Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании Интернет-рекламы в России'

К вопросу о правовом регулировании Интернет-рекламы в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4329
790
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЗАКОН / ПРОДВИЖЕНИЕ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / РЕКЛАМОДАТЕЛЬ / INTERNET ADVERTISING / ADVERTISING / LEGISLATION / GOVERNMENT REGULATION / REGULATIONS / LAW / PROMOTION / INTERNET / ADVERTISER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

В настоящее время Интернет-реклама является наиболее эффективным способом маркетинговых коммуникаций. Однако российское законодательство, регулирующее рекламную деятельность в сети Интернет, сформировано не в полной мере, что предопределяет появление ряда проблем как этического, так и гражданско-правового характера. В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования Интернет-рекламы в России, а также государственного контроля за рекламной деятельностью. Автором разработан ряд предложений, направленных на совершенствование государственного регулирования рекламы в сети Интернет. Основным направлением государственного регулирования Интернет-рекламы определена необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Также важными направлениями обозначены ужесточение процедуры регистрации пользователей, обеспечивающей их правовую идентификацию в сети Интернет, ответственности за нарушения правил и требований к рекламной деятельности в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF INTERNET ADVERTISING IN RUSSIA

Currently, online advertising is the most effective way of marketing communications. However, the Russian legislation regulating advertising activity on the Internet is not fully developed. This predetermines the appearance of a number of problems of both ethical and civil law nature. The article discusses the main problems of the legal regulation of Internet advertising in Russia. Methods of state control over advertising activities are presented. The author has developed a number of proposals aimed at improving the state regulation of advertising on the Internet.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании Интернет-рекламы в России»

Rubtsova Natalia Vladimirovna TO THE QUESTION OF LEGAL .

juridical science

УДК 347

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0090

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ В РОССИИ

© 2019

Рубцова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: [email protected])

Аннотация. В настоящее время Интернет-реклама является наиболее эффективным способом маркетинговых коммуникаций. Однако российское законодательство, регулирующее рекламную деятельность в сети Интернет, сформировано не в полной мере, что предопределяет появление ряда проблем как этического, так и гражданско-правового характера. В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования Интернет-рекламы в России, а также государственного контроля за рекламной деятельностью. Автором разработан ряд предложений, направленных на совершенствование государственного регулирования рекламы в сети Интернет. Основным направлением государственного регулирования Интернет-рекламы определена необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Также важными направлениями обозначены ужесточение процедуры регистрации пользователей, обеспечивающей их правовую идентификацию в сети Интернет, ответственности за нарушения правил и требований к рекламной деятельности в сети Интернет.

Ключевые слова: Интернет-реклама, рекламная деятельность, законодательство, государственное регулирование, нормативно-правовые акты, закон, продвижение, сеть Интернет, рекламодатель

TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF INTERNET ADVERTISING IN RUSSIA

© 2019

Rubtsova Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department "Management, marketing and service" Baikal State University (664011, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: [email protected])

Abstract. Currently, online advertising is the most effective way of marketing communications. However, the Russian legislation regulating advertising activity on the Internet is not fully developed. This predetermines the appearance of a number of problems of both ethical and civil law nature. The article discusses the main problems of the legal regulation of Internet advertising in Russia. Methods of state control over advertising activities are presented. The author has developed a number of proposals aimed at improving the state regulation of advertising on the Internet.

Keywords: Internet advertising, advertising, legislation, government regulation, regulations, law, promotion, Internet, advertiser

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реклама в Интернет в настоящее время является одним из наиболее популярных и эффективных способов продвижения товаров и услуг в России. Изучение тенденций российского рекламного рынка позволяет констатировать, что в России расходы рекламодателей на Интернет-рекламу в первом полугодии 2018 г. составили 91,5 млрд рублей. Таким образом, рекламные бюджеты на Интернет-рекламу превысили расходы на традиционные способы рекламирования (отметим, что до 2017 г. абсолютное лидерство по объему рекламных бюджетов на российском рынке сохраняла телевизионная реклама) (табл.1).

