Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ / ОПЕРАТОР СВЯЗИ / АБОНЕНТ / ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ СВЯЗИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЮРИСДИКЦИИ / РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / INTERNET ADVERTISING / ADVERTISING DISTRIBUTOR / COMMUNICATION OPERATOR / SUBSCRIBER / CONTRACT FOR THE PROVISION OF COMMUNICATION SERVICES / DETERMINATION OF JURISDICTION / DECISIONS OF THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова П. А., Шобей Л. Г.

В статье поднимается проблема правового регулирования интернет-рекламы. Анализируется нормативно-правовая база регулирования в сфере рекламной информации. Описываются пробелы российского законодательства в части регулирования рекламы. Приводится практика решений Федеральной антимонопольной службы субъектов РФ. Подчеркивается важность совершенствования законодательства для осуществления качественного правового регулирования рекламной информации в сети "Интернет".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернова П. А., Шобей Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING INFORMATION ON THE INTERNET"

The article raises the problem of legal regulation of Internet advertising. The article analyzes the legal framework of regulation in the field of advertising information. The article describes gaps in Russian legislation regarding advertising regulation. The practice of decisions of the Federal Antimonopoly service of the subjects of the Russian Federation is given. The importance of improving legislation for the implementation of high-quality legal regulation of advertising information on the Internet is emphasized.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"»

Некоторые аспекты правового регулирования рекламной информации в сети

"Интернет"

Some aspects of legal regulation of advertising information on the Internet"

Чернова П.А.

Студент

Института экономики и права Петрозаводского государственного университета

Россия, г. Петрозаводск e-mail: [email protected]

Chernova P.

Student

Of the Institute of Economics and law of Petrozavodsk State University

Russia, Petrozavodsk e-mail: [email protected]

Шобей Л.Г.

Старший преподаватель кафедры финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета Института экономики и права Петрозаводского государственного университета

Россия, г. Петрозаводск e-mail: [email protected]

Shobey L. G.

Senior lecturer of the Department of Finance, financial law, Economics and accounting Institute of Economics and law of Petrozavodsk state University

Russia, Petrozavodsk e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье поднимается проблема правового регулирования интернет-рекламы. Анализируется нормативно-правовая база регулирования в сфере рекламной информации. Описываются пробелы российского законодательства в части регулирования рекламы. Приводится практика решений Федеральной антимонопольной службы субъектов РФ. Подчеркивается важность совершенствования законодательства для осуществления качественного правового регулирования рекламной информации в сети "Интернет".

Annotation.

The article raises the problem of legal regulation of Internet advertising. The article analyzes the legal framework of regulation in the field of advertising information. The article describes gaps in Russian legislation regarding advertising regulation. The practice of decisions of the Federal Antimonopoly service of the subjects of the Russian Federation is given. The importance of improving legislation for the implementation of high-quality legal regulation of advertising information on the Internet is emphasized.

Ключевые слова: интернет-реклама, рекламораспространитель, оператор связи, абонент, договор об оказании услуг связи, определение юрисдикции, решения федеральной антимонопольной службы.

Keywords: Internet advertising, advertising distributor, communication operator, subscriber, contract for the provision of communication services, determination of jurisdiction, decisions of the Federal Antimonopoly service.

В настоящее время Российская Федерация предпринимает активные меры к переходу к постиндустриальному обществу. Как известно, одной из характеристик данной ступени развития общества является развитие сферы услуг. В этой связи сфера оказания рекламных услуг не является исключением. Реклама внедряется в жизнь общества и прочно закрепляет свои позиции. Кроме этого, на сегодняшний день происходит стремительное развитие информационных технологий. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» является одной из платформ, где может быть распространена реклама, поэтому вопрос о правовом регулировании интернет-рекламы представляется особенно актуальным и требует детального анализа нормативно-правовой базы законодательства о рекламе.

