Научная статья на тему 'Не всё дозволено в рекламе, или проблемы нарушения российского законодательства о рекламе (на материале региональной рекламной продукции)'

Не всё дозволено в рекламе, или проблемы нарушения российского законодательства о рекламе (на материале региональной рекламной продукции) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАРУШЕНИЕ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ / ОБЪЕКТ РЕКЛАМИРОВАНИЯ / ТОВАР / УСЛУГИ / РЕКЛАМОДАТЕЛЬ / РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ / ADVERTISING / ADVERTISING LEGISLATION / VIOLATION OF ADVERTISING LEGISLATION / PENALTIES / OBJECT OF ADVERTISING / GOODS / SERVICES / ADVERTISER / ADVERTISING PRODUCER / ADVERTISING DISTRIBUTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Анна Васильевна, Антонов Владимир Петрович

Настоящая статья посвящена проблемам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В ней, в частности, рассматриваются вопросы, связанные с распространением ложной и недобросовестной рекламы, обращается внимание на рекламную продукцию, характеризующуюся как неэтичная. Акцентируется внимание на рекламе, отражающей реалии современного времени, как то: рассылка рекламы посредством СМС-сообщений или электронной почты; реклама услуг по подготовке и написанию научно-квалификационных работ (диссертаций); рекламные предложения по написанию выпускных квалификационных (дипломных) и иных видов работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации; реклама товаров при дистанционном способе их продажи и пр. Анализ рассматриваемых проблем, как правило, проводится на базе рекламной продукции, выявленной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия и квалифицированной им как реклама, нарушающая соответствующее российское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT ALL ALLOWED IN ADVERTISING, OR TO THE PROBLEMS OF VIOLATION OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON ADVERTISING (BY THE EXAMPLE OF THE REGIONAL ADVERTISING PRODUCTS)

This article is devoted to the problems of violation of the Russian Federation legislation on advertising. In particular, it considers issues related to dissemination of false and unfair advertising. The attention is drawn to advertising products characterized as unethical. The emphasis is placed on advertising that reflects realia of modern time, such as sending advertising through SMS messages or e-mail; advertising services for the making scientific and qualification works (dissertations); advertising proposals for writing final qualification (diploma) works and other types of work provided for by the state system of scientific certification or necessary for students to go through intermediate or final certification; advertising products with the remote method of selling them, etc. The analysis of the problems considered is carried out on the basis of advertising products identified by the Office of the Federal Antimonopoly Service of the Republic of Khakassia and qualified by it as advertising that violates the relevant Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Не всё дозволено в рекламе, или проблемы нарушения российского законодательства о рекламе (на материале региональной рекламной продукции)»

УДК [659.1:34]:340.131.6(571.153)

НЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО В РЕКЛАМЕ, ИЛИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ)

Миронова Анна Васильевна,

главный специалист-эксперт Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (г. Абакан)

Антонов Владимир Петрович,

старший преподаватель кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Настоящая статья посвящена проблемам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В ней, в частности, рассматриваются вопросы, связанные с распространением ложной и недобросовестной рекламы, обращается внимание на рекламную продукцию, характеризующуюся как неэтичная. Акцентируется внимание на рекламе, отражающей реалии современного времени, как то: рассылка рекламы посредством СМС-сообщений или электронной почты; реклама услуг по подготовке и написанию научно-квалификационных работ (диссертаций); рекламные предложения по написанию выпускных квалификационных (дипломных) и иных видов работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации; реклама товаров при дистанционном способе их продажи и пр. Анализ рассматриваемых проблем, как правило, проводится на базе рекламной продукции, выявленной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия и квалифицированной им как реклама, нарушающая соответствующее российское законодательство.

Ключевые слова: реклама, рекламное законодательство, нарушение рекламного законодательства, штрафные санкции, объект рекламирования, товар, услуги, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламо-распространитель.

NOT ALL ALLOWED IN ADVERTISING, OR TO THE PROBLEMS OF VIOLATION OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON ADVERTISING (BY THE EXAMPLE OF THE REGIONAL ADVERTISING PRODUCTS)

Mironova Anna Vasilievna,

chief expert

Office of the Federal Antimonopoly Service for the Republic of Khakassia (Abakan)

Antonov Vladimir Petrovich,

senior lecturer, the Department of the Russian Language Stylistics and Journalism Katanov Khakass State University (Abakan)

This article is devoted to the problems of violation of the Russian Federation legislation on advertising. In particular, it considers issues related to dissemination of false and unfair advertising. The attention is drawn to advertising products characterized as unethical. The emphasis is placed on advertising that reflects realia of modern time, such as sending advertising through SMS messages or e-mail; advertising services for the making scientific and qualification works (dissertations); advertising proposals for writing final qualification (diploma) works and other types of work provided for by the state system of scientific certification or necessary for students to go through intermediate or final certification; advertising products with the remote method of selling them, etc. The analysis of the problems considered is carried out on the basis of advertising products identified by the Office of the Federal Antimonopoly Service of the Republic of Khakassia and qualified by it as advertising that violates the relevant Russian legislation.

Key words: advertising, advertising legislation, violation of advertising legislation, penalties, object of advertising, goods, services, advertiser, advertising producer, advertising distributor.

Современную действительность, пожалуй, уже сложно воспринимать без таких взаимосвязанных понятий, как рынок, товар, услуги, потребитель, клиент, реклама и пр., впрочем,

как и без прочно вошедших в нашу жизнь явлений и предметов, связанных с интернетом, смартфонами, гаджетами, соцсетями, «вай-фаем», аккаунтами, блогерами, мессенджера-

ми, криптовалютой, пластиковыми (банковскими) карточками, умной техникой (мульти-варками, роботами-пылесосами и под.), СПБ (системой быстрых платежей), удалённой работой и многими другими.

