Научная статья на тему 'Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет'

Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3713
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СМИ / MASS MEDIA / СЕТЕВЫЕ СМИ / ONLINE MEDIA / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / E-MEDIA / РЕКЛАМА / ADVERTISING / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ионова Татьяна Анатольевна

Темпы развития сети Интернет оказывают влияние на правовые процессы, в том числе на вопросы правового регулирования Интернет-рекламы, размещаемой в электронных СМИ. Интернет становится главнейшим источником информации. Регулирование отношений по распространению рекламы в сети Интернет осуществляется с учетом особенностей этой сети. Распространение рекламы через интернет-ресурсы регулируется законодательством о рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of Internet advertising

Internet growth rate produces an effect on legal processes, including legal regulation of Internet advertising placed in e-media. Internet is growing into the main source of information. All and any relations arising in connection with Internet advertising are regulated in view of Internet features. Advertising via Internet-resources is subject to provisions of advertising law.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ИОНОВА,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского областного филиала

Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: ionnova@rambler.ru

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Темпы развития сети Интернет оказывают влияние на правовые процессы, в том числе на вопросы правового регулирования Интернет-рекламы, размещаемой в электронных СМИ. Интернет становится главнейшим источником информации. Регулирование отношений по распространению рекламы в сети Интернет осуществляется с учетом особенностей этой сети. Распространение рекламы через интернет-ресурсы регулируется законодательством о рекламе.

Ключевые слова: Интернет, СМИ, сетевые СМИ, электронные СМИ, реклама, информация.

Annotation. Internet growth rate produces an effect on legal processes, including legal regulation of Internet advertising placed in e-media. Internet is growing into the main source of information. All and any relations arising in connection with Internet advertising are regulated in view of Internet features. Advertising via Internet-resources is subject to provisions of advertising law.

Keywords: Internet, mass media, online media, e-media, advertising, information.

Реклама является информацией и выступает как продукт массового потребления. В постиндустриальный период развития общества без рекламы немыслимо продвижение на рынок коммерческих структур, формирование положительного имиджа и репутации компаний, продвижение товаров и услуг. Размещение рекламы в СМИ является традиционным инструментом и каналом продвижения как компаний, так и их материальных и нематериальных активов. При этом в постиндустриальный период развития общества и с возникновением Интернета реклама в СМИ приобретает новые черты, что делает тему настоящей статьи весьма актуальной.

Современный институт рекламы и его правовое обеспечение имеют непродолжительную историю: в начале XX в. изобретено радио, в середине XX в. широкое распространение получает телевидение.

Развитие технологий, становление цифровой экономики, формирование информационного общества, электронного государства приводит к изменению места и роли рекламы, размещаемой в СМИ,

как в коммерческих организациях, так и в госсекторе. Наиболее ярким явлением этого процесса служит возникновение и развитие сети Интернет. В конце XX в. возникает одно из самых перспективных на сегодняшний день средств массовой информации — глобальная компьютерная сеть Интернет, родиной которого являются Соединенные Штаты Америки. Термин «Интернет» происходит от английского словосочетания Interconnected Networks (сокращенно Internet), что в переводе означает «объединенные сети». Наиболее часто встречаемое и понимаемое на сегодняшний день определение сети Интернет звучит следующим образом: это соединенные компьютерные сети мирового масштаба, объединяющие между собой национальные, региональные и местные компьютерные сети для свободного обмена информации. В общей сложности Интернет есть не что иное, как способ размещения, опубликования, передачи, доведения практически неограниченного объема информации.

Подлинный бум в развитии Интернета пришелся на 1993—1995 гг. в связи с продвижением

технологии World Wide Web (Всемирной паутины, или просто WWW), когда число пользователей и серверов удваивалось за месяцы. Таким образом, в мире появился такой общедоступный и универсальный источник информации, как сеть Интернет, потенциал которого оценить непросто, поскольку развитие программного обеспечения происходит с восходящей интенсивностью и сложно спрогнозировать новые возможности сети Интернет даже на недалекое будущее. Интернет стал повседневной необходимостью для преимущественного большинства пользователей. При этом его правовая основа урегулирована незначительно, правоотношения в сети Интернет регулируются по мере поступления проблем. Появление таких новых средств коммуникации, как Интернет, положило начало формированию новой среды для распространения потоков информации, в том числе рекламы, что требует надлежащего правового регулирования. Здесь следует отметить, что организационная структура сети Интернет имеет определенное преимущество, которое выражается в том, что стандарты и ресурсы Интернета устанавливают и выделяют организации по глобальной координации сети. Установленные данными организациями правила и стандарты соблюдаются участниками информационного обмена: как физическими и юридическими лицами, так и государствами, включая Россию.

