Научная статья на тему '3. 16. Органы опеки и попечительства как субъекты процедуры усыновления'

3. 16. Органы опеки и попечительства как субъекты процедуры усыновления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1752
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВО / ЗАКОН / ОПЕКА / ADOPTION / LEGISLATION / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арутюнова Элина Валерьевна

Статья посвящена анализу деятель-ности органов опеки и попечительства как субъек-тов процедуры усыновления. В современном семей-ном законодательстве РФ защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения роди-телей, возлагается на органы опеки и попечитель-ства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANS OF GUARDIANSHIP AND SHELTER AS SUBJECTS OF PROCEDURE OF ADOPTION

Article is devoted the analysis of the activity of organs of guardianship and shelter as subjects of pro-cedure of adoption. In the modern domestic legislation of Russian Federation defense of rights and legal interests of children, remaining without the care of parents laid on the organs of guardianship and shelter.

Текст научной работы на тему «3. 16. Органы опеки и попечительства как субъекты процедуры усыновления»

3.16. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ

Арутюнова Элина Валерьевна, аспирант. Место учебы: кафедра гражданского права и процесса, Белгородский университет потребительской кооперации.

Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности органов опеки и попечительства как субъектов процедуры усыновления. В современном семейном законодательстве РФ зашита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Ключевые слова: усыновление, законодательство, закон, опека.

ORGANS OF GUARDIANSHIP AND SHELTER AS SUBJECTS OF PROCEDURE OF ADOPTION

Arutyunova Elina Valerievna, postgraduate student. Place of study: Civil law and process chair, Belgorod University of consumers’ cooperation.

Annotation: Article is devoted the analysis of the activity of organs of guardianship and shelter as subjects of procedure of adoption. In the modern domestic legislation of Russian Federation defense of rights and legal interests of children, remaining without the care of parents laid on the organs of guardianship and shelter.

Keywords: adoption, legislation, guardianship.

Процедура устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - от выявления детей до избрания формы устройства, - находится в исключительной компетенции органов опеки и попечительства.

Полагаем, наделение органов опеки и попечительства настолько широкими полномочиями не всегда отвечает интересам ребенка. Считаем целесообразным, в случаях несогласия ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста, когда ребенок наделяется правом самостоятельно в суде защищать свои интересы, - с заключением органов опеки и попечительства о целесообразности использования в отношении несовершеннолетнего той или иной формы устройства и подбором конкретного кандидата в качестве усыновителя, попечителя, наделить правом принятия окончательного решения (даже в случае его противоречия мотивированному заключению органа опеки и попечительства) суд. На наш взгляд, допущение такой возможности существенно ограничит возможность злоупотреблений своими правами со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства.

Закон Белгородской области от 14 января 2008 года №185 «Об организации и осуществлении деятельности по опеки и попечительству в Белгородской области» возлагает на орган опеки и попечительства Белгородской области, осуществляющий полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в учреждениях профессионального образования по очной форме обучения, обладает множеством полномочий. Вот их неполный список:

1) осуществляет контроль за соблюдением в Белгородской области прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, остав-

шихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в учреждениях профессионального образования по очной форме обучения (далее также - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа), за условиями их содержания, воспитания и обучения в государственных и муниципальных учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения и других аналогичных учреждениях;

2) осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, повышению социального статуса семьи на основе базовых ценностей, коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия;

3) участвует в реализации государственной кадровой политики в сфере защиты прав несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Белгородской области, регулирующих вопросы опеки и попечительства, а также экспертную оценку проектов законодательных актов по проблемам несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) осуществляет межведомственное взаимодействие по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, с органами местного самоуправления, социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, прокуратуры, судебными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации;

6) выполняет функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

7) осуществляет мероприятия по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приоритетом на усыновление (удочерение);

8) разрабатывает проекты областных целевых программ и мероприятий по социальной защите несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

9) формирует региональную базу данных на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, выявленных в Белгородской области, а также на кандидатов в родители замещающих семей;

10) способствует созданию необходимых условий для содержания, воспитания, обучения, социальной поддержки, охраны здоровья несовершеннолетних, нуждающихся в защите государства - воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подопечных замещающих семей;

11) осуществляет управление деятельностью учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении Белгородской области, по вопросам их жизнедеятельности, социализации и трудоустройству воспитанников, постинтернатному сопровождению выпускников;

12) организует психолого-педагогическое и юридическое сопровождение кандидатов в родители замещающих семей и родителей замещающих семей; разрабатывает программы по их подготовке;

СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ

Арутюнова Э.В.