Данное исследование связано с таким явлением современного времени как реклама. Предметом своего интереса мы выбрали региональную рекламу, в которой наблюдаются нарушения законодательства Российской Федерации в сфере рекламы. Целью исследования стал анализ рекламной продукции, выявленной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия и квалифицированной УФАС по РХ как реклама, нарушающая соответствующее российское законодательство.

Прежде чем обратиться к анализу проблемы, коротко остановимся на сущности одного из базовых понятий исследования - рекламы. Вначале рассмотрим, как данное понятие интерпретируется словарными источниками. Так, в «Словаре иностранных слов» (1986) читаем о нём следующие сведения:

РЕКЛАМА [фр. reclame < лат. reclamare выкрикивать] - 1) информация о товарах, различных видах услуг и т. п. с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары, услуги и т. п.; 2) распространение сведений о ком-, чём-л. с целью создания популярности [1, с. 426].

А вот какую информацию даёт другой источник - «Словарь русского языка» С. И. Ожегова (2003):

РЕКЛАМА... 1. Оповещение различными способами для создания широкой известности кому-чему-н. с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п. Торговая р. Театральная р. 2. Объявление с таким оповещением. Световая р. ... Рекламное бюро [2, с. 665].

Обратим внимание на такой интересный подход двух лексикографических изданий в определении рекламы, как выделение (расположение) внутри дефиниции той её части,

которая в рамках актуального членения предложения называется информационным центром, то есть сообщением новой информации о теме высказывания - в нашем случае это реклама (иначе того, что «утверждается или спрашивается об исходном пункте сообщения

- теме и создаёт предикативность, законченное выражение мысли» [3, с. 410]; о смежном термине «тема» см. здесь же [3, с. 507]). Как видим, в первом лексикографическом издании («Словаре иностранных слов») акцентируется внимание на том, что реклама есть «информация о товарах, различных видах услуг и т. п.», в то время как её целеполагание («оповещение потребителей и создание спроса на эти товары, услуги и т. п.») является для данного источника сведением второй степени значимости. Для другого издания («Словаря русского языка» С. И. Ожегова) первостепенной информацией, напротив, становится «оповещение различными способами для создания широкой известности кому-чему-н.». Цель же создания рекламы вроде бы остаётся той же, что и в первом определении: «привлечение потребителей, зрителей и т. п.». Однако, как видим, часть це-леполагания (оповещение...) во втором источнике из информации второй степени важности перешла в разряд более значимых сведений.

Лингвистические «штудии» (от лат. studere

- тщательно изучать; см. штудировать[1, с. 568]), связанные с интерпретацией разных взглядов по поводу одного и того же или близких явлений, дело весьма интересное. Но они не являются нашей задачей, и потому обратимся ещё к одному лексикографическому изданию, в котором также имеется определение предмета нашего рассмотрения, а именно -к «Толковому словарю русского языка начала XXI века...» (2006). В этом издании, в отличие от первых двух, словарная статья понятия «реклама» включает три значения:

Реклама... 1. Информация о товарах, различных видах услуг и т. п. с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти

товары, услуги и т. п. <...> 2. Объявление, плакат, содержащие информацию о товарах, услугах и т. п. <...> 3. Широкое оповещение о чём-л., привлечение внимания к чему-л. с целью сделать достоянием общественности [4, с. 851].

Как нам кажется, принципиально нового словарное издание под редакцией Г. Н. Скляревской в понимание сущности термина «реклама» не вносит, несмотря на то, что в нём предлагаются три его интерпретации. Третье значение термина, выделенное в самостоятельный пункт в «Толковом словаре русского языка начала XXI века.», в первых двух источниках включено в качестве элементов тех двух значений, которые имеются в них (см. «распространение сведений о ком-, чём-л. с целью создания популярности» («Словарь иностранных слов»); «оповещение различными способами для создания широкой известности кому-чему-н. с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). (Выделения полужирным шрифтом наши - А. М., В. А.). См. дополнительно одно из значений прилагательного популярный, от которого образовано существительное популярность: «2. Известный, широко распространённый» [2, с. 552].

В таких лексикографических изданиях, как толковые словари, помимо предоставления разных сведений лингвистического характера о включаемых в них словах и фразеологизмах, объясняются (толкуются) их значения, в чём и заключается основная функция этих источников. Но сущность феномена рекламы намного шире, чем просто лингвистическое явление. Реклама в современное время рассматривается с точки зрения самых разных наук: собственно лингвистики, медиалингвистики, теории коммуникации, лингвоэкологии, журналистики, психологии, социологии, юриспруденции, экономической теории, истории и др. Каждая из этих наук занимается исследованием рекламы с позиций своих интересов. Вследствие этого

существуют самые разные подходы в интерпретации данного феномена, а значит, имеется и много определений термина «реклама». Каждое из них, несомненно, вызывает интерес, но обращение к ним существенно расширит рамки нашего исследования, и потому мы ограничимся тем, что сошлёмся на пособие Е. С. Грищевой «Язык рекламного текста» (2019), в котором такая разноаспектность взглядов представлена, на наш взгляд, в достаточной степени, чтобы разобраться в сущности подходов к пониманию рекламы представителями разных областей знания [5, с. 6-10].

Исходя из сказанного, вполне объективно можно заключить, что природа рекламы весьма и весьма сложна. Об этом, в частности, пишет исследователь А. Н. Мудров: «Однозначно определить природу рекламы невозможно. Это происходит потому, что реклама объединяет в себе искусство со своими специфическими законами, науку, возникшую на стыке психологии, математики, статистики, логики, социологии и ряда других наук» [6, с. 21].

