Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
811
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / РЕКЛАМА / РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Орлова В. А.

Тема информации, которая нас окружает. Реклама как основной источник информации и продвижения бизнеса. Понятие рекламы. Необходимость рекламы для нормального развития бизнеса и здоровой конкуренции на рынке. Интернет как наиболее эффективный способ распространения и эффективности рекламы. Требования предъявляемы к размещению рекламы. Недопустимая реклама. Законодательное регулирование рекламной деятельности. Нарушения, которые могут быть при занятии рекламной деятельности. Современные проблемы рекламы в Интернете. Правовые последствия нарушения закона о рекламе. Перспективы законодательства в сфере рекламы и необходимость нового закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITIES ON THE INTERNET

The topic of information that surrounds us. Advertising as the main source of information and business promotion. The concept of advertising. The need for advertising for normal business development and healthy competition in the market. The Internet as the most effective way of advertising distribution and effectiveness. Requirements for advertising placement. Invalid ads. Legislative regulation of advertising activities. Violations that may occur when engaging in advertising activities. Modern problems of advertising on the Internet. Legal consequences of violating the law on advertising. Prospects for legislation in the field of advertising and the need for a new law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Правовое регулирование рекламной деятельности в сети Интернет Legal regulation of advertising activities on the Internet

Орлова В.А.

Студент 4 курса, юридического факультета Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург, РФ [email protected]

Orlova V.A.

4rd year student, Faculty of law, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia [email protected]

Аннотация

Тема информации, которая нас окружает. Реклама как основной источник информации и продвижения бизнеса. Понятие рекламы. Необходимость рекламы для нормального развития бизнеса и здоровой конкуренции на рынке. Интернет как наиболее эффективный способ распространения и эффективности рекламы. Требования предъявляемы к размещению рекламы. Недопустимая реклама. Законодательное регулирование рекламной деятельности. Нарушения, которые могут быть при занятии рекламной деятельности. Современные проблемы рекламы в Интернете. Правовые последствия нарушения закона о рекламе. Перспективы законодательства в сфере рекламы и необходимость нового закона.

Annotation.

The topic of information that surrounds us. Advertising as the main source of information and business promotion. The concept of advertising. The need for advertising for normal business development and healthy competition in the market. The Internet as the most effective way of advertising distribution and effectiveness. Requirements for advertising placement. Invalid ads. Legislative regulation of advertising activities. Violations that may occur when engaging in advertising activities. Modern problems of advertising on the Internet. Legal consequences of violating the law on advertising. Prospects for legislation in the field of advertising and the need for a new law.

Ключевые слова: Информация. Реклама. Реклама в сети Интернет. Интернет. Правовое регулирование рекламы.

Key words: Information. Advertisement. Advertising on the Internet. The Internet. Legal regulation of advertising.

Мы живем в мире, где нас повсюду окружает какая-то информация. Информация о каких-то услугах, товарах, и это логично. Как известно из предпринимательской деятельности, спрос рождает предложение. И сегодня рынок этим предложением просто переполнен. Нормальным рыночным отношениям присуща конкуренция, а эта конкуренция не представляется возможной без рекламы. Ведь рекламная деятельность - это особый вид взаимодействия ее участников, с помощью которой изготовитель (предприниматель) создает имидж своего товара, с помощью рекламы создается общественное мнение о том или ином продукте или услуге среди тех, на кого эта реклама направлена, то есть среди потребителей. Реклама оказывает большое влияние на сознание людей, она задает, что будет модно, что полезно и так далее. Без рекламы сегодня немыслимо продвижение на коммерческий рынок, на ней держится все. Реклама появилась еще давно, сперва она была устной, то есть изготовители и продавцы товаров на рынках просто устно давали информацию о своем товаре, далее были афиши, плакаты, радио, газеты, телевидение. Но сейчас это все ушло на второй план. Будем честны, сегодня невозможно представить жизнь без сети Интернет. Поскольку Интернет является неотъемлемой частью жизни каждого из нас, то реклама в Интернете является самым эффективным способом продвижения. Но существует

много проблем вокруг этой темы, например, проблема нативной рекламы, проблема допустимой и недопустимой рекламы, возрастных ограничений. Обо всем об этом я хочу поговорить в этой статье.

