Научная статья на тему 'Развитие рекламы в постиндустриальный период: гражданско-правовой аспект'

Развитие рекламы в постиндустриальный период: гражданско-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
817
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СМИ / СЕТЕВЫЕ СМИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / РЕКЛАМА / ИНФОРМАЦИЯ / INTERNET / MEDIA / ONLINE MEDIA / ELECTRONIC MEDIA / ADVERTISING / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ионова Т. А.

В постиндустриальный период темпы развития сети Интернет оказывают влияние и на правовые процессы, в том числе на вопросы правового регулирования интернет-рекламы, размещаемой в электронных СМИ. Интернет становится главнейшим источником информации. Регулирование отношений по распространению рекламы в сети Интернет осуществляется с учетом особенностей сети Интернет. При распространении рекламы СМИ через интернет-ресурсы на него распространяется законодательство о рекламе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of advertisement in the post-industrial period: civil-legal aspect

In the post-industrial period, the growth of Internet development and influence on the legal processes, including the legal regulation of Internet advertising to be placed in the electronic media. Internet is becoming the main source of information. Regulation of relations on the spread of Internet advertising is carried out taking into account the features of the Internet. When advertising media through online resources it is subject to the legislation on advertising.

Текст научной работы на тему «Развитие рекламы в постиндустриальный период: гражданско-правовой аспект»

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

РАЗВИТИЕ РЕКЛАМЫ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

DEVELOPMENT OF ADVERTISEMENT IN THE POSTINDUSTRIAL PERIOD: CIVIL-LEGAL ASPECT

УДК 347:659.1

Т.А. ИОНОВА T.A. IONOVA

(Московский областной филиал (The Moscow regional branch Moscow University of Московского университета МВД России) the MIA of Russia)

e-mail: [email protected]

Аннотация: в постиндустриальный период темпы развития сети Интернет оказывают влияние и на правовые процессы, в том числе на вопросы правового регулирования интернет-рекламы, размещаемой в электронных СМИ. Интернет становится главнейшим источником информации. Регулирование отношений по распространению рекламы в сети Интернет осуществляется с учетом особенностей сети Интернет. При распространении рекламы СМИ через интернет-ресурсы на него распространяется законодательство о рекламе

Ключевые слова: интернет, СМИ, сетевые СМИ, электронные СМИ, реклама, ин-

Abstract: In the post-industrial period, the growth of Internet development and influence on the legal processes , including the legal regulation of Internet advertising to be placed in the electronic media . Internet is becoming the main source of information. Regulation of relations on the spread of Internet advertising is carried out taking into account the features of the Internet. When advertising media through online resources it is subject to the legislation on advertising.

Keywords: internet, media, online media, electronic media, advertising, information.

В период глобализации и унификации права в постиндустриальном обществе, реклама в СМИ становится частью процессов глобализации и информатизации общества. В наше время реклама становится повсеместной. Реклама является информацией и выступает как продукт массового потребления. В постиндустриальный период развития общества без рекламы немыслимо продвижение на рынок коммерческих структур, формирование положительного имиджа и репутации компаний, продвижение товаров и услуг.

Современный институт рекламы и его правовое обеспечение имеют непродолжительную историю. На современном этапе развития цивилизации человечество осуществляет переход от индустриального общества к информационному. Развитие технологий, становление цифровой экономики, формирование информационного общества, электронного государства при-

водит к изменению места и роли рекламы в СМИ как в коммерческих организациях, так и в госсекторе. Наиболее ярким явлением этого процесса является возникновение и развитие Интернета. В конце XX в. возникает на сегодняшний день одно из самых перспективных средств массовой информации - глобальная компьютерная сеть Интернет, родиной которого являются Соединенные Штаты Америки. В период с 1990 по 2000 годы происходит основной период развития сети Интернет в мире. Интернет получает свое развитие в Странах Азии, Российской Федерации, Интернет открывается не только для научной или военной сферы, но и для любого владельца персональной ЭВМ, происходит большой скачок развития сети Интернет. Подлинный бум в развитии Интернета пришелся на 1993 - 1995 гг. в связи с продвижением технологии World Wide Web (Всемирной паутины, или просто WWW), когда число пользователей и серве-

82

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

ров удваивалось за месяцы. Таким образом, в мире появился такой общедоступный и универсальный источник информации, как сеть Интернет, потенциал которого оценить непросто, поскольку развитие программного обеспечения происходит с восходящей интенсивностью и сложно спрогнозировать новые возможности сети Интернет, даже на недалекое будущее. Интернет стал повседневной необходимостью для большинства пользователей. При этом его правовая основа урегулирована незначительно, правоотношения в сети Интернет регулируются по мере поступления проблем. Появление в постиндустриальный период Интернета положило начало формированию новой среды для распространения потоков информации, в том числе рекламы, что требует надлежащего правового регулирования. Здесь следует отметить, что организационная структура сети Интернет имеет определенное преимущество, которое выражается в том, что стандарты и ресурсы Интернета устанавливают и выделяют организации по глобальной координации сети Интернет. Установленные данными организациями правила и стандарты соблюдаются участниками информационного обмена, как физическими и юридическими лицами, так и государствами, включая Россию.

