Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА "МАХАЧКАЛА" В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА "МАХАЧКАЛА" В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ АВИАСООБЩЕНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович

Цель работы. Целью проводимого исследования является анализ деятельности международного аэропорта «Махачкала». Падение мирового рынка пассажирских авиаперевозок по итогам 2020 года превысило 60 %, однако ряд региональных аэропортов РФ продемонстрировал положительную динамику роста пассажиропотока. Спад пассажиропотока аэропорта международного аэропорта «Махачкала» составил 6,5 % при условии положительной динамики роста с июля по декабрь 2020 года. В условии макроэкономической нестабильности на российском рынке пассажирских авиаперевозок прослеживается тенденция развития внутреннего авиасообщения на фоне введения временных запретительных и ограничительных мер на международные авиаперевозки. тодология и методы проведения работы. При проведении исследования были использованы статистические данные деятельности международного аэропорта «Махачкала», а также других региональных российских и зарубежных аэропортов. Основой методологической базы послужили результаты исследования российских и зарубежных ученых. Построение модели перспективного развития направлений в структуре маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала» стало результатом проведенного исследования. Тенденция на российском рынке пассажирских авиаперевозок в условиях кризиса, а также анализ европейского опыта преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года позволили сделать заключение о востребованности региональных субсидируемых и региональных бюджетных направлений как приоритетного пути развития аэропорта в условиях преодоления кризиса. Область применения реРезультаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития международного аэропорта «Махачкала», а также развития в условиях преодоления кризиса другими региональными аэропортами Российской Федерации. Выводы. При условии расширения маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала» за счет направлений региональных субсидируемых и региональных бюджетных авиаперевозок пассажиропоток аэропорта может демонстрировать ежегодный показатель роста на уровне +20 %, + 30 %, став ведущим региональным аэропортом СКФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL AIRPORT "MAKHACHKALA" IN THE CONTEXT OF MACROECONOMIC INSTABILITY

The purpose of the work. The purpose of the study is to analyze the activities of the international airport "Makhachkala". The decline in the global passenger air transportation market by the end of 2020 exceeded 60 %, but a number of regional airports in the Russian Federation demonstrated positive dynamics of passenger traffic growth. The decline in passenger traffic at the Makhachkala International Airport amounted to 6.5 %, subject to positive growth dynamics from July to December 2020. In the context of macroeconomic instability in the Russian passenger air transportation market, there is a tendency to develop domestic air traffic against the background of the introduction of temporary prohibitive and restrictive measures on international air transportation. The study used statistical data on the activities of the international airport "Makhachkala", as well as other regional Russian and foreign airports. The methodological basis is based on the results of research conducted by Russian and foreign scientists. Results. The construction of a model for the long-term development of destinations in the structure of the route network of the international airport "Makhachkala" was the result of the study. The trend in the Russian market of passenger air transportation in the conditions of the crisis, as well as the analysis of the European experience of overcoming the consequences of the global financial crisis of 2008, allowed us to conclude that regional subsidized and regional budget directions are in demand as a priority way of airport development in the conditions of overcoming the crisis. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of the international airport "Makhachkala", as well as the development of other regional airports of the Russian Federation in the context of overcoming the crisis. Conclusions. With the expansion of the route network of the international airport "Makhachkala" due to the directions of regional subsidized and regional budget air transportation, the passenger traffic of the airport can show an annual growth rate of +20%, + 30%, becoming the leading regional airport of the North Caucasus Federal District.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА "МАХАЧКАЛА" В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