Начинать нужно всегда с правового регулирования, поэтому с него и начнем. Основополагающим законом в сфере рекламы, конечно, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Правильнее даже будет сказать, что этот закон является основополагающим и по сути единственным законом в сфере рекламы, однако, нельзя сказать, что он как был принят 15 лет назад, так ничего с ним и не происходит -нет, это не так, этот закон постоянно дополняют, изменяют, вносят поправки. И это понятно, потому что время не стоит на месте, с каждым годом информации и рекламы становится все больше и больше и все это, разумеется, нуждается в регулировании. Реклама - хорошая, но вместе с тем и опасная вещь, и, если законодательно не ограничивать некоторые моменты, если не предусматривать какие-либо последствия, это бы привело к хаосу. Ну, о важности регулирования поговорим несколько позже, а сейчас вернемся к Закону. Статья 3 этого Закона дает определени рекламы, так, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из определения следует, что информация, распространённая в сети Интернет, так же является рекламой, и соответственно, положения закона о рекламе, так же на нее распространяются и все вопросы регулируются этим законом. Пожалуй, только лишь с той оговоркой, что регулируются вопросы рекламы, распространённой на территории Российской федерации. Вопросами правового регулирования в сфера рекламы занимается Федеральная антимонопольная служба, и он в 2012 году дала некоторые разъяснения по поводу территориального аспекта, ФАС России еще в 2012 году дала разъяснение, согласно которому Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой можно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, в связи с чем с компьютера пользователя, расположенного на территории России, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира. Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в Интернете, а также признание Рунета в качестве "виртуальной территории Российской Федерации", ФАС России полагает, что под рекламой, распространенной в сети "Интернет" понимается реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах ^и, ^и и .РФ., а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных сайтах предназначена для потребителей в России Вообще, в этом письме ФАС охвачено много вопросов по рекламе, оно тоже обязательно к изучению.

Говоря о рекламе, надо поговорить о требованиях, предъявляемых к ней, это касается и рекламы обычной, и рекламы в Интернете в особенности. Еще раз повторюсь, особенного регулирования рекламы в Интернете в законе «О рекламе» не присутствуют, однако, все его положения на нее распространяются. Так, общие требования содержатся в статье пятой, которая гласит, что реклама должна быть достоверной и добросовестной. По сути, достоверность и добросовестность - это и есть некий постулат, на котором и держатся положения о рекламе. Давайте немного порассуждаем об этих понятиях, что они значат. Что значит реклама должна быть достоверной? Буквально это означает то, что в рекламе должны отсутствовать сведения, которые не соответствуют действительности, это написано в Законе и там же есть перечень того, что относится к недостоверности. То же касается и добросовестности, добросовестность вообще имеет колоссальное, ключевое значение в праве в целом, не только применимо к закону о рекламе, а в принципе - ко всему праву.

В Законе так же оговорены моменты, когда реклама не допускается. Например, не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции, не допускается реклама призыва к каким-либо противоправным действиям, призыва к

насилию или жестокости и еще много моментов, которые должен изучить рекламодатель в своей деятельности, а все почему? Потому что потребитель - это слабая сторона, слабая и подверженная, как уже было мною сказано выше, в потоке огромного количества информации, людям сложно делить ее на полезную и нет, на правильную и неправильную, это задача рекламодателя.

Какие главные нарушения рекламы чаще всего можно встретить на просторах интернета? Первое, что мне приходит на ум - это возрастное ограничение. Точнее, отсутствие его маркировки (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Именно такой возраст был определен не просто так, он имеет свое значение для нормального формирования детской психики. Об этом нам говорит все тот же Закон о рекламе, а именно: «Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.» Упомянутый в этом пункте Закон № 436-ФЗ так же относится к правовому регулированию отношений в сфере рекламы. И это важно. Часто можно услышать мнение о том, что детям просто не нужно давать телефон и доступ в интернет, однако, надо понимать, что в современном мире это практически невозможно, и нужно максимально ограничивать еще не созревшую детскую психику от всякого рода рекламы, которая может им навредить, поскольку они являются слабой стороной не только как обычные потребители, но и в силу своего возраста.

Следующая проблема касается авторского права, то есть использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским Кодексом. Соблюдение прав автора обязательно при использовании в рекламе фотографий, картинок, копировании текстов и музыкальных произведений, используемых в рекламных роликах. Вообще, сегодня проблема нарушения авторского права стоит очень остро, большое количество юристов пытаются разобраться с этим явлением, чтобы помогать людям защищать свое право. Сегодня, когда мир пережил такое явление как пандемия, стали очень популярны различные онлайн-курсы, школы, мастер-классы - и все это является трудом интеллектуальной деятельности, и все это защищается авторским правом, отсюда, кстати, вытекает и следующее нарушение, встречающееся сегодня в сети - это недобросовестная реклама, то есть, прямое нарушение главное принципа о рекламе. Информация о конкурентных преимуществах одного продукта перед другим, ложные сведения о продукте другого и так далее - все это может привести к акту недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Хотелось бы затронуть тему рекламы у блогеров. Давно уже обсуждается вопрос о введении ответственности для людей, осуществляющих блогерскую деятельность, потому что, к сожалению, на данный момент какое бы то не было регулирование, увы, отсутствует. Однако, определение в Законе все-таки можно найти, так, согласно Федеральному закону от 05.05.2014 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» , блогером считается владелец Интернет-сайта или страницы Интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей. Там же сказано о том, что блогеры должны соблюдать законодательство в сфере СМИ, и соответственно Закон о рекламе в том числе. Но по факту что мы наблюдаем сегодня? Давайте рассмотрим ниже.