Таблица 1 - Динамика российского рекламного рынка в период 2013 г. - первое полугодие 2018 г., млрд. руб.*

Виды рекламы Период Изменение

2013 2015 2016 2017 2018 полугодие) 2015 / 2014, % 2017/ 2016,% 2018 2017, % (первое полугодие)

Телевидение 157.8 136.7 151.8 170.9 91.0 -14 +13 +13

Радио 15,3 14.2 15 Д 16.9 7.7 -16 +3 +2

Газеты, журналы 42.9 23.3 19.7 20.5 9.1 -29 -8 -9

Наружная реклама 40.6 32.0 35.0 38.4 19.6 -21 +8 +4

Интернет 76.2 97.0 136.0 166.3 91.5 +15 +22 +21

* разработано автором по данным [1] Следует подчеркнуть, что большая популярность Интернет-рекламы по сравнению с традиционными рекламными носителями подтверждается, прежде всего, положительной динамикой рекламных бюджетов на Интернет-рекламирование, которая характерна не только для периодов экономической стабильности, но и для кризисных времен (табл.1). Данные табл.1 свидетельствуют, что в последние пять лет расходы на Интернет-рекламу динамично увеличиваются, при этом темпы прироста рекламирования в сети Интернет намного выше аналогичных показателей в отношении традиционных способов рекламирования. В настоящее время 348

Интернет-реклама выступает наиболее эффективным и в тоже время экономически выгодным [2] способом продвижения по сравнению с традиционными рекламными носителями.

Вместе с тем, растущая популярность Интернет-рекламы обострила необходимость ее правового регулирования. По мнению ряда авторов [3- -13] российское законодательство в области распространения рекламы в сети Интернет сегодня находится лишь на этапе формирования. Исследователи отмечают, что в настоящее время эффективно действующая нормативно-правовая база в области Интернет-рекламы отсутствует, а разработаны лишь общие правовые нормы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих рекламную, а также связанную с товарно-денежным обменом деятельность в сети Интернет в настоящее время оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений во многих областях (например, в социально-этической, Интернет-торговле, личной безопасности и др.).

Основными проблемами распространения рекламных сообщений в сети Интернет, требующими скорейшего нормативно-правового урегулирования, эксперты называют:

1. Распространение недобросовестных и недостоверных материалов рекламного характера.

2. Мошенничество.

3. Пропаганду терроризма и экстремизма, незаконную рекламу алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных веществ и других запрещенных товаров и услуг;

4. Клевету.

5. Неэтичную рекламу.

6. Спам (рассылка информации рекламного характе-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

юридические науки

Рубцова Наталья Владимировна К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ...

ра лицам без их согласия).

Возможно, автором представлен не исчерпывающий список проблем, причинами которых является несовершенная нормативно-законодательная база в области рекламной деятельности в сети Интернет, однако именно они ставятся во главу угла в исследованиях последних лет по указанной проблематике [3-13].

По мнению Демидбаевой А. Ж., Толочковой Н. Г. «одной из очевидных проблем российского законодательства в этой сфере является отсутствие массива правовых норм, прямо регулирующих правила распространения рекламной информации в сети Интернет» [13].

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в России, является «Закон о Рекламе» [14], а контролирующим органом - Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Вместе с тем, на практике должный надзор за ведением торговли и размещением рекламы в сети Интернет не осуществляется. В этой связи Интернет-реклама зачастую отличается существенной вседозволенностью. В сети беспрепятственно рекламируют некачественные товары, а участники рыночных отношений на своих официальных страницах используют запрещенные приемы. Законодательное регулирование, как правило, носит запаздывающий характер и начинается только после многочисленных жалоб пользователей, обманутых покупателей или компаний-конкурентов рекламируемого товара или услуги. Например, в конце 2018 г. волну возмущения вызвала реклама бренда Н&М, появившаяся в соцсети «Инстаграм». На фотографии запечатлены откровенно целующиеся девушки, рекламирующие одежду из новой коллекции. Данная реклама попадает под статью 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» [15]. В 2015 г. компания ООО «Тойота Мотор» была оштрафована за Интернет-рекламу, в которой рекламируемый автомобиль двигается двумя колесами по тротуару. По решению суда данная реклама, «может оказать влияние на формирование норм поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей противоправную привычку поведения» [16].

