Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1414
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) / ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахванова Дария Николаевна

В данной статье проанализирована исключительная значимость института опеки и попечительства на современном этапе развития Российской Федерации, провозглашающей себя в качестве демократического и социально ориентированного государства. Автором отмечается, что сфера функционирования данного института в изобилии представлена спектром разноплановых проблем и барьеров, существенно снижающих потенциал опеки (попечительства) как рычага социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан. Обосновывается потребность как в качественной трансформации самой структуры органов опеки (попечительства), так и в совершенствовании их работы по ряду значимых направлений. Предлагаются конкретные пути преодоления выявленных проблем и устранения наличествующих дефектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 34

РС! 10.21661/Г-557156

Рахванова Д.Н.

Перспективы развития института опеки и попечительства в России

Аннотация

В данной статье проанализирована исключительная значимость института опеки и попечительства на современном этапе развития Российской Федерации, провозглашающей себя в качестве демократического и социально ориентированного государства. Автором отмечается, что сфера функционирования данного института в изобилии представлена спектром разноплановых проблем и барьеров, существенно снижающих потенциал опеки (попечительства) как рычага социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан. Обосновывается потребность как в качественной трансформации самой структуры органов опеки (попечительства), так и в совершенствовании их работы по ряду значимых направлений. Предлагаются конкретные пути преодоления выявленных проблем и устранения наличествующих дефектов.

I

Ключевые слова: семья, несовершеннолетний, дети-сироты, эмансипация, опека (попечительство), органы социальной защиты.

Из-за большого количества проблем, проявляющихся в сфере функционирования органов опеки и попечительства в современных реалиях, очевидна потребность в концептуальном пересмотре механизма функционирования органов опеки и попечительства в целом и их качественной трансформации.

Рассматривая идею формирования на федеральном уровне новой структуры, то целесообразным было бы создание федерального агентства по делам детства и семейственности, поскольку, несмотря на параллельное функционирование в сфере опеки множества ведомств (от МВД до Министерства культуры), ни у кого нет установки на сохранение семьи и поддержку родителей в сложной ситуации, из-за чего ситуация со статистикой выявления детей сирот из года в год только обостряется [2].

Анализируя векторы реформирования механизма деятельности органов опеки и попечительства, хотелось бы указать на то, что не лишена рационального начала идея разделения механизма работы органов опеки и попечительства на два сегмента, где первый будет выполнять задачи формально-юридического характера. Речь идет не о системе ювенальных судов, а скорее об обеспечении психологически адаптированного и компетентного правосудия по делам, связанным с правами и интересами семьи и несовершеннолетних (вопросы содержания детей; споры по вопросам установления форм устройства и воспитания, лишения и ограничения родительских прав и иные). Осуществление данных функций предполагает формирование в составе судов общей юрисдикции специализированных составов по делам семьи и детей без потребности в загромождении судебной системы новыми судебными органами.

Следующая структура могла бы сосредоточить свои усилия в плоскости фактической деятельности органа опеки и попечительства, и здесь полномочия вполне могут быть оставлены за органами исполнительной власти. Речь идет о наблюдении за жизненными условиями детей и семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; координации усилий с соответствующими образовательными учреждениями, организациями социальной защиты, властными структурами; содействии в процессах воспитания и развития детей; оперативном обнаружении ситуаций, предполагающих необходимость срочного вмешательства и т.д. [3].

Сегодняшние реалии таковы, что данная двухзвен-ная модель органов опеки и попечительства при условии обстоятельного подхода к ее формированию видится весьма перспективной [5]. Ее создание выступает стартовым шагом на пути к формированию единой ведомственной структуры, концентрирующей полномочия в анализируемой сфере. В какой мере данные предположения найдут свою реализацию - покажет лишь время.

Одним из важнейших векторов совершенствования деятельности органов опеки (попечительства) является налаживание координации между ними и иными учреждениями, оказывающими правовую, медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним. К сожалению, приходится констатировать в большей мере изолированное функционирование данных структур. Между тем, указанные учреждения могут быть весьма полезны в аспекте профилактики социального сиротства и помощи в устройстве детей, лишившихся родительского попечения. Документально такой «диалог» может объективиро-

ваться в заключаемом сторонами соглашении о сотрудничестве.