13) способствует формированию, выявляет и пропагандирует актуальный и инновационный опыт работы в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

14) осуществляет информационное и научнометодическое обеспечение деятельности работников органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере защиты прав и законных интересов детей, организует повышение их квалификации;

15) оказывает консультативную помощь гражданам по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

16) осуществляет мониторинг выполнения программ и мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Анализ рассматриваемого законодательного акта отдельно взятого субъекта Российской Федерации указывает на то, что функциями по деятельности органов опеки и попечительства наделяются и органы местного самоуправления, что не противоречит федеральному законодательству. В частности органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Белгородской области наделены полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в том числе:

1) по осуществлению комплексного социальнопсихологического сопровождения семьи и ребенка и контролю за условиями его жизни и воспитания в семье;

2) по осуществлению деятельности по профилактике социального сиротства;

3) по своевременному выявлению детей, лишившихся попечения родителей; исполнению обязанностей опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в замещающую семью или в государственные и муниципальные учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения и другие аналогичные учреждения, а также по окончании ими учреждений профессионального образования;

4) по ведению первичного учета детей, лишившихся попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты родительского попечения, а также учета детей, в отношении которых произведены передача на воспитание в замещающую семью или на полное государственное обеспечение в государственные, муниципальные учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения и другие аналогичные учреждения;

5) по обеспечению временного устройства несовершеннолетних, нуждающихся в опеке и попечительстве, в соответствующие государственные и муниципальные учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения и другие аналогичные учреждения;

6) по осуществлению устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью или на полное государственное обеспечение в государственные и муниципальные учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения и другие аналогичные учреждения;

7) по немедленному отобранию ребенка у родителей, иных лиц, на попечении которых он находится,

при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и другие.

Очевидно, что подобное перечисление функций органов исполнительной власти в законе без конкретизации того, кто выполняет определенное полномочие, не как не будет способствовать эффективной защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Напротив, это будет являться благодатной почвой для всевозможных злоупотреблений.

Вместе с тем, исходя из практики Конституционного Суда РФ, можно утверждать, что аналогичная ситуация с функциями опеки и попечительства наблюдается во многих субъектах РФ - республике Карелия, Агинском Бурятском автономном округе, Тульской области и других. Кстати, Суд уходит от решения данного вопроса, не видя «неконституционности» в данной ситуации.

Согласимся: нормы, в конституционности которых усомнились законодательные органы означенных выше субъектов, вполне возможно, соответствуют Конституции РФ. К сложившейся ситуации, на наш взгляд, привела чрезмерная децентрализация в правовом регулировании определения функций органов опеки и попечительства, неоправданная свобода действий, предоставленная Федерацией субъектам.

Поэтому, представляется необходимость внести дополнения в действующее законодательство, которое ввело бы в исполнительные органы субъектов Российской Федерации отдельное структурное подразделение - «орган опеки и попечительства» с концентрацией всех перечисленных полномочий.

Безусловно, «органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о безнадзорных детях» , но деятельное участие компетентных лиц в этом случае гораздо важнее. Вместе с тем, передавать деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, по той же причине - коммерциализация, иным субъектам, кроме органов опеки и попечительства достаточно опасно. В связи с этим, считаем необходимым привести в соответствие нормы Семейного кодекса РФ1, изложив п. 3 ст. 121 СК РФ в следующей редакции:

«Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается».

15 марта 2001 года был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», который определяет его формирование и пользование.2

Впервые в истории семейного права России законодатель принятием современного СК РФ предпринял попытку разноуровневой систематизации по устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.

2 О государственном банке данных о детях, оставшихся без по-

печения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ,

23.04.2001, ;№ 17, ст. 1643.

Таким образом, необходимо отметить, что органы опеки и попечительства выполняют достаточно много функций, связанных с процедурой установления усыновления (удочерения) - это и выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и организация функционирования государственного банка данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также кандидатов в усыновители, и подготовка материалов к судебному заседанию по установлению усыновления, осуществления контроля за содержанием и воспитанием усыновленного ребенка, и обращения в суд с требованием об отмене усыновления. В связи с этим хотелось бы еще раз указать на необходимость законодательного введения в исполнительные органы субъектов Российской Федерации отдельное структурное подразделение - «орган опеки и попечительства» и закрепить за ними конкретизированные полномочия.

Список литературы:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.

2. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643.

на научную статью аспиранта специальности 12.00.03 Арутюновой Э.В. на тему: «Органы опеки и попечительства как субъекты процедуры

Представленная на рецензирование статья посвящена исследованию органов опеки и попечительства как субъектов процедуры усыновления. В современном семейном законодательстве РФ обеспечение интересов детей является основной целью, осуществлению которой способствую! все нормы

Автором статьи была исследована процедура устройства дегей.

Автор статьи полагает, что наделение органов опеки и попечительства настолько широкими полномочиями не всегда отвечает интересам ребенка и считает целесообразным, в случаях несогласия ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста, когда ребенок наделяется правом самостоятельно в суде защищать свои интересы, - с заключением органов опеки и попечительства о целесообразности использования в отношении несовершеннолетнего той или иной формы устройства и подбором конкретного кандидата в качестве усыновителя, попечителя, наделить правом принятия окончательного решения (даже в случае его противоречия мотивированному заключению органа опеки и попечительства) суд. Автора статьи считает, что допущение такой возможности существенно ограничит возможность злоупотреблений своими правами со стороны должностных лиц органов опеки

Статья предназначена для использования широким кругом специалистов в области семейного права и может быть рекомендована к публикации в журнале, рекомендованном Высшей Аттестационной комиссией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.