_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 659.1 : 35.078.169
Назаров Владислав Иванович
к. ю. н., профессор Уральский Финансово-Юридический институт
Г. Екатеринбург, РФ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования рекламной деятельности в РФ. Автором определены нормативные требования, предъявляемые к рекламе, дана характеристика основных субъектов рекламного процесса, которые должны выполнять данные требования. Проведен анализ статистических данных о нарушении законодательства РФ о рекламе за 2014-2015 гг.
Ключевые слова
Рекламная деятельность, государственное регулирование, законодательные нормы, нарушения.
В современных условиях стремительного развития конкуренции на рынке товаров и услуг все больше возрастает роль рекламной деятельности. Субъектам рекламной сферы в нашей стране предоставлен широкий простор для саморегулирования возникающих общественных отношений, однако государство не оставляет без внимания столь важную область рыночной экономики, осуществляя со своей стороны контроль рекламного рынка.
Целями государственного регулирования рекламной деятельности являются обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере рекламного бизнеса, защита потребителей от недобросовестной рекламы, которая может ввести в заблуждение, нанести вред здоровью и имуществу граждан, либо вред чести, достоинству и деловой репутации юридических или физических лиц.
Основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью служит законодательная база. Законодательные органы издают законы, а исполнительные органы власти -указы и постановления, в которых определяются правовые нормы рекламной деятельности [1, с.7]. Данные нормы входят в состав различных правовых отраслей, однако большая их часть относится к гражданскому, административному и конституционному праву [2, с.114].
Вопросы регулирования рекламной деятельности получили законодательное оформление в нашей стране сравнительно недавно, в постсоветское время. Успело смениться уже два основополагающих закона о рекламе, что свидетельствует о неоконченном еще процессе поиска правильных подходов для регулирования возникающих общественных отношений.
На настоящий момент основным нормативным правовым актом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе». Закрепленные в нем определенные требования к содержанию рекламы касаются, в первую очередь, образов и художественных приемов, которые запрещено использовать, а также обязательной информации, которая должна быть включена в рекламу. Некоторые требования к содержанию выражены конкретно (например, в рекламе не допускается демонстрация процесса курения), другие предполагают более широкую трактовку (например, реклама не должна призывать к насилию и жестокости) [2, с.115]. Запрещается распространение в рекламе недостоверной либо вводящей в заблуждение информации.
В главе 3 ФЗ «О рекламе» устанавливаются специальные требования, регламентирующие содержание и размещение рекламы отдельных видов товаров. К примеру, реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним (п. 5 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О рекламе»); реклама гражданского оружия в теле- и радиопрограммах допускается только с 22.00 до 7.00 по местному времени (п. 3 ч. 5 ст. 26 ФЗ «О рекламе»)
[3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Вышеуказанные требования предъявляются к специальным субъектам рекламной деятельности. Закон о рекламе включает в это понятие рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. У каждого из субъектов имеются свои функции и сфера ответственности. Так, согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель — «изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо» [3]. Рекламодатель выступает инициатором всего рекламного процесса, он заказывает необходимые ему рекламные услуги у рекламопроизводителя. Рекламопроизводитель — «лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму» [3]. После того как реклама создана, остается последний шаг - донести ее до потребителя, и здесь в дело вступает рекламораспространитель. Рекламораспространитель — «лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств» (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
Государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления. За нарушение требований рекламного законодательства рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель могут быть привлечены к гражданской и административной ответственности. Гражданская ответственность выражается в возмещении убытков, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Административная ответственность представляет собой штрафы, накладываемые в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы [4, с. 329]. В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.