Изучение информации о разных аспектах феномена рекламы (об интерпретации рекламы в рамках различных научных дисциплин), предложенной в названном выше курсе лекций Е. С. Грищевой [5, с. 6-10], позволяет говорить об узком и широком подходе к трактовке сущности рекламы. Узкий подход в понимании сущности рекламы отражён в её дефинициях, которые предлагаются разными науками, чьим предметом изучения она, в частности, является. Широкий подход в трактовке рекламы и как термина, и как феномена находится, как мы думаем, вне границ конкретной области знания. Такое определение рекламы обнаруживаем, например, в «Полном словаре лингвистических терминов» (2010) Т. В. Матвеевой: «При более широком понимании, современная реклама - это отрасль индустрии, занимающаяся производством особой текстовой продукции (часто поликодовой, то есть использующей не только язык (вербальный

код), но и музыку, изобразительные средства, пластику), её размещением в СМИ, исследованием её эффективности» [7, с. 371].

В силу того, что предмет нашего исследования связан с нарушениями рекламного законодательства, в понимании сущности рекламы остановимся на её дефиниции, предложенной в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» (№ 38-Ф3 от 13.03.2006 г.): «Реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [8, с. 6]. Данное определение отнесём к широкому пониманию рекламы, ибо в нём представлено наиболее общее представление о данном феномене.

Перефразируя общеизвестное выражение, можно утверждать: «Вся наша жизнь - реклама». Реклама сопровождает современного человека всегда и всюду: на улице, в (и на) транспорте, на радио, телевидении, в интернете, газетах, журналах - даже в художественных книгах, обычных ученических тетрадях и дневниках. Говоря другими словами, размещение рекламы зависит от способа материального воплощения идеи её авторов.

Реклама представляет собой определённый вид деятельности (прежде всего прикладной и творческой по своему характеру), в процессе получения конечного результата которого задействовано достаточное число участников. Продемонстрируем сказанное на конкретном примере. Допустим, производственной компании по выпуску мягкой мебели необходимо распространить информацию об изготовляемой ею продукции, для чего нужно изготовить соответствующую рекламную продукцию. Руководитель компании обращается за помощью в рекламное агентство, которое, исходя из пожеланий заказчика, предлагает разработать буклеты, заказать баннеры, снять видеоролик

для показа на телевидении либо советует другие варианты материализации идеи заказчика. После того, как оговорены все нюансы с заказчиком, рекламное агентство нанимает специалистов, которые будут заниматься воплощением замыслов заказчика либо своих идей (по желанию заказчика), распространением печатной информации, размещением баннеров и т. д. Иначе говоря, путь от идеи (замысла) рекламы до её воплощения (донесения информации о товаре, услуге либо о чём-, ком-нибудь до возможно максимального числа потенциальных потребителей) связан с разными звеньями одной сложной цепи: объект рекламирования - рекламируемый товар - рекламодатель - рекламопроизводитель - рекламорас-пространитель - потребители рекламы (рекламополучатели).

Коротко охарактеризуем каждое звено цепи рекламопроизводства. В соответствии с ФЗ «О рекламе» названные выше понятия толкуются следующим образом:

- объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- рекламодатель - заказчик рекламы, то есть изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение любым спосо-

бом, в любой форме и с использованием любых средств;

- потребители рекламы (рекламополучатели) - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама [8, с. 6].

Следует резюмировать, что потребитель рекламы является ключевым звеном всей этой цепочки, так как рекламная индустрия работает для того, чтобы рекламополучатель не только увидел необходимую информацию, но и поступил нужным для рекламодателя образом, а именно приобрёл рекламируемый товар либо получил предлагаемые ему той или иной рекламой услуги.

Анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, который предназначен для продажи и иного введения в гражданский оборот, который в свою очередь можно индивидуализировать, выделив его среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Таким образом, рекламой признаётся информация, позволяющая чётко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях и другого рода её носителях.

Теперь перейдём непосредственно к анализу предмета нашего изучения - разного рода нарушениям рекламного законодательства Российской Федерации, обнаруженным сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Хакасии. Но прежде, чем это сделать, напомним, что из тех, кто занимается изготовлением и распространением рекламной продукции, может нести ответст-

венность любой за ненадлежащую (недостоверную и недобросовестную) рекламу, которая в соответствии со статьёй 5 («Общие требования к рекламе») ФЗ «О рекламе» не допускается. Перечень недобросовестной рекламы дан в части 2 названной статьи, перечень недостоверной (не соответствующей действительности) рекламы приведён в части 3 этой же статьи.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), нарушение законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа в зависимости от характера самого нарушения. Например, в соответствии с действующей редакцией статьи 14.38 («Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах») главы 14 («Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций») названного Кодекса запрещается «размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения» [9]. См. по этому поводу пример подобной рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, который приведён на рисунке 1. Подобная рекламная продукция нарушает требование пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», который гласит: «Реклама не должна: ... 3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта» [8, с. 8].

Данного рода правонарушение наказывается «наложением административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на

юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей» [9] должностными лицами соответствующих органов МВД РФ.

Приведём примеры из практики работы Управления ФАС России по Республике Хакасия.

Так, во время проведения мониторинга наружной рекламы антимонопольным органом была выявлена ненадлежащая реклама алкогольной продукции, а именно реклама пива, размещённая на рекламной конструкции здания магазина «Пивной причал» (см. рис. 2). Согласно же пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться «с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их» [8, с. 22].

Кроме того, в рассматриваемой рекламной конструкции обнаружена реклама проводимых магазином акций, которая могла ввести потребителей в заблуждение. Небезызвестная акция «1+1» способна обмануть ожидания потребителей, так как не совсем понятно, что они получат в подарок, купив литр пива в магазине «Пивной причал»: дополнительный литр пива любого сорта или же только приобретённого. Помимо сказанного, в данной рекламе не указан срок действия акции. На баннерах имеются указания на марки пива, что также запрещено Законом о рекламе (см. пункт 5 части 2 статьи 21).