В качестве примера хочу взять всем известную сеть «Инстаграм», где довольно много людей, осуществляющих блогерскую деятельность, но лишь единицы осуществляют ее правильно. Закон о рекламе содержит целую главу о рекламе отдельных видов товаров. Это глава третья, и там речь идет, например, о рекламе алкоголя, медицинских средств, детского питания, биологически активных добавок, и так далее. И вот последнее - биологически активные добавки, или, иначе говоря, - БАДы, особенно вызывают негодование. В статье о них Законодатель написал, что БАДы не должны «создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами». На эту норму, конечно, смотрят не все. И зачастую при рекламе очередных каких-то БАДов, блогер, совершенно не думая о последствиях, обещают своим подписчикам, то есть потребителям «вау эффект», хотя это недопустимо. То есть, правильнее было бы подписывать подобную рекламу: «...не является медицинским средством» или что -то подобное. Казалось бы, такая мелочь, но это делаю единицы. И такие ситуации не единичны. И это пробел в нашем законодательстве, как регулировать такие вещи. Но такая проблема существует, и она требует решения.

В самом начале я упомянула нативную рекламу. Хотелось бы поговорить еще и о ней. Для начала, давайте разберемся, что это такое. Нативная - это, иначе говоря, естественная или скрытая реклама, где внимание к продукту или услуге привлекается в контексте самой площадки. То есть, пользователь не догадывается, что перед ним реклама. Нативная реклама - это целое искусство управления массовым сознанием, когда рекламный посыл встраивается в естественный контент - в фильм, мультфильмы, клипы, посты в социальных сетях и так далее. Например, смотрите фильм, где главный актер ходит в кроссовках из новой коллекции Adidas или ездит на bmw из последней серии, а вы даже и не догадыаетесь, что это была реклама, поскольку в открытую в фильме никто не говорит: «ой, смотри, какие у меня классные кроссовки!». То есть, нативная -это такая реклама, где потребитель либо сомневается реклама ли перед ним, либо вообще не думает о том, что перед ним реклама. Но тут тоже есть свои проблемы, поскольку на потребителя постоянно что-то взаимодействует, ему постоянно хотят что-то продать.

И последняя проблема, так называемое новое «зло» во всемирной паутине - это таргетированная реклама. Это персонолизированная реклама, которая направлена на определенные интересы пользователей. Для понимания проблема приведу пример. Вот вы зашли на какой-то сайт, ищите себе туфли, поискали, вышли с сайта, а потом вам во всех социальных сетях вылезает реклама каких-то туфель. Или другой пример. Замечали, что бывает вы поговорите с другом в личной переписке о каком-то товаре, а после этого вам так же в разных социальных сетях предлагают купить этот товар. Основная проблема использования таргетинговой рекламы касается нарушений законодательства о персональных данных. Сегодня это проблема стоит как никогда остро. И в этом вопросе пока нет совершенно никаких правовых сдвигов.

Мы поговорили о существующих проблемах, и логично встает вопрос, какая предусмотрена ответственность за нарушение закона о рекламе и предусмотрена ли вообще? Да, безусловно предусмотрена, в статье 38 Закона о рекламе говорится, что несоблюдение его положений влечет за собой гражданско-правовую и административную ответственность, то есть все это ведет к штрафам и не маленьким. Начаться все можем с пары тысяч и дойти до пятисот тысяч рублей, если это юридическое лицо.

Резюмируя все вышесказанное, скажу следующее. Реклама - это неотъемлемая часть развития бизнеса. Так было раньше, и так есть сейчас. Однако, важно помнить, что потребители - это слабая сторона, и Закон о рекламе, прежде всего, защищает потребителя, и не просто так. Поэтому, задача рекламодателей внимательно ознакомиться с одним единственным пока еще законом о рекламе. Я убеждена, что мы стоим на пороге нового цифрового закона, поскольку обстоятельства это требуют, и хочется верить, что новый закон закрое все пробелы и даст четкое понимание ответственности за нарушения в сфере рекламы, в том числе и в сети Интернет.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)

2. Письмо ФАС России от 3 августа 2012 г. № АК/24981 "О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ".

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021)

4. Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно -телекоммуникационных сетей»

5. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.