Сегодня, с появлением Интернета, осуществление рекламного бизнеса перешло на новую ступень своего развития. Применение Интернета как одной из площадок для размещения рекламы вызвало необходимость правового регулирования данного явления, в том числе и в России. В Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»[1] для интернет-ресурсов вводится новое правовое понятие - «сетевое издание» [2].

Необходимо отметить, что одним из первых в России А.И. Акопов стал рассматривать Интернет как глобальное средство массовой информации [3], указывая на то, что сетевые СМИ являются новым видом средств массовой информации [3]. Анализируя проблему электронных сетей, ученый обращает внимание на то, что, с одной стороны, сетевое пространство можно рассматривать как средство информационных коммуникаций, имеющее определенную структуру, с делением по таким признакам, как, например, тематическому, целевому. С другой стороны, он отмечает, что имеется и другое направление, к которому относятся электронные издания, создаваемые про-

фессиональными журналистами (электронные газеты, журналы) [4]. В научной среде сформировалось два основных подхода к юридической природе самой сети, которые поставлены в зависимость от понимания его основной функции и, как следствия, применимости к нему правового режима СМИ. В соответствии с первой позицией природа Интернета является уникальной, и, соответственно, ресурсы Интернета не надлежит относить к традиционным СМИ и регулировать как средства массовой информации, поскольку Интернет прежде всего средство связи. В соответствии с противоположным подходом Интернет функционально близок к традиционным СМИ, и его правовое регулирование должно соответствовать правовому регулированию традиционных СМИ. Необходимость такого регулирования обосновывается смещением массмедиа в Интернет. Сейчас Интернет постепенно превращается из средства связи в средство массовой информации, конвергируя в своей инфраструктуре другие, традиционные СМИ: печатные, радио, телевидение. Для реализации возможностей электронных СМИ возникла потребность в стандартизации правоотношений в данной области.

Следует отметить, что ранее законодатель напрямую не регулировал Интернет, при этом он не исключал возможность применения к Интернету законодательства о СМИ, что повлекло за собой разнообразную судебную практику. Интернет в постановлениях судов упоминается то как средство массовой информации [5], то как средство телекоммуникационной связи [6], при этом не обосновывались и не аргументировались данные позиции. И только позднее (в 2010 году) Верховный Суд РФ высказал свою позицию, проведя разграничение между Интернет и СМИ [7], указав, что интернет-ресурсы в качестве СМИ подлежат регистрации на добровольной основе и меры ответственности за нерегистрацию налагаться не могут. При этом в Постановлении было отмечено, что лица, которые допустили запрещенное законодательством распространение массовой информации через Интернет, не зарегистрированные в качестве СМИ, несут предусмотренную законодательством ответственность без учета особенностей законодательства о средствах массовой информации. Соответственно Верховный Суд РФ установил, что законодательство о СМИ касательно интернет-ресурсов, должно применяться только после их регистрации в качестве СМИ.

83

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

В настоящее время в Закон «О средствах массовой информации» и Закон «О рекламе» внесены изменения/дополнения, которые адаптировали их под Интернет-СМИ. При этом такое явление, как электронные СМИ пока не приобрело четкого понятия. В литературе используются различные термины, определяющие данное понятие. С. Дубовик дает определение интернет-СМИ (e-media), под которым понимается «форма систематичного и регулярного распространения информации средствами сетевых мультимедийных технологий» [8]. Говоря о сетевых версиях традиционных газет и выделяя всемирную службу WWW, Я.Н. Засурский отмечает, что «всемирная паутина» является частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой информации, а также сетевым версиям традиционных газет [9]. Отметим, что в коммуникативистике и зарубежном законодательстве вполне устоявшимся является термин «аудиовизуальные медиа» (англ. audiovisual media), который используется для обозначения телевидения, радио и интернет-СМИ. Растущий интерес и востребованность сетевых изданий приводят к тому, что в этом сегменте экономики возрастает количество сетевых изданий. Если новостные печатные издания выходят с определенной периодичностью, то интернет-издания обновляются сразу же по мере поступления новых сообщений. Не стоит забывать и о том, что подобные новости могут опубликовывать на своих страницах не только интернет-издания (сайты, зарегистрированные в качестве СМИ Роскомнадзором), но и прочие сайты, а также пользователи социальных сетей и различных интернет-форумов.