В соответствии со всем сказанным Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия принято в решение по делу № 019/05/5 -53/2019 [10] в отношении индивидуального предпринимателя, поскольку им нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Обратимся к следующему факту. Антимонопольным органом принято решение по делу № 13-Р-18 [11], связанному с рекламой, размещённой на с. 27 рекламно -информационного журнала «ШопингГИД» в № 52 за февраль 2018 года, следующего содержания: «ПАРК-ХАУС отвечаем за результат. Акция. При покупке входной двери - монтаж в подарок!» - с указанием адреса магазина (г. Абакан, ул. Кирова, 112) и номера телефона (тел.: 8(3902)287-486») (см. рис. 3). Напомним, что согласно содержанию указанных части и статьи Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы [8, с. 8]. Данная реклама признана названным выше решением ненадлежащей, поскольку в ней не указан срок проведения акции, искажён смысл информации, что может ввести потребителей в заблуждение, следовательно, является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Ответственными за данное нарушение признаны как рекламодатель, так и рек-ламораспространитель.

Отсутствие существенной части информации о рекламируемом товаре демонстрирует и интернет-реклама в виде всплывающего бан-нера на сайте сети магазинов «Эльдорадо» (рис. 4). Кстати говоря, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в обилии можно обнаружить рекламные предложения, нарушающие многие статьи ФЗ «О рекламе». Напомним, что является рекламой в Интернете: это информация на сайте рекламодателя или в его группе в социальной сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару или оказываемой услуге и на их выделение среди однородных товаров.

Рис. 1. Пример рекламы, имеющей сходство с Рис. 2. Реклама алкогольной продукции (пива), нарушаю-

дорожными знаками и нарушающей требования щая положение пункта 5 части 2 статьи 21

пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №

от 13.03.2006 № 38-Ф3 «Орекламе» 38-Ф3 «Орекламе»

? -б

ПРОСТО КУПИ В РАССРОЧКУ

Самая коропая онлайн-анкета © Решение банка за 1 минуту ЁЭ Сроком до 24 месяцев

I ■ РУН

% ПЕРЕПЛАТ Р 1-Й ВЗНОС

Рис. 3. Реклама входных дверей, нарушающая положение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Рис. 4. Реклама входных дверей, нарушающая положение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

Решением УФАС РФ по Республике Хакасия по делу от 23.10.2018 № 23-Р-18 [12] в отношении магазина сети «Эльдорадо» в г. Абакане вынесено решение о нарушении рекламного законодательства, выразившемся в несоблюдении требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Установлено, что в рекламе сведения о рассрочке следует квалифицировать как не соответствующие действительности, следовательно, реклама является недостоверной.

Нарушением законодательства о рекламе является отсутствие в рекламе лекарственных

препаратов, медицинских услуг и медицинской техники предупреждения о наличии противопоказаний и отсутствие указания о необходимости консультации специалиста, в то время как часть 7 статьи 24 Закона о рекламе гласит следующее: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости

ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов» [8, с. 24].

В качестве иллюстрации «нарушения» отмеченного положения Закона о рекламе можно предложить следующую рекламу (рис. 5). В её тексте отсутствует информация о противопоказаниях и необходимости консультации специалиста, что явно противоречит содержанию названной части соответствующей статьи ФЗ «О рекламе». Однако в вербальной составляющей данной рекламы имеются сведения о том, что подробную информацию о видах услуг, сроках их оказания и ценах, об адресах мест нахождения медицинских офисов можно узнать на сайте ООО «ИНВИТРО» www.invitro.ru, либо вся перечисленная информация потребителям может быть предоставлена по указанному в рекламном тексте номеру телефона. На главной странице сайта «Медицинская компания ИНВИТРО. Клинико-диагностические лаборатории» рекламная информация «Ежегод-

ная профилактика. Комплекс исследований за 545 р. Подробнее» и пр. сопровождается предупреждением: «ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПОЛУЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», которое написано прописными (заглавными) буквами. Следовательно, интернет-реклама компании ИНВИТРО о предоставляемых ею медицинских услугах не нарушает требования Закона о рекламе (потому в начале данного абзаца слово «нарушение» намеренно дано нами в кавычках).

Теперь обратимся к региональному материалу, связанному с рекламой об оказании медицинских услуг. В ходе очередного мониторинга наружной рекламы в г. Абакане УФАС России по Хакасии выявлен штендер (переносная рекламная конструкция небольших размеров), рекламирующий виды медицинских услуг, предоставляемых Центром дерматовенерологии и косметологии (ДЕ-КОМЕД) (см. рис. 6).

ИНВИТРОя

Рис. 5. Иллюстрация рекламы медицинских услуг Рис. 6. Реклама медицинских услуг, нарушающая

положение части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»

Информация рекламного характера, наличествующая в указанном штендере, не отвечает требованиям рекламного законодательства, в частности, вследствие того, что в рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к получению некоторых видов услуг. Закон «О рекламе» в части 7 статьи 24 требует сопровождать рекламу медицинских услуг, оказываемых клиентам (потребителям), обязательным предупреждением о наличии противопоказаний к их применению [8, с. 24]. В связи с невыполнением указанного требования решением Антимонопольного органа (дело № 9-Р-18 [13]) спорная реклама признана ненадлежащей, а рекламораспространитель признан ответственным за нарушение ФЗ «О рекламе».

В связи со сказанным обратимся к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором раскрывается содержание понятий «медицинская деятельность» и «медицинская услуга» [14].

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, меди-

цинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение [14].

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». На основании сказанного необходимо иметь в виду, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и распространением лекарственных средств.

Пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения Российская Федерация от 13.10.2017 № 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень видов медицинских услуг [15].

