Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РЫНОК / РЕКЛАМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чурсанова А. И.

В статье анализируются актуальные вопросы создания оптимальных механизмов административно-правового урегулирования рынка рекламы как категории государственного надзора экономической деятельности в России. Целью работы является анализ правоприменения закона «О Рекламе» № 38-ФЗ Федеральной антимонопольной службой, выявление правовой недостаточности отдельных категорий рекламного оборота в рамках обеспечения государством качественной правовой базой, обеспечивающей функционирование рыночной системы и добросовестной конкуренции. Автор определяет правовые требования, предъявляемые к рекламе, приводит характеристику субъектов рекламооборота, анализирует статистические данные о нарушениях законодательства в России за 2015-2016 гг. Проанализированы тенденции дальнейшего развития административного регулирования рекламной деятельности в России. Выделены основные несовершенства механизмов выявления неправомерной рекламы и непроработанность саморегулирования рекламной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

УДК 340

А.И. Чурсанова

ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье анализируются актуальные вопросы создания оптимальных механизмов административно-правового урегулирования рынка рекламы как категории государственного надзора экономической деятельности в России.

Целью работы является анализ правоприменения закона «О Рекламе» № 38-ФЗ Федеральной антимонопольной службой, выявление правовой недостаточности отдельных категорий рекламного оборота в рамках обеспечения государством качественной правовой базой, обеспечивающей функционирование рыночной системы и добросовестной конкуренции. Автор определяет правовые требования, предъявляемые к рекламе, приводит характеристику субъектов рекламооборота, анализирует статистические данные о нарушениях законодательства в России за 2015-2016 гг. Проанализированы тенденции дальнейшего развития административного регулирования рекламной деятельности в России. Выделены основные несовершенства механизмов выявления неправомерной рекламы и непроработанность саморегулирования рекламной деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование, законодательные нормы, правовые механизмы, рынок, реклама, информационное общество, административные механизмы.

В современных условиях перехода от аграрно-сырьевого к информационно постиндустриальному хозяйству, актуальным явлением в России становится формирование информационной экономики, которое служит вектором развития страны и последующей глобализации. Применение новых коммуникационных технологий служит важнейшим этапом развития информатизации общества, особое место среди которых занимает реклама и ее формы, сообщая потребителю сформированный поток информации о производстве товаров и услуг, полезности и условиях продажи, качественно влияет на увеличение спроса.

Учитывая жесткую конкуренцию, сложившуюся на рынке товаров и услуг, значительная роль отдается рекламному менеджменту. Отечественное законодательство предоставляет простор для саморегулирования рекламной деятельности между субъектами, однако важнейшей системой внешнего контроля остается государственное урегулирование.

Формирование права регулирующее рекламную деятельность происходит в постсоветский период, когда информационный рынок только начинает зарождаться в нашей стране, на сегодняшний момент сменилось уже два базовых законодательства в этой области, что говорит нам о затяжной кульминации в реформировании данной отрасли права и поиске современных механизмов государственного контроля. Сегодня основным инструментом регулирования рекламы является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [1], в который включены требования к рекламе, касающиеся образов художественных приемов, запрещенных к использованию и информацию обязательную для содержания. Термин «реклама», содержащийся в п.1 ст.3 вышеуказанного закона, содержит признак публичности, так как информация направлена заранее не установленному кругу лиц с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Однако Постановлением ВАС РФ № 58 информация отвечающая указанным признакам, может не признаваться рекламой, если это сведения о фирменном наименовании организации изготовителя, месте ее нахождения, режиме работы и т.д., обеспечивающие возможность их правильного выбора на основании ст. 9,10 ФЗ 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так как данная информация не преследует рекламные цели, но если вызывает у потребителей ассоциацию с известными брендами, вводя в заблуждение о свойствах и качестве товара, такая информация квалифицируется как реклама и относится к недобросовестной. [2]

© Чурсанова А.И., 2017

Научный руководитель: Казачкова Земфира Мухарбиевна - профессор, МГИМО МИД РФ, Россия.

Л

Недобросовестную рекламу

Недостоверную рекламу

Неполную рекламу

Скрытую рекламу

Рекламу исключительных товаров

Рекламу ссылающуюся на органы власти и ее

представителей

Побуждающую к девиантному и неправомерному поведению

Рекламу распространяемую в школьных материалах

Рекламы нарушающей нормы морали и нравственности Рекламы нарушающей нормы морали и нравственности

Рис. 1. Общие требования правовых интердиктов к содержанию рекламы

Например под недобросовестной рекламой законодатель понимает информацию порочащую честь, достоинство и деловую репутацию лица, в том числе и конкурента.