Оперативность, массовый охват аудитории, интерактивность взаимодействия с пользователем и достаточно демократичная цена делает Интернет-рекламу весьма привлекательным инструментом для распространения недобросовестной рекламы и мошенничества. Безнаказанность, возможность анонимной деятельности и большое количество доверчивых людей - все это является причинами того, что недобросовестное рекламирование в сети Интернет приобретает все большие масштабы. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, при которой самая обширная и популярная у рекламодателей сфера распространения рекламы, по сути, изъята из орбиты правового регулирования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключалась в разработке предложений, направленных на совершенствование государственного регулирования рекламы в сети Интернет.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Прежде всего, на законодательном уровне важно определить сам объект правового регулирования - обозначить тот перечень характеристик, который позволит четко идентифицировать информацию, распространяемую в сети Интернет, как рекламу, сформировать четкий понятийный аппарат. В связи с тем, что Интернет представляет собой информационно-телекоммуникационную сеть, то положения ст. 18 ФЗ «О рекламе» правомерно применять к Интернет-рекламе. Кроме того, к Интернет-рекламе относятся и общие правила распространения рекламы в СМИ, установленные этим Федеральным законом. Вместе с тем, такое положение, по мнению некоторых авторов [13], не соответствует

реальному укладу общественных отношений в данной сфере. По их мнению, «сеть Интернет в современных условиях представляет собой глобальную площадку международного масштаба по обмену информацией, в том числе, рекламного характера. В этих условиях правовое регулирование распространения рекламы в сети Интернет посредством применения норм о рекламе по сетям электросвязи либо применением в отношении такой рекламы лишь общих правил распространения рекламы недопустимо» [13].

Существенную трудность государственного регулирования Интернет-рекламы вызывает несовершенство норм «Закона о рекламе» в отношении частных случаев рекламой деятельности в Интернет. Например, «Закон о рекламе» не распространяется на Интернет-рекламу алкогольной продукции, включая пиво, которая размещена на сайтах производителей данной продукции. Вызывает вопрос и законность размещения рекламы в электронных школьных дневниках в сети Интернет. Поскольку ФЗ «О рекламе» четко не определяет форму школьных дневников, в которых запрещается распространение рекламы, информация рекламного характера размещается не во вкладке «Дневник», а на главной странице соответствующего сайта, а также на других его страницах (рис.1), и т.д.

Правда или миф?

Проверьте свои змашя о лечении простуды4

Обмр Дпемк Д|) Гкмм <ч>||Г*£1»оа1

» И» п.

Рисунок 1 - Реклама в электронном школьном дневнике

* данные [17]

Таким образом, в качестве важного направления совершенствования государственного регулирования Интернет-рекламы можно обозначить разработку раздела об особенностях распространения рекламы в сети Интернет и его включение в «Закон о рекламе».

Ещё одной проблемой правового регулирования Интернет-рекламы можно обозначить тот факт, что пользователи сети Интернет могут отправлять другим пользователям полученные рекламные сообщения. Кроме того они могут размещать собственную информацию рекламного характера, которая становится доступной неопределенному кругу лиц, а также самостоятельно осуществлять поиск информации, размещенной другими пользователями в целях рекламы. Указанная деятельность попадает под нормы ст. 44 Федерального закона «О связи» [18]. Однако в настоящее время, специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания услуг связи в сети Интернет, в России не принят. Таким образом, весь объем нормативного регулирования в этой сфере на данный момент сосредоточен лишь в общих нормах гражданского права, нормах «Закона о связи», а также общепринятых правил международной и российской практики деятельности саморегулируемых организаций в области Интернет.

В ч.ч. 1 и 2 ст. 10 «Закона об информации» [19] указывается, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. При этом для того, чтобы распространять рекламную информацию в сети Интернет в настоящее время необязательно иметь статус СМИ (это регулируется дополнительными положениями от 28 июля 2012 г). П. 13 и 15 ст. 2 «Закона об информации» [15] содержат определения понятий

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

349

Rubtsova Natalia Vladimirovna TO THE QUESTION OF LEGAL .

juridical science

«сайт» и «доменное имя», что призвано облегчить идентификацию лица, осуществляющего рекламную деятельность в сети Интернет. Однако, как справедливо отмечает Ионова Т.А. «Возможно, что сайт, сетевой адрес и доменное имя достаточны для идентификации пользователя сети Интернет, но недостаточны для идентификации лица как субъекта рекламных правоотношений (рекламодателя), распространяющего рекламную информацию в сети Интернет для потребителей рекламы» [20]. Указанная проблема особенно остро проявляется при распространении информации в блогерами, зачастую присутствующими в сети Интернет под вымышленными именами или псевдонимами (никами). В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) рекламодатель (обладатель информации), самостоятельно распространяющий рекламную информацию в сети Интернет, обязан сообщать о себе достоверные сведения, позволяющие идентифицировать его как субъекта гражданского права. При этом физические лица идентифицируются по имени и месту жительства (ст.ст. 19, 20 ГК РФ), а юридические лица - по наименованию юридического лица и месту его нахождения (ст. 54 ГК РФ). Таким образом, важным направлением совершенствования государственного регулирования рекламной деятельности в сети Интернет можно обозначить ужесточение процедуры регистрации пользователей, обеспечивающей его правовую идентификацию.