Как было ранее уже отмечено, Закон о СМИ содержит понятие «сетевое издание», под которым понимается сайт сети Интернет, зарегистрированный в качестве СМИ. Однако определение сайта закон не содержит. Об Интернете в нем написано очень немного. В случае если сайт не регистрировать как СМИ, то, согласно этому Закону (ст. 8), он СМИ и не является. То есть если кто-то не зарегистрировал сайт как СМИ, то информация, на нем распространяемая, не подпадает под действие этого Закона. В связи с чем, как представляется, для регулирования таких правоотношений было принято Постановление Правительства РФ о едином реестре сайтов, на которых имеется запрещенная информация [10].

В связи с указанным представляется, что

интернет-СМИ являются интернет-издания, зарегистрированные в установленном порядке в качестве СМИ и имеющие зарегистрированный в едином реестре сайт, который обновляется на регулярной основе по мере поступления журналистской продукции и содержит информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц, и эта информация имеет форму периодического распространения.

При этом общие условия обращения информации на территории России, в том числе в сети Интернет, отрегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [11] (далее Закон «Об информации»), а в ч. 1 и 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» [12] даны понятия рекламы и объекта рекламирования. Таким образом, понятие рекламы весьма широко, и проблема отграничения рекламы как специфической информации особого рода, несоблюдение правового режима распространения которой наказуемо, встает весьма остро и решается главным образом за счет доктринального и судебного толкования.

К рекламе в сети Интернет можно отнести любые неперсонифицированные сведения об объекте рекламирования (включая сведения о лицах, вводящих товары в оборот), размещенные на сайтах и предназначенные для их получателей в России. Отметим, ст. 29 Конституции Российской Федерации, определяет право на свободное распространение информации. В развитие конституционных положений, ч. 1 и 2 ст. 10 Закона «Об информации» указывается на то, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Применительно к электронным СМИ то, что распространение рекламной информации в сети Интернет возможно без использования средств массовой информации, имеет важное значение. Поскольку 28 июля 2012 г. в законодательстве Российской Федерации появились новые положения, определяющие понятия, применимые исключительно для сети Интернет. Так, например, согласно п. 13 и 15 ст. 2 Федерального Закона «Об информации» дано определение сайта и доменного имени. Возможно, что сайт, сетевой адрес и доменное имя достаточны для идентификации пользователя сети Интернет, но недостаточны для идентификации лица как субъекта рекламных правоотношений

84

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

(рекламодателя), распространяющего рекламную информацию в сети Интернет для потребителей рекламы. Рекламные правоотношения - это прежде всего гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с вызовом на оферту, приглашением делать оферты или публичной офертой (ст. 437 ГК РФ). Следовательно, рекламодатель (обладатель информации), самостоятельно распространяющий рекламную информацию в сети Интернет, обязан сообщать о себе достоверные сведения, позволяющие идентифицировать его как субъекта гражданского права. Граждане (физические лица) идентифицируются по имени и месту жительства (ст. 19, 20 ГК РФ), юридические лица идентифицируются по наименованию юридического лица и месту его нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Регулирование отношений по распространению рекламы в сети Интернет осуществля-

ется с учетом особенностей сети Интернет как средства связи, предоставляющей возможность пользователю данной услуги связи не только направлять и получать информационные сообщений другим пользователям, но и размещать собственную информацию в сети Интернет, доступную для неопределенного круга лиц, а также осуществлять поиск информации, размещенной другими пользователями в целях рекламы.

Соответственно, Интернет-ресурсы, имея двойственную природу, требуют различных режимов правового регулирования. Если СМИ осуществляет массовое распространение информации через собственный сайт в Интернете, то на Интернет-СМИ распространяется нормативное регулирование, действующее в отношении СМИ. При распространении рекламы СМИ через интернет-ресурсы на него распространяется законодательство о рекламе.

Литература

1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // «Российская газета». 1992. № 32.

2. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 25. Ст. 3535.

3. Акопов А.И. Глобальное средство массовой информации // Мир медиа XXI. 1999. № 1. С.14.

4. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. - 1998. № 3. С. 43-51.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.

8. Дубовк С.В. CMI постсацыялютычнай Беларуси пошук новай рацыянальнасцк - Мн.: БДУ, 2003. с. 179.

9. Система СМИ России / под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2010. С.51

10. Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Правилами принятия уполномоченными Правительством

85

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2012. № 44. Ст. 6044.

