Научная статья на тему 'Правовое регулирование рекламной деятельности'

Правовое регулирование рекламной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5682
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акилова Е. В.

Для повышения интереса потребителя к продаваемым товарам, изготавливаемой продукции, оказываемым услугам организации очень часто используют рекламу, так как именно она является оптимальным средством для продвижения товаров, работ, услуг. В условиях современного экономического рынка для успешного ведения бизнеса реклама становится просто необходимостью. Рекламу размещают на телевидении, радио, в Интернете, в периодических печатных изданиях. С 01..07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», который по сути является рекламным кодексом, так как в нем собраны все отраслевые нормы ограничений, которые раньше были разбросаны по разным федеральным законам. В статье на основе данного документа рассмотрены общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничения рекламы отдельных видов товаров, а также определены основы саморегулирования и государственного контроля в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование рекламной деятельности»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. АКИЛОВА, консультант по налогам Аудиторско-консалтинговой группы «ВКЯ-Интерком-Аудит»

Для повышения интереса потребителя к продаваемым товарам, изготавливаемой продукции, оказываемым услугам организации очень часто используют рекламу, так как именно она является оптимальным средством для продвижения товаров, работ, услуг. В условиях современного экономического рынка для успешного ведения бизнеса реклама становится просто необходимостью. Рекламу размещают на телевидении, радио, в Интернете, в периодических печатных изданиях.

С 01.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее —Закон № 38-Ф3), ранее действовал Федеральный закон № 108-ФЗ.

Закон № 38-Ф3 более жесткий и более понятный в правовом отношении. По сути он является рекламным кодексом, так как в нем собраны все отраслевые нормы ограничений, которые раньше были разбросаны по разным федеральным законам. В нем прослеживается тенденция к постепенному сокращению рекламы.

Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и государственного контроля в этой сфере, кроме того, уточняет ряд понятий.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом № 38-Ф3 иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Закон № 38-Ф3 применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ.

В статье 2 Закона № 38-Ф3 приведен перечень ситуаций, когда информация не признается рекламой и действие закона на нее не распространяется:

1) на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) на сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Положения Закона№ 38-Ф3, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

Специальные требования и ограничения, установленные Законом № 38-Ф3 в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого установлены специальные требования и ограничения.

В статье 3 Закона № 38-Ф3 даны следующие определения:

• реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

• объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

• товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

• рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

• рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

• рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

• потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

• спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности»;

• спонсорская реклама — это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

• социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Рекламодатель, рекламопроизводитель и

рекламораспространитель являются субъектами рекламной деятельности и в соответствии со ст. 38 Закона № 38-Ф3 несут гражданскую и административную ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе.

Общие требования к рекламе. Статьей 5 Закона № 38-Ф3 устанавливаются общие требования к рекламе. Соблюдение этих требований обязательно для всех субъектов рекламной деятельности.

В соответствии с п. 1ст. 5 Закона № 38-Ф3 рекламадолжна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.

Статьей 3 Закона №38-Ф3 определено, что ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Ненадлежащей рекламой признается недобросовестная, недостовернаяреклама.

Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Иными словами, не допускается сравнение рекламируемого товара с другими находящимися в обороте товарами в целях противопоставления их друг другу и утверждения, что качество рекламируемого товара лучше. Например, существовала такая реклама подсолнечного масла известной фирмы. На столе стоят емкости с маслом других фирм-производителей. Ставится бутылка рекламируемого масла, и все емкости, стоящие на столе, падают. Данная реклама была признана недобросовестной и запрещена к показу;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

Это одна из актуальных проблем рекламного бизнеса — проблема завуалированной рекламы и рекламы товаров, которые ограничены к рекламированию. Чаще всего это реклама алкоголя, для рекламирования которого установлены законодателем особые требования. Речь идет о так называемом сходстве до степени смешения и, соответственно, запрете рекламы одних товаров под видом других. Заниматься этой проблемой будет Экспертный совет Антимонопольной службы.