Далее остановимся на рекламе о дистанционном способе продажи товаров и предоставлении платных слуг, которая стала в наше время весьма распространённой (см., например, рис. 7).

В октябре 2018 года УФАС России по Хакасии проведён мониторинг одного из печатных изданий, а именно журнала «Территория выбора» (№ 175, август 2018 года). По результатам мониторинга установлено, что на 57-й странице данного издания размещена реклама столовой «Сытный дворик», нарушающая ФЗ «О рекламе».

Рис. 7. Реклама об оказании платных дистанционных услуг, нарушающая положения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «Орекламе»

Проанализированная рекламная статья содержит следующую информацию:

- название и адрес рекламируемого предприятия (столовой);

- сведения о том, что данным предприятием осуществляется доставка еды по городу Абакану;

- ассортимент доставляемых заказчикам блюд;

- контактная информация для оформления заказа (номер телефона и электронный адрес).

Однако информация о продавце товаров, реализующем их дистанционным способом, в рекламной статье отсутствует. В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи (например, доставка суши/пиццы), в соответствии со статьёй 8 («Реклама товаров при дистанционном способе их продажи») Закона «О рекламе», должны быть указаны следующие сведения:

- наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

- фамилия, имя, отчество юридического лица (индивидуального предпринимателя);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя [8, с. 10].

Поскольку в приведённом примере рекламы о дистанционном способе продажи товаров отсутствует указанная выше информация, то, соответственно, такую рекламу нельзя считать надлежащей и добросовестной, так как она не предоставляет возможности потребителю вернуть продавцу (индивидуальному предпринимателю) некачественный товар либо не даёт покупателю возможности защитить свои права и интересы.

Ответственность за нарушение статьи 8 Закона о рекламе несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель, в связи с чем в отношении двух индивидуальных предпринимателей принято решение по делу № 22-Р-18 [16] о нарушении рекламного законодательства.

Весьма распространена в настоящее время также и такая реклама, как оказание платных услуг по подготовке и написанию разного рода квалификационных и иных работ, к которым относятся:

- расчётно-графические задания;

- лабораторные работы;

- рефераты и доклады;

- курсовые работы и проекты;

- выпускные квалификационные работы;

- диссертации на соискание научных степеней (кандидатов и докторов наук);

- доклады об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций разного уровня);

- научные и научно-методические статьи;

- иные работы, предусмотренные государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Однако в соответствии с Законом о рекламе не допускается реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации (рис. 8). (См. об этом пункт 10 статьи 7 ФЗ о рекламе в редакции от 30 декабря 2018 года).

С распространением в нашей жизни разных видов технической связи многочисленной, если не навязчивой, стала автоматическая рассылка рекламных текстов посредством СМС-сообщений, электронной почты и т. д. без получения предварительного согласия абонента (рис. 9).

Примером подобной рекламной рассылки может служить следующий текст: «Кредит до 190000 р. на карту любого банка. Платеж от 4814 р./мес. Решение банка за 1 мин: hcrd.ru/sale 88007007655 ООО «ХКФ Банк».

Рис. 8. «Антиреклама» оказания платных услуг по Рис. 9. Рассылка рекламных текстов посредством

подготовке и написанию СМС-сообщений разного характера квалификационных и иных видов работ в сфере образования

Подобная «практика» автоматического распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» допускается лишь при условии предварительного согласия абонента или адресата [8, с. 15].

Следующий иллюстративный материал касается использования в рекламе иностранных слов и выражений без предоставления соответствующего перевода на русский язык, что может привести к искажению смысла сказанного (см. об этом в пункте 1 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» [8, с. 8]). Многие торговые компании во время распродаж размещают в витринах своих магазинов или каким-то другим способом информацию, указывающую на действующие в текущий момент скидки, в том числе используя английские слова, например, "sale" 'продажа' и 'новый' и т. д. без перевода на русский язык (см., например, в сочетании "Sale new" - букв. 'распродажа').

Приведём пример рекламы, взятый нами из одного из интернет-источников, в которой явно нарушаются требования Закона о рекламе именно в связи с указанным выше пунктом 1 части 5 статьи 5 (рис. 10): в нём используются слова из английского языка Cat fish toy, что в

буквальном переводе означают 'кот, игрушка, рыбы' .

Особенно много материала подобного рода даёт нам интернет-сфера. Конечно, если не все, то многие из обнаруживаемых здесь рекламных материалов представляют интерес с точки зрения креативности, то есть нестандартного, творческого подхода к созданию рекламной продукции. Примером подобного типа рекламы можно считать следующую (см. рис. 11), в которой потребителей, знающих английский язык, приглашают изучать немецкий язык, причём в ненавязчивой форме: вначале их хвалят за знание английского языка {Fantastisch, praknisch, gut - 'Здорово, замечательно, хорошо' (что вы знаете английский язык - добавление наше, А. М., В. А.)}, затем интересуясь: "Sprechen Sie deutsch?" ('Вы говорите по-немецки?') - неназойливо приглашают к изучению немецкого языка (см. верхнюю запись).

Информация о потребителях данной рекламы, уже владеющих английским языком, «считывается» по употреблённым в рекламном тексте отдельным словам английского языка, размещённым на переднем плане: Sale - 'продажа, сбыт, торговля, распродажа'; the best - 'лучший, наилучший'; only - а) 'только, всего лишь, просто'; б) 'исключительно,

единственно'; в) 'единственный'(в зависимости от принадлежности данного слова к той или иной части речи, что будет зависеть от того контекста, в котором данное слово будет употребляться); woman - 'женщи-на';'женский' - также от принадлежности в контексте к существительному или прилагательному).

