сии, если не на уровне Конституции, то хотя бы на уровне финансового законодательства, следует вернуться от конструкции налоговой обязанности к конструкции налогового обязательства.
Лучшим вариантом здесь видится реализация в стране подлинного «налогового обязательства», в соответствии с которым граждане делегируют государству денежные сред-
Литература
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 19001902 гг. СПб., 1912.
3. Исаев А. А. Наши финансы и подоходный налог. СПб., 1887.
4. Конституции государств (стран) мира. URL: http://www.world constitutions.ru
5. Рукописная Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution.sokolniki.com
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962.
7. Статья «Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
8. Статья «Николай Иванович Тургенев». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
9. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М., 2002.
ства, а государство исполняет наиболее важные и нужные запросы общества. Можно начать реализацию «налогового обязательства» в широком смысле хотя бы на местном и региональном уровне. Это может быть осуществлено или за счет создания целевых фондов, куда будут зачисляться конкретные налоги, или за счет реализации целевых программ.
Bibliography
1. The Constitution of the Russian Federation (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 04.08.2014. № 31. Art. 4398.
2. Witte S. Yu. The abstract of lectures about a national and state farm, the chitannykh to his imperial highness to the grand duke Mikhail Aleksandrov-ich in 1900-1902. St. Petersburg, 1912.
3. Isaev A. A. Our finance and income tax. St. Petersburg, 1887.
4. Constitutions of the states (countries) of the world. URL: http://www.worldconstitutions.ru
5. The hand-written Constitution of the Russian Federation. URL: http://constitution.sokolniki.com
6. Smith A. Research about the nature and the reasons of wealth of the people. Moscow, 1962.
7. Article «Jean Charles Leonar Simond De Sis-mondi». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
8. Article «Nikolay Ivanovich Turgenev». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
9. Yanzhul I. I. Main beginnings of financial science: the doctrine about state revenues. Moscow, 2002.
УДК 346.26 : 659 ББК 67.404
© 2016 г. С. В. Михайлов,
И. Ю. Лепетикова
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ
Статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования размещения рекламы в сети Интернет. Основной акцент в исследовании сделан на формулировании определения интернет-рекламы, а также на разработке рекомендаций для внесения изменений в действующий Федеральный закон «О рекламе».
Ключевые слова: сеть Интернет, законодательство, рекламная деятельность, интернет-реклама, интернет-технологии.
ON SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ONLINE ADVERTISING
The article is devoted to the issues of legal regulation of advertising in the Internet. The main emphasis of the study is based on the formulation of the definition of Internet advertising, as well as recommendations for changes in Federal law «About advertising».
Key words: Internet, advertising, Internet advertising, Internet technology.
По мере развития Интернета во всем мире происходит формирование законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с размещением информации в этой сети. Однако установление ее правовой природы вызывает ряд трудностей. Как показывает анализ фундаментальных исследований, Интернет является совокупностью сетей, объединенных посредством коммуникаций и протоколов передачи данных, и не может выступать объектом или субъектом правоотношений, связанных с распространением информации. Интернет не обладает организационным единством, не инкорпорирован ни в одной из стран мира и не создан как международная организация, не имеет также своего обособленного имущества, поскольку используемые в нем материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности самым разным субъектам. Как компьютерная сеть сам по себе он не является каким-либо новым объектом права, который можно было бы поставить в один ряд, например, с регулированием исключительных прав, права собственности или деликтной ответственности. Таким образом, о сети Интернет можно рассуждать лишь как о технически сложном инструменте, используемом для распространения информации любого вида. А совокупность общественных отношений, возникающих в связи с распространением информации посредством сети Интернет, должна быть урегулирована информационным правом.
Развитие предпринимательства в Российской Федерации на сегодняшний день тесно связано с передовыми информационными технологиями. Все больше отечественных компаний представляют свои товары и услуги посредством разнообразных инструментов - создают собственные интернет-сайты, проводят социальную поддержку своих ресурсов посредством социальных сетей, привлекают специализированные компании, оказывающие услуги комплексной интернет-рекламы.