Транспорт

УДК 656.078 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -3-13-21 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «МАХАЧКАЛА» В УСЛОВИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель работы. Целью проводимого исследования является анализ деятельности международного аэропорта «Махачкала». Падение мирового рынка пассажирских авиаперевозок по итогам 2020 года превысило 60 %, однако ряд региональных аэропортов РФ продемонстрировал положительную динамику роста пассажиропотока. Спад пассажиропотока аэропорта международного аэропорта «Махачкала» составил 6,5 % при условии положительной динамики роста с июля по декабрь 2020 года. В условии макроэкономической нестабильности на российском рынке пассажирских авиаперевозок прослеживается тенденция развития внутреннего авиасообщения на фоне введения временных запретительных и ограничительных мер на международные авиаперевозки. Методология и методы проведения работы. При проведении исследования были использованы статистические данные деятельности международного аэропорта «Махачкала», а также других региональных российских и зарубежных аэропортов. Основой методологической базы послужили результаты исследования российских и зарубежных ученых. Результаты. Построение модели перспективного развития направлений в структуре маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала» стало результатом проведенного исследования. Тенденция на российском рынке пассажирских авиаперевозок в условиях кризиса, а также анализ европейского опыта преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года позволили сделать заключение о востребованности региональных субсидируемых и региональных бюджетных направлений как приоритетного пути развития аэропорта в условиях преодоления кризиса. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития международного аэропорта «Махачкала», а также развития в условиях преодоления кризиса другими региональными аэропортами Российской Федерации. Выводы. При условии расширения маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала» за счет направлений региональных субсидируемых и региональных бюджетных авиаперевозок пассажиропоток аэропорта может демонстрировать ежегодный показатель роста на уровне +20 %, + 30 %, став ведущим региональным аэропортом СКФО.

Ключевые слова: региональные аэропорты, региональные авиаперевозки, региональное авиасообщение, бюджетные авиакомпании, антикризисное управление.

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

Postgraduate Student of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL AIRPORT "MAKHACHKALA" IN THE CONTEXT OF MACROECONOMIC INSTABILITY

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the study is to analyze the activities of the international airport "Makhachkala". The decline in the global passenger air transportation market by the end of 2020 exceeded 60 %, but a number of regional airports in the Russian Federation

demonstrated positive dynamics of passenger traffic growth. The decline in passenger traffic at the Makhachkala International Airport amounted to 6.5 %, subject to positive growth dynamics from July to December 2020. In the context of macroeconomic instability in the Russian passenger air transportation market, there is a tendency to develop domestic air traffic against the background of the introduction of temporary prohibitive and restrictive measures on international air transportation. Methodology and methods of work. The study used statistical data on the activities of the international airport "Makhachkala", as well as other regional Russian and foreign airports. The methodological basis is based on the results of research conducted by Russian and foreign scientists. Results. The construction of a model for the long-term development of destinations in the structure of the route network of the international airport "Makhachkala" was the result of the study. The trend in the Russian market of passenger air transportation in the conditions of the crisis, as well as the analysis of the European experience of overcoming the consequences of the global financial crisis of 2008, allowed us to conclude that regional subsidized and regional budget directions are in demand as a priority way of airport development in the conditions of overcoming the crisis. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of the international airport "Makhachkala", as well as the development of other regional airports of the Russian Federation in the context of overcoming the crisis. Conclusions. With the expansion of the route network of the international airport "Makhachkala" due to the directions of regional subsidized and regional budget air transportation, the passenger traffic of the airport can show an annual growth rate of +20%, + 30%, becoming the leading regional airport of the North Caucasus Federal District.

Keywords: regional airports, regional air transportation, regional air traffic, budget airlines,crisis management.

Введение. Международный аэропорт «Махачкала» является одним из ведущих авиатранспортных узлов СКФО, имея высокие темпы роста и развития и активно развивая маршрутную сеть. «Махачкала» увеличивает долю в структуре регионального рынка пассажирских авиаперевозок, являясь базовым аэропортом не только для жителей Республики Дагестан, но и для жителей близлежащих регионов. Падение мирового рынка пассажирских авиаперевозок по итогам 2020 года составило более 60 %, однако аэропорт Махачкалы имел падение пассажиропотока по итогам 2020 года на 6,5 %. Ежемесячный прирост пассажиропотока во втором полугодии 2020 года составлял от 1,41 % в июле до 25,01 % в сентябре, что является подтверждением востребованности региональных авиаперевозок в условиях преодоления кризиса, вызванного негативным влиянием пандемии СОУГО-19. Эффективное управление является важной составляющей успешного посткризисного развития. Аэропорт «Махачкала» был значительно реконструирован в 2014-2015 годах, вследствие чего допустимая пропускная способность возросла до 5 млн пассажиров в год [8].

Рынок пассажирских авиаперевозок РФ имел стабильно высокие темпы роста и развития в период с 2014 по 2019 год (рисунок 1). В 2017 году суммарный пассажиропоток превысил 100 млн перевезенных пассажиров.