Основу правового регулирования рекламы составляет Федеральный закон от 13 марта 2006 г. (ред. 02.08.2019) N 38-Ф3 «О рекламе» [1]. Положения данного закона устанавливают, что реклама является информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Основная цель рекламы -привлечение внимания, а не получение прибыли [12]. Данный федеральный закон не устанавливает особенности распространения рекламы посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не раскрывает интернет-рекламу как объект правового регулирования и не определяет круг его субъектов. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. В связи с этим, Федеральная антимонопольная служба России утверждает, что положения Федерального закона «О рекламе» распространяются в том числе и на рекламу, размещаемую в сети «Интернет» [3]. Однако оборот «если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации» поднимает проблему определения юрисдикции в данной информационно-телекоммуникационной сети.

Анализируя решения Управления Федеральной антимонопольной службы субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах ^и, .ги и .рф, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах. По мнению УФАС, информация на данных страницах предназначена для потребителей в России [7, 8, 9, 10]. Во избежание спорных ситуаций, связанных с определением юрисдикции, рекламное законодательство необходимо дополнить правовыми нормами, конкретно определяющими, как действуют нормативно-правовые акты, регулирующие сферу рекламы в сети "Интернет" во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации разъясняет, что в главе 2 Федерального закона «О рекламе», определяющей требования к отдельным способам распространения рекламы, специальных требований к рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предусмотрено, однако такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным данным законом, так и специальным требованиям, установленным в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг [4].

Федеральный закон «О рекламе» содержит упоминание об информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» только в главе об особенностях рекламы отдельных видов товаров. Так, в данной сети запрещена реклама алкогольной продукции, реклама в сфере арбитража. Допускается размещение и распространение в сети «Интернет» рекламы основанных на риске игр, пари. Так же указание адреса сайта в сети «Интернет» упоминается как обязательный элемент в содержании рекламы услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы и рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.

Общие требования к рекламе устанавливают положения главы 1 Федерального закона N 38-Ф3. В частности, статья 5 указанного федерального закона указывает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверной рекламой в соответствии с пунктом 4 статьи 3 данного нормативно-правового акта признается реклама, не соответствующая требованиям российского законодательства. Рекламораспространители при размещении информации об объекте рекламирования на собственных сайтах обязаны не допускать размещение информации, содержащей признаки недобросовестности или недостоверности [14, с. 4]. Так,

Комиссия Московского УФАС России признала ненадлежащей рекламу «IQOS; Альтернатива для совершеннолетних курильщиков» на сайте в сети «Интернет», поскольку она нарушила общую норму о запрете рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона N 38-ФЗ [6].

Согласно положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распространять информацию любым законным способом. Стоит обратить внимание, что ограничения по содержанию рекламной информации в соответствии с федеральным законом «О рекламе» не противоречат нормам указанной статьи Конституции РФ, поскольку направлены на улучшение общественного состояния, ограничение потребителей от возможного негативного воздействия рекламных услуг и защиту общественных интересов потребителей.

Правовая норма статьи 18 Федерального закона «О рекламе» закрепляет, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. Положения статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» установили, что передача информации через сеть «Интернет» также является электросвязью. Представляется, что распространение рекламы посредством данной сети при отсутствии согласия абонента или адресата является незаконным, а реклама — ненадлежащей. Рекламораспространитель, прежде, чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. Согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя [2]. Особых требований к такому согласию не установлено, соответственно, оно может быть дано в произвольной форме. Однако существует судебная практика, показывающая, что «галочка» в форме подписки на рассылку не является предварительным согласием на ее получение. В частности, в УФАС по Удмурдской Республике в 2016 году поступило заявление гражданина, в котором он указал, что получает email-рассылку от онлайн-магазина туров «Travelata» без своего предварительного согласия на ее получение. Суть ситуации сводилась к тому, что при покупке тура или его бронировании в форме компании была предустановленная галочка «Согласен получать рассылку», и заявитель, бронируя тур, ее не снимал. Другими словами, гражданин дал согласие на получение рассылки с различными предложениями компании. Однако Комиссия УФАС посчитала, что данное заявителем согласие не является его волеизъявлением, поскольку он не до конца понимал или замечал, что подписался на рассылку. Исходя из данного решения, можно сделать вывод, что согласие на получение рассылки не может быть дано в произвольной форме. Поэтому законодателю необходимо указать, каким образом может быть выражено согласие на ее получение, для того, чтобы пользователи знали, как быть защищенными от электронной рассылки.