Интернет-реклама - это наиболее быстро развивающийся сегмент рекламного рынка в России. Правоотношения, возникающие при этом, урегулированы нормативными правовыми актами, не учитывающими специфику рекламы, распространяемой посредством сети Интернет, а появление новых технологических возможностей приводит к тому, что некоторые способы ее размещения в Интернете и вовсе остаются неурегулированными законодательством. Так, по исследованию информационного ресурса Ы-zhit, касающегося использования россиянами сети Интернет (основано на статистических данных авторитетных организаций -фонда «Общественное мнение», DataInsight, Т№ и др.), доля россиян, которые ежедневно пользуются Интернетом, выросла в 2015 году на 12 % по сравнению с 2014 годом и составила 68 % от общего количества пользователей сети по стране (в 2014 году этот показатель составлял 56 %) [6].
Увеличение популярности Интернета как инструмента рекламы товаров привело к формированию и развитию законодательства, регулирующего размещение рекламы в сети.
Что представляет собой интернет-реклама? Традиционно оповещение потребителя о товаре, фирме, услуге или идее осуществлялось через такие средства информации, как телевидение, радио, печатные издания, телефон. Чтобы ответить на указанный вопрос, необходимо дать определение понятию рекламы в целом, охарактеризовать ее основные признаки, а также выявить отличительные особенности рекламы, распространяемой посредством сети Интернет.
Официальное определение рекламы представлено в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» [3]. Под рекламой в законе понимается информация, которая распространяется любым способом, не запрещенным законом, в любой форме и с возможностью использования любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объ-
екту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из сформулированного в законе определения реклама обладает следующими признаками:
- в качестве рекламы может выступать информация, то есть сведения, которые могут быть восприняты человеком в процессе коммуникации;
- чтобы информация считалась рекламой, она должна быть адресована неопределенному кругу лиц, это означает, что информация предоставляется не для конкретного человека или юридического лица, а для группы таких лиц;
- хотя в представленном определении прямо не указано, что реклама носит платный характер, заключение об этом ее признаке можно сделать на основе анализа закона в целом. Платный характер рекламы означает, что в отношениях по производству и передаче рекламного сообщения неопределенному кругу лиц будут учувствовать как минимум две стороны: рекламодатель и рекламораспространи-тель, отношения между которыми строятся на рыночных условиях;
- реклама носит персонифицированный характер. В рекламном объявлении всегда будет присутствовать сведения о лице, за счет которого производится распространение рекламной информации;
- сама информация - рекламное сообщение - всегда будет иметь побуждающий к действию характер, как правило, к покупке товаров или услуг.
Следует отметить, что распространение рекламы таким способом имеет ряд особенностей, однако в законе интернет-реклама не выделяется в качестве особого вида рекламы, как, например, в телепередачах, на радио, в печатных издания и т. д. Поэтому к рекламе, распространяемой посредством сети Интернет, применяются общие требования, как и к любому другому ее виду, главным из которых является требование добросовестности и достоверности.
В качестве объекта рекламы выступает товар - конкретный продукт, работа или услуга, предназначенная для продажи или иного введения в оборот [4, с. 56].
При этом интернет-реклама обладает рядом уникальных признаков, характеризующих ее как особый объект правового регулирования, а также важный инструмент рекламного рынка. Одним из отличительных ее свойств
служит интерактивность. Интернет-реклама позволяет потенциальному потребителю воспринимать информацию и оптически, и акустически, представлять информацию и статически, и динамически, а также осуществлять обращение к индивидуальному пользователю и массовой аудитории, чего одновременно не позволяют добиться другие средства.
Приведем дополнительные возможности, открываемые интернет-технологиями рекламы.
Электронная почта - механизм отправки сообщений между пользователями Интернета. Существует возможность отправки как текстовых, так и графических двоичных файлов.
Новости - получение сетевых новостей и электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети. Электронные доски объявлений Интернета формируются по тематике. Пользователь может по своему выбору подписаться на любые группы новостей.