Несмотря на макроэкономическую нестабильность и санкционное давление со стороны ряда стран, рынок авиаперевозок Российской Федерации является одним из динамично развивающихся региональных рынков. Обуславливающими факторами этого можно отметить следующие: эффективные меры государственной поддержки, направленные на развитие регионального авиасообщения (программа субсидирования авиатарифов); модернизация региональных аэропортов с целью увеличения их пропускной способности; развитие конкуренции на рынке авиаперевозок, расширение парка российских авиакомпаний за счет увеличения производства российского среднемагистрального лайнера «SSJ-100». По состоянию на начало 2021 года эксплуатантами этого лайнера являются следующие российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Азимут» (моно эксплуатант), «Ред Вингс», «Россия», «Иркут», «Газпромавиа», «Ямал», «Якутия» [6]. Лайнер доказал свою эксплуатационную эффективность, поэтому авиакомпании- эксплуатанты активно развивают внутреннюю маршрутную сеть. Российская региональная авиакомпания «Азимут» в кризисный 2020 год усилила свои позиции на рынке, получив 2 ед. «SSJ-100» и расширив парк лайнеров до 13 ед. [1].

ш 130 100 30 60 40 20 О

Д114 2015 2016 2017 201В 201$

Рис. 1. Российский рынок авиаперевозок, пассажиропоток за период 2014-2019 годы, млн пасс.

Источник: авиационная статистика. Объем пассажиропотока российского рынка авиаперевозок [2].

Методы исследования. Вопросам развития региональных аэропортов и региональных авианаправлений посвящены труды ряда российских исследователей. В статье Солдатова Я. Н. «Стратегия развития региональных аэропортов» [15] автор заключает, что эффективность развития регионального аэропорта обусловлена взаимодействием руководства аэропорта с региональными и федеральными органами исполнительной власти. Программа субсидирования регионального авиасообщения является важным фактором в развитии маршрутной сети регионального аэропорта, ее финансирование осуществляется Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти субъектов РФ. В дополнение к заключению автора можно привести пример опыта эффективного взаимодействия региональных органов исполнительной власти Воронежской (ЦФО) и Ростовской (ЮФО) областей. Так, в декабре 2020 года было анонсировано открытие направления «Воронеж - Ростов-на-Дону», выполняемого авиакомпанией «Азимут» и вошедшего в перечень субсидируемых региональных направлений [7]. Пассажиры льготных категорий получили возможность приобретения авиабилетов по данному направлению по фиксированному тарифу, значительно ниже рыночной стоимости авиабилетов.

В статье Субботина Н. Н. «Выработка стратегии развития регионального аэропорта на основе эталонных стратегий» [16] автор отмечает, что проблемой современных российских региональных аэропортов является неэффективный менеджмент. В дополнение к заключению автора следует отметить, что трудности в подготовке специалистов для управления объектами авиатранспортной инфраструктуры являются общемировой проблемой. Управление аэропортом - это консолидация технических и экономических знаний. Развитие аэропорта достигается благодаря технической модернизации, которая, в конечном итоге, оказывает положительное влияние на снижение производственных издержек. Проработка вопроса создания учебных центров подготовки специалистов авиатранспортной отрасли на региональном уровне может способствовать снижению дефицита специалистов и может стать важным фактором повышения эффективности управления региональными объектами авиатранспортной инфраструктуры.

В статье Шутовой Т. А. «Особенности современного этапа развития отрасли аэропортовых услуг» [19] автор делает вывод о том, что формирование сервиса в структуре региональных аэропортов РФ является важным фактором развития. Это должно происходить наряду с расширением сотрудничества с авиакомпаниями и увеличением количества направлений в структуре маршрутной сети. Важно отметить, что за 100 лет с момента основания гражданской авиации и выполнения первых региональных и международных авиарейсов аэропорт стал не только местом прибытия и отправления пассажиров, а приобрел статус учреждения, в котором

пассажиры могут приобрести ряд услуг бытового сервиса, а также совершить покупки. На базе аэропортов действуют магазины, кафе, пункты обмена валют, парикмахерские, работают компании аренды автомобилей, такси, службы продажи билетов на любой транспорт, сервисные центры авиакомпаний. Элемент комфортного пребывания пассажиров до отправления и в момент прибытия является важной составляющей путешествий, а предприятия, осуществляющие деятельность на базе аэропорта — это представители малого и среднего бизнеса, доходы от деятельности которых поступают в региональный бюджет.