Также важной проблемой можно обозначить несовершенство нормативно-правовой базы в аспекте ответственности за правовые нарушения в области Интернет-рекламирования. В настоящее время такие нарушения относятся к разряду административных и караются относительно невысокими штрафами, размеры которых зачастую закладываются в рекламные бюджеты компаний. Вместе с тем, возможности распространения и влияния Интернет-рекламы в разы превосходят аналогичные возможности традиционных рекламных носителей (телевидения, радио, печатных изданий и наружной рекламы). В этой связи ответственность за нарушения правил рекламирования в сети Интернет должна быть выше, а наказания строже.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Бурное развитие Интернет-рекламирования и Интернет-пропаганды объективно обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей рекламную деятельность в сети Интернет в России. В настоящее время она далека от совершенства, что влечет за собой множество проблем гражданского-правового, административного и даже уголовного характера. Основными направлениями совершенствования государственного регулирования рекламной деятельности в сети Интернет нами обозначены:

- формирование понятийного аппарата, четкое определение объекта и субъекта правового регулирования (Интернет-рекламы и рекламораспространителя в сети Интернет соответственно);

- разработка и включение в структуру «Закона о рекламе» специального раздела об особенностях распространения рекламы в сети Интернет;

- ужесточение процедуры регистрации пользователей, обеспечивающей их правовую идентификацию;

- ужесточение ответственности за нарушения правил и требований к рекламной деятельности в сети Интернет.

Вместе с тем, выявленные в данной статье несоответствия, как представляются, не исчерпывают весь перечень «болевых точек», вызванных несовершенством законодательной базы в области Интернет-рекламирования, обсуждение и поиск решения которых может стать предметом будущих исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) // http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462 [Дата обращения 05.02.2019]

2. Игнатьева И. В. Малобюджетный маркетинг // Проблемы развития маркетинга : сб. науч. тр. /БГУЭП. Иркутск, 2010. С. 22-45.

3. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.

4. Бычкова А. М. Трансграничный Интернет и его роль в распространении глобальной угрозы наркотизма //В сборнике: Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование Материалы Международного Байкальского форума. Под научной редакцией Е.Р. Метелевой. 2018. С. 247-252.

5. Бычкова А. М. Проблемы использования антинаркотического потенциала СМИ в современных условиях // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 2. С. 324-339.

6. Бычкова А. М. Психическое воздействие как способ доведения до самоубийства в «группах смерти» // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27 апр. 2018 г. - Иркутск, 2018. - С. 28-35.

7. Игнатьева И. В., Болотин Д. Ю. Контекстная реклама как действенный инструмент продвижения бизнеса // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 17 мая 2018 г. : в 2 ч. -Иркутск, 2018. - Ч. 1. - С. 94-98.

8. Поднебесников Е.С. Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет // Право и образование. 2007. № 9. С. 165-167.

9. Калашникова В. Б., Степанова Е. А. Государственная политика и стратегия развития механизмов электронной демократии в Российской Федерации // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27 апр. 2018 г. Иркутск, 2018. С. 85-89.

10. Каменский М.А. Интернет-реклама: к вопросу о генезисе и актуальных проблемах правового регулирования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2014. № 3. С. 141-148.

11. Лебедева Н.Н., Федосеева Н.Н. Проблемы правового регулирования Интернет-рекламы // Право и государство: теория и практика. 2005. № 11. С. 101-107.

12. Суходолов А. П., Бычкова А. М. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 4. С. 588-606.

13. Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121.

14. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. No 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. No 12. Ст. 1232.

15. Ясакова Е. Миллион за каждый лайк // Российская газета. 13 февраля 2019. №31 (7789). // https://rg.profkiosk.ru/article. aspx?aid=709210 [Дата обращения 05.02.2019]

16.12 интересных судебных дел, связанных с рекламой в Интернете // https://www.shopolog.ru/metodichka/law-and-taxes/12-interesnyh-sudebnyh-del-svyazannyh-s-reklamoy-v-internete/ [Дата обращения 05.02.2019]

17. Электронный дневник // https://dnevnik.ru [Дата обращения 05.02.2019]

18. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) //СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

19. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. No149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. No 31 (1 ч.). Ст. 3448.

20. Ионова Т.А. Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 40-44.

Статья поступила в редакцию 15.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

350

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.