Творческое начало у производителей рассматриваемой рекламы проявляется ещё и в том, что они при её создании использовали такое явление, как прецедентность, или прецедентный текст. Напомним, что под прецедентным текстом в лингвистике понимают такие «потенциально автономные смысловые блоки речевого произведения» (А. Е. Баженова), которые актуализируют значимую для его автора фоновую информацию и апеллируют к культурной памяти читателя или слушателя [17, с. 107]. Ю. Н. Караулов прецедентными называет «тексты, значимые для той или иной личности в познавательном или эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая её предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [18, с. 217]. Иначе говоря, к прецедентным относят культурно значимые тексты, которые имеют сверхличностный характер и которые неоднократно возобновляются - в неизменном или преобразованном виде -в дискурсах разных языковых личностей. Причём они являются достоянием национального и/или общемирового фондов культуры [7, с. 337].

Именно на такого характера «смысловой блок речевого произведения», или культурно значимый текст (Ю. Н. Караулов), принадлежащий немецкой языковой культуре, опираются авторы рассматриваемой рекламы. При этом в процессе его применения авторы-рекламопроизводители трансформировали

(преобразовали, видоизменили) исходный прецедентный текст, который в немецком языке выглядит так: "Quadratisch. Praktisch. Gut" („Квадратен. Практичен. Хорош'). Данный прецедентный текст является рекламой немецкой марки шоколада Ritter Sport, который продаётся во многих странах мира. Каждая плитка этого шоколада имеет квадратную форму, которую предложила Клара Риттер, супруга кондитера Альфреда Ойгена Риттера (Alfred Eugen Ritter), причём так, чтобы шоколадная плитка умещалась бы в карман любой спортивной куртки, при этом не ломалась и по весу была бы равна обычной плитке шоколада. Шоколадный квадрат получил название «Ritter's Sport Schokolade» (Руттер спорт Шоколад) [19]. Впоследствии появились рекламные слоганы, связанные с этим шоколадом и послужившие базой для преобразования одного из них и использования его в рассматриваемом рекламном тексте.

Добавим к сказанному, что, кроме приведённого, Википедия предлагает ещё два слогана - «рекламные формулы в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы» [20, с. 723]: "Qualität im Quadrat" („Качество в квадрате') и "Quadratisch. Magisch. Gut" („Квадратный. Магический. Хороший").

Следующий рисунок служит иллюстрацией рекламы по оказанию образовательных услуг (обучение иностранным языкам), которая предлагает обучение на курсах английского языка (рис. 12). В силу того, что информация об оказании образовательной услуги представлена в данной рекламе только на английском языке, она квалифицируется КоАП РФ как нарушение иных прав потребителей, то есть «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продаже, об исполнителе и о режиме работы» (см. пункт 1 статьи 14.8 главы 14 [9]).

Рис. 10. Иллюстрация рекламы с использованием иностранных слов и выражений без перевода на русский язык

Рис. 11. Иллюстрация креативной рекламы с использованием иностранных слов и выражений без перевода на русский язык

Рис. 12. Реклама об оказании образовательных услуг, квалифицирующаяся КоАП РФ как нарушение иных прав потребителей

Таким образом, использование в рекламных текстах иноязычных средств (слов и выражений) без соответствующего перевода на русский язык является административным правонарушением, в частности, пункта 1 статьи 14.8 («Нарушение иных прав потребителей») главы 14 Административного кодекса, поскольку знание иностранного языка не является обязательным для гражданина Российской Федерации [9].

Теперь приведём пример, связанный с надзорной деятельностью УФАС России по Республике Хакасия. В 2018 году антимонополь-

ным органом было возбуждено дело № 2-Р-18 [21] в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения пункта 1 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», выразившегося в использовании в рекламе иностранных слов без соответствующего их перевода на русский язык (см. рис. 13) [8, с. 8].

По результатам рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России приняла решение признать рекламу ненадлежащей, однако постановила: предписание о прекращении указанного нарушения не выдавать, поскольку в материалах дела имеются предоставленные

доказательства о демонтаже индивидуальным предпринимателем ненадлежащей рекламы.

Достаточно часто в рекламах можно обнаружить сравнительные характеристики реализуемых товаров и предлагаемых услуг типа «Самый-самый.», «№ 1», «лучше всех» и под., как в представленном на рисунке 14 примере, причём делается такое рекламодателями и/или рекламораспространителями бездоказательно. Однако для применения в рекламе языковых средств, имеющих в своих лексических значениях семы (элементы смысла), указывающие на превосходство реализуемых товаров и услуг над другими в той или иной степени (например, утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном», «№ 1» и т. п.), необходимо предоставить документальные доказательства. Иначе подобная реклама нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 За-

кона «О рекламе: «Недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; <...>» [8, с. 7].

Продемонстрируем сказанное ранее следующим фактом. Хакасским УФАС РФ было возбуждено дело № 16-Р-18 [22] в отношении индивидуального предпринимателя г. Абакана по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», выразившегося в использовании в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами без объективного подтверждения его преимуществ (см. рис. 15).

Рис. 13. Реклама, нарушающая положения пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

САМЫЕ

Н ИЗКИЕ ЦЕНЫ

Рис. 14. Элемент рекламы, содержащий сравнительную характеристику

По результатам рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом принято решение признать рекламу ненадлежащей, а индивидуальному предпринимателю выдано предписание о прекращении нарушения.

Федеральный закон «О рекламе» предъявляет особые требования и к рекламе финансовых услуг, предлагаемых потребителям, а также к финансовой деятельности вообще (см. статью 28). Например, реклама финансовых услуг, представленная на рисунке 16, служит одной из иллюстраций, нарушающих положения названной статьи закона. В соответствии с частью 1 данной статьи «реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального -фамилию, имя и (если имеется) отчество)» [8, с. 27]. Конкретным нарушением в данной рекламе является отсутствие в ней сведений обо всех условиях оказания финансовых услуг: в частности, в рекламе указан лишь самый большой процент годовых начислений,

Рис. 15. Реклама, иллюстрирующая нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

следовательно, и самый выгодный для финансовой организации, в то время как здесь имеются и вклады с меньшим объёмом годовых начислений, что невыгодно клиентам данного учреждения. Отсюда следует вывод о введении клиентов данного учреждения в заблуждение.