Необходимо затронуть также вопрос усиления профилактической работы органов опеки и попечительства для оперативного выявления семей с детьми, имеющих проблемы, на самых ранних этапах проявления такого неблагополучия, и обеспечения ребенку возможности жить и воспитываться в его родной семье. В качестве объекта таких профилактических мер должны фигурировать не только те дети, которые в силу различных причин остались без попечения родителей, но и дети, которые, будучи в семье, находятся в ситуации, деструктивно отражающейся на их физическом или психическом здоровье и развитии. Такую обязанность органов опеки и попечительства важно отразить в действующем законодательстве.

Деятельность органов опеки (попечительства) по устройству детей, оставшихся без попечения родителей предполлагает важность их активизации в направлении устройства в семьи, имеющие постоянное место жительства на территории. В этом аспекте можно отметить положительный опыт Чувашской Республики. Так, в настоящее время в республике проживает 2,5 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. При этом за последние пять лет эта цифра сократилась на 20%, на 15% уменьшилось количество вновь выявляемых социальных сирот. По итогам 2021 года Чувашская Республика находится в рейтинге 20 лучших регионов по семейному устройству в Российской Федерации. Для оказания помощи семьям в воспитании подопечных детей созданы условия в виде мер социальной поддержки: ежемесячного пособия, вознаграждения приемным семьям, различных видов выплат как из федерального, так и республиканского бюджета. На сегодняшний день 88% замещающих семей имеют своего «семейного» психолога, который поможет как в период адаптации ребенка в новой семье, так и в период его взросления и появления новых трудностей.

Наблюдается потребность в обеспечении четкого планирования и максимально «масштабного информирования» населения о возможности устройства детей, лишившихся попечения родителей (например, по телевидению и радио; в сети Интернет; в печатных СМИ и т. д.). В данном аспекте хотелось бы позитивно оценить тенденцию активизации применения органами опеки возможностей привлечения общественных организаций. Иллюстративно, что, например, благодаря инициативам Минобразования Чувашии совместно с Республиканской ассоциацией замещающих семей Чувашской Республики ежегодно с 2014 года проводится форум замещающих семей, который в 2022 году проводится в рамках Международного дня семьи. В форуме принимают участие делегации муниципалитетов республики (опекуны, попечители, приемные родители, усыновители с детьми, кандидаты в замещающие родители, специалисты органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалисты

сопровождения замещающих семей), представители других регионов в сфере деятельности опеки и попечительства, представители общественных организаций.

Направления совершенствования деятельности органов опеки (попечительства) в России будут фрагментарными без обращения к проблеме дефицита кадрового обеспечения и отсутствия должной профессиональной подготовки специалистов. На протяжении многих лет представители опеки жалуются на тотальные сокращения и одновременный рост загруженности [6].

Перечень обязанностей, действительно, широк. И чтобы со всеми справляться, специалисты органов опеки должны обладать обширными знаниями в области психологии, юриспруденции, педагогики, уметь оперативно распознать последствия жестокого обращения и совершаемого насилия в отношении несовершеннолетних. Вместе с тем, в современной России попросту не сложилось системы подготовки высококвалифицированных специалистов данного государственного органа.

В России на сегодняшний день функционируют более 13 тыс. специалистов органов опеки и попечительства, но подавляющий массив не получали профильное образование в сфере социальной педагогики и защиты детства, что усиливает противоречие между нуждаемостью государства и социума в квалифицированных кадрах и недостаточной профессиональной «оснащенностью» специалистов в данной сфере.

Низкий уровень заработных плат, высокая нагрузка, дефицит профессионального и методического инструментария, отсутствие четко установленного алгоритма, стандартов деятельности, - все это пагубно влияет на деятельность органов опеки. Как следствие наблюдаются тотальные увольнения специалистов, а низкий уровень мотивации не позволяет качественно исполнять возложенные на них полномочия. Право регионов Российской Федерации на расширение спектра полномочий органов опеки (попечительства) влечет возложение на них еще большей нагрузки.