В статье Атаева Т. А. «Проблемы и перспективы развития туристической индустрии в Республике Дагестан» [3] автором сделан упор на то, что развитие туризма на территории Республики Дагестан возможно при расширении авиатранспортного сообщения с регионами Российской Федерации. Дагестан имеет высокий потенциал развития культурного, исторического, экологического, гастрономического туризма. В дополнение к заключению автора о том, что туристический поток Дагестана увеличился на 20 % в 2019 году [18], следует указать, что более 850 тысяч туристов посетило регион в докризисный 2018 год. Если для туристов СКФО, ЮФО наиболее распространенным является путешествие в Дагестан на личном автомобиле, то жители других регионов пребывают в Дагестан авиатранспортом со стыковкой в аэропортах Москвы. Развитие авиасообщений между Махачкалой и крупными городами ПФО, УФО, СФО способствовало бы увеличению туристического потока из регионов, по причине того,

],ь-

i.*-1Д95

J---- 1,068 ■

.-- 0,869 Ш I

_0,707 —_■ ■

■ lili

2014 ¿OIS 2016 2017 201в 2019

Рис. 2. Пассажиропоток международного аэропорта «Махачкала» в период с 2014 по 2019 год, млн пасс. Источник: Международный аэропорт «Махачкала». Официальный сайт [4].

Из представленных данных мы видим, что аэропорт Махачкалы имеет устойчиво высокие темпы роста и развития, которые опережают данные показатели российского рынка пассажирских авиаперевозок. Общепринятым классификатором в оценке деятельности аэропорта являются пассажиропоток и авиационный трафик. Пассажиропоток - это количество пассажиров, совершивших прилет и вылет из аэропорта за отчетный период, а авиационный трафик - это количество циклов взлет / посадка воздушного судна в аэропорту, совершающего пассажирский рейс (регулярный или чартерный).

В качестве альтернативного показателя оценки деятельности аэропорта Махачкалы представим данные соотношения доли пассажиропотока аэропорта за анализируемый период с 2014 по 2019 год в структуре российского рынка пассажирских авиаперевозок (рисунок 3). Данный метод оценки деятельности аэропорта позволит понять, как изменялась доля аэропорта в структуре национального рынка пассажирских авиаперевозок за отчетный период в процентном соотношении.

Таким образом, мы видим, что в рассматриваемый период доля пассажиропотока аэропорта Махачкалы в структуре национального рынка пассажирских авиаперевозок возросла с 0,39 % до 1,92 %, что является высоким показателем и свидетельствует об эффективном развитии аэропорта. Более того, мы можем констатировать, что пассажиропоток аэропорта Махачкалы

Рис. 3. Доля международного аэропорта «Махачкала» в структуре пассажиропотока в период с 2014 по 2019 год, %. Источник: авт. Рублев В. В. на основании рисунка 1 и рисунка 2.

В структуре аэропортов СКФО международный аэропорт «Махачкала» по итогам докризисного 2019 года по показателю пассажиропотока занял 2-е место, уступив только аэропорту г. Минеральные Воды (таблица 1).

Таблица 1

Аэропорт Количество перевезенных пассажиров, чел.

г. Ставрополь 411 897

г. Минеральные Воды 2 526 383

г. Нальчик 11 8 429

г. Беслан (Владикавказ) 565 000

г. Грозный 458 000

г. Магас 333 000

г. Махачкала Источник: Рублев В. В. Перспективы развития бюджет 1 500 690 чных авиаперевозок в сКФО в условиях макюоэкономиче-

ской нестабильности [14].

Как было отмечено выше, после реконструкции аэропорта в 2014-2015 годах предельная годовая пропускная способность составляет 5 млн пассажиров. Т. е. аэропорт имеет все возможности увеличить пассажиропоток более чем в 3 раза, расширив внутреннюю и международную маршрутную сеть.

Представим данные пассажиропотока международного аэропорта «Махачкала» за последние два года (2019-2020 годы) по месяцам (таблица 2).

Динамика пассажиропотока международного аэропорта

Таблица 2

месяц / год 2019 [13] 2020 [14] %, 2020 / 2019

Январь 125 034 120 219 - 3,85

Февраль 104 806 104 198 - 0,58

Март 113 625 108 113 - 4,85

Апрель 115 568 30 896 - 73,26

Май 117 348 32 198 - 74,26

Июнь 131 869 91 601 - 30,53

Июль 150 645 152 784 + 1,41

Август 156 376 186 986 + 19,57

Сентябрь 132 037 165 066 + 25,01

Октябрь 128 568 145 451 + 13,13

Ноябрь 111 515 129 518 + 16,14

Декабрь 113 281 135 863 + 19,93

ИТОГО 1 500 690 1 402 892 - 6,56 %

Источник: Росавиация. Статистические данные за 2019-2020 годы, [9] [10].