Основные положения статьи 28 Закона о рекламе в отношении финансовых услуг требуют, чтобы реклама таких услуг содержала:

- наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность;

- все условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий;

- условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Перечисленные выше условия оказания финансовых услуг нарушаются, в частности, в рекламе, отражённой на рисунке 17.

Рис. 16. Реклама, иллюстрирующая соблюдение частей 1-3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

По результатам мониторинга наружной рекламы г. Абакана в отношении финансовой организации - сберегательной компании «Энергофинанс» УФАС РФ по РХ - заведено дело от 18.09.2018 года № 15-Р-18 [23] и вынесено решение, по которому названной финансовой организации предписано устранить выявленное нарушение рекламного законодательства.

Остановимся на рекламе о проведении зрелищных мероприятий, которая, в частности, в соответствии с содержанием части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе должна содержать знак информационной продукции, чего нет в следующей рекламе (см. рис. 18).

В связи с приведённым примером рекламы необходимо сказать, что частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [24], без указания категории данной информационной продукции.

Пунктом 5 статьи 2 указанного Закона установлено, что информационная продукция -это предназначенные для оборота на террито-

рии Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная информация, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи [24].

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 этого же Закона под зрелищным мероприятием понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий [24].

Таким образом, информация о зрелищных мероприятиях, указанная в приведённой выше рекламе (рис. 18), на основании пункта 3 статьи 2 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относится к информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями данного закона.

Рис. 17. Реклама, иллюстрирующая нарушение частей 1-3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

Рис. 18. Реклама, иллюстрирующая

нарушение части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

Проще говоря, реклама о проведении зрелищных мероприятий должна содержать не только знак информационной продукции, но и указание на возрастную категорию лиц, являющихся её потребителями.

Особого внимания заслуживает реклама, которая в силу остроты содержания и неоднозначности его восприятия может быть охарактеризована как неэтичная. Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия» [8, с. 8].

Приведём пример рекламы, в которой имеется нарушение требований части 6 указанной статьи ФЗ «О рекламе». В ходе проведения

УФАС России по РХ мониторинга наружной рекламы специалистами-экспертами антимонопольной службы выявлена рекламная информация следующего содержания: «БУДЬ МУЖИКОМ СМЕНИ ПОЛ / ламинат, паркет, пробка / Комфорт-пол, г. Абакан, ул. Жукова, 22» (рис. 19).

Нарушение этичности в данной рекламе усматривается в том, что её содержание в употреблённом контексте звучит двусмысленно: 1) произвести замену пола (нижнего настила) в каком-либо помещении; 2) произвести замену биологического мужского пола на женский, иначе говоря, изменить гендерную характеристику личности. См., например, названия заголовка и подзаголовка интернет-публикации: «Я сменил пол без операции» (заголовок; «История молодого парня в теле девушки, который победил законодательный вакуум в отношении трансгендеров» (подзаголовок), в котором значение глагола «сменить» использовано в значении «изменить гендер-ную, половую, принадлежность личности (человека)» [25].

Рис. 19. Реклама, нарушающая положения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

Кроме того, здесь также можно усмотреть отрицательную характеристику мужчины, неспособного как представителя сильного пола проявить мужское начало: уметь делать на работе и дома соответствующие его статусу работу/дело.

Антимонопольным органом было возбуждено дело № 019/05/5-286/2019 [26] в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», выразившегося в распространении неэтичной рекламы. По результатам рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России приняла решение признать рекламу ненадлежащей выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения названной части статьи 6 ФЗ «О рекламе».

Нарушение этичности наблюдается и в рекламе об образовательной услуге, предлагаемой Центром изучения иностранных языков (см. рис. 12). Мотивируется данное утверждение тем, что на рекламном щите, помимо текстовой информации (English, duyouspeakit? - букв. «Английский, ты на нём говоришь?»), имеется ещё изображение двух мужчин, которые в руках держат предметы, похожие на огнестрельное оружие, в частности, на револьверы. Причём их дула направлены в сторону вербальной части рекламы, что можно воспринимать как определённую угрозу в отношении тех, кто ещё не занялся изучением английского языка. Здесь явно можно усмотреть нарушение части

6 статьи 5 Закона «О рекламе», в соответствии с содержанием которой в рекламе «не допускается использование.оскорбительных образов, сравнений., в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина»[8, с. 8] (полужирные выделения в цитате наши - В. А., А. В).

Нельзя считать этичной и рекламу, представленную на рисунке 20: в ней используются образ и сравнение, оскорбляющие людей (потребителей) в отношении их принадлежности к расе (в данном случае к негроидной), профессии, социальной категории и т. д. (см. часть 6 статьи 5 ФЗ «О законе» [8, с. 8]).

На рисунке 21 представлена реклама, нарушающая ФЗ «О рекламе» в части 6 статьи 5 (использование в рекламе бранных слов, сравнений и выражений). В верхней части рекламы содержится вопрос-призыв к потребителям: «Хуреете без денег»? ВЫРУЧИМ!». Способ графического оформления глагола Хуреете в вопросе-«обращении» рекламы (комбинация существенно разных по размеру букв) явно использован с такой целью, чтобы выделить в тексте почти в эксплицитной (явной) форме распространённое в нецензурной речи бранное слово. Оно употребляется в ненормативной лексике, недопустимо в литературной речи, является непристойным, воспринимается потребителями как оскорбительное.