Ежегодно антимонопольные органы рассматривают около 20 тыс. фактов, указывающих на нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (в 2015 г. - 21 тыс., в 2014 г. - 28 тыс.) [5]. Согласно отчету ФАС, наибольшее число нарушений законодательства РФ о рекламе в 2015 г., равно как и в 2014 г., было связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента - 31,4% всех выявленных нарушений (в 2014 г. - 47,17%). Также довольно велик процент нарушений в сфере рекламы финансовых услуг - 12,24% всех нарушений (в 2014 г. - 11,16%). Распространение рекламы, водящей в заблуждение, в 2015 г. составило 7,48%, что вполне сопоставимо с данными 2014 года (в 2014 г. - 6,13%). Количество недостоверной рекламы выросло по сравнению с предшествующим годом - в 2015 г. такие нарушения составили 9,75% всех нарушений (в 2014 г. - 6,28%) [5].
Представленные данные говорят о том, что наиболее часто нарушают законодательство рекламораспространители и рекламопроизводители, тогда как рекламодатель, лицо которому собственно и необходима реклама, может даже и быть не в курсе, что заказанный им рекламный продукт что-либо нарушает. Это указывает на необходимость усиления контроля за деятельностью субъектов рекламы. Каким бы очевидным не казалось следующее утверждение, но рекламораспространители и рекламопроизводители должны знать «правила игры» - законодательные нормы, по которым осуществляется их деятельность. В настоящее время государство не предъявляет никаких дополнительных требований для получения статуса субъекта рекламы, любой, кто осуществляет соответствующую деятельность, - например, распространяет рекламу в любой форме, - уже признается субъектом со своими правами и обязанностями. Данный вопрос, безусловно, требует дальнейшей проработки и совершенствования со стороны законодательных органов.
Государство, выступая субъектом правовой деятельности в сфере рекламы, обеспечивает режим защиты потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации. Становится очевидным, что грамотно выстроенная система правового регулирования не только не ограничивает свободу действующего субъекта, но и напротив, придает этой деятельности открытый, динамичный характер [6].
Список использованной литературы: 1. Лукин А.Г., Милева А.А. Совершенствование правового механизма государственного регулирования рекламы / А.Г. Лукин, А.А. Милева // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 3 (15) - С. 7-11.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Майоров В.И., Лазуков А.С. Особенности государственного контроля и надзора в сфере рекламной деятельности / В.И. Майоров, А.С. Лазуков // Проблемы права. - 2015. - № 2(50). - С. 114-119.
3. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
4. Беляева О.А. Предпринимательское право. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, Контракт. - 2009. - 352 с.
5. Федеральная антимонопольная служба: официальный сайт. Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе за 2015 год. [Электронный ресурс]. -URL: http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=14353 (дата обращения 02.04.2016).
6. Петрова Л.Р. Трофимова Р.О. Механизм государственного регулирования рекламной деятельности. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rufa.ru/articles/law/law_2621.html (дата обращения 02.04.2016).
© Назаров В.И., 2016
УДК 342
Орехова Елена Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания в современной России, выявляются виды деформации правового сознания, рассматриваются перспективы правового воспитания подрастающего поколения молодых граждан Российской Федерации.
Ключевые слова
Патриотическое воспитание, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой абсентеизм,
правовой идеализм.
В опубликованной 26 декабря 2014 года военной доктрине главной внешней угрозой значится расширение НАТО, а одной из внутренних - деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества. События последних лет показали, что экономические трудности, высокая социальная дифференциация общества, трансформация системы духовных ценностей и ориентиров оказали пагубное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. На этом фоне постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания, ряд объективных и субъективны процессов существенно обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение патриотизма в национализм и утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. Данная социальная атмосфера порождает очевидные юридические факты в виде роста правонарушений (общественных беспорядков), псевдо-митингов и демонстраций (участие в которых осуществляется на платной основе), преступлений, создание организаций, деятельность которых направлена на подрыв основ конституционного строя РФ, злоупотребления властью и т.д. Не для кого, не секрет, что современная Россия (развиваясь в рамках «концепции сильного государства» [1, с 56-59.] ) нуждается в неотложных решениях на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. В постсоветских исследовательских проектах не уделялось должного внимания проблематике формирования патриотического воспитания и общей национальной идеи сплочения многонационального народа новой России. В современном юридическом познании, как и в системе государственного управления, не сложилось однозначного отношения, отсутствует