Из представленных данных видно, что в течение 2019 года наибольший показатель месячного пассажиропотока наблюдался в период с июня по октябрь. А в течение 2020 года - в период с июля по декабрь. Причем эти показатели были выше и данных аналогичного периода 2019 года. Важно отметить, что падение российского рынка пассажирских авиаперевозок в целом в 2020 году составило более 50 %. Аэропорту же Махачкалы удалось сохранить рост благодаря развитию внутренней маршрутной сети. До кризиса 2020 года, характеризующегося введением ряда запретительных и ограничительных мер на выполнение международных авиаперелетов, аэропорт Махачкалы осуществлял обслуживание рейсов только по направлениям: Махачкала -- Дубай (АОЭ), Махачкала - Актау (Республика Казахстан). В условиях преодоления кризиса 2020 года аэропорт Махачкалы расширил внутреннюю маршрутную сеть, увеличив количество рейсов в Москву, а также был открыт новый рейс по маршруту Махачкала -Новосибирск [12].

Представим данные внутренней маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала» по состоянию на 2021 год (таблица 3).

Таблица 3

Направление Авиакомпания Тип авиакомпании

г. Новый Уренгой «ИрАэро» Классическая авиакомпания

г. Москва (Внуково) «Победа» Бюджетная авиакомпания

г. Москва (Внуково) «ЮТэйр» Классическая авиакомпания

г. Сургут «ЮТэйр» Классическая авиакомпания

г. Москва (Внуково) «Якутия» Классическая авиакомпания

г. Ростов-на-Дону «Азимут» Классическая авиакомпания

г. Нижневартовск «ИрАэро» Классическая авиакомпания

г. Москва (Шереметьево) «Аэрофлот» Классическая авиакомпания

г. Новосибирск «S7» Классическая авиакомпания

г. Москва (Домодедово) «Smartavia» Классическая авиакомпания

г. Москва (Домодедово) «S7» Классическая авиакомпания

г. Москва (Домодедово) «Nordstar» Классическая авиакомпания

г. Казань «UVT aero» Классическая авиакомпания

г. Сочи «ЮТэйр» Классическая авиакомпания

г. Санкт-Петербург (Пулково) «Победа» Бюджетная авиакомпания

г. Краснодар «Азимут» Классическая авиакомпания

Источник: МИэЖдУНароднъш аэропорт n «Махачкала»««РаспёШние рейсов. Оф щмольШжайнш?®3™^3™*

Аэропорт расширяет сотрудничество как с ведущими российскими авиакомпаниями, так и с региональными авиаперевозчиками. Доля бюджетных направлений в структуре аэропорта продолжает оставаться на достаточно низком уровне. Бюджетная авиакомпания «Победа» выполняет регулярные рейсы по двум направлениям, связывающим столицу Дагестана с Москвой и Санкт-Петербургом. Субсидируемые направления в структуре маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала» не представлены.

При управлении региональным аэропортом важно понимать и учитывать ряд факторов. Региональный аэропорт является важным элементом национальной логистической системы, а расширенность маршрутной сети регионального аэропорта является ключевой составляющей развития и укрепления межрегионального экономического взаимодействия. Помимо этого, региональный аэропорт оказывает положительное влияние на развитие системы внутреннего и международного туризма. Тенденция последних лет демонстрирует высокий потенциал развития внутренних направлений туризма, все больше граждан страны выражает желание посе-

щать национальные туристические центры ЮФО, СКФО, Республики Крым.

Выводы. Развитие системы регионального авиасообщения, связывающего Махачкалу с крупными городами ПФО, ЮФО, УФО, может стать ключевым фактором роста пассажиропотока аэропорта в условиях преодоления кризиса 2020 года. Динамика пассажиропотока II полугодия 2020 года доказала востребованность внутреннего регионального авиасообщения, а рост пассажиропотока в условиях макроэкономической нестабильности и глобального падения рынка авиаперевозок свидетельствует о высоком потенциале развития международного аэропорта «Махачкала». Развитие маршрутной сети аэропорта в условиях кризиса, открытие новых направлений, расширение сотрудничества с российскими авиакомпаниями доказывают экономическую эффективность и взаимовыгодное партнерство.