Федеральная антимонопольная служба в целях повышения эффективности государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе приказом от 07.09.2004 № 99 утвердило Положение об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе. В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства РФ о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию.

В эту сферу уже со своими полномочиями будет входить Роспатент, поскольку в системе Роспатента существует Федеральный институт промышленной собственности, который дает, собственно, заключение по сходствудо степени смешения.

Еще одна проблема — это реклама одного товара под видом другого. Например, рекламируется минеральная вода, хотя подразумевается реклама известной водки той же марки. Или обложка журнала, целиком повторяющая этикетку алкогольного напитка. Такая реклама признается законом недобросовестной, и устанавливается запрет на распространение недобросовестной рекламы;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» перечислены

действия, в отношении которых не допускается недобросовестная конкуренция.

В соответствии с п. Зет. 5 Закона № 38-Ф3 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

— о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

— о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

— об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

— о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

— об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

— о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

— об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

— о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

— об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

— о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

— о результатах исследований и испытаний;

— о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

— о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

— об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

— о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте

и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

— о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанныхнариске играх, пари;

— об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

— о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ;

— о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

— об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Кроме того, реклама не должна (п. 4ст. 5 Закона № 38-Ф3):

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

В рекламе не допускаются (п. 5 ст. 5 Закона № 38-Ф3):

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Запрет касается не всех иностранных слов и выражений, а только тех, которые могут при -вести к искажению смысла информации. Общеис-пользуемые и прочно вошедшие в нашу повседневную жизнь слова, смысл которых понятен каждому, разрешено использовать в рекламе. Например, «парашют», «президент», «парламент» ит.д.;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств

личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, т. е. положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (п. 6 ст. 5 Закона №38-Ф3).

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7ст. 5 Закона№ 38-Ф3).

В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте (п. 7.1. ст. 5 Закона № 38-Ф3). Данный пункт введен в ст. 5 Закона № 38-Ф3 Федеральным законом от 12.04.2007 № 48-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления требований к указанию стоимостных показателей» и вступил в силу с 01.07.2007.

В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам (п. 8 ст. 5 Закона№ 38-Ф3).

Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, т. е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое пот-

ребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи), и иными способами.

Скрытой рекламой признается реклама, которая оказывает воздействие на сознание потребителей, и не осознается им. Речь идет о воздействии на восприятие потребителя рекламы с помощью специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами (п. 9ст. 5 Закона№ 38-Ф3).

Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, атакже в школьныхтетрадях (п. Юст. 5 Закона№ 38-Ф3).

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005№ 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» определено, что в соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей ее территории является русский язык.

Соответственно реклама в РФ распространяется на русском языке.

Защита несовершеннолетних в рекламе. В соответствии с Семейным кодексом РФ (далее — СК РФ) несовершеннолетними считаются дети, не достигшие 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 СК РФ). Пункт 1ст. 38 Конституции РФ гласит, что детство находится под защитой государства.

Статья 6 Закона № 38-Ф3 соответствует ст. 38 Конституции РФ и является примером воплощения в жизнь того, что декларировано в Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Статья 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Подобный запрет содержится в ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Кроме того, отдельно регулируется Законом № 38-Ф3 использование рекламы в детских и образовательных телепередачах, детских и образовательных радиопрограммах и радиопередачах.

Товары, реклама которых запрещена. В соответствии со ст. 7 Закона № 38-Ф3 не допускается реклама:

«1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такойрегистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений».

В статье 129 ГК РФ установлена полная презумпция оборотоспособности гражданских прав. Исключение составляют товары, изъятые из оборота. Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе.

К сожалению, какого-либо специального закона, посвященного этим объектам, нет. Среди нормативных документов можно выделить Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», которым утвержден перечень, содержащий ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан, Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Закон РФ от 22.12.1992№ 4180-1 «Отрансплантологии органов и (или) тканей человека».

Реклама товаров при дистанционном способе их продажи. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий. Отдельные требования установлены законом для рекламы товаров при дистанционном способе их продажи. Это обусловлено особенностью данного вида продаж и необходимостью защиты интересов прав потребителей.