Рис. 20. Реклама, нарушающая положения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

Рис. 21. Реклама, нарушающая положения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «Орекламе»

Кроме того, данная реклама содержит нарушения Закона о рекламе и другого характера. В частности, в первой строке текста «Ломбард № 1» содержится указание на превосходство данной финансовой организации над другими, в то время как достоверная реклама в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не должна содержать не соответствующие действительности сведения, в данном случае о преимуществах рекламируемого товара (в рекламе - финансовых услуг) [8, с. 7].

Напомним далее, что в соответствии с частью 1 статьи 28 «реклама ... финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество)» [8, с. 27]. Указанной информации в текстовой части рассматриваемой рекламы не наблюдается.

В содержании рекламы «Ломбарда № 1» имеется ещё одно нарушение рекламного законодательства, которое связано с введением клиентов данного учреждения в заблуждение. Проявляется это нарушение в том, что в рекламе отсутствует информация обо всех усло-

виях оказания финансовых услуг: во-первых, непонятно, что означает 0 % над фразой «Первый займ бесплатно* для всех»; во-вторых, каков смысл символа * справа и сверху после слова «бесплатно*».

Итак, как показывает проведённый нами анализ, наиболее часто допускаемыми нарушениями российского законодательства о рекламе на территории Республики Хакасия являются следующие:

- отправка рекламораспространителями СМС-сообщений рекламного характера без согласия абонента (часть 1 статьи 18 Закона «О рекламе»);

- несоответствие рекламной продукции отдельным пунктам общих требований к рекламе, касающихся её добросовестности и достоверности, которые отражены в содержании частей 2 и 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»;

- нарушение общих требований, связанных с отсутствием существенной информации о рекламируемых товарах и услугах (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе);

- реклама лекарственных средств и медицинских услуг, нарушающая некоторые положения статьи 24 ФЗ «О рекламе»;

- реклама финансовых услуг, нарушающая отдельные положения статьи 28 Закона о рекламе.

Исходя из всего сказанного, следует заключить, что изготовление рекламной продукции и её распространение требует от всех, кто работает в данной сфере (от изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица, то есть рекламодателя; лица, осуществляющего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, иначе

рекламопроизводителя; лица, осуществляющего распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, по-другому - рекламораспространителя), знать содержание Федерального закона «О рекламе» и иных законодательных актов (например, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) и пошагово следовать рекомендациям рекламного законодательства Российской Федерации.

Библиографический список

1. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1986. - 608 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Изд. дом «ОНИКС 21 век»; ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2003. - 896 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.

4. Толковый словарь русского языка начала ХХ1века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. - М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.

5. Грищева, Е. С. Язык рекламного текста: курс лекций / Е. С. Грищева. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. - 104 с.

6. Мудров, А. Н. Аксиомы рекламы: практическое пособие / А. Н. Мудров. - М.: Магистр, 2008. - 462 с.

7. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.

8. Федеральный закон «О рекламе». - Новосибирск: Норматика, 2017. - 38 с. - (Кодексы. Законы. Нормы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях(действующая редакция) (Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года). - URL: https://www.zakonrf.info/ koap/?yclid= 18297621914541390498 (дата обращения: 05.09.2019).

10. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 20.05.2019 №019/05/5-53/2019. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/8ba986ae-1d4d-487e-aae4-1d787524e357/ (дата обращения: 05.09.2019).

11. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 31.07.2018 №13-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/13-r-18-220edb2b-09e8-46be-a172-8620d6c3153f/?query= (дата обращения: 07.09.2019).

12. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 10.01.2019 N° 23-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/bcd6f026-9541-4b04-ae43-6406110294bc/ (дата обращения: 05.09.2019).

13. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 11.05.2018 № 9-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/9-r-18-7c1b5aff-a400-4d67-b29a-835ac27f9c81/?query= (дата обращения: 07.09.2019).

14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 20.08.2019).

15. Об утверждении номенклатуры медицинских услуг // Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (ред. от 16.04.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2017 № 48808). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282466/ (дата обращения: 20.08.2019).

16. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 23.10.2018 № 22-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/38e61910-df9d-4f4f-8eb6-943d7833b074/?query= (дата обращения: 07.09.2019).

17. Баженова, Е. А. Интертекстуальность / Е. А. Баженова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной; члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 104-108.

18. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов; отв. ред. Д. Н.. Шмелёв; АН СССР, Отд-ние лит-ры и языка. - М.: Наука, 1987. - 261 с.

19. Rutter Sport // Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ritter_Sport (дата обращения: 05.09.2019).

20. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 944 с.

21. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 21.02.2018 № 2-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/2-r-18-6e80c69d-f547-4438-89fd-843ba4cf912e/?query= (дата обращения: 07.09.2019).

22. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 04.10.2018 № 16-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/1be6f74f-7cc5-4d13-b84f-af62dd79ef60/?query= (дата обращения: 07.09.2019).

23. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Федеральный закон от 29.12.2010 г № 436-ФЗ; (Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 09.09.2019).

24. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 18.09.2018 № 15-Р-18. - URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/15-r-18-36c4e438-4083-4b36-a1e8-004d085bf40b/?query= (дата обращения: 09.09.2019).

25. Маслова, И. Я сменил пол без операции. История молодого парня в теле девушки, который победил законодательный вакуум в отношении трансгендеров / И. Маслова // The Village: новости, посты, гиды, комьюнити, спецпроекты. - 19 июня 2017. - URL: https://www.the-village.ru/village/people/experience/270406-ya-smenil-pol-bez-operatsii (дата обращения: 05.09.2019).

26. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу от 02.09.2019 № 019/05/5-286/2019. -URL: https://br.fas.gov.ru/to/hakasskoe-ufas-rossii/faf0086f-2fe3-499f-ae18-e1d5206a913d/?query= (дата обращения: 07.09.2019).

© Миронова А. В., Антонов В. П., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.