о необходимости внесения данных в список. Блогеры стали иметь обязательства по поводу публикуемого контента, как и СМИ. Нельзя было публиковать материалы, связанные с пропагандой терроризма, порнографию, экстремистские высказывания, нецензурную брань и.т.д.

С 29 июля 2017 г. федеральным законом № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «утратили силу законодательные нормы, регулировавшие деятельность блогеров. Так, признаны утратившими силу ст. 10.2 закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п. 2 ст. 1 закона № 97-ФЗ от 05.05.2014 г. «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Закон был отменен из-за неэффективности: слишком большое число блогеров попадает под описание и сложно производить над ними контроль, также отсутствовало конкретное наказание.

С 1.01.2016 на территории Российской Федерации действует закон о «праве на забвение». Официальное полное название закона - «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». В соответствии с этим законом пользователи могут скрывать неактуальную или ложную информацию о себе из поисковых систем, отправив запрос. Данные при этом останутся в интернете, их можно будет найти по конкретной ссылке, но в органической выдаче поисковика информации не будет. Правило не распространяется на поиск в социальных сетях. Для удаления информации из поисковых систем можно проконсультироваться с РОЦИТ (Региональный общественный Центр интернет-технологий) - данная общественная организация следит за исполнением закона. В обращении к поисковой системе для удаления сведений нужно указать контактную информацию, свои паспортные данные, ссылки на страницы, которые хотите удалить, причины удаления. Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных.

Закон о «праве на забвение» не предполагает удаление информации о доходах госслужащих и недвижимости чиновников. Нельзя удалить из сети информацию об отбывании наказания в тюрьме. Невозможно удаление информации о других людях. Если поисковая система отказывает в удалении информации, можно попробовать удалить ее через суд, однако сначала нужно получить официальный отказ. С 1.01.2017 г. стали актуальны поправки в Налоговом Кодексе, касающиеся вычета за пользование интернетом для иностранных компаний. Зарубежные фирмы, предоставляющие услуги через интернет, должны платить наш НДС. В п. 4 п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса РФ теперь указано, что место предоставления услуг соответствует месту пребывания клиентов.

1.01.2017 г. вступил в силу закон, утверждающий новые обязанности для крупных новостных аг-регаторов [7]. Теперь агрегаторы с посещаемостью более 1 млн. пользователей в сутки в России, должны:

- проверять достоверность сведений, которую предоставляют новостные источники, не имеющие лицензии СМИ;

- хранить распространяемую информацию и данные о первоисточниках на протяжении 6 месяцев;

- сотрудничать с РКН и удалять недостоверные сведения по требованию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

С 1.06.2017 г. новые ограничения коснулись аудиовизуальных сервисов (сайтов, информационных систем, веб-страниц, некоторых программ). Изменения связаны с поправками в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», они ограничивают возможность владения иностранцев этими сервисами. Юристы расходятся во мнениях, как именно трактовать этот закон. Наиболее распространенная точка зрения такова: если российская аудитория ресурса более 50%, иностранных капиталовложений может быть и более 20%. Если же российская аудитория составляет менее 50%, то иностранцы могут владеть до 20% акций сервиса, большая часть акций может быть приобретена по договоренности [8, с. 97].

Сервисы, попадающие под этот закон, обладают следующими признаками:

- высокая посещаемость (более 100 тыс. пользователей в рунете);

- платный доступ, либо обязательный просмотр рекламы на ресурсе;

- использование для показа аудиовизуальных продуктов;

- основная аудитория на территории РФ.

Онлайн-кинотеатры должны быть зафиксированы Роскомнадзором, на сервисе нужно установить программы для подсчёта посещаемости. РКН обозначает семь счётчиков, необходимых для установки. Это «Яндекс.Метрика», Ыу^Шегпй, «Рам-блер/Топ-100», «Рейтинг@таЛ.т», «Спутник», Ме&аБСоре, HotLog [9, 140].

С 1.07.2017 предприятия должны иметь он-лайн-кассу. Современные кассы передают фискальные данные налоговой службе в онлайн-режиме. Закон касается и организаций, и частных предпринимателей. Касса должна быть официально зарегистрирована. Однако, если фирма находится в местах с плохой связью, либо ее отсутствием, требовать от владельца зарегистрировать онлайн-кассу никто не будет. Незаконная обработка персональных данных теперь наказывается большим штрафом. С 1.07.2017 г. штрафы за данное правонарушение выросли в три, а в некоторых случаях и в четыре раза. До этого юр лица наказывались за незаконную обработку ПД в соответствии со статьей 13.11 КоАП, назначался штраф до десяти тысяч рублей по одному составу правонарушения. Сейчас составов может быть до семи, а штраф может вырасти до 75 тыс. руб.

РКН представил документ, в котором описывается, как следует юридическим лицам работать с персональными данными.