В настоящее время дистанционный способ продаж получает все большее распространение. Стремительное развитие технических средств приводит к тому, что огромное число потребителей покупает товары по каталогам, через Интернет, в телемагазинах или иными способами, которые исключают возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром.

Развитие этого направления вызывает необходимость появления четкой правовой регламентации.

Требования к рекламе товаров, продаваемых дистанционным способом, установлены ст. 8 Закона № 38-Ф3.

Статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 23001 «О защите прав потребителей» установлено, что договор купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Закон № 38-Ф3 устанавливает императивное требование сообщать в рекламе, предлагающей товары к продаже, о продавце и фактическом месте

его нахождения, чтобы как минимум была возможность у потребителя в судебном порядке в случае необходимости в рамках законодательства о защите прав потребителей защищать свои права.

Отсутствие такой возможности приводит к тому, что и антимонопольный орган в данном случае не имеет возможности наказать за отсутствие этой информации в рекламе. А отсутствие этой информации в рекламе не предоставляет возможности потребителю самому каким-то образом вернуть некачественный товар или способствовать защите своих прав и интересов.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Все перечисленные требования направлены на защиту прав потребителей от продажи товара ненадлежащего качества.

Статьей 9 Закона № 38-Ф3 установлены требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий. Появление этой статьи связано с необходимостью правового регулирования вопросов, связанных с проведением лотерей, игр и подобных мероприятий, а соответственно и их рекламы.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Социальная реклама. Понятие «социальная реклама» вызывает в правовой доктрине множество спорных вопросов. В первую очередь спор возникает вокруг вопроса отнесения социальной рекламы вообще к рекламе. Определение социальной рекламы противоречит общему понятию рекламы. Социальная реклама представляет не интересы определенных лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческих целей. Ее цель — пропаганда определенного образа жизни и побуждение к каким-либо действиям. Например, юридическое лицо оплачивает размещение рекламы, призывающей граждан и

юридических лиц принять участие в реализации Программы Правительства Москвы по снижению уровня загрязнения воздуха от автотранспортных средств путем установки нейтрализаторов.

Многие ученые приходят к выводу, что социальная реклама — это не реклама в чистом виде, а разновидность информации. В соответствии с этим предлагалось исключить этот вопрос из Федерального закона № 38-Ф3. Но, несмотря на многочисленные предложения ученых, в законе сохранилась статья, посвященная социальной рекламе.

Статья 10 Закона № 38-Ф3, посвященная понятию «социальная реклама», является основной нормой, закрепляющей правовой статус данного понятия в российском законодательстве.

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать:

• физические лица;

• юридические лица;

• органы государственной власти;

• иные государственные органы;

• органы местного самоуправления;

• муниципальные органы, которые не входят в

структуру органов местного самоуправления.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, атакже муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ.

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5 % годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле-и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.

Социальная реклама не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товару, услуге, интересу или начинанию.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.

*

Сроки хранения рекламных материалов. Предоставление информации рекламодателем. Срок хранения рекламных материалов определен ст. 12 Закона № 38-Ф3, в соответствии с которой: «рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное».

Установление годичного срока служит целям контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Однако следует заметить, что общеустановленный срок хранения первичной учетной документации — пять лет — распространяется (ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете») в том числе и на рекламные материалы.

Кроме того, эти документы будут одним из оснований для учета расходов на рекламу при налогообложении прибыли в соответствии со ст. 252 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ для хранения таких документов установлен срок четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Таким образом, бухгалтерам организаций — заказчиков рекламы стоит ориентироваться на положения НК РФ, а не на годичный срок, установленный Законом № 38-Ф3.

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации (ст. 13 Закона № 38-Ф3).

Статьей 13 Закона № 38-Ф3 устанавливается обязанность предоставить сведения только по требованию рекламораспространителя. Данная норма вводится в целях ограничения проникновения на рынок рекламных услуг ненадлежащей рекламы.

Литература

1. О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена: Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179.

2. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3.

3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3.

4. О защите прав потребителей: Закон РФ от

07.02.1992 № 2300-1. *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.