Сегодня осуществление рекламного бизнеса перешло на новую ступень развития. Применение Интернета как одной из площадок для размещения рекламы вызвало необходимость правового регулирования данного явления, в том числе и в России. Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» для интернет-ресурсов вводится новое правовое понятие: «сетевое издание»1.

Необходимо отметить, что одним из первых в России рассматривать Интернет как глобальное средство массовой информации стал А.И. Акопов2, указывая на то, что сетевые СМИ являются новым видом средств массовой информации3. Анализируя проблему электронных сетей, ученый обращает внимание на то, что, с одной стороны, сетевое пространство можно рассматривать как средство информационных коммуникаций, имеющее определенную структуру с делением по тематическому и целевому признаку; с другой стороны, он отмечает и существование иного направления, к которому от-

носятся электронные издания, создаваемые профессиональными журналистами (электронные газеты, журналы)4. В свою очередь, В.В. Ворошилов, говоря о появлении сети Интернет как нового носителя информации, доступного массам людей, подчеркивает, что данное обстоятельство «не могло не привести к превращению его в СМИ»5.

Интернет, являясь новой вехой в обмене информацией в постиндустриальный период, по объему аудитории уже опередил большинство печатных изданий. В связи с тем, что в Интернете существует множество ресурсов и он выполняет различные функции, нет единодушной позиции в вопросе о его природе: некоторые сайты представляют собой виртуальные версии традиционных СМИ, а например, социальные сети, различные форумы, чаты, интер-нет-блоги, позволяющие создать форму «несрежис-сированного» общественного диалога пользователей, не имеют традиционных аналогов.

В научной среде сформировалось два основных подхода к юридической природе самой сети, которые поставлены в зависимость от понимания его основной функции и, как следствие, применимости к нему правового режима СМИ. В соответствии с первой позицией, природа сети Интернет является уникальной, соответственно, ресурсы Интернета не надлежит относить к традиционным СМИ и регулировать как средства массовой информации, поскольку Интернет — прежде всего средство связи6. В соответствии с противоположным подходом, Интернет функционально близок к традиционным СМИ, таким образом, его правовое регулирование должно соответствовать правовому регулированию традиционных СМИ. Необходимость такого регулирования сети Интернет обосновывается смещением массмедиа в Интернет. Сейчас Интернет постепенно превращается из средства связи в средство массовой информации, конвергируя в своей инфраструктуре другие традиционные СМИ: печатные, радио, телевидение. Для реализации возможностей электронных СМИ возникла потребность в стандартизации правоотношений в данной области.

Следует отметить, что ранее законодатель напрямую не регулировал Интернет, при этом он не исключал возможность применения к Интернету законодательства о СМИ, что повлекло за собой разнообразную судебную практику. Интернет в постановлениях судов упоминается то как средство массовой информации7, то как средство телекомму-

никационной связи8; при этом данные позиции не обосновываются и не аргументируются. И только в 2010 г. Верховный Суд Российской Федерации высказал свою позицию, проведя разграничение между Интернетом и СМИ, указав, что Интернет-ресурсы в качестве СМИ подлежат регистрации на добровольной основе, и меры ответственности за нерегистрацию налагаться не могут. При этом в Постановлении было отмечено, что лица, которые допустили запрещенное законодательством распространение массовой информации через сеть Интернет, не зарегистрированные в качестве СМИ, несут предусмотренную законодательством ответственность без учета особенностей законодательства о средствах массовой информации. Соответственно, Верховный Суд Российской Федерации установил, что законодательство о СМИ касательно Интернет-ресурсов должно применяться только после их регистрации в качестве СМИ.