Рис. 4. Модель перспективного развития внутренних направлений в структуре маршрутной сети международного аэропорта «Махачкала», авт. Рублев В. В., Ларин О. Н.

Перспективными направлениями в развитии маршрутной сети могут стать рейсы, связывающие Махачкалу с городами ЮФО, ЦФО, ПФО, УФО с населением более 1 млн жителей. Необходимо учитывать, что два аэропорта ЦФО, население городов которых менее 1 млн жителей (Калуга, Ярославль), также достойны внимания. Так, по итогам деятельности за кризисный 2020 год аэропорт Туношна (Ярославль) имел рост пассажиропотока более чем на 40 % [11], а годом ранее аэропорт Калуги (по итогам за 2019 год) получил рекордный рост пассажиропотока на 262 %, обусловленный открытием ряда субсидируемых направлений [13].

Открытие субсидируемых направлений в структуре маршрутной сети, а также расширение сотрудничества с бюджетными авиакомпаниями могут стать ключевыми факторами роста пассажиропотока и развития аэропорта Махачкалы в условиях преодоления кризиса 2020 года. Авиакомпания «Азимут» активно развивает региональную маршрутную сеть, а также укрепляет свое присутствие в регионе на базе аэропорта «Платов» (г. Ростов-на-Дону), являющегося хабом (базовым аэропортом) авиакомпании. До кризиса 2020 года авиакомпания выполняла международные рейсы по направлениям г. Ростов-на-Дону - г. Бишкек (Республика Кыргызстан), г. Ростов-на-Дону - г. Тель-Авив (Израиль). Эта авиакомпания применяет элементы бюджетного авиаперевозчика в маркетинговой стратегии, а именно: стоимость базового тарифа авиакомпании по ряду региональных направлений составляет 888 руб. (без учета провоза багажа) [17].

Кризис 2020 года стал причиной снижения пассажиропотока на международных направле-

ниях и одновременно послужил базовым фактором роста пассажиропотока на внутренних направлениях. В условиях преодоления кризиса, расширяя сотрудничество с российскими авиакомпаниями, увеличивая внутреннюю маршрутную сеть, а также увеличивая долю бюд-

Литература

1. «Азимут» продолжает пополнять флот за счет новых Superjet 100. Деловой авиационный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ato.ru/content/azimut-prodolzhaet-popolnyat-flot-za-schet-novyh-superjet-100 (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

2. Авиационная статистика. Объем пассажиропотока российского рынка авиаперевозок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ato.ru/topic/aviacionnaya-statistika (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Атаева Т. А. Проблемы и перспективы развития туристической индустрии в Республике Дагестан // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 37-46.

4. Аэропорт «Махачкала». Об аэропорте. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.aero/about/reports/reestr/ (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

5. Аэропорт «Махачкала». Сезонное расписание. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.aero/passengers/flights/seasonal-schedule/ (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

6. В 2020 году у SSJ-100 появились новые эксплуатанты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostec.ru/news/v-2020-godu-u-ssj-100-poyavilis-novye-ekspluatanty/ (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

7. Воронеж вошёл в список субсидируемых направлений. Международный аэропорт Воронеж. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voz.aero/news/archive1/voronezh-voshl-v-spisok-subsidiruemih.html (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

8. Новая ВПП и международный терминал в аэропорту Махачкалы увеличат пассажиропоток втрое. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9068975 (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

9. Обслуживание пассажиров в аэропортах РФ в январе - декабре 2019 г. на МВЛ и ВВЛ (регулярные + нерегулярные перевозки). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

10. Объем перевозок через аэропорты России. Федеральное агентство воздушного транспорта. Роса-вицация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

11. Пассажиропоток аэропорта Ярославль вырос более чем на 40 % / ИА Красная весна. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/9b8b58e8 (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

12. Первый рейс по новому маршруту Махачкала - Новосибирск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sobytiya.news/economica/transport/pervyj-rejs-po-novomu-marshrutu-maxachkala-novosibirsk/ (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

13. Рублев В. В. Анализ деятельности и перспективы развития аэропортов ЦФО в условиях макроэкономической нестабильности // Современная экономика: проблемы и решения. г. Воронеж. - 2020. - № 8 (128) (август). - С. 49-70.