Кроме того, статья 18 Федерального закона «О рекламе» установила презумпцию отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложила обязанность доказывать, что такое согласие было дано [15]. Такая презумпция несет в себе риски для тех, кто распространяет рекламу на законных основаниях, поскольку в случае спора потребует весьма непростого доказывания факта подписки получателя на рассылку [13, с. 46].

По мнению ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе» [5]. В случае, если согласие на получение рекламы будет прописано

сторонами в договоре об оказании услуг связи, оно будет признано надлежащим, поскольку позволит однозначно идентифицировать абонента связи.

В пункте 15 Постановления от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» Пленум Высшего Арбитражного суда РФ разъяснил, что под абонентом или адресатом следует понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило рекламное сообщение. Данная правовая позиция исключает возможность признания абонентами или адресатами лиц, получающих рекламное сообщение посредством социальных сетей и мессенджеров, и дает возможность рекламораспространителям действовать недобросовестно и избежать административной ответственности [11, с. 33].

Широкое развитие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и возможность распространять в ней рекламу обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Во избежание спорных ситуаций о признании рекламы ненадлежащей и всевозможных нарушений прав и законных интересов потребителей рекламной продукции законодателю необходимо в главе 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 «О рекламе» закрепить нормы об особенностях распространения рекламы в сети «Интернет». В первую очередь, необходимо прописать понятийный аппарат, перечень признаков, по которым можно идентифицировать рекламу в сети «Интернет», определить интернет-рекламу как объект правового регулирования и указать круг его субъектов. Необходимо учесть, что реклама в данной сети может быть распространена любыми способами, а не только посредством электронной почты, установить, в какой форме должно быть дано согласие на получение электронной рассылки. Законодателю стоит урегулировать вопрос о распространении рекламы между пользователями сети, которые не являются операторами связи и между которыми не заключается договор об оказании услуг связи, и утвердить меры ответственности за нарушения прав и законных интересов других пользователей сети.

Список используемой литературы:

1. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 (ред. от 02.08.2019) N 38-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. N 12. ст. 1232.

2. О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»: <Письмо> ФАС России от 11.11.2019 N ДФ/98054/19.

3. О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе»: <Письмо> ФАС России от 02.12.2011 N АК/44977.

4. О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <Письмо> ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19.

5. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 309-КГ17-22298 по делу N А60-63378/2016.

6. Решение Московского УФАС РФ по делу № 3-7-70/77-17 от 13 июля 2017 года.

7. Решение Карельского УФАС РФ по делу № 03-02/17-2016 от 24 марта 2017 г.;

8. Решение и предписание Карельского УФАС РФ по делу №03-02/29-2015 от 17 ноября 2015 г.;

9. Решение Липецкого УФАС РФ по делу в отношении ИП от 15 мая 2015 г.;

10. Решение Омского УФАС РФ по делу 06-10.1/111-2013 от 10 июня 2014 г.

11. Акимова И., Гаспарян Э. Digital-реклама: запретить нельзя узаконить/ Акимова И.// Конкуренция и право. - 2016. - N 6. - С. 30 - 34.

12. Левушкин А.Н., Рахматуллин Т.Э. Договор на распространение рекламы: правовая природа и практика применения[Электр. ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. Электрон. ст. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/dogovor-na-rasprostranenie-reklamy-pravovaya-priroda-i-praktika-primeneniya

13. Наумов В. Б. Противодействие спаму: российское законодательство через призму опыта США/ В. Б. Наумов // Информационное право. — 2007. - N 3. - С. 44-48.

14. Нечуй-Ветер В.Л. Особенности правового регулирования распространения рекламы в сети Интернет/ В. Л. Нечуй-Ветер // Реклама и право. - 2013. - N 1. - С. 2 - 10.

15. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [Электр. ресурс] // Электрон. ст. Москва. 2011. URL: https://br.fas.gov.ru/documents/afcd05ed-31e1-46f1-9a0b-b5105ec5294e/#18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.