В литературе справедливо отмечается, что общие правила, которые установлены действующим законодательством, регламентирующим традиционные внесетевые правоотношения, должны распространить свое действие и на Интернет9. В настоящее время в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (Закон о СМИ) и Федеральный закон о рекламе от 13 марта 2006 г. № 38-Ф310 (Закон о рекламе) внесены изменения/дополнения, которые адаптировали их под Интернет-СМИ. При этом такое явление как электронные СМИ пока не приобрело четкого определения. В литературе используются различные термины, определяющие данное понятие, например, Интернет-СМИ, онлайновые СМИ, on-line СМИ, e-СМИ, электронные СМИ, периодические электронные средства массовой информации, медийные ресурсы, новые СМИ, средства массовой информации в сети Интернет и т.д. С. Дубовик дает определение Интернет-СМИ (e-media), под которым понимается «форма систематичного и регулярного распространения информации средствами сетевых мультимедийных технологий»11. Говоря о сетевых версиях традиционных газет и выделяя всемирную службу WWW, Я.Н. За-сурский отмечает, что всемирная паутина является частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой информации, а также сетевым версиям традиционных газет12. Исследователь М.К. Раскладкина к сетевым сред-

ствам массовой информации относит «часть ресурсов платформы WWW (World Wide Web, Всемирная паутина, Веб), что составляет содержание, интеллектуальную наполняющую (контент) сети Интернет»13. А. Носик в своих исследованиях рассматривает сетевую прессу как вид бизнеса, в котором оценивает возможности заработка, морально-этическую сторону и затрагивает множество прочих практических аспектов Интернет-СМИ14. Как указывает Я.Н. Засурский: «Сами СМИ в результате своего сращивания с Интернетом глубже проникают в социум и более всесторонне влияют на него»15. Растущий интерес к сетевым изданиям и их востребованность приводят к тому, что в этом сегменте экономики возрастает количество сетевых изданий. Если новостные печатные издания выходят с определенной периодичностью, то Интернет-издания обновляются сразу же по мере поступления новых сообщений. Не стоит забывать и о том, что подобные новости могут опубликовывать на своих страницах не только Интернет-издания (сайты, зарегистрированные в качестве СМИ Роскомнадзором), но и прочие сайты, а также пользователи социальных сетей и различных Интернет-форумов.

Как уже было ранее отмечено, Закон о СМИ содержит понятие «сетевое издание», под которым понимается сайт сети Интернет, зарегистрированный в качестве СМИ. Однако, определение сайта Закон о СМИ также не содержит. Об Интернете в нем написано очень немного. В случае если сайт не регистрировать как СМИ, то согласно этому Закону (ст. 8) он СМИ и не является; т.е. если кто-то не зарегистрировал сайт как СМИ, то информация, на нем распространяемая, не подпадает под действие этого Закона. В связи с чем, как представляется, для регулирования таких правоотношений было принято Постановление Правительства Российской Федерации о едином реестре сайтов, на которых имеется запрещенная информация16.

В связи с указанным, представляется, что Интернет-СМИ являются Интернет-издания, зарегистрированные в установленном порядке в качестве СМИ и имеющее зарегистрированный в едином реестре сайт, который обновляется на регулярной основе по мере поступления журналистской продукции и содержит информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц, и эта информация имеет форму периодического распространения.

При этом общие условия обращения информации на территории России, в том числе в сети Интернет, отрегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации), а в ч. 1 и 2 ст. 3 Закона о рекламе даны понятия рекламы и объекта рекламирования. Таким образом, понятие рекламы весьма широко, и проблема отграничения рекламы как специфической информации особого рода, несоблюдение правового режима распространения которой наказуемо, встает весьма остро и решается, главным образом, за счет доктринального и судебного толкования.