14. Рублев В. В. Перспективы развития бюджетных авиаперевозок в СКФО в условиях макроэкономической нестабильности //Региональные проблемы преобразования экономики - г. Махачкала. 2020. - № 9 (119) (декабрь). - С. 66.

15. Солдатов Я. Н. Стратегия развития региональных аэропортов // Символ науки. - 2019. - № 5. - С. 50-56.

16. Субботин Н. Н. Выработка стратегии развития регионального аэропорта на основе эталонных стратегий //Вестник ГУУ. - 2017. - № 4. - С. 27-32.

17. Тарифы. Авиакомпания «Азимут» Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azimuth.aero/ru/passengers/fares (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

18. Турпоток в Дагестане вырос в 2019 году на 20 %. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/7763975 (дата обращения: 26.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

19. Шутова Т. А. Особенности современного этапа развития отрасли аэропортовых услуг // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 1. - С. 78-86.

References:

1. «Azimut» prodolzhaet popolnyat' flot za schet novyh Superjet 100. Delovoj aviacionnyj portal. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ato.ru/content/azimut-prodolzhaet-popolnyat-flot-za-schet-novyh-superjet -100 (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Aviacionnaya statistika. Obem passazhiropotoka rossijskogo rynka aviaperevozok. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ato.ru/topic/aviacionnaya-statistika (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Ataeva T. A. Problemy i perspektivy razvitiya turisticheskoj industrii v Respublike Dagestan // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 12. - S. 37-46.

4. Aéroport «Mahachkala». Ob aéroporté. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.mcx.aero/about/reports/reestr/ (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Aeroport «Mahachkala». Sezonnoe raspisanie. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.mcx.aero/passengers/flights/seasonal-schedule/ (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. V 2020 godu u SSJ-100 poyavilis' novye ekspluatanty. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// rostec.ru/news/v-2020-godu-u-ssj-100-poyavilis-novye-ekspluatanty/ (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Voronezh voshyol v spisok subsidiruemyh napravlenij. Mezhdunarodnyj aeroport Voronezh. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://voz.aero/news/archive1/voronezh-voshl-v-spisok-subsidiruemih.html (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Novaya VPP i mezhdunarodnyj terminal v aeroportu Mahachkaly uvelichat passazhiropotok vtroe. TASS. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://tass.ru/ekonomika/9068975 (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

9. Obsluzhivanie passazhirov v aeroportah RF v yanvare - dekabre 2019 g. na MVL i VVL (regulyarnye + ne-regulyarnye perevozki). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Obëm perevozok cherez aeroporty Rossii. Federal'noe agentstvo vozdushnogo transporta. Rosavicaciya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Passazhiropotok aeroporta YAroslavl' vyros bolee chem na 40 % / IA Krasnaya vesna. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rossaprimavera.ru/news/9b8b58e8 (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.

12. Pervyj rejs po novomu marshrutu Mahachkala - Novosibirsk. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://sobytiya.news/economica/transport/pervyj-rejs-po-novomu-marshrutu-maxachkala-novosibirsk/ (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

13. Rublev V. V. Analiz deyatel'nosti i perspektivy razvitiya aeroportov CFO v usloviyah makroekonomicheskoj nestabil'nosti //Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. g. Voronezh. - 2020. - № 8 (128) (avgust). -S. 49-70.

14. Rublev V. V. Perspektivy razvitiya byudzhetnyh aviaperevozok v SKFO v usloviyah makroekonomicheskoj nestabil'nosti // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki - g. Mahachkala. 2020. - №9 (119) (dekabr '). - S. 66.

15. Soldatov YA. N. Strategiya razvitiya regional'nyh aeroportov // Simvol nauki. - 2019. - № 5. - S. 50-56.

16. Subbotin N. N. Vyrabotka strategii razvitiya regional'nogo aeroporta na osnove etalonnyh strategij // Vest-nik GUU. - 2017. - № 4. - S. 27-32.

17. Tarify. Aviakompaniya «Azimut» Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// azimuth.aero/ru/passengers/fares (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

18. Turpotok v Dagestane vyros v 2019 godu na 20 %. TASS. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// tass.ru/v-strane/7763975 (data obrashcheniya: 26.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

19. SHutova T. A. Osobennosti sovremennogo etapa razvitiya otrasli aeroportovyh uslug // Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. - 2018. - № 1. - S. 78-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.