Под недостоверной подразумевается реклама содержащая искаженную или несоответствующую действительности информацию о характеристиках товара, способе и дате изготовления, составе, свойствах, сроках службы, годности и иных.

Неполная - реклама в которой отсутствует существенная информация об условиях его приобретения или использования, вводит потребителя в заблуждение.

Скрытая - применение в радио, теле, видео, аудио и кинопродукции размещение рекламы, оказывающей не осознаваемое воздействие на сознание потребителя.

Реклама товаров исключения- перечень запрещенных отечественным законодательством, наркотических средств, психотропных веществ, и иных.

Реклама, нарушающая нормы морали и нравственности, - использующая бранные слова, оскорбительные, непристойные образы, выражения и сравнения в отношении рассы, пола, национальности, профессии, социального статуса и т.д.

Также не допускается реклама, распространяемая в школьных принадлежностях и девиантная реклама, побуждающая к беспорядочному, жестокому поведению, угрожающая безопасности или осуждающая лиц, которые не пользуются объектом рекламирования.

Перечисленные нормы применяются к особым субъектам рекламной деятельности, разделяя на «ре-кламопроизводителя» - лицо, осуществляющее полностью или частично подготовку информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, «рекламодателя» - изготовитель, продавец, или иное лицо определившее объект рекламного процесса, «рекламораспространителя» - лицо распространяющее рекламу любым способом, в любой форме с использованием любых средств. (ФЗ «О рекламе» ст.3)

Государственный надзор за соблюдением российского правоприменения подведомственен Федеральной антимонопольной службе России и ее территориальным подразделениям, за нарушения требований законодательства субъекты рекламной деятельности привлекаются к гражданской (возмещение упущенной выгоды, компенсации морального вреда, публичное опровержение ненадлежащей рекламы) и административной ответственности (меры административного наказания и административного воздействия -штрафы в соотв. со ст. 14.3 КоАП РФ)

Правомочные органы используют механизмы для осуществления государственного урегулирования законодательных, исполнительных и контролирующих функций (рис. 2.)

Интердикт (на)

Административный контроль и санкции

Правовое регулирова ние

• Лицензирование отдельных категорий экономической деятельности

• Обязательная сертификация отдельных товаров

• Налоговое регулирование

Рис. 2.

Ежегодно антимонопольными органами в России рассматривается около двадцати тысяч фактов нарушения законодательства о рекламной деятельности.

За 2016 год ФАС РФ рассмотрел 12190 заявлений (в 2015 году - 14664 заявления) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. Было возбуждено производство 4805 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 6659 нарушений (в 2015 году - 6598 дел и 7870 нарушений).

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.

Так, в 2016 году возбуждено 4718 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено 2945 постановлений о наложении штрафа на сумму 129 543 800 рублей.

В 2016 году наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений составили нарушения в рекламе финансовых услуг - 14,03% от всех выявленных нарушений (в 2015 - 12,24%). Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок также составляет значительную долю всех выявляемых нарушений - 13,67% всех нарушений (в 2015 году - 7,61%).

Нарушения при распространении рекламы по сетям электросвязи, в 2016 году - 13,29%, что связано, в первую очередь, с изменением законодательства о связи в части осуществления рассылок, которые привели к сокращению нарушения в данной сфере по сравнению с предшествующими годами (в 2015 - 31,4%, в 2014 году - 47,17%).

Распространение рекламы, водящей в заблуждение, в 2016 году составило 8,09%. Количество недостоверной рекламы в 2016 году такие нарушения составили 10,81%.

Нарушения в рекламе алкогольной продукции в 2016 году - 6,31%. Количество недобросовестной рекламы 2016 году - 2,67%, а также количество неэтичной рекламы в 2016 году - 1,89%. [3]

Исходя из представленных данных, автор делает вывод, что чаще всего субъектами нарушения права становятся рекламопроизводитель и рекламораспространитель, в то время как рекламодатель не контролирует процесс правомерности распространения и изготовления информации о продукции им производимой, часто введен в заблуждение вышеуказанными субъектами. Данный вывод указывает на необходимость совершенствования мер по контролю за деятельностью субъектов рекламы. На данный момент нет государственных требований аккредитации и квалификаций обязательных для субъектов рекламной деятельности.

Отсутствие административного регулирования инновационных форм рекламы, не предусмотренных действующим законодательством, создает правовую дыру и возможность уклонения от налогов.

Законодательная статичность по отношению к прогрессирующей информационной среде создает отсталость закона от социально- экономического развития. В условиях сложившегося экономического кризиса, правовая стабилизация рекламного рынка и информационного бизнеса приобретают колоссальное значение.

ЧУРСАНОВА АЛЕНА ИГОРЕВНА - магистрант, МГИМО МИД РФ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.