RSS-каналы - постоянно обновляемые новостные каналы в формате XML, обычно используемые для анонсирования быстро меняющейся информации.
Таким образом, еще одной отличительной особенностью интернет-рекламы является ее универсальный характер.
Также необходимо отметить, что интернет-реклама не заканчивается простым показом контекстной рекламы или баннеров. Сегодня ни для кого не секрет, что крупнейшие интернет-организации, такие как Яндекс и Google, производят сбор и обработку информации о пользователях своих сервисов. Иногда с помощью собранной информации сотрудники данных компаний могут произвести достаточно точную персонификацию пользователя. Другими словами, интернет-компании намеренно отслеживают действия своих пользователей с целю организации более точной рекламной кампании для каждого конкретного пользователя. Это обратная сторона рынка интернет-рекламы, и в данном контексте очень важными являются нормы законодательства Российской Федерации о персональных данных. Среди новшеств Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», касающихся защиты персональной информации, получаемой посредством сети Интернет, введение требования о хранении любой персональной информации граждан Российской Федерации исключительно на серверах, физически находящихся на территории Российской Федерации [1]. Актуальность данной нормы обусловлена тем, что
рекламные компании и другие организации под разными предлогами производят сбор персональных данных, например, с целью изучения активности рынка рекламируемых товаров, спроса и предложения, а также других факторов. Однако если информация о персональных данных будет находиться на серверах, расположенных в иных государствах, то применять нормы российского законодательства для защиты такой информации окажется крайне проблематичным.
С точки зрения осуществления дополнительного контроля за деятельностью владельцев интернет-сайтов, в том числе за размещением на них информации рекламного характера, можно выделить нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, согласно указанному федеральному закону, если сайт посещают за сутки более 3 тысяч человек - он признается сайтом с общедоступной информацией и вносится в реестр сайтов в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, а владельцу такового присваивается статус блогера [2]. Фактически описанный порядок означает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, получает о владельце сайта персональную информацию и проводит постоянный мониторинг страниц сайта на соответствие действующему законодательству. В данном случае столь пристальное внимание к деятельности подобных сайтов со стороны контролирующих органов объясняется возможностью блогера оказывать влияние или давление на посетителей своего сайта.
В целом можно сделать вывод о том, что регулирование правоотношений, возникающих в среде Интернет, в том числе по поводу рекламы, носит межотраслевой характер.
Учитывая вышеизложенное, можно дать рекламе в сети Интернет следующее определение: интернет-реклама - универсальное сообщение, направленное на привлечение внимания к объектам рекламирования, а именно к товарам, работам или услугам, деятельности предприятия, размещенное на странице интернет-сайта и адресованное неопределенному кругу лиц.
Новизна этого определения обусловлена теми целями, которые ставят перед собой предприятия, ведущие свою деятельность в Интернете. Поскольку к целям интернет-рек-
ламы можно отнести создание благоприятного имиджа предприятия, обеспечение доступности информации, привлечение новых и потенциальных клиентов и т. д., такое определение представляется наиболее точным.
Во многих странах структура законодательства, регулирующего отношения, связанные с распространением в сети Интернет рекламы, а также органов и организаций, осуществляющих контроль за размещением такой информации, является однородной. Мировой опыт в формировании законодательства, регулирующего размещение рекламы в сети Интернет, заключается в принятии законодательства об основах интернет-торговли на федеральном уровне. Федеральное законодательство уточняется и конкретизируется на местном уровне в зависимости от специфики таких отношений в конкретном регионе. Важную роль в формировании регулирования интернет-рекламы занимают специальные инструкции и кодексы, разрабатываемые саморегулируемыми организациями - объединениями и союзами субъектов рекламного бизнеса. Указанные внутренние инструкции разрабатываются на основе федерального и местного законодательства, а также с учетом постоянно меняющихся реалий отрасли. Таким образом, создается эффективная система законодательного регулирования правоотношений, связанных с размещением рекламы в сети Интернет. Эта модель применяется, например, в США.