К рекламе в сети Интернет можно отнести любые неперсонифицированные сведения об объекте рекламирования (включая сведения о лицах, вводящих товары в оборот), размещенные на сайтах и предназначенные для их получателей в России. Отметим, что ст. 29 Конституции Российской Федерации, которая является основным источником права на распространение любой, в том числе рекламной, информации, определяет право на свободное распространение информации. В развитие конституционных положений в ч.ч. 1 и 2 ст. 10 Закона об информации указывается, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Применительно к электронным СМИ тот факт, что распространение рекламной информации в сети Интернет возможно без использования средств массовой информации, имеет большое значение, поскольку 28 июля 2012 г. в законодательстве Российской Федерации появились новые положения, определяющие понятия, применимые исключительно для сети Интернет. Так, в п. 13 и 15 ст. 2 Закона об информации дано определение сайта и доменного имени. Возможно, что сайт, сетевой адрес и доменное имя достаточны для идентификации пользователя сети Интернет, но недостаточны для идентификации лица как субъекта рекламных правоотношений (рекламодателя), распространяющего рекламную информацию в сети Интернет для потребителей рекламы. В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) рекламные правоотношения — прежде всего гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с вызовом на оферту, приглашением

делать оферты или публичной офертой. Следовательно, рекламодатель (обладатель информации), самостоятельно распространяющий рекламную информацию в сети Интернет, обязан сообщать о себе достоверные сведения, позволяющие идентифицировать его как субъекта гражданского права. Граждане (физические лица) идентифицируются по имени и месту жительства (ст.ст. 19, 20 ГК РФ), юридические лица идентифицируются по наименованию юридического лица и месту его нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Гл. 2 Закона о рекламе посвящена особенностям отдельных способов распространения рекламы и содержит положения, применяемые при распространении рекламы в зависимости от способа ее распространения. Норм, содержащих специальные положения о распространении рекламы в сети Интернет, в указанном Законе нет. Сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной се-тью17. Исходя из этого, требования ст. 18 Закона о рекламе обязательны для применения к отношениям, связанным с распространением рекламы в сети Интернет.

Регулирование отношений по распространению рекламы в сети Интернет осуществляется с учетом особенностей сети Интернет как средства связи, предоставляющей возможность пользователю данной услуги связи не только направлять и получать информационные сообщений другим пользователям, но и размещать собственную информацию в сети Интернет, доступную для неопределенного круга лиц, а также осуществлять поиск информации, размещенной другими пользователями в целях рекламы.

Соответственно, интернет-ресурсы, имея двойственную природу, требуют различных режимов правового регулирования. Если СМИ осуществляют массовое распространение информации через собственный сайт в Интернет, то на Интернет-СМИ распространяется нормативное регулирование, действующее в отношении СМИ. При распространении рекламы СМИ через Интернет-ресурсы, на него распространяется законодательство о рекламе.

1 Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 25. Ст. 3535.

2 Акопов А.И. Глобальное средство массовой информации // Мир медиа XXI. 1999. № 1.

3 Там же.

4 Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ 1998. № 3; Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону, 2004.

5 Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.

6 Монахов В.Н. Проблема чистого Интернета: этико-право-вые составляющие. М., 2008.

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.

8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.

9 Развитие правового обеспечения информационной безопасности / Под ред. А.А. Стрельцова. М.: Престиж, 2005.

10 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № Э8-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. № 12. Ст. 1232.

11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. Август, 2010.

12 Система СМИ России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2010.

13 Раскладкина М.К. Сетевая пресса как объект коммуникативных исследований: Сб. научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация» // Вестник

Российской коммуникативной ассоциации. Ростов-на-Дону, 2002.

14 Носик А.Б. Интернет — не СМИ. URL: http://old.vesti.ru/ editor/2000/01/26/intemetsmi.

15 Засурский Я.Н. Колонка редактора: английская пресса модернизируется // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 2.

16 Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено) // Собрание законодательства РФ. 29 октября 2012 г. № 44. Ст. 6044.

17 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МАХМУД САЙДУКАЕВИЧ БЕКМУРЗИН,

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала

Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя ВАСИЛЬ ПАВЛОВИЧ ЗАХАРОВ, доктор юридических наук, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Львовского государственного университета внутренних дел

ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ ЗАЧЕК,

кандидат юридических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в деятельности ОВД

Львовского государственного университета внутренних дел Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право

Сйайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены современные тенденции использования биометрических технологий, в частности методик идентификации по отпечаткам пальцев, геометрии лица и радужной оболочке глаза. Осуществлено сравнение этих методик на основании FAR и FRR, согласно которому наиболее надежным признано распознавание по радужной оболочке глаза. Проанализирована проблема обмана систем биометрической идентификации путем фальсификации биометрических признаков; предложены способы ее решения, в частности в деятельности правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.