Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании усыновленного ребенка'

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании усыновленного ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева В. С.

Проблемы усыновления и его социально-педагогического сопровождения рассматриваются в исследованиях отечественных ученых, затронутых в статье. Практическая часть статьи содержит анализ работы «Отдела опеки и попечительства управления образования мэрии г. Магадана», а именно информацию о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данные об усыновлении детей и об опекаемых детях, состоящих на учете в органах опеки и попечительства г. Магадана за последние три года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании усыновленного ребенка»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ УСЫНОВЛЕННОГО РЕБЕНКА

© Николаева В.С.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Проблемы усыновления и его социально-педагогического сопровождения рассматриваются в исследованиях отечественных ученых, затронутых в статье. Практическая часть статьи содержит анализ работы «Отдела опеки и попечительства управления образования мэрии г. Магадана», а именно информацию о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данные об усыновлении детей и об опекаемых детях, состоящих на учете в органах опеки и попечительства г. Магадана за последние три года.

Понятие «усыновление» рассматривается В.А. Карпуниным как «... принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми». По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Разработкой данной проблемы занимались такие ученые, как Л.Ю. Грудинина, В.А. Кузнецов, А.Н. Нечаева, Н.В. Летова, А.П. Васильев, М.В. Антокольская, Г.В. Арутю-нян, Л.И. Пчелинцева, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, С.Ю. Мещерякова, А.И. Сорокина и другие исследователи.

Усыновить ребенка - это значит признать его своим родным. В нашей стране существует тайна усыновления: мать может имитировать беременность и изменить дату рождения малыша, чтобы никто не узнал, что он приемный. Где и в какой семье оказался ребенок - сотрудники детского дома и органов опеки и попечительства не имеют права говорить никому, даже его кровным родителям, исходя из принципа конфиденциальности информации. Усыновитель сам решает, должен ли ребенок знать, что он неродной или нет. Усыновить ребенка - это полдела, необходимо создание условий, способствующих физическому, психическому развитию ребенка, и особенно, благоприятной адаптации его в семье. К сожалению, это получается не всегда. Усыновленных детей возвращают в детские дома по разным причинам: психологическая несовместимость; отклонения в развитии; проблемы со здоровьем ребенка, которые либо скрыли от усыновителей, либо просто сначала не заме-

* Студент 3 курса специальности «Социальная педагогика». Научный руководитель: Глазунова О.Л., доцент кафедры Социальной педагогики.

тили и др. Но бывают ситуации, когда от детей отказываются из-за проблем переходного возраста. Некоторые родители полагают, что их ребенок был бы тихий и покладистый, а в проблемах с усыновленным - виноваты не ошибки в воспитании и не тяжелый подростковый период, а чужие гены.

Таким образом, необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.

В социально-педагогической литературе педагогическое сопровождение рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. В теории сопровождения развития ребенка важным выступает утверждение о том, что носителями проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители (попечители), а также педагоги и ближайшее окружение ребенка.

Исходя из этого, сопровождение семьи включает:

1. предупреждение и нивелирование негативных ситуаций, возникающих в процессе становления профессиональной замещающей заботы;

2. формирование новой целостности - профессиональной семьи;

3. актуализацию ресурсов семьи и выработку адекватных стратегий поведения в ситуации семейного и индивидуального стресса.

Исследователи детства показывают, что педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекцион-ных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье и ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Каждому ребенку необходимо обеспечить помощь и поддержку, соблюдая основные деятельностно-функциональные принципы: адресности помощи, гарантированности ее получения, оперативности и своевременности ее проведения, сохранения конфиденциальности, комплексности решения проблемы, но главное - максимально возможное сохранение ребенка в привычной социальной среде.

Познакомившись с информацией, представленной психолого-педагогическим и медико-социальным центром Департамента Образования Магаданской области «О выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было выявлено, что на 01.01.2012 года в Магаданской области проживает 1346 детей, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и подлежащие устройству в семью. Шестьдесят три ребенка не относятся к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», но в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» проживают в семьях опекунов на основании заявлений родителей. В последние годы в области наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставших-

ся без попечения родителей, выявленных в течение года: 2008 год - 249 чел; 2009 год - 230; 2010 год - 151чел.

В соответствии с политикой государства, направленной на создание и развитие института семьи, приоритетным в области, как и прежде, являются семейные формы жизнеустройства детей. Ежегодно более 50 % выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи. Так из общего количества выявленных и нуждающихся в устройстве детей (168 чел.) в 2011 году в семьи было передано 74 (44 %) несовершеннолетних, в том числе 18 (11 %) чел. возвращено кровным родителям после реабилитации семьи. Под надзор в образовательные, медицинские, оказывающие социальные услуги организации и учреждения профессионального образования на полное государственное обеспечение устроено 81 чел. (48 %).

Приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью является усыновление. В 2011 году усыновлено 12 детей, из них 9 детей гражданами Российской Федерации и 3 ребенка иностранными гражданами. В основном на усыновление российскими гражданами востребованы дети в возрасте от 0 до 1 года, не имеющие серьезной патологии в состоянии здоровья. Таких детей в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, очень мало (2,5 %).