Регулирование правоотношений, возникающих в среде Интернет, в том числе по поводу интернет-рекламы, носит межотраслевой характер. Основным документом в части регулирования размещения рекламы в сети Интернет является Федеральный закон «О рекламе». Как показывает анализ, указанный федеральный закон не содержит понятия интернет-рекламы.
Отсутствие официально закрепленного понятия «интернет-реклама» является одной из наиболее серьезных проблем российского законодательства, регулирующего рекламную деятельность [5]. В связи с возрастающей ролью Интернета в сфере торговли и рекламы
гр и и ТЛ
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на необходимость скорейшего разрешения данной проблемы. Следует отметить, что отечественное законодательство о рекламе имеет многолетнюю историю, при этом сам Федеральный закон «О рекламе» в 2006 году подвергался пересмотру, в настоящее время дей-
ствует его 43-я редакция, однако вопрос о регулировании интернет-рекламы по-прежнему остается открытым.
Исследование законодательства, регулирующего рекламный рынок, позволяет установить взаимосвязь между массовым распространением на просторах Рунета незаконной рекламы с отсутствием в указанном законодательстве четкого понятийного аппарата и механизмов воздействия на владельцев хостинг-компаний и сайтов, размещающих рекламную информацию, несоответствующую нормам законодательства.
Пути совершенствования законодательства о рекламе в части интернет-рекламы видятся в проведении комплекса мероприятий -в первую очередь, принятии федерального закона о регулировании сети Интернет и отдельных вопросах размещения рекламы в сети Интернет либо внесении в действующий закон дополнения в части введения специального раздела, который бы регулировал вопросы размещения рекламы в сети Интернет.
На наш взгляд, новый федеральный закон (либо дополнения в действующий Федеральный закон «О рекламе») должен решать следующие задачи:
- законодательно закрепить понятие «сеть Интернет», определить субъектов правоотношений, связанных с деятельностью в сети Интернет, установить объекты таких правоотношений;
- выделить особенности рекламной информации, распространяемой посредством сети Интернет;
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О персональных данных». URL: http://consultant.ru
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://consultant.ru
3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) «О рекламе». URL: http://consultant.ru
4. Бабаев А., Иванов А., Евдокимов Н. Контекстная реклама. СПб., 2011.
5. Малахов С. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
6. Количество пользователей Интернета в России. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_ count/0-151/
- указать способы размещения рекламы в сети Интернет;
- установить процентное соотношение рекламной информации, размещаемой на одной веб-странице;
- конкретизировать понятие рекламорас-пространителя в контексте интернет-рекламы;
- разработать схему взаимодействия саморегулируемых организаций и надзорных ведомств при контроле соблюдения законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с размещением рекламы в сети Интернет;
- уточнить участников правоотношений, которые могут нести ответственность за нарушение законодательства о рекламе, ввести солидарную ответственность для лиц, косвенно связанных с размещением на конкретном сайте рекламы, нарушающей действующее законодательство;
- повысить роль саморегулируемых организаций в процессе контроля за деятельностью лиц, размещающих рекламу в сети Интернет.
Принятие таких первоочередных мер должно способствовать совершенствованию законодательства, регулирующего размещение рекламы в сети Интернет, улучшению качества рекламной информации, снижению количества нарушений рекламного законодательства, а следовательно, росту доверия пользователей к данной сети. Это позволит сделать Интернет более прозрачным и понятным для конечного потребителя.
Bibliography
1. Federal law of27.07.2006 № 152-FZ (ed. by
21.07.2014) «About personal data». URL: http:// consultant.ru
2. Federal law of 27.07.2006 № 149-FZ (ed. by 31.12.2014). «About information, information technologies and data protection». URL: http:// consultant.ru
3. Federal law on March 13 № 38-FZ (ed. by
08.03.2015) «About advertising». URL: http:// consultant.ru
4. Babaev A., Ivanov A. Evdokimov N. Contextual advertising. St. Petersburg, 2011.
5. Malakhov S.V. Civil legal regulation of relations in the global computer network Internet: abstract of dis. ... PhD in law. Moscow, 2001.
6. The number of Internet users in Russia. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151/