11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

12. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. № 12. Ст. 1232.

13. Наумов В.Б. Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2003.

14. Носик А.Б. Интернет - не СМИ. URL: http://old.vesti.ru/editor/2000/01/26/internetsmi/

15. Развитие правового обеспечения информационной безопасности / под ред. А.А. Стрельцова. - М.: Престиж, 2005.

16. Раскладкина М.К. Сетевая пресса как объект коммуникативных исследований : сб. научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация» // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. - Ростов-на-Дону, 2002.

17. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. - М., 2009.

18. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М., 2002.

19. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / авт.-сост. В.Н. Монахов. - М., 2003.

20. ТенинМ. Интернет и СМИ - общие вопросы о необходимости регистрации и налогообложения сетевых СМИ // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика», 28 - 29 ноября 2000 г.

21. Широкова ЕкК. Правовая природа распространения информации в сети Интернет: СМИ или не СМИ // Арбитражная практика. 2009. № 10.

References

1. The law of the Russian Federation of 27.12.1991 № 2124-1 «On mass media» // Rossiyskaya Gazeta, № 32, 08.02.1992

2. Federal law of 14 June 2011 № 142-FZ «On amending certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of legal regulation in the sphere of mass media» // collected legislation of the Russian Federation. 2011. № 25. Article. 3535.

3. Akopov A.I. Global means of mass information // the World of media XXI. 1999. № 1. P.14

4. Akopov A.I. Electronic networks as a new type of media // Philological Bulletin of the Rostov state University. - 1998. № 3. Р. 43-51.

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 2 July 2009, № 14 «About some questions arising in judicial practice at application of the Housing code of the Russian Federation // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2009. № 9.

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of February 24, 2005, № 3 «on judicial practice in cases on protection of honor and dignity of citizens, and also the business reputation of citizens and legal entities» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2005. № 4.

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of 15.06.2010 № 16 «On practice of application by courts of the Russian Federation Law «On mass media»// Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation», № 8, August, 2010.

8. Dubovik S.V. CMI post-socialist Belarus: the search for a new rationality. - Mn.: BSU, 2003. Р. 179.

9. The media system of Russia / edited by Y.N. Zassoursky. - M., 2010. Р. 51.

10. Resolution of the Government of the Russian Federation from 26.10.2012 № 1101 «On a unified automated information system «Single register of domain names, indexes pages of the sites in information and telecommunication network Internet and network addresses that identify sites in information and telecommunication network Internet containing information which dissemination in the Russian Federation is prohibited» (together with the Rules of establishment, formation and maintenance of the unified automated information system «Single register,

86

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

domain names, indexes pages of the sites in information and telecommunication network Internet and network addresses that identify sites in information and telecommunication network Internet containing information which dissemination in the Russian Federation), The rules regarding the acceptance by the authorised Government of the Russian Federation, Federal Executive bodies decisions in respect of certain types of information and materials, are distributed through the information and telecommunication network Internet, the spread in the Russian Federation is prohibited) // Collection of legislation of the Russian Federation. 29.10.2012. № 44. Article. 6044.

11. Federal law of 27.07.2006 № 149-FZ «On information, information technologies and protection of information» // «Collection of legislation of the Russian Federation», as at 31.07.2006, № 31 (1 teaspoon), senior 3448.

12. Federal law of 13.03.2006 № 38-FZ «On advertising» // «Collection of legislation of the Russian Federation», 20.03.2006, № 12, senior 1232.

13. Naumov V.B. Legal regulation of information distribution in Internet: Dis. ... Dr. Jur. - SPb., 2003.

14. Nosik A.B. Internet media. URL:http://old.vesti.ru/editor/2000/01/26/internetsmi/

15. Development of legal framework for information security / edited by A. A. Streltsov. - M: Prestige, 2005.

16. Raskladkina M.K. Network press as an object of communication research // Sat. scientific works «Theory of communication and applied communication. Vestnik of the Russian communication Association. Rostov-on-don, 2002.

17. Rassolov I.M. Law and the Internet. Theoretical problems. 2-e Izd., supplementary. - M,

2009.

18. RichterA.G. Legal principles of journalism. - M., 2002.

19. The media and the Internet: issues of legal regulation / AVT.-sost. V.N. Monahov. - M., 2003.

20. Tenin M. Internet and media - General questions about the necessity of registration and taxation of online media // ^e Third all-Russian conference «Law and Internet: theory and practice», 28 - 29 November, 2000.

21. Shirokova E.K.. The legal nature of information distribution in Internet: media or no media // Arbitration practice. 2009. № 10.

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.