Самой распространенной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача детей под опеку (попечительство) граждан. Всего в области под опекой и попечительством находится 495 детей, из них 387 под безвозмездной формой опеки и 108 детей на возмездной форме опеки по договору о приёмной семье. Положительным результатом работы специалистов органа опеки и попечительства мэрии г. Магадана над несовершеннолетними является то, что в области увеличивается число граждан, назначенных опекунами (попечителями) детей, не являющихся родственниками.

Всего в течение 2011 года переданы на воспитание в семьи граждан 96 детей (12 детей - усыновлены, 24 - отданы в приемную семью, 60 - находятся под опекой (попечительство)). Из государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроено в семьи граждан 28 детей, из них: 7 детей возвращено родителям в связи с восстановлением последних в родительских правах, в отношении 2 детей одинокие матери отозвали заявление о согласии на усыновление, 6 детей переданы на воспитание в приёмную семью, над 8 детьми оформлена опека.

С целью подготовки кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители продолжает действовать «Служба сопровождения замещающих семей», созданная на базе МОГ БОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи («ППМС-центр»). Основными направлениями деятельности службы являются: диагностика родительской готовности; обучение взаимодействию со специалистами органов опе-

ки и попечительства, детских домов с целью подбора и подготовки детей к переходу в приемную семью; оказание экстренной психологической помощи для замещающих семей в кризисных ситуациях; консультативная помощь по вопросам воспитания, психолого-педагогическим и социальным аспектам взаимодействия с ребенком.

В октябре 2011 г. состоялся второй слет опекунов, попечителей и приемных родителей на котором звучали вопросы, касающиеся семейного устройства и психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2011 года на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, имеются сведения о 326 детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Магаданской области, лишенных родительского попечения и подлежащих устройству в семью, что на 15 человек больше в сравнении с данными аналогичного периода прошлого года (на 01.01.2010 г. - 311 детей).

В отчетах специалистов-практиков указывается, что чаще всего об усыновлении задумываются те, кто по каким-либо причинам не могут иметь собственных детей. Однако в этом случае, особенно если в течение долгого времени предпринимать безуспешные попытки зачать своего ребенка, рисуется идеализированное представление счастливой семьи, которому приемный ребенок может не соответствовать. Часто бывает, что, усыновив ребенка, женщина все же беременеет, хотя раньше это казалось невозможным, тогда приемный сын или дочь могут стать ненужными. Практика показывает, что лучшими приемными родителями становятся те, кто уже вырастил собственных детей и имеет опыт родительства.

Психологи М.В. Антокольская, В.С. Мухина, Л.Ю. Грудинина составили портрет «хорошего» приемного родителя. Это человек, у которого нет оснований жаловаться на свою жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет богаче и ярче, когда в семье появится ребенок, и всерьез к этому стремится, несмотря на возможные сложности. Этот человек не просто жалеет детей, которые лишены родительской заботы, но считает, что может им помочь, готов пожертвовать какими-то из удобств, чтоб дать им теплый дом и стать заботливым, любящим родителем.

Нам видится, что работа специалистов с родителями и ребенком будет более успешной, если и родители, и ребенок будут активно привлекаться к организации, разработке и проведению мероприятий, способствующих сплочению новой семьи. Это совместные действия, участия в конкурсах по формированию интересных традиций; совместные прочтения интересной литературы и последующее их обсуждение; прогулки не только с семьей и родителями, но и с друзьями. Все это будет способствовать наиболее полноценному всестороннему развитию ребенка в семье, успешной адаптации его к новой для него социальной среде.

Проблемы детей, возникшие по вине взрослых, необычайно разнообразны и многолики. Поэтому требуют совершенствования нормативно-правовой

базы, социального расширения и укрепления материальной и финансовой базы, развития организационной структуры социальной защиты и поддержки семьи и детей.

Список литературы:

1. Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Методика психодиагностического обследования кандидатов в усыновители и приемные родители. - Мн., 2000.

2. Зенина О.И. Психологические сопровождение семьи // Социальная работа. - 2008. - № 6.

3. Иванова Н.П. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям. - М.: Педагогика, 1993.

4. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.

5. Карпунина Е.В. Как усыновить ребенка? - М.: Эксмо, 2011.

6. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. - Мн., 1981.

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© Николаева Ю.С.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

В статье дается краткая характеристика подростка, развитие нравственных ценностей. Рассматривается вопрос о средствах СМИ и их влиянии на подростков. Определены механизмы влияния СМК на детей.

Формирование нравственных ценностей детей и подростков происходит в процесс массовой коммуникации, который носит неоднозначный характер и не всегда положительно сказывается на мировоззрении.

То, что средства массовой информации (СМИ) оказывают огромное влияние на личность и зачастую полностью формируют общественное мнение, непреложный факт. СМИ - это исторически сложившийся специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования и общественного мнения большей части населения. СМИ включает в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, видеоигры, радио, интернет и т.д. [6, с. 314].

Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая во многом не подлежит проверке. Мы зачастую принимаем новости на веру,

* Студент 3 курса специальности «Социальная педагогика». Научный руководитель: Вебер Р.М., доцент, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.