Для того чтобы минимизировать неблагоприятные факторы, стоит освободить органы опеки от несвойственных им функций, а на федеральном уровне составить четкий и закрытый перечень их полномочий, запрещенный для расширения на региональном уровне. Отдельные функции и обязанности, которые сегодня лежат на плечах органов опеки, целесообразно передать уполномоченным организациям - социальным, образовательным, медицинским учреждениям и НКО, прошедшим отбор и отвечающим законодательным требованиям [2].

Кроме того, в связи с негативными примерами из жизненной практики, связанными с фиктивно составляемыми представителями органами опеки актами о проверке жизни ребенка и условий его жизни, целесообразно их обязать делать и предоставлять фото- и видеофиксацию в уполномоченные органы. Это не допустит возникновения случаев составления актов без выезда специалиста в семью, т. е. предоставления заведомо ложных данных о жизни ребенка в семье.

Наконец, важно также объективно оценить целесообразность разграничения полномочий между социальной защитой и между органами опеки, поскольку последние имеют тесные связи с вопросами семьи. Это могло бы частично разгрузить органы опеки, сделав их деятельность более «ориентированной на результат».

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 №2958-р // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/

2. Чурсина А.С. Некоторые проблемы правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации / А.С. Чурсина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - №5. - С.45.

3. Иванова А.Д. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы / А.Д. Иванова, О.В. Муругова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. - 2019. - №6. - С.116-121.

4. Гражданское право: институт опеки и попечительства: учебное пособие / К.С. Махарадзе. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. Ун-та, 2021. - 653 с.

5. Эксперты раскритиковали предложение Астахова создать госагентство по сиротам // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20130117/918457241.html

6. Ющенко Н.В. Перспективные векторы развития института опеки и попечительства в России и рекомендации по его совершенствованию // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - №52. - С. 114-119.

УДК 34

DOI 10.21661/Г-557155

Рахванова Д.Н.

Правовое регулирование усыновления, опеки и попечительства в современной России

Аннотация

В статье автором рассмотрены проблемы правового регулирования отношений, связанных с усыновлением, установлением опеки и попечительства. Отмечается, что в современной России данные институты осуществляются не только нормами семейного, но и гражданского законодательства, что влечет за собой ряд проблем как в применении норм, так и в их понимании.

Ключевые слова: правовое регулирование, усыновление, опека, попечительство, семейное право.

Одними из важнейших институтов семейного законодательства, направленных на обеспечение прав детей, оставшихся без попечения родителей. выступают институты усыновления, опеки и попечительства. Так, ребенок может лишиться родительской опеки в силу различных жизненных обстоятельств: смерть родителей; отказ родителей от ребенка; лишение или ограничение родительских прав. Сегодня институты усыновления, опеки и попечительства, в свою очередь, предоставляют ребенку возможность обрести новую семью, поскольку роль семьи в жизни каждого человека сложно переоценить, именно в ней детям прививается любовь к другим людям, к окружающей среде, природе, а также закладываются основы правильного поведения.

Регулирование правоотношений, связанных с усыновлением, установлением опеки и попечительства, в современной России осуществляется нормами не только семейного, но и гражданского законодательства.

Однако, сложность заключается в том, что отдельные положения названных процедур могут содержаться в разных правовых актах, что затрудняет их понимание и применение.

В частности, в главе 19 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) установлены требования к детям, которые могут быть усыновленными, и требования к лицам, которые могут быть усыновителями; права и обязанности усыновителя и усыновленного; необходимость получения согласий родителей усыновляемого, самого усыновляемого, супруга (супруги) усыновителя на усыновление; основания изменения имени, отчества, фамилии, даты и места рождения усыновленного ребенка; правовые последствия усыновления; тайна усыновления; основания, порядок и последствия отмены усыновления и пр [1].

Процедура усыновления ребенка осуществляется на основании решения суда, порядок принятия которо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.