01.11.2017 г. начали действовать поправки к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещающие анонимайзерам и VPN-сервисам предоставлять пользователям доступ к страницам ресурсов, заблокированным в России [10]. Реестр таких страниц ведется Роскомнадзором. Анонимай-зеры и VPN--сервисы должны подключаться к нему в течение тридцати рабочих дней после получения уведомления и блокировать запрещенные в РФ ресурсы в течение трех рабочих дней со дня получения доступа. При нарушении запрета владелец сервиса получает блокировку, которая начинает действовать спустя сутки с момента принятия такого решения РКН [11, с. 230]. Если же сервис подключился к ФГИС и стал выполнять требования закона, блокировка снимается в течение суток с момента получения уведомления. Закон относится и к поисковым системам - теперь им нельзя показывать ссылки на запрещённые ресурсы. Не распространяется данная поправка на операторов государственных информационных систем, органов местного самоуправления. Ограничение не касается случаев, когда круг пользователей определен владельцем VPN, доступ предоставляется для технических целей (например, для банков).

01.01.18 г. вступил в силу закон о телемедицине [12]. В рамках этого закона медицинские работники могут консультировать в онлайн-режиме по Skype. Учитывается такой порядок услуг: первый прием должен происходить очно, при этом врач осматривает пациента и назначает лечение. Следующие приемы могут назначаться по видеосвязи, в ходе них специалист может выписывать рецепты и наблюдать за состоянием пациента. Предполагается, что после принятия данного закона медицинская помощь станет доступнее и проще. С 1.01.2018 вступил в силу закон о безопасности объектов КИИ (критической информационной инфраструктуры) [13, с. 211]. Он должен способствовать защите от хакерских атак, от которых

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#24I4®),2@19 / JURI SPRUDENCE

могут пострадать не только ПК, но и системы жизнеобеспечения городов или стран.

К объектам критической информационной инфраструктуры относятся как информационные системы и автоматизированные системы управления, так и информационно-телекоммуникационные сети. Такими объектами могут считаться системы транспорта, энергетические сети, объекты коммуникаций. Собственниками объектов могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели. Закон описывает права и обязанности владельцев КИИ, их ответственность. Вводится реестр самых значимых объектов с иерархией категорий значимости, регламентируется порядок обеспечения их безопасности.

С 1 января 2018 г. начали действовать поправки в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым для мессендже-ров обязательна идентификация пользователей по номеру телефона на основании договора с мобильным оператором. Несоблюдение закона влечет за собой штраф. Владельцы мессенджеров могут передавать абонентские номера только при согласии пользователя. Сообщения, передаваемые с помощью мессенджера, остаются конфиденциальными, однако могут быть предоставлены органам власти по требованию.

С 01.07.2018 г. действует «закон Яровой», по которому операторы связи и организаторы распространения информации в интернете (мессенджеры, социальные сети, форумы) должны хранить в течение полугода содержание сообщений, записи звонков и другие данные коммуникации пользователей [14, 15, с. 74]. Закон был встречен обществом негативно, так как он противоречит Ст. 23, ч. 2 Конституции РФ: «Каждый имеет право на тайну общения (переписку, переговоры и т.д.) ограничивается оно только по решению суда» [16, 17, 18], и не соответствует международным правовым стандартом. Помимо того, для мобильных операторов технически сложно обеспечить возможность хранения такого количества метаданных и, согласно интервью владельцев операторов, разработка только ведется, хотя закон уже вступил в силу. Петиция на сайте change.org за отмену закона Яровой набрала более 500000 подписей, также во многих городах России прошли митинги, призывающие власти отменить этот закон.

Итак, рассмотрены основные законы последних лет, регулирующие деятельность в области сети Интернет и информации, а также внесение изменений в данные законы, вплоть до отмены некоторых пунктов, оказавшихся не применимыми на практике.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 61798/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

2. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по

177

вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 148497/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 61801/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

4. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 112701/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» от 05.05.2014 № 97-ФЗ URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 162586/ (дата обращения 10.11.2019 г.)

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 272.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 23.06.2016 № 208-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 200019/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

8. Лобастов А.А., Исмаилов К.И., Воскресенская Е.В. Конституционно-правовая защита интеллектуальной собственности // Социология и право.

- 2017. - № 2 (36). - с. 96-101.

9. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права. // Ленинградский юридический журнал.

- 2015. - № 4. - с. 139-148.

10. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 29.07.2017 № 276-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 221230/ (дата обращения 10.11.2019 г.)

11. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний / [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др.]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.

12. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от

178

JURISPRUDENCE / <<ш^шетум~^®угмак>>#24те)),2(0]9

29.07.2017 № 242-ФЗ URL:

http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 221184/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

13. Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 2. - с. 211.

14. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 № 187-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 220885/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

15. Воскресенская Е.В. Корпоративное право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Монография. - СПб, Астерион, 2010 г. -120 c.

16. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии тер-

роризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016 № 374-Ф3 URL:

http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 201078/ (дата обращения 10.11.2019 г.).

17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. ст.23 ч. 2.

18. Voskresenskaya E., Vorona-Slivinskaya L. Development of national standards related to the integrated safety and security of high-rise building // E3S Web of Conferences 33, 03052 (2018) https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183303052

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.